Решение по делу № 71-525/2024 от 18.07.2024

Судья Черепанова А.Г.

Дело № 71-525/2024

УИД 59RS0011-01-2024-003462-05

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь 2 сентября 2024 года

Судья Пермского краевого суда Филатова Е.С., рассмотрев в судебном заседании жалобу Кривошеина Александра Викторовича на постановление судьи Березниковского городского суда Пермского края от 28.06.2024 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Кривошеина А.В.,

у с т а н о в и л а:

постановлением судьи Березниковского городского суда Пермского края от 28.06.2024 (резолютивная часть постановления объявлена 26.06.2024) Кривошеин А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде обязательных работ на срок 50 часов.

В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, Кривошеин А.В. просит постановление судьи городского суда отменить как незаконное и необоснованное с прекращением производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения, указывая на процессуальные нарушения, допущенные при производстве по делу об административном правонарушении.

Изучив доводы жалобы, заслушав Кривошеина А.В., настаивавшего на удовлетворении жалобы с учетом доводов, заявленных в представленных ходатайствах, прокурора Мерзлякова А.А., полагавшего привлечение Кривошеина А.В. к административной ответственности законным, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 29 Конституции Российской Федерации не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

На основании частей 1 и 6 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В силу статьи 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» под экстремистской деятельностью понимается, в том числе возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии.

Статья 12 названного Федерального закона запрещает использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности.

За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке (часть 1 статьи 15 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ).

В соответствии со статьей 20.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Из материалов дела следует, что 27.03.2024 в прокуратуру города Березники из Отдела МВД России по Березниковскому городскому округу поступил материал в отношении Кривошеина А.В., разместившего в сети интернет информацию, направленную на унижение человеческого достоинства по признаку принадлежности к социальной группе, а также возбуждение ненависти, вражды.

Материалами проверки установлено, что Кривошеин А.В. 02.02.2024 в 07 часов 16 минут в социальной сети «ВКонтакте» на своей странице пользователя, зарегистрированного под именем «Александр Кривошеин» (***) разместил под добавленным от пользователя указанной социальной сети под псевдонимом «***» видеороликом под названием «За долг в 16000 рублей судебные приставы выставили на торги квартиру многодетной матери» продолжительностью 4 мин. 28 сек., комментарий, начинающийся со слов «Ничего святого» и заканчивающийся словами «личной наживы», в тексте которого имеется высказывание, выражающее негативную оценку одной группы лиц по отношению к другой группе лиц, объединенных по признакам принадлежности к правоохранительным органам, а именно лиц, не являющихся судебными приставами (группы «мы/свои», с которой идентифицирует себя пользователь «Александр Кривошеин»), по отношению к группе «судебные приставы» («они/чужие»), направленный по своему содержанию, имеющимся высказываниям на унижение человеческого достоинства по признаку принадлежности к социальной группе, а также возбуждение ненависти, вражды. Эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения прокурором 27.04.2024 в отношении Кривошеина А.В. постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1). Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).

Факт совершения Кривошеиным А.В. указанного административного правонарушения, виновность в его совершении подтверждается: сведениями, изложенными в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, которым зафиксировано событие административного правонарушения; рапортом оперуполномоченного ЦПЭ ГУ МВД России по Пермскому краю Ф. об обнаружении признаков состава правонарушения; скриншотами страницы из социальной сети «ВКонтакте» пользователя, зарегистрированного под именем «Александр Кривошеин»; справкой от 12.02.2024 об осмотре Интернет-ресурса, содержащей скриншоты страницы пользователя «Александр Кривошеин», в том числе с комментарием; справкой об исследовании №34 от 12.02.2024; заключением специалиста №2-025-30 от 30.05.2024-04.06.2024, другими доказательствами, имеющимися в материалах дела.

Кривошеин А.В. принадлежность ему страницы в социальной сети не оспаривал.

