Дело № 2-4193/2021
УИД:48RS0001-01-2021-004443-50
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 сентября 2021 года город Липецк
Советский районный суд г. Липецка в составе:
председательствующего Никулина Д.А.,
при секретаре Корнейчук В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Иголкина Андрея Викторовича к Благотворительному фонду помощи инвалидам, малообеспеченным гражданам, пожилым людям и детям «ИНТЕГРАЦИЯ» о ликвидации фонда с внесением сведений в единый государственный реестр юридических лиц о его прекращении,
УСТАНОВИЛ:
Иголкин А.В. обратился в суд к Благотворительному фонду помощи инвалидам, малообеспеченным гражданам, пожилым людям и детям «ИНТЕГРАЦИЯ» о ликвидации фонда. В обоснование требований истец указал, что является заинтересованным лицом в ликвидации фонда «ИНТЕГРАЦИЯ», так как является Президентом фонда на основании Протокола №1 общего собрания учредителей Благотворительного фонда помощи инвалидам, малообеспеченным гражданам, пожилым людям и детям «ИНТЕГРАЦИЯ» от 28 марта 2019 года, также он является учредителем фонда и понимает, что цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения для выполнения целей не могут быть произведены. Кроме того, имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна. Фонд фактически не ведет свою деятельность в течение года, отсутствуют необходимые денежные средства и сотрудники.
Представитель истца Иголкина А.В. по доверенности Мельникова О. А. в судебном заседании иск поддержала по основаниям, изложенным в нем, просила суд удовлетворить заявленные требования.
Истец Иголкин А.В., представитель ответчика Благотворительный фонд помощи инвалидам, малообеспеченным гражданам, пожилым людям и детям «ИНТЕГРАЦИЯ"» в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного заседания извещались надлежащим образом.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела находит заявленные требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 123.20 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение устава и ликвидация фонда, Устав фонда может быть изменен высшим коллегиальным органом фонда, если уставом не предусмотрена возможность его изменения по решению учредителя.
Устав фонда может быть изменен решением суда, принятым по заявлению органов фонда или государственного органа, уполномоченного осуществлять надзор за деятельностью фонда, в случае, если сохранение устава фонда в неизменном виде влечет последствия, которые было невозможно предвидеть при учреждении фонда, а высший коллегиальный орган фонда или учредитель фонда не изменяет его устав.
Фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, в случае, если:
1) имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
2) цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
3) фонд в своей деятельности уклоняется от целей, предусмотренных уставом;
4) в других случаях, предусмотренных законом.
В случае ликвидации фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда, за исключением случаев, если законом предусмотрен возврат такого имущества учредителям фонда.
В соответствии со ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
В случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам настоящего Кодекса, прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания, с торгов, за исключением объектов стоимостью не более ста тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу), для продажи которых проведение торгов не требуется.
В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица, если такое юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом).
Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
В случаях, если настоящим Кодексом предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения или казенного предприятия по обязательствам этого учреждения или этого предприятия, при недостаточности у ликвидируемых учреждения или казенного предприятия имущества, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения или этого предприятия.
Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица. При наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов. Если иное не установлено настоящим Кодексом или другим законом, при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом некоммерческой организации на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.
Статьей 18 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" предусмотрено:
1. Некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
1.1. Заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 года N 168-ФЗ), уполномоченным
2. Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.
Фонд может быть ликвидирован:
если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом;
в других случаях, предусмотренных федеральным законом.
2.1. Отделение иностранной некоммерческой неправительственной организации на территории Российской Федерации ликвидируется также:
1) в случае ликвидации соответствующей иностранной некоммерческой неправительственной организации;
2) в случае непредставления сведений, указанных в пункте 4 статьи 32 настоящего Федерального закона;
3) в случае, если его деятельность не соответствует целям, предусмотренным учредительными документами, а также представленным в соответствии с пунктом 4 статьи 32 настоящего Федерального закона сведениям.
3. Учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.
4. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами некоммерческой организации. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемой некоммерческой организации выступает в суде.
5. Принятие решения о ликвидации и проведение ликвидации бюджетного учреждения осуществляются в порядке, установленном:
1) Правительством Российской Федерации - в отношении федерального бюджетного учреждения;
1.1) органом публичной власти федеральной территории - в отношении бюджетных учреждений, подведомственных органам публичной власти федеральной территории;
2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - в отношении бюджетного учреждения субъекта Российской Федерации;
3) местной администрацией муниципального образования - в отношении муниципального бюджетного учреждения.
