№2-2521/2024
УИД: 91RS0022-01-2024-004048-65
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 октября 2024 года г. Феодосия
Феодосийский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Тимохиной Е.В.,
при секретаре судебного заседания Байдиной Л.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2, ФИО3 к администрации города ФИО4 Республики ФИО4, Министерству имущественных и земельных отношений Республики ФИО4, Государственному унитарному предприятию Республики ФИО4 «Крымские морские порты», Министерству транспорта Республики ФИО4, Совету министров Республики ФИО4 о признании права собственности в порядке приватизации, третье лицо: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО4,
установил:
ФИО2, ФИО3 обратились в суд с иском к администрации города ФИО4 Республики ФИО4, Министерству имущественных и земельных отношений Республики ФИО4, Государственному унитарному предприятию Республики ФИО4 «Крымские морские порты», Министерству транспорта Республики ФИО4, Совету министров Республики ФИО4 о признании права собственности в порядке приватизации, третье лицо: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО4.
В обоснование иска указали, что ФИО2 в 2003 году на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ предоставлена однокомнатная благоустроенная <адрес>, литера а», приобретенная Феодосийским морским торговым портом по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ С 2003 года по настоящее время истцец, а ФИО3 с 2015 года зарегистрированы и проживают в спорной квартире. При обращении к ответчику с целью заключения договора социального найма, им предоставлен ответ о невозможности оказать муниципальную услугу, поскольку квартира не передана на баланс администрации города ФИО4 Республики ФИО4. В связи с чем, истцы лишены возможности реализовать своё право на приватизацию спорной квартиры. Просят суд признать за ними право собственности в порядке приватизации на <адрес>, кадастровый №, в <адрес>, г.ФИО4, ФИО4 по 1/2 доли за каждым.
В судебное заседание истцы не явились, о дне слушания дела извещены надлежаще, причина неявки суду неизвестна.
В судебном заседании представитель истцов ФИО6, действующая на основании доверенности, доводы, изложенные в иске, поддержала, просила суд требования удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации города ФИО4 Республики ФИО4 в судебное заседание не явился, в материалы дела предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика Министерства транспорта Республики ФИО4 в судебное заседание не явился, в материалы дела предоставил письменные пояснения, в которых также просит рассмотреть дело без его участия.
Представители ответчиков: ГУП РК «Крымские морские порты», Совет министров Республики ФИО4, Министерства имущественных и земельных отношений Республики ФИО4, а также представитель третьего лица Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО4 в судебное заседание не явились по неизвестным суду причинам, о времени и месте слушания дела извещались надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили.
Руководствуясь статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая сведения о размещении информации о рассмотрении дела на официальном сайте Феодосийского городского суда Республики ФИО4 в сети Интернет (http://feodosiya.krm.sudrf.ru/), надлежащее извещение участников судебного разбирательства и в срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, отсутствие ходатайств об отложении судебного заседания, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав пояснения представителя истцов, изучив материалы дела, оригинал инвентарного дела, приходит к выводу об удовлетворении требований по следующим основаниям.
В соответствии с частями 1,2 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
На основании статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Порядок передачи жилого помещения в собственность в порядке приватизации урегулирован Законом Российской Федерации от 4 июля 1991 года N1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", согласно статьи 1 которого приватизация жилых помещений является бесплатной передачей в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятия или оперативном управлении учреждений, на условиях социального найма.
В силу статьи 2 указанного Закона граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Положениями статьи 6 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" установлено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В соответствии с положениями статьи 11 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 4 июля 1991 года N 1541-1, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Часть 3 статьи 8 указанного Закона закрепляет судебные гарантии реализации права на приватизацию жилого помещения.
Из материалов дела установлено, что решением исполнительного комитета Феодосийского городского совета № от ДД.ММ.ГГГГ, приобретённую Феодосийским морским торговым портом по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>-А по <адрес> в г. ФИО4, на основании совместного решения администрации и профсоюзного комитета Феодосийского морского торгового порта (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ), ФИО7 на состав семьи 1 человек, предоставлена указанная квартира.
По сведениям лицевого счёта №, в спорной квартире зарегистрированы: с ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО2, с ДД.ММ.ГГГГ внук ФИО3.
В обоснование требований истцы указали, что лишены реализовать своё право на участие в приватизации спорного объекта недвижимости, поскольку квартира в реестре муниципального имущества не значится, а Государственное унитарное предприятие Республики ФИО4 «Крымские морские порты» в лице филиала в г. ФИО4 не является балансодержателем квартиры.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации о приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья, в собственность граждан.
В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года N8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" разъяснено, что исходя из смысла преамбулы и статей 1, 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием. При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного статьями 7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).
По сведениям Государственного унитарного предприятия Республики ФИО4 «ФИО4 БТИ» филиал в г. ФИО4, право собственности на спорную квартиру зарегистрировано за Феодосийским морским торговым портом на основании договора купли-продажи, удостоверенного частным нотариусом ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ, реестр №, зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ (л.д.59).
ДД.ММ.ГГГГ администрацией города ФИО4 Республики ФИО4 рекомендовано обратиться к собственнику спорной квартиры для рассмотрения вопроса о возможной передаче её в собственность муниципального образования городской округ ФИО4 Республики ФИО4 (л.д.21).
Государственное унитарное предприятие Республики ФИО4 «Крымские морские порты» в лице филиала в г.ФИО4, сообщило, что не является балансодержателем <адрес>А по <адрес>, г.ФИО4, ФИО4 (л.д.6).
В Едином государственном реестре недвижимости сведения о собственнике квартиры отсутствуют. Спорная квартира поставлена на кадастровый учёт с присвоением номера: № (л.д.46).
Администрация города ФИО4 Республики ФИО4 сообщила, что спорная квартира в реестре муниципального имущества не значится (л.д.124). Также установлено, что спорная квартира в реестре имущества Республики ФИО4, в реестре федерального имущества Республики ФИО4 и <адрес>, не состоит
ФИО2 обращалась в администрацию города ФИО4 Республики ФИО4 с заявлением о передаче в муниципальную собственность спорной квартиры. Министерством транспорта Республики ФИО4 сообщено, что Постановлением Государственного Совета Республики ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственном унитарном предприятии Республики ФИО4 «Крымские морские порты» установлено, что имущество Государственного предприятия «Феодосийский морской торговый порт» является собственностью Республики ФИО4, а также принято решение о создании Государственного унитарного предприятия Республики ФИО4 «Крымские морские порты» и наделении его имуществом, в том числе вышеуказанного предприятия. Согласно устава Предприятия функции и полномочия собственника имущества предприятия осуществляет Совет министров Республики ФИО4 в лице Министерства транспорта Республики ФИО4. Право на имущество, закрепляемое за Предприятием на праве хозяйственного ведения собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества предприятию. В 2014 году Министерство транспорта Республики ФИО4 не наделило указанное Предприятие спорной квартирой, в связи с чем, разрешить вопрос о её передаче в муниципальную собственность не представляется возможным.
То обстоятельство, что на момент рассмотрения спора квартира не принята в муниципальную собственность, а филиал Крымских морских портов не является балансодержателем спорного имущества, не может повлечь за собой неблагоприятные последствия для истцов, которые выразили намерение воспользоваться предоставленным правом на приватизацию занимаемого жилого помещения, поскольку соблюдение законов Российской Федерации в равной мере является обязанностью как граждан, так и органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц (часть 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации).
Исчерпывающий перечень оснований, при которых жилые помещения не подлежат приватизации, определён в статье 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". Однако каких-либо доказательств, подтверждающих то, что имеются предусмотренные законом основания отнесения спорной квартиры в жилым помещениям, приватизация которых запрещена законом, суду не представлено.
У истцов объекты недвижимости на праве собственности в порядке приватизации, расположенные на территории Российской Федерации отсутствуют, что подтверждается уведомлениями Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО4.
Анализируя представленные в судебное заседание доказательства, учитывая законное вселение истцов в спорную квартиру, несение расходов по содержанию квартиры, отсутствие доказательств отнесения жилого помещения к помещениям, приватизация которых запрещена, а также то обстоятельство, что истцы ранее в приватизации не участвовали, суд приходит к выводу об удовлетворении требований.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л:
исковые требования ФИО2, ФИО3 к администрации города ФИО4 Республики ФИО4, Министерству имущественных и земельных отношений Республики ФИО4, Государственному унитарному предприятию Республики ФИО4 «Крымские морские порты», Министерству транспорта Республики ФИО4, Совету министров Республики ФИО4 о признании права собственности в порядке приватизации, третье лицо: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО4– удовлетворить.
Признать за ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения право собственности на <адрес>, кадастровый №, в <адрес> в порядке приватизации по 1/2 доли за каждым.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики ФИО4 через Феодосийский городской суд Республики ФИО4 в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий (подпись) Е.В. Тимохина