Доказательства, представленные в материалы дела об административном правонарушении, в полной мере отвечают требованиям статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, они содержат сведения об обстоятельствах, имеющих значение для правильного разрешения дела, и получили надлежащую правовую оценку судьи городского суда в их совокупности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья городского суда, оценив все добытые по делу доказательства в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пришел к правильному выводу о доказанности вины Кривошеина А.И. в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а его действиям дана правильная юридическая оценка.

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено прокурором в соответствии с требованиями статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и соответствует требованиям статьи 28.2 названного Кодекса.

Постановление вынесено в присутствии Кривошеина А.В. 27.04.2024, Кривошеину А.В., вопреки его доводам, разъяснены права, предусмотренные статьей 51 Конституции Российской Федерации об административных правонарушениях, статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что подтверждается подписью Кривошеина А.В. в соответствующей графе. Кривошеин А.В. не согласился с нарушением, указал на нежелание давать объяснения в соответствии со статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Относительно того, что Кривошеину А.В. не были разъяснены положения статей 24.2, 25.3, 25.4 названного Кодекса, то необходимость в этом отсутствовала, поскольку статья 24.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ведение производства по делу об административном правонарушении на русском языке - государственном языке Российской Федерации (наряду с государственным языком Российской Федерации производство по делам об административных правонарушениях может вестись на государственном языке республики), а также право лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющих языком, на котором ведется производство по делу, выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика. Основания для применения данной нормы отсутствовали, равно как и для применения статей 25.3, 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регулирующих участие в производстве по делу законных представителей физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права, и законных представителей юридического лица.

Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что Кривошеин А.В. на дату дачи объяснений - 22.04.2024 не был наделен статусом лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не принимаются доводы в обоснование недопустимости использования его объяснений в качестве доказательства по делу о том, что ему не разъяснялись положения статей 25.1, 25.3, 25.4, 24.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кривошеину А.В. были разъяснены права, предусмотренные статьей 51 Конституции Российской Федерации, в силу которых лицо не обязано свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. В своих объяснениях Кривошеин А.В. указал на причины размещения на своей странице в социальной сети указанных выше видеоролика и комментария под ним. В дальнейшем при рассмотрении дела Кривошеин А.В. иные доводы относительно события правонарушения не приводил, как указано выше, принадлежность ему соответствующей страницы в социальной сети не оспаривал.

Сотрудник полиции, которым составлен рапорт, справка осмотра интернет-ресурса является должностным лицом, на которое в силу статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» возложены обязанности, в том числе: выявлять причины административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению (пункт 4 часть 1); пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции (пункт 11 часть 1).

Причиной для составления рапорта и справки осмотра интернет-ресурса сотрудником полиции послужило обнаружение факта совершения Крнивошеиным А.В. правонарушения содержащего признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу статьи 26.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данные документы относятся к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, равно как и справка об исследовании № 34 от 22.02.2024 (указание на дату исследования с 22.01.2024 по 22.02.2024 с очевидностью является технической ошибкой, учитывая дату осуществления мониторинга сети интернет, когда обнаружен факт размещения Кривошеиным А.В. комментария, явившегося предметом исследования).

Доводы о признании недопустимым доказательством по делу справки об исследовании №34 от 22.02.2024, поскольку специалист не предупрежден об административной ответственности, предусмотренной статьи 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не могут быть приняты во внимание, так как приобщенные к материалам дела документы соответствуют требованиям действующего законодательства, не противоречат положениям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; составление справки по делу об административном правонарушении не предусматривает предупреждение лица, ее составившего, об административной ответственности, предусмотренной статьи 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указанная справка приобщена к материалам дела на основании статьи 26.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как документ и относится, согласно части 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, к иным доказательствам.

