Дело № 2-220/2021
35RS0014-01-2021-000312-51
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Кириллов 21 июня 2021 года
Кирилловский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Макаровой В.А.,
при секретаре Николаевой О.В.,
с участием истца Тарасовой Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тарасовой ЕП к администрации сельского поселения Ферапонтовское Кирилловского муниципального района о признании права собственности на земельный участок и жилой дом в порядке наследования,
у с т а н о в и л:
Тарасова ЕП обратилась в суд с иском к администрации сельского поселения Ферапонтовское Кирилловского муниципального района, в котором просит признать за ней право собственностина земельный участок с кадастровым номером №,общей площадью 4080 кв.м.,и жилой дом, расположенный на указанном земельном участке, расположенные по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> порядке наследования после смерти Н. В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ умер её отец Б. Еще при жизни отец фактически принял наследство после смерти брата Н, умершего ДД.ММ.ГГГГ. Наследство состоит из земельного участка с кадастровым номером № с расположенным на нём жилым домом с кадастровым номером №. Н унаследовал (принял наследство) указанное имущество после смерти своей матери Н, умершей ДД.ММ.ГГГГ. Б является единственным наследником после смерти брата, других наследников у Н нет. Она, как наследник по закону первой очереди и по завещанию, фактически приняла наследство после смерти отца.
В судебном заседании истец Тарасова ЕП на удовлетворении заявленных требований настаивала. Суду пояснила, что бабушка Н подарила своему сыну (её отцу) Б жилой дом, расположенный на земельном участке по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>. После смерти бабушки (ДД.ММ.ГГГГ) также осталось наследство, состоящее из жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. Указанное недвижимое имущество фактически принял другой сын Н – Н, умерший ДД.ММ.ГГГГ. Б является единственным наследником после смерти брата, других наследников у Н нет. После смерти брата Н отец распорядился его имуществом: взял себе мебель, посуду, предметы хозяйственного назначения, пользовался земельным участком, следил за состоянием жилого дома. Отец имел намерение узаконить имущество брата в установленном порядке, но не успел, так как умер. Она является наследником после смерти отца по закону и завещанию, ею получены свидетельства о праве собственности на наследство по завещанию на земельный участок и жилой дом по адресу: <адрес> <адрес>. Кроме того, после смерти дяди она вместе с отцом разрабатывала земельный участок, следила за состоянием жилого <адрес> <адрес>, то есть фактически приняла наследство. В связи с отсутствием надлежаще оформленных документов на спорный земельный участок и жилой дом, оставшихся после смерти бабушки, а затем дяди, подтверждающих право собственности наследодателя, указанное имущество в состав наследства после смерти отца не вошло.
Представитель ответчика – администрации сельского поселения Ферапонтовское Кирилловского муниципального района в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, против удовлетворения заявленных требований не возражает.
Проверив материалы дела, заслушав истца, свидетеля, суд пришел к следующему.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ.
К оставшемуся после Н имуществу отрылось наследство, состоящее из земельного участка и жилого дома.
Согласно реестру наследственных дел, а также ответу нотариуса по нотариальному округу <адрес> и <адрес> Ч наследственное дело к имуществу Н не заводилось.
Как следует из материалов дела, наследодателю Н на основании постановления администрации Ферапонтовского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № на праве собственности принадлежал земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> <адрес>, что подтверждается свидетельством о праве собственности на землю № от ДД.ММ.ГГГГ.
Судом также установлено, что наследодатель Н являлась владельцем жилого дома, площадью 44 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>.
По информации администрации сельского поселения Ферапонтовское Кирилловского муниципального района Н принадлежит жилой деревянный, бревенчатый дом по адресу: <адрес>, <адрес> на основании похозяйственной книги администрации сельсовета №ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ год, лицевой счет №.
В соответствии со сведениями администрации сельского поселения Ферапонтовское Кирилловского муниципального района Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершая ДД.ММ.ГГГГ, до дня смерти была зарегистрирована по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, площадью 4080 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, имеет кадастровый №, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, правообладатель Н.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, площадью 44 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, д. Лукинское-2, <адрес>, имеет кадастровый №, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. В графе «особые отметки» сведения о зарегистрированных правах на жилой дом отсутствуют.
Таким образом, право собственности Н на жилой дом по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> органе государственной регистрации прав на данное недвижимое имущество зарегистрировано не было.
Как пояснила суду свидетель Б – мать истицы Тарасовой ЕП., Н приходилась ей свекровью, то есть являлась матерью мужа Б После смерти свекрови осталось имущество, состоящее из земельного участка и жилого <адрес>-2. У свекрови был ещё сын Н. В ДД.ММ.ГГГГ году Н умерла. Оставшимся после смерти матери имуществом – земельным участком и жилым домом стал распоряжаться Н, управляться с хозяйством ему помогал Б. После смерти Н, Б пользовался имуществом (вещами, предметами домашнего обихода), следил за сохранностью дома, строил, ремонтировал, обкашивал траву, то есть фактически принял наследство после брата. У Н не было наследников, он жил один. После смерти Б в права наследования вступила дочь ЕП.
Согласно реестру наследственных дел, наследственное дело к имуществу Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ, не заводилось.
В силу ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию, по наследственному договору и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии со ст.1112 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Наследство открывается со смертью гражданина (ст.1113 ГК РФ).
Согласно части 2 ст.218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя (ч.1 ст.1142 ГК РФ).
В соответствии с положениями статьи 1152 ГК РФ - для приобретения наследства наследник должен его принять, принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось, при этом принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник вступил во владение или управление наследственным имуществом, принял меры по его сохранению, защите от посягательств или притязаний третьих лиц, произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества, оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства (ч.2 ст.1153 ГК РФ).
В силу ст.1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В силу положений пункта 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебной практике по делам о наследовании» под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.
При таких обстоятельствах, учитывая, что недвижимое имущество – земельный участок и жилой дом по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, принадлежал наследодателю Н, что подтверждается материалами дела; ее сыновья Н и Б являются наследниками, фактически принявшими наследственное имущество матери, ответчик возражений по поводу признания за истцом права собственности на наследственное имущество не имеет, спор о праве отсутствует, суд находит заявленные исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ суд
р е ш и л:
Исковые требования Тарасовой ЕП удовлетворить.
Признать за Тарасовой ЕП, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес>, право собственностина земельный участок с кадастровым номером № площадью 4080 кв.м., и жилой дом с кадастровым номером № площадью 44 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, в порядке наследования после смерти Н, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Кирилловский районный суд Вологодской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.А.Макарова
Копия верна.
Судья В.А.Макарова