№ 2а-382/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 августа 2020 года г. Донецк Ростовской области
Донецкий городской суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Кукановой Н.А.,
с участием помощника прокурора г. Донецка Толстых В.Б.,
представителя административного истца Отдела МВД России по г. Донецку Колесниковой Ю.П.,
административного ответчика Синева С.С.
представителя административного ответчика адвоката Кармановой В.А.,
при секретаре Степановой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению начальника Отдела МВД России по г. Донецку к Синеву С.С. об установлении административного надзора и административных ограничений,
Установил:
Начальник Отдела МВД России по г. Донецку обратился в суд с административным исковым заявлением к Синеву С.С. об установлении административного надзора.
В обоснование заявления указано, что Синев С.С. осужден приговором Донецкого городского суда Ростовской области от ... с учетом апелляционного определения судебной коллегии по уголовным делам Ростовского областного суда от ... по ч. 1 ст. 111 УК РФ к 4 годам 9 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Постановлением Новочеркасского городского суда Ростовской области от ... Синеву С.С. заменен вид исправительного учреждения на колонию-поселение на оставшийся срок наказания 01 год 05 месяцев 19 дней.
Постановлением Новочеркасского городского суда Ростовской области от ... неотбытая часть наказания в виде 11 (одиннадцати) месяцев 28 дней лишения свободы заменена на исправительные работы сроком на 11 одиннадцать) месяцев 28 дней с удержанием 10% заработной платы осужденного в доход государства.
... Синев С.С. освободился из ФКУ ИК-14 ГУФСИН России по Ростовской области по отбытию срока наказания. По вышеуказанному адресу Синев С.С. проживает один, спиртными напитками не злоупотребляет. Судимость не снята и не погашена.
С момента освобождения Синев С.С. не привлекался к административной ответственности за совершение административных правонарушений. По состоянию на ... осужденный Синев С.С. состоит на учете филиала ФКУ УИИ ГУФСИН России по Ростовской области. Предварительно срок отбытия наказания осужденным Синевым С.С. ....
Учитывая вышеизложенное начальник ОМВД России по г. Донецку просит установить в отношении Синева С.С. административный надзор сроком на два года и установить следующие ограничения: 1) запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, в период с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующего дня; 2) обязать являться на регистрацию в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации 2 раза в месяц; 3) запретить выезд за пределы населенного пункта, избранного местом жительства или пребывания без разрешения органа внутренних дел; 4) запретить пребывание в местах общественного питания, где осуществляется продажа спиртных напитков; 5) запретить посещение мест проведения массовых и развлекательных мероприятий и участие в указанных мероприятиях.
Представитель административного истца ОМВД России по г. Донецку Колесникова Ю.П. административное исковое заявление поддержала частично, просила обязать Синева С.С. являться на регистрацию в ОМВД по месту жительства или фактического пребывания 1 раз в месяц, мотивируя доводами, изложенными в заявлении.
Синев С.С. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель административного ответчика адвокат Карманова В.А. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку их удовлетворение приведет к нарушению, прав и интересов Синева С.С., и явится нарушением Конституции РФ.
Помощник прокурора Толстых В.Б. полагала административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению.
Выслушав доводы сторон по делу, заслушав заключение прокурора, все в совокупности, суд приходит к следующему.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены гл. 29 КАС РФ и Законом.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона №64 -ФЗ 06.04.2011года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» задачами административного надзора является предупреждение совершения лицами, указанными в законе, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно ч. 5 ст. 270 КАС РФ административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы, подается в суд по месту нахождения исправительного учреждения. Административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы, подается в суд по месту жительства, месту пребывания или месту фактического нахождения этого лица.
Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона №64 -ФЗ 06.04.2011года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 настоящей статьи, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ, административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или помещения, являющегося местом жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации. Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации является обязательным.
В силу п. 8 ст. 272 КАС РФ, при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
Законодательство закрепляет следующее понятие надзора:
под административным надзором понимается осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом (ст. 1 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы").
