Решение по делу № 5-139/2018 от 05.07.2018

Дело №5-150/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г.Большой Камень                                            08.08.2018 г.

Судья Шкотовского районного суда Приморского края (г. Большой Камень, ул. Горького, д. 27) Рогачева А.В.,

с участием с участием представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - Юмашевой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть №98 федерального медико-биологического агентства» (ФГБУЗ МСЧ №98 ФМБА России), юридический адрес: 692806, Приморский край, г.Большой Камень, ул.Зеленая, д.5, ОГРН 1022500578308, дата регистрации – 03.11.2011 г., ИНН 2503005866,

УСТАНОВИЛ:

В период с 08.06.2018 г. по 02.07.2018 г. в ходе проведения внеплановой документарной проверки в отношении ФГБУЗ МСЧ №98 ФМБА России с целью проверки сведений о летальном случае от высоко патогенного гриппа А, выявленного у жителя г.Большой Камень Приморского края Никифоровой К.С., установлены факты нарушения требований законодательства о лицензировании медицинской деятельности при оказании медицинской помощи пациентки Никифоровой К.С., находившейся в период с 22.03.2018 г. по 26.03.2018 г. на стационарном лечении в ФГБУЗ МСЧ №98 ФМБА России, а также осуществлении внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Так, на этапе оказания стационарной помощи Никифоровой К.С. стандарты обследования и лечения выполнены с нарушениями приказа Минздрава России от 09.11.2012 г. №741н «Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при пневмонии тяжелой степени тяжести с осложнениями», не в полном объеме. В нарушение критериев качества оказания медицинской помощи, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения РФ от 10.05.2017 г. №203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» имеются дефекты ведения медицинской карты стационарного больного Никифоровой К.С., лекарственный препарат Арбидол назначен с нарушением режима дозировки, повторный осмотр врачом-инфекционистом не производился, коррекция плана обследования и лечения по результатам осмотра лечащего врача профильного, осмотра заведующего профильным отделением (дневным стационаром) после установления клинического диагноза не проведена, коррекция плана обследования и плана лечения по результатам осмотра лечащего врача профильного отделения, осмотра заведующим профильным отделением при изменении степени тяжести состояния пациента не проведена, при наличии показания от 24.03.2018 г. пациентка не была переведена в ПИТ. В нарушение пунктов 4.1., 4.6, 4.7, 4.9, 4.10 раздела 2 приказа Минздрава и СР РФ от 05.05.2012 №502н «Об утверждении порядка создания и деятельности Врачебной комиссии медицинской организации», приказа о проведении внутреннего контроля в медицинской организации №65 от 26.02.2018 г. «Об организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности» протокол №4 от 05.05.2018 г. по результатам служебного расследования не содержит принятого по результатам выводов решения (не оформлен протокол ВК), не разработан план мероприятий по устранению и предупреждению выявленных нарушений (отсутствует решение ВК о назначении лекарственного препарата Арбидол, о непроведении рентгенологического исследования, не проводилась оценка ведения медицинской документации).

Тем самым, ФГБУЗ МСЧ №98 ФМБА России допустило осуществление медицинской деятельности с грубыми нарушениями лицензионных требований и условий.

В судебном заседании представитель ФГБУЗ МСЧ №98 ФМБА России Юмашева А.И. пояснила, что при поступлении Никифоровой К.С. в ФГБУЗ МСЧ №98 ФМБА России было установлено, что данная пациентка привита против вируса гриппа, в связи с чем наличие заболевания вирусом гриппа А не рассматривалось. Лечение пациентке назначено с учетом имеющейся беременности, 24.03.2018 г. пациентка была осмотрена врачом-гинекологом, скорректировавшим лечение с учетом ухудшения состояния пациентки. Со стороны врача инфекциониста коррекции лечения не было. 26.03.2018 г. доложили об ухудшении состояния здоровья пациентки, было принято решение о проведении рентгенологического исследования в интересах пациентки, несмотря на ее беременность. По результатам исследования у пациентки выявлена пневмония, в связи с чем сразу же связались со специалистами Центра медицины катастроф г.Владивосток и заведующим отделением пульмонологии ГБУЗ ПККБ №1, по рекомендации которых было принято решение о переводе пациентки в отделение пульмонологии. 26.03.2018 г. машиной скорой помощи ФГБУЗ МСЧ №98 ФМБА России пациентку перевели в отделение пульмонологии ГБУЗ ПККБ №1 с диагнозом: острая респираторно вирусная инфекция. Двухсторонняя полисегментарная пневмония внебольничная. Мазки из зева и носа на грипп у пациентки были отрицательные, однако 27.03.2018 г. у пациентки выявлен грипп А, несмотря на имеющуюся у Никифоровой К.С. прививку. Данный случай разбирался комиссионно с участием специалистов ПККБ №1, департамента здравоохранения. 18.07.2018 г. проведено расширенное заседание врачебной Комиссии с приглашением всех врачей дежурных служб терапевтического профиля, врачей инфекционистов, акушеров-гинекологов, анестезиологов реаниматологов по факту оказания медицинской помощи пациентке Никифоровой К.С., по результатам заседания приняты организационные меры. 26.07.2018 г. утвержден план мероприятий, направленных в том числе на организацию контроля за качеством оказания медицинской помощи пациентам ФГБУЗ МСЧ №98.

