СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Председательствующий
в первой инстанции Гавура О.В.
Докладчик в апелляционной инстанции Лядова Т.Р.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Севастополь
06 апреля 2017 года Дело №33-870/17
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего Володиной Л.В.
судей Лядовой Т.Р.
Андрейченко А.А.
при секретаре судебного заседания Белановой О.А.
при участии:
представителя истца: К.Н.Н.,
представителя ответчика: Р.М.В.,
представитель заявителя апелляционной жалобы, извещенный надлежащим образом о вместе и времени проведения судебного заседания, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Севастополя на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 10 сентября 2015 года по делу №33-870/17 (№2-1290/2015)
по иску Главного управления имущественных и земельных отношений
к Г.Е.В.
о признании недействительным свидетельства о праве собственности на земельный участок, признании права собственности на земельный участок отсутствующим и возврате земельного участка,
УСТАНОВИЛА:
В ноябре 2014 года Главное управление имущественных и земельных отношений обратилось в Гагаринский районный суд города Севастополя с исковым заявлением к Г.Е.В., в котором, с учетом заявления поданного в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просило признать недействительным свидетельство о праве собственности на земельный участок, общей площадью 0,0968 га, расположенный по адресу: <адрес>, выданное 11 апреля 2013 года на имя Г.Е.В., признать право собственности Г.Е.В.на земельный участок отсутствующим, обязать Г.Е.В. освободить указанный земельный участок и вернуть его Главному управлению имущественных и земельных отношений в состоянии пригодном для дальнейшего использования.
Заявленные требования мотивированы тем, что в ходе проведения специалистами Севимущества камеральной проверки в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности города Севастополя, выявлен факт незаконного возникновения у ответчика права частной собственности на спорный земельный участок, который ранее находился в собственности города Севастополя, и выбыл из собственности территориальной громады города Севастополя без соответствующего волеизъявления собственника земли.
Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 10 сентября 2015 года в удовлетворении исковых требований было отказано.
Не согласившись с указанным решением, считая его незаконным и необоснованным, Правительство Севастополя подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба мотивирована нарушением судом первой инстанции норм материального и процессуального права, неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, неполным исследованием доказательств по делу, свидетельствующих о незаконности владения ответчиком спорным земельным участком. Также, в апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что распоряжения Севастопольской городской государственной администрации № 748-р от 24 марта 2010 года, №1111-р от 06 апреля 2010 года, на основании которых ОК «Жилищно-строительный кооператив «Мегастрой» предоставлено разрешение на разработку проекта и утвержден данный проект землеустройства по отводу земельных участков общей площадью 2,9893 га в районе бухты Омега для строительства и обслуживания жилых домов, на основании которых ответчик, как член Обслуживающего кооператива, получил свидетельство о праве собственности на спорный земельный участок, решением Хозяйственного суда города Киева от 26 февраля 2013 года отменены.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы Правительства Севастополя, просил решение суда первой инстанции отменить по доводам, изложенным в ней, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель ответчика просил апелляционную жалобу отклонить, оспариваемое решение оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным.
Представитель Правительства Севастополя не явился, принимая во внимание наличие в материалах дела доказательств, подтверждающих его надлежащее извещение о дате, времени и месте судебного заседания, судебная коллегия, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В силу статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что истцом не представлены надлежащие доказательства, свидетельствующие о незаконности приобретения ответчиком права собственности на спорный объект недвижимого имущества.
Однако с такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку они не в полной мере соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, фактическим обстоятельствам делам, исходя из следующего.
Из материалов дела усматривается, что на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации «О предоставлении разрешения Обслуживающему кооперативу «Жилищно-строительный кооператив «Мегастрой» на разработку проекта землеустройства относительно отведения земельного участка в районе бухты «Омега» для строительства и обслуживания квартала индивидуальной жилой постройки» №748-р от 24 марта 2010 года ОК «ЖСК «Мегастрой» предоставлено разрешение на разработку проекта землеустройства относительно отведения земельного участка в районе бухты «Омега» для строительства и обслуживания квартала индивидуальной жилой постройки.
Распоряжением Севастопольской городской государственной администрации «О передаче в собственность гражданам-членам обслуживающего кооператива «Жилищно-строительный кооператив «Мегастрой» земельных участков для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебных участков), расположенных в бухте «Омега» № 1111-р от 06 апреля 2010 года ОК «ЖСК «Мегастрой» утвержден проект землеустройства относительно отведения земельных участков общей площадью 2,9893 га и техническая документация по установлению границ в натуре (на местности) для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки), расположенных в бухте «Омега», а гражданам Украины – членам ОК «ЖСК «Мегастрой», к числу которых относится и ответчик, переданы в собственность земельные участки общей площадью 2,9893 га для строительства и обслуживания жилых домов.