Представленное в дело заключение специалиста №2-025-30 от 30.05.2024-04.06.2024 отвечает требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: исследование на предмет понятия социальной группы, ее признаков, критериев и классификации, отнесения сотрудников службы судебных приставов к социальной группе проведено экспертом автономной некоммерческой организации «Бюро судебных экспертиз и независимой оценки» Д., имеющей соответствующие познания, длительный практический стаж работы по направлению психологических и социологических исследований, что подтверждается представленными документами. Эксперт предупрежден об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающей более суровое наказание, чем статья 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Подписка от 30.05.2024 на отдельном листе, а не в заключении не ставит под сомнение факт предупреждения указанного лица об административной ответственности.

Исходя из исследования, страница пользователя «Александр Кривошеин» доступна для просмотра неограниченному числу лиц, размещенный 02.02.2024 комментарий по состоянию на дату осмотра – 12.02.2024 удален пользователем не был.

Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

По существу доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, не опровергают наличие в Кривошеина А.В. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления судьи районного суда, выводы которого являются верными.

При том, что Кривошеин А.В. разместил в сети «Интернет» комментарий, который содержит высказывание, в которых негативно оценивается группа лиц, объединенных по определенному признаку, направленное в силу своего содержания на возбуждение ненависти, вражды, доступный на протяжении длительного периода для неограниченного числа пользователей, оснований не согласиться с выводами, изложенными в оспариваемом судебном акте, не имеется.

Относительно доводов о праве на свободное выражение мнения, то Конституция Российской Федерации не дает оснований для признания безусловной правомерности публичной деятельности, направленной на дискредитацию, склонение к отрицанию конституционно значимых нравственных ценностей, предопределенных историческими, культурными и иными традициями многонационального народа Российской Федерации.

Так, указанное право, закрепленное части 1 статьи 29 Конституции Российской Федерации, не является абсолютным и в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Как указано выше, часть 2 статьи 29 Конституции Российской Федерации содержит прямое указание на допущение пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, запрет пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

При разрешении данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.

То обстоятельство, что судьей в судебных заседаниях не были разрешены письменные ходатайства Кривошеина А.В. об исключении из доказательств по делу заключения специалиста от 04.06.2024, справки об исследовании от 22.02.2024, прекращении производства по делу посредством вынесения письменных определений (отдельно либо под протокол судебного заседания), не свидетельствует о нарушении прав Кривошеина А.В., поскольку заявленные ходатайства направлены на установление наличия либо отсутствия события (состава) административного правонарушения, иных обстоятельств, подлежащих установлению в соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, в судебном заседании Кривошеин А.В. приводил объяснения, сводящиеся по своему содержанию к сути заявленных ходатайств, оценка заявленным доводам и имеющимся доказательствам дана в судебном постановлении.

В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судьей краевого суда не установлено.

Административное наказание назначено Кривошеину А.В. в пределах санкции статьи 20.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отвечает принципам справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности, с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, личности и имущественного положения Кривошеина А.В., отсутствия смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, а также обстоятельств, предусмотренных частью 3 статьи 3.13 названного Кодекса, препятствующих применению обязательных работ, соответствует целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых административных правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Оснований не согласиться с выводом судьи городского суда о назначении Кривошеину А.В. наказания в виде обязательных работ судья краевого суда не усматривает. Сведений о том, что Кривошеин А.В. относится к лицам, к которым в соответствии с частью 3 статьи 3.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не может применяться наказание в виде обязательных работ, не имеется. Доводы, которые бы повлекли безусловное изменение вида административного наказания, не приводятся.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Кривошеина А.В. допущено не было.

При таких обстоятельствах основания для удовлетворения жалобы, изменения либо отмены постановления судьи городского суда отсутствуют.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л а:

постановление судьи Березниковского городского суда Пермского края от 28.06.2024 оставить без изменения, жалобу Кривошеина Александра Викторовича - без удовлетворения.

Решение вступило в законную силу.

Судья – подпись

Судья Черепанова А.Г.