Выслушав защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав и оценив в судебном заседании все материалы дела об административном правонарушении, суд пришел к следующему.

Из материалов дела следует, что ФГБУЗ МСЧ №98 ФМБА России осуществляет медицинскую деятельность в соответствии с действующей бессрочно лицензией ФС-25-01-001413.

В период с 22.03.2018 г. по 26.03.2018 г. в условиях стационара ФГБУЗ МСЧ №98 ФМБА России получала медицинскую помощь Никифорова К.С.

На основании распоряжения территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Приморскому краю от 28.05.2018 г. №73/18, в рамках осуществления государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, принято решение о проведении в отношении ФГБУЗ МСЧ №98 ФМБА России внеплановой документарной проверки с целью проверки сведений, поступивших из Территориального отдела межрегионального Управления №99 ФМБА России г.Большой Камень Приморского края о летальном случае от высоко патогенного гриппа А, выявленного у жителя г.Большой Камень Приморского края Никифоровой К.С.

Оценка качества оказания медицинской помощи, в том числе оценка Порядков и стандартов оказания медицинской помощи пациентке Никифоровой К.С. проведена аттестованным экспертом Черниковой А.А.

По результатам проведенной на основании распоряжения территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Приморскому краю от 28.05.2018 г. №73/18 в период с 08.06.2018 г. по 02.07.2018 г. проверки выявлены нарушения требований законодательства о лицензировании медицинской деятельности.

Так, в нарушение приказа Минздрава России от 09.11.2012 г. №741н «Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при пневмонии тяжелой степени тяжести с осложнениями» план обследования пациентки и объем назначенного Никифоровой К.С. лечения не соответствуют стандартам лечения пациента с внебольничной пневмонией тяжелой степени тяжести, при оказании стационарной пациентке медицинской помощи была допущена недооценка степени тяжести заболевания.

Выявлены признаки не достижения критериев качества оказания медицинской помощи, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения РФ от 10.05.2017 г. №203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» (далее – Критерии), а именно в нарушение пункта 2.2 Критериев: не заполнены все разделы, предусмотренные стационарной картой; не оформлены результаты первичного осмотра, включая данные анамнеза заболевания, записью в стационарной карте; в истории болезни не обозначен план обследования пациента при первичном осмотре с учетом предварительного обследования; не обозначен план лечения; противовирусный препарат Арбидол назначен с нарушением режима дозировки; отсутствие повторного осмотра врача-инфекциониста; не проведена коррекция плана обследования и плана лечения по результатам осмотра лечащего врача профильного, осмотра заведующим профильным отделением после установления клинического диагноза; не проведена коррекция плана обследования и плана лечения по результатам осмотра лечащего врача профильного отделения, осмотра заведующим профильным отделением при изменении степени тяжести состояния пациента; при наличии показаний от 24.03.2018 г. пациент не переведен в ПИТ; расхождение клинического диагноза и патолого-анатомического диагноза.

Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности при оказании медицинской помощи пациентке Никифоровой К.С. и собственно качества медицинской помощи оказанной пациентке в части не выявления дефектов оказания и не принятия адекватных мер для их устранения и предотвращения нарушений в последующем, проведен с нарушением пунктов 4.1., 4.6, 4.7, 4.9, 4.10 раздела 2 приказа Минздрава и СР РФ от 05.05.2012 №502н «Об утверждении порядка создания и деятельности Врачебной комиссии медицинской организации», приказа о проведении внутреннего контроля в медицинской организации №65 от 26.02.2018 г. «Об организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности», поскольку протокол №4 от 05.05.2018 г. по результатам служебного расследования не содержит принятого по результатам выводов решения (не оформлен протокол ВК), не разработан план мероприятий по устранению и предупреждению выявленных нарушений (отсутствует решение ВК о назначении лекарственного препарата Арбидол, о непроведении рентгенологического исследования, не проводилась оценка ведения медицинской документации).

Частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

В примечании к названной норме указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Порядок лицензирования медицинской деятельности, а также лицензионные требования и условия при осуществлении медицинской деятельности регулируются Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 291 (далее - Положение).

Согласно пункту 6 Положения под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в(1)" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Положения соблюдение порядков оказания медицинской помощи является требованием, предъявляемым к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности.

Подпунктом "б" пункта 5 Положения установлено, что лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также, соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

В соответствии с частью 11 статьи 19 Закона о лицензировании исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:

1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

Статьей 79 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлена обязанность медицинской организации осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе: порядками оказания медицинской помощи, и на основе стандартов медицинской помощи (п.п. 2 ч.1); вести медицинскую документацию в установленном порядке (п.п.11 ч.1).

В соответствии со ст.90 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в порядке, установленном руководителями указанных органов, организаций.

Вина ФГБУЗ МСЧ №98 ФМБА России в совершении административного правонарушения подтверждается: протоколом об административном правонарушении от 04.07.2018 г.; распоряжением территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Приморскому краю от 28.05.2018 г. №73/18 о проведении в отношении ФГБУЗ МСЧ №98 ФМБА России внеплановой документарной проверки; актом проверки №73/18 от 02.07.2018 г.; заключением эксперта Черниковой А.А. от 29.06.2018 г., согласно которому на этапе оказания стационарной помощи пациентке Никифоровой К.С. в ФГБУЗ МСЧ №98 ФМБА России допущена недооценка степени тяжести заболевания, лечение и обследование назначено не в соответствии с протоколами обследования и лечения, не проводилась интерпретация клинических изменений с коррекцией лечения, поздняя диагностика степени поражения легких ввиду формального подхода к осмотру пациентки, не оценены изменения в системе крообращения и гемостаза, не проводилось биохимическое исследование крови на уровень глюкозы (несмотря на выраженную ацетонурию, не оценивались печеночные пробы, не определялся уровень общего белка, амилаза в крови – несмотря на многократную рвоту), не проводилась дифееренциальная диагностика, не использовались инструментальные методы исследования - пульсоксиметрия, рентгенограмма органов грудной полости выполнена только в день перевода в г.Владивосток). Стандарты обследования выполнены с нарушениями, не в полном объеме. Основные приоритеты стартовой терапии гриппа/ОРВИ у пациентки Никифоровой К.С., согласно критериям и стандартам терапии выполнены не в полном объеме, с нарушениями.

Принимая во внимание изложенное, виновность ФГБУЗ МСЧ №98 ФМБА России нашла своё подтверждение совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств и его действия необходимо квалифицировать по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ – как осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

При назначении административного наказания, суд учитывает характер и обстоятельства совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, меры, принятые к усилению внутреннего контроля за качеством оказания медицинской помощи.

Обстоятельств смягчающих либо отягчающих административное наказание, в судебном заседании не установлено.

Учитывая отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, суд полагает назначить административное наказание в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.3 ст.19.20 КоАП РФ для юридических лиц.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.29.9, ст.29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ФГБУЗ МСЧ №98 ФМБА России виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.20 ч.3 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 150 000 руб.

Постановление может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления с подачей жалобы в Шкотовский районный суд Приморского края.

Судья                                                     А.В. Рогачева

Реквизиты для перечисления административного штрафа:

Счет 40101810900000010002

В Дальневосточное ГУ Банка России г.Владивосток

ИНН 2541018108

КПП 254001001

БИК 040507001

Получатель УФК по Приморскому краю (Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Приморскому краю)

ОКТМО 05706000

КБК 060 1 16 90040 04 6000 140

       В строке назначение платежа следует указать номер и дату постановления об административном правонарушении.

       Платежный документ об уплате штрафа необходимо представить в Шкотовский районный суд Приморского края.

       Неуплата штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа (ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ).

       Срок предъявления исполнительного документа на исполнение составляет 2 года со дня вступления в законную силу.

5-139/2018

Категория:
Административные
Другие
КГБУЗ "Шкотовская центральная районная больница"
Суд
Шкотовский районный суд Приморского края
Судья
Рогачева Анна Владимировна
Статьи

6.4

Дело на сайте суда
shkotovsky.prm.sudrf.ru
06.07.2018Передача дела судье
07.07.2018Подготовка дела к рассмотрению
31.07.2018Рассмотрение дела по существу
22.08.2018Рассмотрение дела по существу
27.08.2018Изготовлено постановление о назначении административного наказания в полном объеме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее