№ 2а-1438/2020
70RS0004-01-2020-002046-17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 мая 2020 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Глинской Я.В.,
при секретареОленевой О.И.,
с участием помощника прокурора г. Томска Семёновой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное исковое заявление прокурора г. Томска о признании информации, размещенной на интернет-сайте, информацией, распространение которой запрещено в Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Томска (далее – прокурор), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной на Интернет-сайтах: ..., распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В обоснование требований указано, что в ходе проведенной прокуратурой г. Томска проверки соблюдения Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологий и о защите информации» выявлены вышеуказанные Интернет-сайты, на которых размещена информация о возможности приобретения различных документов об образовании без прохождения обязательной итоговой аттестации, государственной итоговой аттестации. Какие-либо ограничения по доступу к указанному Интернет-ресурсу не установлены. Любой пользователь, имеющий доступ к сети Интернет с помощью персонального компьютера или любого иного устройства посредством введения вышеуказанныхURL-адресов в адресную строку браузера может получить доступ к рассматриваемому Интернет-сайту и его контенту. Наличие в свободном доступе на указанных сайтах подобного рода предложений о получении за денежные средства документов об образовании нарушает права неопределенного круга лиц и обесценивает систему образования в Российской Федерации, создает условия для занятия должностей лицами, не имеющими на то специальных знаний. Действующим законодательством прямо установлен порядок и условия выдачи документов об образовании. В соответствии со ст.60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, к которым относятся документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации; документы об обучении, к которым относятся свидетельство об обучении, свидетельство об освоении дополнительных профессиональных программ в области искусств, иные документы, выдаваемые в соответствии с настоящей статьей организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность. При этом подделка официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа (ст. 327 УК РФ) является уголовно-наказуемым преступлением. В соответствии со ст.19.23 КоАП РФ установлена административная ответственность за подделку документа, удостоверяющего личность, подтверждающего наличие у лица права или освобождение его от обязанности, а равно подделку штампа, печати, бланка, их использование, передачу либо сбыт. При таких обстоятельствах сведения, размещенные на указанных выше Интернет-сайтах, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования различных документов об образовании без сдачи итоговой, государственной итоговой аттестации, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений, правонарушений и способствуют их совершению. В целях ограничения доступа в сети «Интернет» к Интернет-сайтам ..., содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, необходимо внесение данных сайтов в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Определением суда от 28.05.2020 принят отказ административного истца прокурора г. Томска от требования о признания информации, размещенной на Интернет-сайте ..., информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, производство по делу в указанной части прекращено.
Требования административного иска в остальной части прокурор поддержал по изложенным в административном исковом заявлении основаниям.
Заинтересованное лицо - Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Томской области (Управление Роскомнадзора по Томской области), 13.05.2020 получившее извещение о дате и времени рассмотрения дела, направило заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, возражений относительно заявленного требования не представило.
Суд на основании ст.150 КАС РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.
Заслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора г. Томска по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Из материалов дела следует, что помощником прокурора ...08.04.2020 проведена проверка соблюдения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации по факту размещения информации, распространение которой запрещено в Российской Федерации, на Интернет-сайтах: ...
Проверка проведена в служебном кабинете № 216 прокуратуры городаТомска (...) с использованием служебногоперсонального компьютера (инвентарный № ...) под управлениемоперационной системы ... с помощью компьютернойпрограммы ... путем введения в адресную строку URL-адресов ... осуществлен доступ к указанным Интернет-сайтам и их контенту.
В ходе проверки установлено, что на вышеуказанных сайтах размещена информация о возможности приобретения различных документов об образовании без прохождения обязательной итоговой аттестации, государственной итоговой аттестации. Какие-либо ограничения по доступу к указанному Интернет-ресурсу не установлены. Любой пользователь, имеющий доступ к сети Интернет с помощью персонального компьютера или любого иного устройства посредством введения вышеуказанныхURL-адресов в адресную строку браузера может получить доступ к рассматриваемому Интернет-сайту и его контенту.
Об указанных обстоятельствах помощником прокурора г. Томска ... составлен акт проверки от 08.04.2020 с приложением скриншотов страниц с указанных Интернет-сайтов.
Повторной проверкой, проведенной 28.05.2020 помощником прокурора г. Томска, установлено, что по состоянию на 28.05.2020 к Интернет-сайту ... имеется ограничение доступа решением Кожевниковского районного суда Томской области от 13.03.2020. Остальные Интернет-сайты функционируют.
Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Положениями ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с ч. 4 ст. 1 Федерального закона № 149-ФЗ данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применении информационных технологий; обеспечении защиты информации.
В силу ст. 2 Федерального закона № 149-ФЗ под информацией следует понимать сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; под информационно-телекоммуникационной сетью - технологическую систему, предназначенную для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники; под доступом к информации - возможность получения информации и ее использования; под распространением информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц; под оператором информационной системы -гражданина или юридическое лицо, осуществляющих деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.