На основании вышеуказанного распоряжения Г.Е.В. совершены действия по оформлению права собственности на земельный участок общей площадью 0,0968 га, расположенного по адресу: <адрес>, получено свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество серии САВ №, индексный № от 11 апреля 2013 года (л.д. 44).
Решением Хозяйственного суда города Киева от 26 февраля 2013 года по делу №5011-57/15949-2012 по иску первого заместителя прокурора города Севастополя в интересах государства в лице Севастопольского городского Совета к Севастопольской городской государственной администрации, Обслуживающему кооперативу «Жилищно-строительный кооператив «Мегастрой», оставленного без изменения постановлением Киевского апелляционного хозяйственного суда от 22 мая 2013 года, постановлением Высшего хозяйственного суда Украины от 26 февраля 2014 года, указанные выше распоряжения Севастопольской городской государственной администрации №748-р от 24 марта 2010 года и № 1111-р от 06 апреля 2010 года, признаны недействительными.
Материалами дела подтверждается, что при рассмотрении дела №5011-57/15949-2012 Г.Е.В. была привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, в связи с чем, решение Хозяйственного суда города Киева от 26 февраля 2013 года по делу №5011-57/15949-2012 имеет в силу статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации преюдициальный характер при рассмотрении судом настоящего дела, и обстоятельства, установленные указанным решением суда, не подлежат доказыванию вновь.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что поскольку вступившим в законную силу судебным актом распоряжения Севастопольской городской государственной администрации № 748-р от 24 марта 2010 года и №1111-р от 06 апреля 2010 года, послужившие основанием возникновения права собственности ответчика на спорный земельный участок и получения им свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество признаны недействительными, в настоящее время не действуют, владение, пользование и распоряжение спорным земельным участком осуществляется Г.Е.В. в отсутствие законных оснований.
Вывод суда о том, что распоряжения Севастопольской городской государственной администрации №-р от 24 марта 2010 года, № 1111-р от 06 апреля 2010 года исчерпали свое действие фактом их исполнения в апреле 2013 года, в связи с чем, судом не может быть принято во внимание решение Хозяйственного суда города Киева от 26 февраля 2013 года, является ошибочным, поскольку признание в судебном порядке решения субъекта властных полномочий недействительным влечет правые последствия его недействительности с момента принятия, то есть с 24 марта 2010 года и 06 апреля 2010 года, а не с момента вступления в законную силу решения суда..
Помимо указанного отклоняется как несостоятельная ссылка ответчика на постановление Окружного административного суда горда Севастополя от 30 марта 2011 года по делу №2а-3300/10/2770, оставленное без изменения определением Севастопольского апелляционного административного суда от 21 ноября 2011 года, определением Высшего административного суда Украины от 22 мая 2012 года, и постановление Окружного административного суда города Севастополя от 13 ноября 2012 года по делу № 2а-2191/12/2770 оставленное без изменения определением Севастопольского апелляционного административного суда от 18 марта 2013 года, а также определением Высшего административного суда Украины от 17 октября 2013 года, поскольку в рамках указанных дел и сложившихся правоотношений разрешался вопрос о признании противоправными и отмене распоряжений Севастопольской городской государственной администрации от 26 июля 2010 года № 1601-р и №1602-р, которыми отменены распоряжения от 24 марта 2010 года № 748-р, от 06 апреля 2010 года № 1111-р, по тем основаниям, что Севастопольская городская государственная администрация издала распоряжения №1601-р и №1602-р с превышением предоставленных ей полномочий. Вопрос о правомерности либо противоправности изданных распоряжений Севастопольской городской государственной администрации №748-р от 24 марта 2010 года, а также №1111-р от 06 апреля 2010 года, не разрешался, предметом рассмотрения судом первой инстанции в рамках указанных дел не был.
Относительно о правомочности обращения Главного управления имущественных и земельных отношений в суд с требованиями настоящего иска, судебная коллегия исходит из следующего.
11 марта 2014 года Верховной Радой Автономной Республики Крым и Севастопольским городским Советом принята Декларация о независимости Республики Крым и г. Севастополя, согласно которой провозглашено Крым независимым суверенным государством – Республикой Крым, в которой город Севастополь имеет особый статус.
20 марта 2014 года Государственной Думой Российской Федерации, и 21 марта 2014 года Советом Федерации одобрен Федеральный конституционный закон № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
Федеральным законом от 21 марта 2014 года № 36-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов» ратифицирован Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов, подписанный в городе Москве 18 марта 2014 года.
Пунктом 3 Решения Севастопольского городского совета от 17 марта 2014 года № 7156 «О статусе города – героя Севастополя» установлено, что деятельность государственных органов Украины на территории города Севастополя прекращается, их полномочия, имущество и денежные средства переходят к органам, определенным Севастопольским городским советом.
В соответствии со статьей 1 Закона города Севастополя от 23 апреля 2014 года № 3-ЗС «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя» все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности по состоянию на 17 марта 2014 года, являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.
Из положений подпункта 4 пункта 1 статьи 2 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» следует, что права на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, признаются правами, установленными законодательством Российской Федерации, в частности – все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью города Севастополя.
Согласно пункту 2 статьи 25, пунктам 1, 7, 9 статьи 27 Закона города Севастополя от 30 апреля 2014 года № 5-ЗС «О Правительстве Севастополя» к основным полномочиям Правительства Севастополя относится организация и осуществление управления и распоряжения собственностью города Севастополя и контроля за ее эффективным использованием, наделение полномочиями по управлению и распоряжению собственностью города Севастополя соответствующих органов исполнительной власти, разработка и осуществление городской политики в области градостроительства и землепользования, осуществление контроля за использованием и охраной земель и других объектов недвижимости на территории города Севастополя, осуществление управления в области земельных отношений.
Из пункта 1.1 Положения о Главном управлении имущественных и земельных отношений (далее – Севимущество), утвержденного Распоряжением и.о. губернатора города Севастополя от 15 августа 2014 года № 129 следует, что Севимущество является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим исполнительно – распорядительные функции по управлению и распоряжению имуществом, являющимся собственностью города федерального значения Севастополя.
Согласно пунктам 2.1, 2.6 названного Положения, к основным задачам Севимущества относятся, в частности, разработка и реализация государственной политики в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Севастополя, приватизации имущества города Севастополя, выполнения полномочий собственника в отношении имущества города Севастополя, использования и учета земель на территории города Севастополя; осуществление защиты имущественных прав города Севастополя, в том числе в сфере признания имущества бесхозяйным имуществом, выморочным имуществом, самовольной постройкой, освобождения земельного участка и признания права собственности отсутствующим, признания права собственности города Севастополя на самовольную постройку и иные требования.
Исходя из анализа указанных правовых норм, с учетом ликвидации органа – Севастопольского городского Совета (без правопреемства), уполномоченного по распоряжению землями, находящимися в пределах населенных пунктов до вступления Республики Крым и города федерального значения Севастополь в состав Российской Федерации, с учетом того, что полномочиями по распоряжению земельными участками на территории города федерального значения Севастополя обладает постоянно действующий высший исполнительный орган государственной власти города Севастополя – Правительство города Севастополя, и учитывая, что ответчик владеет спорным земельным участком, который расположен на территории города федерального значения Севастополь, чем нарушает права и интересы государства, как собственника, судебная коллегия приходит к выводу, что Главное управление имущественных и земельных отношений является надлежащим истцом по делу, и подведомственным Правительству Севастополя исполнительным органом.
Согласно пункту 2 статьи 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения
Как следует из абзаца 2 пункта 52 Постановления Пленума ВС РФ №10 и Пленума ВАС РФ № 22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
При таких обстоятельствах, определив, что право на земельный участок возникло у ответчика на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации, которое признано недействительным, в связи с чем владение, пользование и распоряжение спорным объектом недвижимости осуществляется ответчиком в отсутствие правовых оснований, судебная коллегия приходит к выводу о признании недействительной регистрации права собственности на спорный земельный участок за ответчиком, вследствие чего подлежит также признанию отсутствующим право собственности ответчика на него. Кроме того, судебная коллегия усматривает основания для возврата указанного земельного участка в собственность города.
Исходя из изложенных обстоятельств дела, анализируя указанные нормы права, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене, как принятое при неправильном определении и недоказанности установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела, с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 10 сентября 2015 года по делу №33-870/17 (№2-1290/2015) отменить, принять новое решение:
«Исковые требования удовлетворить.
Признать недействительным свидетельство о права собственности на недвижимое имущество - земельный участок общей площадью 0,0968 га, расположенный по адресу: <адрес>, серии САВ №, индексный № от 11 апреля 2013 года, выданное Г.Е.В..
Признать право собственности Г.Е.В. на земельный участок общей площадью 0,0968 га, расположенный по адресу: <адрес>, отсутствующим.
Обязать Г.Е.В. освободить земельный участок, общей площадью 0,0968 га, расположенный по адресу: <адрес>, от всех строений и вернуть его в собственность города федерального значения Севастополь в состоянии пригодном для дальнейшего использования».
Определение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Председательствующий Л.В. Володина
Судьи Т.Р. Лядова
А.А. Андрейченко