Дело № 71-525/2024

УИД 59RS0011-01-2024-003462-05

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь 2 сентября 2024 года

Судья Пермского краевого суда Филатова Е.С., рассмотрев в судебном заседании жалобу Кривошеина Александра Викторовича на постановление судьи Березниковского городского суда Пермского края от 28.06.2024 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Кривошеина А.В.,

у с т а н о в и л а:

постановлением судьи Березниковского городского суда Пермского края от 28.06.2024 (резолютивная часть постановления объявлена 26.06.2024) Кривошеин А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде обязательных работ на срок 50 часов.

В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, Кривошеин А.В. просит постановление судьи городского суда отменить как незаконное и необоснованное с прекращением производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения, указывая на процессуальные нарушения, допущенные при производстве по делу об административном правонарушении.

Изучив доводы жалобы, заслушав Кривошеина А.В., настаивавшего на удовлетворении жалобы с учетом доводов, заявленных в представленных ходатайствах, прокурора Мерзлякова А.А., полагавшего привлечение Кривошеина А.В. к административной ответственности законным, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 29 Конституции Российской Федерации не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

На основании частей 1 и 6 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В силу статьи 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» под экстремистской деятельностью понимается, в том числе возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии.

Статья 12 названного Федерального закона запрещает использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности.

За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке (часть 1 статьи 15 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ).

В соответствии со статьей 20.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Из материалов дела следует, что 27.03.2024 в прокуратуру города Березники из Отдела МВД России по Березниковскому городскому округу поступил материал в отношении Кривошеина А.В., разместившего в сети интернет информацию, направленную на унижение человеческого достоинства по признаку принадлежности к социальной группе, а также возбуждение ненависти, вражды.

Материалами проверки установлено, что Кривошеин А.В. 02.02.2024 в 07 часов 16 минут в социальной сети «ВКонтакте» на своей странице пользователя, зарегистрированного под именем «Александр Кривошеин» (***) разместил под добавленным от пользователя указанной социальной сети под псевдонимом «***» видеороликом под названием «За долг в 16000 рублей судебные приставы выставили на торги квартиру многодетной матери» продолжительностью 4 мин. 28 сек., комментарий, начинающийся со слов «Ничего святого» и заканчивающийся словами «личной наживы», в тексте которого имеется высказывание, выражающее негативную оценку одной группы лиц по отношению к другой группе лиц, объединенных по признакам принадлежности к правоохранительным органам, а именно лиц, не являющихся судебными приставами (группы «мы/свои», с которой идентифицирует себя пользователь «Александр Кривошеин»), по отношению к группе «судебные приставы» («они/чужие»), направленный по своему содержанию, имеющимся высказываниям на унижение человеческого достоинства по признаку принадлежности к социальной группе, а также возбуждение ненависти, вражды. Эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения прокурором 27.04.2024 в отношении Кривошеина А.В. постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1). Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).

Факт совершения Кривошеиным А.В. указанного административного правонарушения, виновность в его совершении подтверждается: сведениями, изложенными в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, которым зафиксировано событие административного правонарушения; рапортом оперуполномоченного ЦПЭ ГУ МВД России по Пермскому краю Ф. об обнаружении признаков состава правонарушения; скриншотами страницы из социальной сети «ВКонтакте» пользователя, зарегистрированного под именем «Александр Кривошеин»; справкой от 12.02.2024 об осмотре Интернет-ресурса, содержащей скриншоты страницы пользователя «Александр Кривошеин», в том числе с комментарием; справкой об исследовании №34 от 12.02.2024; заключением специалиста №2-025-30 от 30.05.2024-04.06.2024, другими доказательствами, имеющимися в материалах дела.

Кривошеин А.В. принадлежность ему страницы в социальной сети не оспаривал.

Доказательства, представленные в материалы дела об административном правонарушении, в полной мере отвечают требованиям статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, они содержат сведения об обстоятельствах, имеющих значение для правильного разрешения дела, и получили надлежащую правовую оценку судьи городского суда в их совокупности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья городского суда, оценив все добытые по делу доказательства в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пришел к правильному выводу о доказанности вины Кривошеина А.И. в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а его действиям дана правильная юридическая оценка.