Следовательно, само понятие надзора подразумевает наличие ограничений. Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов (ст. 2 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы").
В силу ст. 6 КАС РФ одним из принципов административного судопроизводства является равенство всех перед законом и судом.
Согласно п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", лицу, освобожденному условно-досрочно от отбывания наказания в виде лишения свободы, либо лицу, которому неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена более мягким наказанием, не связанным с лишением свободы, административный надзор может быть установлен в период отбытия наказания, не связанного с лишением свободы, либо в период исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением из мест лишения свободы. При таких обстоятельствах административный надзор начинает осуществляться после отбытия лицом наказания, не связанного с лишением свободы, либо после истечения срока исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением, в случае их возложения на лицо в соответствии с частью 2 статьи 79 УК РФ.
В п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" указано, что при определении продолжительности срока административного надзора в годах, месяцах, днях совершеннолетнему лицу, имеющему неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего либо за совершение преступления против половой свободы или половой неприкосновенности несовершеннолетнего или за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, следует иметь в виду, что период, истекший после отбытия наказания указанным лицом до установления административного надзора, не включается в устанавливаемый судом срок административного надзора (пункт 3 части 1, часть 2 статьи 3, пункт 2 части 1 статьи 5 Закона).
В соответствии со ст. 86 УК РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения тяжкого преступления) судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, по истечении восьми лет после отбытия наказания.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что приговором Донецкого городского суда Ростовской области от ... с учетом изменений внесенных апелляционным определением Судебной коллегии по уголовным делам Ростовского областного суда от ... Синев С.С., был признан виновным в совершении преступления предусмотренного ч. 1 ст. 111 УК РФ и ему назначено наказание на основании ст. 70 УК РФ путем частичного присоединения неотбытой части наказания, назначенного по приговору Ростовского областного суда от ... г (с учетом постановления Батайского городского суда Ростовской области от ...) окончательно в виде 4 лет 9 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. (л.д.5-14).
Постановлением Новочеркасского городского суда Ростовской области от ... Синеву С.С. заменен вид исправительного учреждения с исправительной колонии строгого режима на отбывание наказания в колонии-поселении на оставшийся срок наказания 01 год 5 месяцев 19 дней. (л.д 44-45).
Постановлением Новочеркасского городского суда Ростовской области от ... Синеву С.С. заменена неотбытая часть наказания, назначенного приговором Донецкого городского суда Ростовской области от ..., с учетом изменений внесенных апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Ростовского областного суда от ... в виде 11 месяцев 28 дней лишения свободы на исправительные работы сроком на 11 месяцев 28 дней с удержанием 10% заработной платы осужденного в доход государства. (л.д15-16).
Согласно справки № ... от ... Синев С.С. освободился из ИК -14 ... на основании постановления Новочеркасского городского суда Ростовской области от ... в связи с заменой наказания в виде лишения свободы на исправительные работы. (л.д.22).
Согласно ответа Начальника филиала по г. Донецку ФКУ УИИ ГУФСИН России по Ростовской области, осужденный Синев С.С. поставлен на учет по г. Донецку ФКУ УИИ ГУФСИН России по Ростовской области ....
... года осужденный Синев С.С. снят с учета филиала по г. Донецку ФКУ УИИ ГУФСИН России по Ростовской области в связи с отбытием срока назначенного наказания в виде исправительных работ.
Синевым С.С. наказание в виде исправительных работ отбыто ... года.
Как усматривается из приговора Донецкого городского суда Ростовской области от ... с учетом изменений внесенных апелляционным определением Судебной коллегии по уголовным делам Ростовского областного суда от ... Синев С.С. совершил преступления при опасном рецидиве преступлений. В соответствии с частью 4 статьи 15 УК РФ, преступление за которое осужден Синев С.С. относится к категории тяжких преступлений.
Исходя из положений пункта "б" части 3 статьи 86 УК РФ, в отношении лиц, осужденных к более мягким видам наказаний, чем лишение свободы, судимость погашается по истечении одного года после отбытия или исполнения наказания. При этом по смыслу уголовного закона при замене неотбытой части наказания другим его видом срок погашения судимости надлежит исчислять, исходя из вида наказания, назначенного по приговору суда.
Как видно из приговора Донецкого городского суда Ростовской области от ... с учетом изменений внесенных апелляционным определением Судебной коллегии по уголовным делам Ростовского областного суда от ... Синев С.С. осужден к наказанию в виде лишения свободы.
Согласно справки ФКУ УИИ ГУФСИН РО, наказание в виде исправительных работ отбыто ... года
В силу пункта "г" части 3 статьи 86 УК РФ в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, судимость погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Соответственно, судимость у Синева С.С. по приговору Донецкого городского суда Ростовской области от ... с учетом изменений внесенных апелляционным определением Судебной коллегии по уголовным делам Ростовского областного суда от ... не снята и погашается ....
Как видно из материалов дела, по вышеуказанному адресу Синев С.С. проживает один, спиртными напитками не злоупотребляет, характеризуется удовлетворительно.
При определении срока административного надзора и перечня административных ограничений, которые должны быть установлены в отношении Синева С.С., суд принимает во внимание характер и степень общественной опасности совершенного преступления, данные о личности Синева С.С.
При этом суд отмечает, что положения части 2 и 2.1 статьи 3 Закона об административном надзоре носят императивный характер и административный надзор в отношении лиц, имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления при опасном рецидиве преступлений, избирается независимо от оснований, предусмотренных в части 3 статьи 3 Закона.
Срок административного надзора в отношении данных лиц равен сроку погашения судимости за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания (п. 2 ч. 1 ст. 5 указанного закона).
Доводы административного ответчика Синева С.С. и его представителя адвоката Кармановой В.А., согласно которым установление административного надзора считает несправедливым, поскольку им назначенное наказание отбыто, суд отклоняет, как основанные на неправильном понимании норм права.
Кроме того, согласно разъяснениям, данным в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 года N 597-О-О, установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, при наличии предусмотренных Федеральным законом от 06.04.2011 года N 64-ФЗ оснований и в целях защиты государственных и общественных интересов (статьи 2 и 3), в частности административные ограничения (статья 4) согласуются с нормой статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и являются соразмерными тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится.
Административный надзор относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия, но не к мерам ответственности за совершенное правонарушение. Применение административного надзора обусловлено освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием непогашенной судимости.
Суд, с учетом установленных при рассмотрении дела обстоятельств, находит указанные меры административного надзора необходимыми и соразмерными, поскольку они обусловлены интересами общественной безопасности и соответствуют задачам административного надзора, которыми являются предупреждение совершения административным ответчиком преступлений и других правонарушений, оказание на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Суд считает достаточной явку один раз в месяц в орган внутренних дел для надзора за ответчиком для стимулирования положительной динамики развития личности. При определении вида ограничений суд учитывает не только данные о личности, но и сведения о совершенном деянии. При этом суд учитывает возможность изменения объема ограничений в процессе их применения. С учетом изложенных обстоятельств суд считает данную меру в указанном объеме достаточной.
Кроме того, суд учитывает, что согласно разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в решении суда об установлении или о продлении административного надзора должен быть указан срок административного надзора (конкретный период в днях, месяцах, годах и (или) срок, определяемый днем начала его течения и окончания (например, со дня вступления решения суда в законную силу до погашения судимости). Если лицо, в отношении которого установлен административный надзор, в период его нахождения в исправительном учреждении освобождено условно-досрочно либо неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена наказанием, не связанным с лишением свободы, срок административного надзора исчисляется со дня истечения срока оставшейся неотбытой части наказания (п. 23).
На основании положений пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 данного Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Довод Синева С.С. о том, что он отбыл назначенное ему наказание и связи с чем, отсутствуют основания для установления ему административного надзора, основаны на неверном толковании норм материального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1, статьи 2 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Из анализа вышеприведенных норм следует, что административный надзор не входит в сферу уголовно-правовых отношений, а служит мерой предотвращения совершения повторных преступлений со стороны ранее судимых лиц путем систематического наблюдения за ними и оказания на них индивидуально-профилактического воздействия со стороны органов внутренних дел, но не органов исполнения наказания.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным установить в отношении Синева С.С. административный надзор, с применением административных ограничений: запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, в период с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующего дня; запретить выезд за пределы административного участка, избранного местом жительства или пребывания без разрешения органа внутренних дел; запретить пребывание в местах общественного питания, где осуществляется продажа спиртных напитков; запретить посещение мест проведения массовых и развлекательных мероприятий и участие в указанных мероприятиях.
Административные ограничения, устанавливаемые при административном надзоре, не являются мерами ответственности в связи с совершением уголовного преступления.
Как указано выше, согласно ст. 2 Закона об административном надзоре административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Частью 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц.
Тем самым срок административного надзора и административные ограничения, установленные судом настоящим решением в соответствии с Законом об административном надзоре, согласуются с положениями Конституции Российской Федерации и подлежат применению в отношении ответчика. Установленные в отношении ответчика ограничения основаны на нормах Закона об административном надзоре.
Суд считает, что установленные настоящим решением ограничения не умаляют прав ответчика, закрепленных Конституцией РФ, согласуются с ней и законодательством РФ, при этом возможен учет жизненной ситуации, уважительных причин, возникающих у ответчика.
Так, согласно части третьей статьи 12 Закона об административном надзоре, орган внутренних дел дает разрешение поднадзорному лицу, в отношении которого установлены указанные административные ограничения на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания этого лица, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи с исключительными личными обстоятельствами, такими как необходимость получения поднадзорным лицом медицинской помощи, а также прохождения лечения в учреждениях органов здравоохранения, если эти помощь и лечение не могут быть получены по месту жительства или пребывания поднадзорного лица либо в установленных судом пределах территории; прохождение поднадзорным лицом обучения за установленными судом пределами территории; необходимость решения следующих вопросов при трудоустройстве: явка в органы службы занятости населения для регистрации и дальнейшего взаимодействия с этими органами в целях поиска подходящей работы либо регистрации в качестве безработного, если в установленных судом пределах территории отсутствуют соответствующие органы службы занятости населения; прохождение предварительного собеседования; прохождение обязательного предварительного медицинского осмотра (обследования), необходимого для заключения трудового договора, если этот осмотр (обследование) не может быть пройден в установленных судом пределах территории; заключение трудового договора; заключение договора гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и (или) оказание услуг; государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя, получение лицензии на осуществление определенного вида деятельности и др.
Следовательно, указанные административные ограничения не умаляют достоинство ответчика, не исключают реализацию его прав и свобод.
Учитывая данные о личности ответчика и иные добытые по делу доказательства, суд находит заявление обоснованным в части ограничений.
Суд учитывает при постановлении решения цель установления административного надзора, закрепленную в ст. 2 названного Федерального закона № 64-ФЗ от 06.04.2011.
Именно с учетом поставленной цели суд и считает необходимыми и достаточными на момент постановления решения, предложенные заявителем меры и возможным установить в отношении Синева С.С. административный надзор.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 273 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Отдела МВД России по г. Донецку к Синеву С.С. об установлении административного надзора и административных ограничений удовлетворить.
Установить в отношении Синева С.С., ... года рождения, административный надзор сроком на 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, установив следующие ограничения:
1) запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, в период с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующего дня;
2) обязать Синева С.С. являться на регистрацию в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации 1 раз в месяц;
3) запретить выезд за пределы административного участка, избранного местом жительства или пребывания без разрешения органа внутренних дел;
4) запретить пребывание в местах общественного питания, где осуществляется продажа спиртных напитков;
5) запретить посещение мест проведения массовых и развлекательных мероприятий и участие в указанных мероприятиях.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки Синева С.С. на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Донецкий городской суд Ростовской области в течение десяти дней со дня принятия.
Судья: Н.А. Куканова