Дело № 12-4/2017
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
22 февраля 2017 года г. Оленегорск
Судья Оленегорского городского суда Мурманской области Васильева О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Агроторг» на постановление начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области, Главного государственного санитарного врача по г. Мончегорску, г. Оленегорску, Ловозерскому району № ... от ... года, вынесенного по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Агроторг»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области (далее по тексту ТО Управление Роспотребнадзора по Мурманской области), Главного государственного санитарного врача по г. Мончегорску, Оленегорску, Ловозерскому району № ... от ... года Общество с ограниченной ответственностью «Агроторг» (далее по тексту ООО «Агроторг») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ) и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, ООО «Агроторг» подана жалоба. В обоснование указано, что в нарушение требований ст. 28.2 КоАП РФ законный представитель Общества не был уведомлен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Присутствовавший при рассмотрении дела И. не является законным представителем, поскольку ему не выдавалась доверенность на право участия в конкретном административном деле. В оспариваемом постановлении не приведены доказательства виновности ООО «Агроторг», перечислены лишь выявленные нарушения и приведены ссылки на законодательные акты. Указанные нарушения являются основанием для отмены обжалуемого постановления. Кроме того, при оформлении протокола об административном правонарушении от ... допущено нарушение требований ст. 28.2 КоАП РФ, в частности, не указаны дата и время совершения правонарушения, что указывает на недопустимость принятия данного документа в качестве доказательства по делу. Просит признать незаконным и отменить постановление № ... от ....
Представитель юридического лица, привлекаемого к административной ответственности в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения жалобы извещена надлежащим образом, представила ходатайство о проведении судебного разбирательства без её участия, указав при этом, что правовую позицию, изложенную в жалобе поддерживает в полном объеме.
Представители ТО Управления Роспотребнадзора по Мурманской области Лукашов А.Н., Коношкина Г.В. в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, полагая, что оснований для изменения или отмены обжалуемого постановления не имеется.
Выслушав представителей ТО Управления Роспотребнадзора по Мурманской области, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В силу ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Суд не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Установлено, что ... года сотрудниками ТО Управления Роспотребнадзора по Мурманской области ... на основании распоряжения ТО Управления Роспотребнадзора по Мурманской области № ... от ... проведена внеплановая, документальная и выездная проверка по контролю за соблюдением требований санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в магазине № ... «...» ООО «Агроторг», расположенного по адресу: ....
В ходе проверки были выявлены многочисленные нарушения законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в частности:
- в нарушение п. 2.7 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» для сбора мусора и пищевых отходов установлен один контейнер без крышки, установленный на площадке, покрытой снегом, на расстоянии одного метра от магазина у входа для загрузки товаров;
- в нарушение п. 5.3., п. 5.4, п. 5.6, п. 7.6, п. 7.7. СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» отсутствует помещение для хранения и подготовки пищевых продуктов к продаже, в проходном коридоре у входа для загрузки товаров выявлено нагромождение продовольственных и непродовольственных товаров, проход затруднен; продовольственные и непродовольственные товары хранятся не упорядочено, выборочно на поддонах и на полу (картофель в ящике), без соблюдения правил товарного соседства (совместно - пиво, безалкогольные напитки, бананы, туалетная бумага, уголь, консервы, молоко, корм для животных, макароны, акционные журналы и т.д.), товар частично разобран и частично упакован в транспортную тару, так как в торговом зале не достаточно места для выкладки товара; здесь же в тележках и корзинах хранится продукция с истекшим сроком годности (хлебобулочные изделия, овощи, мясная продукция в заводской упаковке, молочная продукция), подготовленная для списания и возврата поставщикам, использованная упаковочная тара, пустые коробки, пленка, пакеты, ветошь, перчатки и т.д.;
- в нарушение п. 6.4., п. 7.5 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», п. 3.3.2 СП 2.3.2.1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов» отсутствует контроль за температурно-влажностным режимом хранения продуктов, не установлены термометры-психрометры в помещениях магазина;
- в нарушение п. 5.6. СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» в торговом зале осуществляется реализация непродовольственных товаров в непосредственной близости от отделов, реализующих пищевые продукты: корм для кошек размещен в непосредственной близости с кукурузными хлопьями, макаронами; кондиционеры для белья размещены в непосредственной близости с бутиллированной водой; кроме того, товары для детского питания расположены в непосредственной близости с парфюмерно-косметической продукцией и товарами бытовой химии;
- в нарушение п. 10.1. СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» в коридоре у входа для загрузки товаров, где временно складируются продовольственные и непродовольственные товары, пол грязный, со множеством следов, влажная уборка не проводилась из за отсутствия персонала;
- в нарушение п. 10.6, п. 10.7 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» дезинфицирующие средства в магазине отсутствуют, туалеты не дезинфицируются; моющие средства хранятся в санитарной комнате и цехе по производству цыпленка-гриль не упорядоченно (на полу, на тумбе);
- в нарушение статьи 34 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 20011г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжёлых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда», п. 13.1., 13.2., 14.1. СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно- эпидемиологические требования для организаций торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» отсутствуют в личной медицинской книжке отметки о результатах исследования на носительство возбудителей кишечных инфекций и серологическое обследование на брюшной тиф, мазка из зева и носа на наличие патогенного стафилококка при поступлении на работу у продавца Е. (...), допущенная к работе;
- в нарушение п. 11.2, п. 11.4 СП 3.1.2.3117-13 «Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций» у 8 человек отсутствуют в личных медицинских книжках отметки о вакцинации против гриппа;
- в нарушение п. 13.4 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования для организаций торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» в раздевалке выявлено совместное хранение санитарной и домашней одежды;
- в нарушение п. 13.5 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования для организаций торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» персонал санитарной одеждой обеспечен не в полном объёме, персонал работает без колпаков, косынок, волосы не убраны;
- в нарушение п. 14.1 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования для организаций торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» не организована регулярная централизованная стирка и починка санитарной и специальной одежды, договор не представлен, со слов сотрудников одежда стирается дома.
По результатам проверки составлен акт санитарно-эпидемиологического обследования от ... года и акт проверки № ... от ... Кроме того, ... года ... ТО Управления Роспотребнадзора в г.Мончегорске, г.Оленегорске и Ловозерском районе вынесено предписание № ... о принятии мер об устранении выявленных проверкой нарушений санитарного законодательства.
... года ... ТО Управления Роспотребнадзора в г.г.Мончегорске, Оленегорске и Ловозерском районе составлен протокол об административном правонарушении в отношении ООО «Агроторг» согласно которому, Обществом были нарушены ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 2.7, 5.3, 5.4, 5.6, 6.4, 7.5, 7.6, 7.7, 10.1, 10.6, 10.7, 13.1, 13.2, 13.4, 13.5, 14.1 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», п. 3.3.2 СП 2.3.2.1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов», п. 11.2, п. 11.4 СП 3.1.2.3117-13 «Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций», приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 года № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжёлых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда», что указывает на наличие события административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ.
... года начальник Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Мурманской области, Главный государственный санитарный врач по г. Мончегорску, Оленегорску, Ловозерскому району вынес постановление по делу об административном правонарушении № ... согласно которому ООО «Агроторг» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Исследовав доводы жалобы о наличии процессуальных нарушений при составлении протокола об административном правонарушении, нахожу их необоснованными, по следующим основаниям.
В силу ст. 25.12 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении извещаются или вызываются в орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Согласно ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если оно извещено в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, представитель ООО «Агроторг» был надлежащим образом извещен о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, о чем свидетельствует письмо ... ТО Управления Роспотребнадзора по Мурманской области № ... от ..., врученное директору магазина № ... ... ООО «Агроторг» М. ... года для передачи руководству, а также книга учета исходящей корреспонденции, в которой внесена соответствующая запись.
Кроме того, присутствующий на составлении протокола об административном правонарушении И. представил доверенность № ... от ... согласно которой, последний наделен правом получать и подписывать акты проверок, решения по результатам проверок, постановления, протоколы об административном правонарушении, представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, прихожу к выводу, что указанный процессуальный документ был составлен в присутствии лица, уполномоченного генеральным директором Общества на его получение и подписание.
Доводы жалобы о том, что представитель ООО «Агроторг» не был извещен о дате и времени рассмотрения протокола об административном правонарушении, несостоятельны и опровергаются материалами дела, поскольку надлежащее уведомление было вручено И. ... года на рассмотрение протокола ...
Доказательств, подтверждающих отмену доверенности № ... от ... и/или признание её недействительной на день составления протокола об административном правонарушении и обжалуемого постановления, суду не представлено.
В силу ст. 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона правонарушения выражается в действии, заключающемся в нарушении должностным лицом, гражданином или юридическим лицом действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а также в бездействии - невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Противоправное деяние виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий.
Таким образом, ст. 6.3 КоАП РФ является бланкетной, в связи с чем для привлечения виновных лиц к административной ответственности необходимо установить, какие конкретно правила и нормативы были нарушены или мероприятия не выполнены.
Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, может выражаться в форме как умысла, так и неосторожности.
Исследовав доводы Общества в части того, что в оспариваемом постановлении не приведены доказательства виновности ООО «Агроторг», перечислены лишь выявленные нарушения и приведены ссылки на законодательные акты, нахожу их необоснованными, поскольку они опровергаются материалами дела.
Так, в постановлении указано, что доказательствами вины юридического лица являются: акт проверки № ... от ..., фотоматериалы, экспертные материалы, ... № ..., № ... от ..., акт санитарно-эпидемиологического обследования от ... года, предписание от ..., в соответствии с которым юридическое лицо ООО «Агроторг» обязано было устранить, выявленные нарушения санитарного законодательства.
Оценив материалы дела, исследовав фотографии объекта, прихожу к выводу, что указанные в обжалуемом постановлении факты, а именно: для сбора мусора и пищевых отходов установлен один контейнер без крышки, установленный на площадке, покрытой снегом, на расстоянии одного метра от магазина у входа для загрузки товаров; отсутствует помещение для хранения и подготовки пищевых продуктов к продаже, в проходном коридоре у входа для загрузки товаров выявлено нагромождение продовольственных и непродовольственных товаров, проход затруднен; продовольственные и непродовольственные товары хранятся не упорядочено, выборочно на поддонах и на полу (картофель в ящике), без соблюдения правил товарного соседства (совместно - пиво, безалкогольные напитки, бананы, туалетная бумага, уголь, консервы, молоко, корм для животных, макароны, акционные журналы и т.д.), товар частично разобран и частично упакован в транспортную тару, так как в торговом зале не достаточно места для выкладки товара; здесь же в тележках и корзинах хранится продукция с истекшим сроком годности (хлебобулочные изделия, овощи, мясная продукция в заводской упаковке, молочная продукция), подготовленная для списания и возврата поставщикам, использованная упаковочная тара, пустые коробки, пленка, пакеты, ветошь, перчатки и т.д.; отсутствует контроль за температурно-влажностным режимом хранения продуктов, не установлены термометры-психрометры в помещениях магазина; в торговом зале осуществляется реализация непродовольственных товаров в непосредственной близости от отделов, реализующих пищевые продукты: корм для кошек размещен в непосредственной близости с кукурузными хлопьями, макаронами; кондиционеры для белья размещены в непосредственной близости с бутиллированной водой; кроме того, товары для детского питания расположены в непосредственной близости с парфюмерно-косметической продукцией и товарами бытовой химии; в коридоре у входа для загрузки товаров, где временно складируются продовольственные и непродовольственные товары, пол грязный, со множеством следов, влажная уборка не проводилась из за отсутствия персонала; дезинфицирующие средства в магазине отсутствуют, туалеты не дезинфицируются; моющие средства хранятся в санитарной комнате и цехе по производству цыпленка-гриль не упорядоченно (на полу, на тумбе); отсутствуют в личной медицинской книжке отметки о результатах исследования на носительство возбудителей кишечных инфекций и серологическое обследование на брюшной тиф, мазка из зева и носа на наличие патогенного стафилококка при поступлении на работу у продавца Е. ... допущенной к работе; у 8 человек отсутствуют в личных медицинских книжках отметки о вакцинации против гриппа; в раздевалке выявлено совместное хранение санитарной и домашней одежды; персонал санитарной одеждой обеспечен не в полном объёме, персонал работает без колпаков, косынок, волосы не убраны; не организована регулярная централизованная стирка и починка санитарной и специальной одежды, договор не представлен, со слов сотрудников одежда стирается дома, свидетельствуют о нарушении Обществом требований ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 2.7, 5.3, 5.4, 5.6, 6.4, 7.5, 7.6, 7.7, 10.1, 10.6, 10.7, 13.1, 13.2, 13.4, 13.5, 14.1 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», п. 3.3.2 СП 2.3.2.1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов», п. 11.2, п. 11.4 СП 3.1.2.3117-13 «Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций», приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 года № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжёлых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».
Доказательств опровергающих данные выводы материалы дела не содержат, не приведены они были и при рассмотрении настоящей жалобы представителем юридического лица.
Доводы жалобы о том, что при оформлении протокола об административном правонарушении от ... допущено нарушение требований ст. 28.2 КоАП РФ, в частности, не указаны дата и время совершения правонарушения, что указывает на недопустимость принятия данного документа в качестве доказательства по делу, нахожу необоснованными, по следующим основаниям.
Согласно материалам дела об административном правонарушении, уполномоченными органами проводилась проверка ... года в период с ... часов ... минут до ... часов ... минут. Указанный период времени внесен в протокол об административном правонарушении от ... в качестве времени совершения административного правонарушения.
Как разъяснено в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", днем обнаружения длящегося административного правонарушения, которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей, считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Поскольку правонарушение, за совершение которого привлекается Общество, является длящимися, временем его совершения будет время, когда данное правонарушение было выявлено, то есть время проведения проверки в отношении Общества, прихожу к выводу, что протокол об административном правонарушении, составленный должностным лицом ..., полностью соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, все сведения, в том числе время совершения правонарушения, в протоколе отражены.
Таким образом, имеющийся в материалах дела протокол об административном правонарушении является допустимым доказательством и подлежит оценки наряду с другими доказательствами по делу.
Учитывая вышеизложенное, нахожу факт совершения ООО «Агроторг» вмененного административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 6.3 КоАП РФ, установленным, подтвержденным материалами дела, а вину ООО «Агроторг» в его совершении – доказанной.
При таких обстоятельствах постановление по делу об административном правонарушении № ... от ... года о привлечении ООО «Агроторг» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, нахожу законным и обоснованным.
В связи с изложенным, оснований для удовлетворения жалобы ООО «Агроторг», не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № ... ░░ ... ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ № ... ░░ ... ░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░