В силу статьи 3 Федерального закона № 149-ФЗ основными принципами регулирования отношений, возникающих в сфере информации, в Российской Федерации являются, в том числе принципы свободы ее поиска, получения, передачи, производства и распространения, а также установления ограничений доступа к информации только федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетей в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для распространения материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.
Порядок и условия выдачи документов об образовании установлен Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
В соответствии со ст.60 Федерального закона № 273-ФЗ в Российской Федерации выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, к которым относятся документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации; документы об обучении, к которым относятся свидетельство об обучении, свидетельство об освоении дополнительных профессиональных программ в области искусств, иные документы, выдаваемые в соответствии с настоящей статьей организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность (ч.3 ст.60 Федерального закона № 273-ФЗ).
Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, документы об образовании и документы об образовании и о квалификации. Образцы таких документов об образовании, документов об образовании и о квалификации (за исключением образцов дипломов об окончании ординатуры или ассистентуры-стажировки) и приложений к ним, описание указанных документов и приложений, порядок заполнения, учета и выдачи указанных документов и их дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Образец диплома об окончании ординатуры, описание указанного диплома, порядок заполнения, учета и выдачи указанного диплома и его дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Образец диплома об окончании ассистентуры-стажировки, описание указанного диплома, порядок заполнения, учета и выдачи указанного диплома и его дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры.
Таким образом, действующим законодательством прямо установлен порядок и условия выдачи документов об образовании.
При этом подделка официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа (ст. 327 УК РФ) является уголовно-наказуемым преступлением.
В соответствии со ст.19.23 КоАП РФ установлена административная ответственность за подделку документа, удостоверяющего личность, подтверждающего наличие у лица права или освобождение его от обязанности, а равно подделку штампа, печати, бланка, их использование, передачу либо сбыт.
При таких обстоятельствах сведения, размещенные на указанных вышеИнтернет-сайтах, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования различных документов об образовании без сдачи итоговой, государственной итоговой аттестации, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению.
Согласно ч.5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В силу ч.ч. 1, 2, 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).
В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 данной статьи, является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В силу ч. 3 ст. 15.5 Федерального закона № 149-ФЗ создание, формирование и ведение реестра нарушителей осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи - Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, в целях ограничения доступа в сети «Интернет» к Интернет-сайтам ..., содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, необходимо внесение данных сайтов в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Принимая во внимание, что прокурором г. Томска заявлены требования о признании информации,размещенной на вышеуказанных Интернет-сайтах, информацией,распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, а не о запрете указанных Интернет-сайтах как таковых или о запрете использования самих сайтов ... удовлетворение судом заявленных требований не повлечет за собой изменение объема прав и обязанностей ни администраторов этих сайтов, ни каких-либо иных лиц (в том числе прав на распространение размещенной на сайте информации).
Согласно данным УМВД России по Томской области от 18.05.2020, Интернет-сайт ... имеет IP-адрес ... и располагается на площадке хостинг-провайдера ... в .... Доменное имя ... 07.04.2020 регистратором доменных имен ... в ....
Интернет-сайт ... имеет IP-адрес ... и располагается на площадке хостинг-провайдера ... в .... Доменное имя ... зарегистрировано 07.04.2020 регистратором доменных имен ... в ....
Интернет-сайт ... имеет IP-адрес ... и располагается на площадке хостинг-провайдера ... в .... Доменное имя ... зарегистрировано 07.04.2020 регистратором доменных имен ... в ....
Интернет-сайт ... в сети Интернет не функционирует. Доменное имя ... зарегистрировано 18.05.2018 регистратором доменных имен ... (...).
Интернет-сайт ... в сети Интернет не функционирует. Доменное имя ... зарегистрировано 05.12.2018 регистратором доменных имен ... в ....
Интернет-сайт ... имеет IP-адрес ... и располагается на площадке хостинг-провайдеоа ... в .... Доменное имя ... зарегистрировано 17.04.2020 регистратором доменных имен ... в ...
При таких обстоятельствах, в ином порядке, кроме судебного, ограничить доступ к информации, размещенной на вышеназванных Интернет-сайтах, доступной для просмотра любому пользователю сети Интернет, не представляется возможным.
Учитывая изложенное, суд признает, что размещение информации о возможности приобретения и использования различных документов об образовании без сдачи итоговой, государственной итоговой аттестации на Интернет-сайтах ..., нарушает интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц, а потому требование прокурора г. Томска обосновано и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-178 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора г. Томска о признании информации, размещенной на интернет-сайте, информацией, распространение которой запрещено в Российской Федерации удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на Интернет-сайтах: ... информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья: