2-4357/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
8 апреля 2013 года г. Подольск
Подольский городской суд Московской области
в составе председательствующего судьи Мизюлина Е.В.
при секретаре Кузнецовой А. Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску САС, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего СИА, к Администрации города Подольска Московской области, ОАО «Подольский машиностроительный завод» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
САС обратился в суд с иском к Администрации города Подольска Московской области, ОАО «Подольский машиностроительный завод» о признании права собственности по 1/2 доли за ним и его несовершеннолетним сыном на жилое помещение в порядке приватизации – комнату №, общей площадью 29,5 кв.м. в квартире <адрес> в <адрес> - общежитие. Свои требования истец мотивирует тем, что в январе 2004 года ему как работнику Подольского машиностроительного завода была предоставлена изолированная комната №, расположенная по адресу: <адрес>. Истец постоянно зарегистрирован и проживает в спорном жилом помещении, в приватизации ранее участия не принимал. Однако при обращении в МУП «Бюро по приватизации жилья г. Подольска» с заявлением о приватизации указанной комнаты, ему было отказано в связи с тем, что жилой дом в котором находится спорное жилое помещение, не находится в государственной, муниципальном или ведомственном фонде. Истец считает данный отказ незаконным, противоречащим Закону РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», нарушающим его жилищные права.
Истец – САС – в судебное заседание не явился. Представитель истца по доверенности СЕЕ в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме.
Ответчик – представитель Администрации г. Подольска – в судебное заседание не явился, извещен (л.д. 83).
Ответчик – представитель ОАО «Подольский машиностроительный завод» – в судебное заседание не явился, извещен (л.д. 82).
3-е лицо - представитель МУП «Бюро по приватизации жилья г. Подольска» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, против иска не возражал (л.д. 22).
3-е лицо – представитель Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городскому округу Подольск – в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя (л.д. 23).
Суд, выслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что САС и СИА являются нанимателями жилого помещения – комнаты №, общей площадью 29,5 кв.м. в <адрес> в <адрес>, что подтверждается выпиской из домовой книги (л.д. 10). Истец зарегистрирован по вышеуказанному адресу с д.м.г, его несовершеннолетний сын – с д.м.г (л.д. 10).Согласно справке из лицевого счета сведений о задолженности оплаты коммунальных услуг за спорное жилое помещение не имеется, общая площадь комнаты 29,5 кв.м., жилая площадь 19,8 к.в.м. (л.д. 11).
Из представленных справок усматривается, что истец ранее в приватизации жилья участия не принимал (л.д. 13-16).
На основании справки МУП «Бюро по приватизации жилья г. Подольска» за № от д.м.г САС, проживая по адресу: <адрес>, комната № с д.м.г по настоящее время, в приватизации по вышеуказанному адресу не участвовал (л.д. 12).
Как усматривается из свидетельства на право собственности, общежитие № по <адрес> принадлежит на праве собственности АООТ «Подольский Машиностроительный завод» (л.д.67), вместе с тем, согласно выписке из ЕГРП от д.м.г право собственности на спорную комнату не зарегистрировано (л.д. 84).
При обращении в МУП «Бюро по приватизации жилья города Подольска» с заявлением на приватизацию занимаемой им комнаты истец получил отказ, что подтверждается уведомлением об отказе в оформлении приватизации жилого помещения (л.д. 9).
Данный отказ нельзя признать правомерным по следующим основаниям.
Статьей 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Исходя из ст. 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» жилые помещения в общежитиях не подлежат приватизации.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Изложенные положения законодательства свидетельствуют о том, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Следовательно, граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность на основании ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Жилые помещения в общежитиях, расположенные в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшиеся в качестве общежитий, которые были предоставлены и переданы в муниципальный жилищный фонд до 1 марта 2005 года, могут быть приобретены гражданами в порядке приватизации в собственность после 1 марта 2005 года при условии, если это жилое помещение является изолированным.
В силу ст.18 Закона от 04.07.1991г. №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
В соответствии со ст.7 ФЗ РФ №189-ФЗ от 29.12.2004г. «О введении в действие жилищного Кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма».
Таким образом, включение жилого здания общежития в состав приватизируемого имущества государственного предприятия не должно влиять на жилищные права граждан, вселившихся и проживавших в данных жилых помещениях до приватизации имущества государственного предприятия, в том числе и на праве бесплатной передачи им в собственность этих жилых помещений на основании ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», независимо от того, ставили они вопрос о признании договоров приватизации имущества государственного предприятия и купли-продажи общежития недействительными.
Тем самым, здание общежития не подлежало приватизации и согласно ст. 18 ФЗ от 23.12.1992 г. № 4199-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственной ведение или оперативное управление правопреемником этих предприятий, учреждений, либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.
В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 02.11.2000г. №220-О и Постановления Конституционного Суда РФ от 03.11.1998г., государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, закрепленных Конституцией РФ. При этом, ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, фактически обуславливающие особенности правового режима жилья, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность.
Исходя из правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Постановлении от 03.11.1998 года №25-П и определении от 10.12.2002 года №316-О, допускается отказ в приватизации лишь того жилого помещения, целевое назначение которого, его место нахождения и другие обстоятельства, обуславливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в частную собственность. При этом, собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы не вправе произвольно, не будучи связанными какими-либо установленными в законе предпосылками, отказывать жильцам в приватизации жилья.
В соответствии с п.1 Указа Президента РФ от 10.01.1993г. №8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий», при приватизации предприятий, находившихся в федеральной (государственной) собственности, в состав приватизируемого имущества не могли быть включены объекты жилищного фонда. Указанные объекты, являлись федеральной собственностью, должны были находиться в ведении администрации по месту расположения объекта. Также жилые помещения в общежитиях, расположенные в жилых домах, ранее принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям, либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшиеся в качестве общежитий, которые были предоставлены и переданы в муниципальный жилищный фонд до 1 марта 2005г., могут быть приобретены гражданами в порядке приватизации в собственность после 1 марта 2005г. при условии, если это жилое помещение является изолированным.
Согласно п.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 года №8 «О некоторых вопроса применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» - решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции Закона Российской Федерации от 23 декабря 1992 г.) переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.
Из представленных документов усматривается, что решением Подольского городского суда от д.м.г, вступившим в законную силу, сохранена в перепланированном состоянии спорная комната (л.д. 85).
Признавая за истцом право собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации, суд исходил из того, что истец является нанимателем комнаты № площадью 29,5 кв.м. в <адрес> в <адрес>, постоянно в ней зарегистрирован и проживает, что подтверждается выпиской из домовой книги, ранее в приватизации участия не принимал, комната является изолированной, решением суда комната сохранена в перепланированном состоянии.
Таким образом, учитывая, что исковые требования являются законными и обоснованными, в полном объеме подтверждаются материалами дела, суд считает возможным признать за САС и его несовершеннолетним сыном право собственности по 1/2 доли за каждым на жилое помещение – комнату № общей площадью жилых помещений 29,5 кв.м. в <адрес> в <адрес>, в порядке приватизации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
иск САС, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего СИА, о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворить.
Признать за САС, С Ильёй СИА право собственности по 1/2 доли за каждым в порядке приватизации на жилое помещение – комнату № (номера на поэтажном плане 12, 13), общей площадью 29,5 кв.м., в том числе жилой площадью 19,8 к.в. в квартире <адрес>
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Подольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Е.В. Мизюлин