В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 г. N 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» разъяснено, что в случаях, когда ликвидация организации обусловлена объективной невозможностью продолжения ее деятельности по основаниям, не связанным с нарушением закона, и осуществляется по заявлению учредителей, уполномоченных органов организации или иных лиц, не наделенных государственными властными или иными публичными полномочиями, такие дела разрешаются по правилам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Например, ликвидация фонда по заявлению его учредителя в связи с недостаточностью имущества для осуществления его целей, когда вероятность получения необходимого имущества нереальна (пункт 2 статьи 18 Закона о некоммерческих организациях, статьи 61, 123.20 ГК РФ).
За исключением случаев, предусмотренных законом, дела о ликвидации государственной корпорации, государственной компании, а также некоммерческой организации, объединяющей коммерческие организации и (или) индивидуальных предпринимателей, некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации в соответствии с федеральным законом и объединяющей субъектов предпринимательской деятельности, по основаниям, предусмотренным статьей 61 ГК РФ, рассматриваются арбитражными судами по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. При этом разъяснения, содержащиеся в настоящем постановлении, к таким делам не применяются.
Судом установлено, что согласно Устава учредителем Благотворительного фонд помощи инвалидам, малообеспеченным гражданам, пожилым людям и детям «ИНТЕГРАЦИЯ» является Иголкин А.В.
23.04.2019 года Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации юридического лица, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации некоммерческой организации от 07.05.2019г.
В соответствии с Уставом основной целью деятельности Фонда является привлечение добровольных имущественных взносов для осуществления благотворительной деятельности:
- социальная поддержка и защита инвалидов, малообеспеченных граждан, пожилых детей и людей;
- оказание социальной помощи, защиты, поддержки и социальной реабилитации инвалидам, людям с ограниченными возможностями здоровья, детям и их семьям, оказавшимся в трудной материальной ситуации;
- оказание помощи, защиты и социальной реабилитации инвалидам, детям сиротам, детям, оставшихся без попечения родителей, безнадзорным детям, детям находящимся в трудной жизненной ситуации.
Из устава Фонда следует: фонд может быть ликвидирован на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации и другим федеральными законами.
Фонд может быть ликвидирован только на основании решения суд... принятого по заявлению заинтересованных лиц, в случае, если:
- имущества Фонда недостаточно для осуществления его деле и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
- цели Фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения деле Фонда не могут быть произведены;
- Фонд в своей деятельности уклоняется от целей, предусмотреть, настоящим Уставом;
- в других случаях, предусмотренных законом.
Правление Фонда по основаниям, указанным в пункте 7.3. настоящего Устава может принять решение о направлении заявления о ликвидации Фон в суд. Решение о направлении заявления о ликвидации Фонда в суд принимаем членами Правления единогласно.
Из материалов дела следует, что общим собранием учредителей Благотворительного фонд помощи инвалидам, малообеспеченным гражданам, пожилым людям и детям «ИНТЕГРАЦИЯ» от 16.06.2021 г. было решено ликвидировать Фонд в соответствии с. п. 2 ст. 123.20 ГК РФ, а также с п. 2 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Согласно выписке по расчетному счету фонда, открытого в АО «АЛЬФА-БАНК» следует, средства на счета Фонда за период с 01.01.2021г. по 17.08.2021г. составляют нулевой показатель.
В ходе судебного разбирательства стороной истца представлена справка от 26.08.2021г., согласно которой оборот денежных средств на счете Фонда за период с 01.01.2021г. по 25.08.2021г. отсутствует, обороты имеют нулевой показатель, а также представлено распоряжение на закрытие счета фонда в АО «АЛЬФА-БАНК».
Как следует из бухгалтерского баланса и отчета финансовых результатах по состоянию за 2020 год бухгалтерский баланс фонда равен нулю.
Исходя из положений ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", ст. 21 Федерального закона "О некоммерческих организациях", процедура ликвидации юридического лица по решению суда не может считаться завершенной без исключения записи о данном юридическом лице из ЕГРЮЛ. Основанием для исключения сведений о юридическом лице из ЕГРЮЛ является решение суда об исключении таких сведений.
С учетом вышеизложенного, учитывая тот факт, что денежных средств на счете Фонда не имеется, имущества Фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереально, суд приходит к выводу о том, что исковые требования истца подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ «░░░░░░░░░░», ░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░): <░░░░░>, ░░░: <░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ «░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ №) ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░░░░░░ 30 ░░░░░░░░ 2021 ░░░░.