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено прокурором в соответствии с требованиями статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и соответствует требованиям статьи 28.2 названного Кодекса.

Постановление вынесено в присутствии Кривошеина А.В. 27.04.2024, Кривошеину А.В., вопреки его доводам, разъяснены права, предусмотренные статьей 51 Конституции Российской Федерации об административных правонарушениях, статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что подтверждается подписью Кривошеина А.В. в соответствующей графе. Кривошеин А.В. не согласился с нарушением, указал на нежелание давать объяснения в соответствии со статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Относительно того, что Кривошеину А.В. не были разъяснены положения статей 24.2, 25.3, 25.4 названного Кодекса, то необходимость в этом отсутствовала, поскольку статья 24.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ведение производства по делу об административном правонарушении на русском языке - государственном языке Российской Федерации (наряду с государственным языком Российской Федерации производство по делам об административных правонарушениях может вестись на государственном языке республики), а также право лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющих языком, на котором ведется производство по делу, выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика. Основания для применения данной нормы отсутствовали, равно как и для применения статей 25.3, 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регулирующих участие в производстве по делу законных представителей физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права, и законных представителей юридического лица.

Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что Кривошеин А.В. на дату дачи объяснений - 22.04.2024 не был наделен статусом лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не принимаются доводы в обоснование недопустимости использования его объяснений в качестве доказательства по делу о том, что ему не разъяснялись положения статей 25.1, 25.3, 25.4, 24.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кривошеину А.В. были разъяснены права, предусмотренные статьей 51 Конституции Российской Федерации, в силу которых лицо не обязано свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. В своих объяснениях Кривошеин А.В. указал на причины размещения на своей странице в социальной сети указанных выше видеоролика и комментария под ним. В дальнейшем при рассмотрении дела Кривошеин А.В. иные доводы относительно события правонарушения не приводил, как указано выше, принадлежность ему соответствующей страницы в социальной сети не оспаривал.

Сотрудник полиции, которым составлен рапорт, справка осмотра интернет-ресурса является должностным лицом, на которое в силу статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» возложены обязанности, в том числе: выявлять причины административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению (пункт 4 часть 1); пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции (пункт 11 часть 1).

Причиной для составления рапорта и справки осмотра интернет-ресурса сотрудником полиции послужило обнаружение факта совершения Крнивошеиным А.В. правонарушения содержащего признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу статьи 26.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данные документы относятся к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, равно как и справка об исследовании № 34 от 22.02.2024 (указание на дату исследования с 22.01.2024 по 22.02.2024 с очевидностью является технической ошибкой, учитывая дату осуществления мониторинга сети интернет, когда обнаружен факт размещения Кривошеиным А.В. комментария, явившегося предметом исследования).

Доводы о признании недопустимым доказательством по делу справки об исследовании №34 от 22.02.2024, поскольку специалист не предупрежден об административной ответственности, предусмотренной статьи 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не могут быть приняты во внимание, так как приобщенные к материалам дела документы соответствуют требованиям действующего законодательства, не противоречат положениям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; составление справки по делу об административном правонарушении не предусматривает предупреждение лица, ее составившего, об административной ответственности, предусмотренной статьи 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указанная справка приобщена к материалам дела на основании статьи 26.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как документ и относится, согласно части 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, к иным доказательствам.

Представленное в дело заключение специалиста №2-025-30 от 30.05.2024-04.06.2024 отвечает требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: исследование на предмет понятия социальной группы, ее признаков, критериев и классификации, отнесения сотрудников службы судебных приставов к социальной группе проведено экспертом автономной некоммерческой организации «Бюро судебных экспертиз и независимой оценки» Д., имеющей соответствующие познания, длительный практический стаж работы по направлению психологических и социологических исследований, что подтверждается представленными документами. Эксперт предупрежден об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающей более суровое наказание, чем статья 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Подписка от 30.05.2024 на отдельном листе, а не в заключении не ставит под сомнение факт предупреждения указанного лица об административной ответственности.

Исходя из исследования, страница пользователя «Александр Кривошеин» доступна для просмотра неограниченному числу лиц, размещенный 02.02.2024 комментарий по состоянию на дату осмотра – 12.02.2024 удален пользователем не был.

Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

По существу доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, не опровергают наличие в Кривошеина А.В. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления судьи районного суда, выводы которого являются верными.

При том, что Кривошеин А.В. разместил в сети «Интернет» комментарий, который содержит высказывание, в которых негативно оценивается группа лиц, объединенных по определенному признаку, направленное в силу своего содержания на возбуждение ненависти, вражды, доступный на протяжении длительного периода для неограниченного числа пользователей, оснований не согласиться с выводами, изложенными в оспариваемом судебном акте, не имеется.

Относительно доводов о праве на свободное выражение мнения, то Конституция Российской Федерации не дает оснований для признания безусловной правомерности публичной деятельности, направленной на дискредитацию, склонение к отрицанию конституционно значимых нравственных ценностей, предопределенных историческими, культурными и иными традициями многонационального народа Российской Федерации.

Так, указанное право, закрепленное части 1 статьи 29 Конституции Российской Федерации, не является абсолютным и в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Как указано выше, часть 2 статьи 29 Конституции Российской Федерации содержит прямое указание на допущение пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, запрет пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

При разрешении данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.

То обстоятельство, что судьей в судебных заседаниях не были разрешены письменные ходатайства Кривошеина А.В. об исключении из доказательств по делу заключения специалиста от 04.06.2024, справки об исследовании от 22.02.2024, прекращении производства по делу посредством вынесения письменных определений (отдельно либо под протокол судебного заседания), не свидетельствует о нарушении прав Кривошеина А.В., поскольку заявленные ходатайства направлены на установление наличия либо отсутствия события (состава) административного правонарушения, иных обстоятельств, подлежащих установлению в соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, в судебном заседании Кривошеин А.В. приводил объяснения, сводящиеся по своему содержанию к сути заявленных ходатайств, оценка заявленным доводам и имеющимся доказательствам дана в судебном постановлении.

В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судьей краевого суда не установлено.

Административное наказание назначено Кривошеину А.В. в пределах санкции статьи 20.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отвечает принципам справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности, с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, личности и имущественного положения Кривошеина А.В., отсутствия смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, а также обстоятельств, предусмотренных частью 3 статьи 3.13 названного Кодекса, препятствующих применению обязательных работ, соответствует целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых административных правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Оснований не согласиться с выводом судьи городского суда о назначении Кривошеину А.В. наказания в виде обязательных работ судья краевого суда не усматривает. Сведений о том, что Кривошеин А.В. относится к лицам, к которым в соответствии с частью 3 статьи 3.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не может применяться наказание в виде обязательных работ, не имеется. Доводы, которые бы повлекли безусловное изменение вида административного наказания, не приводятся.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Кривошеина А.В. допущено не было.

При таких обстоятельствах основания для удовлетворения жалобы, изменения либо отмены постановления судьи городского суда отсутствуют.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л а:

постановление судьи Березниковского городского суда Пермского края от 28.06.2024 оставить без изменения, жалобу Кривошеина Александра Викторовича - без удовлетворения.

Решение вступило в законную силу.

Судья – подпись

71-525/2024

Категория:
Административные
Истцы
Прокуратуры г. Березники
Ответчики
Кривошеин Александр Викторович
Суд
Пермский краевой суд
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
18.07.2024Материалы переданы в производство судье
15.08.2024Судебное заседание
02.09.2024Судебное заседание
05.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее