51RS0020-02-2020-000687-82 Дело № 2-2/44/2021
Мотивированное решение изготовлено 20.02.2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 февраля 2021 года город Снежногорск
Полярный районный суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Приваловой М.А.,
при секретаре судебного заседания Беляевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Беляковой М. А. к Акционерному обществу «Мурманская ТЭЦ» о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
Белякова М.А. обратилось Полярный районный суд с исковым заявлением к АО «Мурманская ТЭЦ» о защите прав потребителей.
В обоснование заявленных требований истец указала, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> потребителем коммунальных услуг, в том числе по отоплению, которую оказывает ответчик, АО «Мурманская ТЭЦ».
20.08.2010 Белякова М.А. обратилась с заявление управляющую организацию в ООО «ЖКС Октябрьского района» об отключении в жилом помещении радиаторов отопления с оставлением магистрального трубопровода, проходящего через её квартиру.
В мае 2014 года, по устному поручению Беляковой М.А., Лисняк Р. занимался вопросами по отключению отопления в указанной квартире, для чего обращался в ООО «УК Центурион» и технический участок ЖЭУ (г. Мурманск, у Д.3), осуществлял допуск работников указанной организации в помещение.
Работники ООО «УК Центурион» по заявлению Беляковой М.А. выполнили работы по демонтажу четырех радиаторов отопления в указанной квартире.
Факт предоставления в указанную квартиру услуг по отоплению не в полном объеме подтверждается актом установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность от 06.12.2016. Данный акт подтверждает, что во всех четырех помещениях квартиры отсутствуют обогревающие элементы, стоят заглушки.
Факт непрерывного отсутствия обогревающих элементов и наличие заглушек на системе центрального отопления вышеуказанной квартире в период с 06.12.2016 по настоящее время подтверждается также показаниями свидетелей Яцкевича В. и Байдукова А.
Демонтаж отопительных приборов не влияет и не нарушает жилищные права других собственников помещений многоквартирного дома, так как целостность системы отоплении, ее непрерывное функционирование сохранены, что согласуется с требованиями п. 4 ст. 30 Жилищного кодекса РФ.
Собственники жилых помещений и жильцы многоквартирного дома с заявлениями и жалобами в управляющие органы обсуживающие этот жилой дом, а также к ответчику, не обращались.
Ответчику направлялись претензии о произведении перерасчета по выставленным счетам-квитанциям по потребленной тепловой энергии, однако в удовлетворении претензий Беляковой М.А. было отказано.
Полагает, что правоотношения истца и ответчика регламентируются гражданским законодательством об обязательствах и о защите прав потребителей.
При обнаружении недостатков указанной услуги, зафиксированной актом от 06.12.2016, истец по своему выбору потребовал у ответчика уменьшения цены оказанной услуги, то есть произведения перерасчета. Требования истца в добровольном порядке удовлетворены не были. Таким образом, при удовлетворении требований истца в его пользу взыскивается штраф с ответчика в размере 50% суммы, излишне начисленных ответчиком истцу в спорный период.
Полагает, что в связи с грубым нарушением прав истца, как потребителя, игнорированием его заявлений и претензий, истцу причинены нравственные страдания и волнения, выразившиеся с необходимостью добровольного и судебного урегулирования спора, то есть моральный вред, который оценивается в 10 000,00 рублей.
Кроме того, в целях урегулирования возникшего спора истцом понесены расходы на оформление доверенности представителя в сумме 1 800,00 рублей, на услуги представителя в сумме 38 000,00 рублей и почтовые расходы в общей сумме 113,00 рублей, таким образом, судебные издержки составили 39 913,00 рублей.
Просит обязать ответчика, АО «Мурманская ТЭЦ» произвести перерасчет за услугу отопление за период с 06.12.2016 по настоящее время,
взыскать с ответчика АО «Мурманская ТЭЦ» в пользу истца штраф в сумме, равной 50 % от суммы, на которую произведено уменьшение платежей за услугу отопление в период с 06.12.2016 по настоящее время,
взыскать с ответчика АО «Мурманская ТЭЦ» в пользу истца судебные издержки в сумме 39 913,00 рублей,
освободить истца от уплаты государственной пошлины в соответствии со ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей»
Истец, представитель истца в судебное заседание не явились, извещались о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
От Беляковой М.А поступило ходатайство о предоставлении времени для подготовки письменных пояснения и проведении судебного заседания в её отсутствие.
От представителя истца Лопина А. поступили дополнительные пояснения из которых следует, что Белякова М.А. произвела демонтаж радиаторов отопления в 2017 года, за это время ни каких жалоб со стороны жильцов многоквартирного дома не поступало. Кроме того, истец просит освободить её от оплаты за отопление только в жилом помещении, принадлежащем ей. Полагает, что третьи лица намеренно указывают на нарушение истцом порядка демонтажа радиаторов отопления, что не влияет на правоотношения, связанные с количеством и качеством поставки электроэнергии. Указывает, что действия истца законны и не нарушают прав других лиц.
Представитель ответчика АО «Мурманская ТЭЦ» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, ранее ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что отсутствие письменного договора между ресурсоснабжающей организацией и собственниками жилого помещения не освобождает собственников от оплаты оказанной им коммунальной услуги.
Факт отсутствия приборов отопления и оборудования помещения стационарными обогревателями, ответчиком не оспариваются, однако не дают возможности установления соблюдения собственником нормативных требований к порядку переустройства системы отопления.
Полагает, что демонтаж является самовольным переустройством жилого помещения, поскольку произведен без согласования с уполномоченными органами и без внесения изменений в техническую документацию, что подтверждается заочным решением по делу № 2-4726/2016 от 01.07.2016.
Полагает, что требования истца являются незаконными, оснований для удовлетворения требования не имеется.
Представитель третьего лица ООО «УК Мурманской области» извещался судом надлежащим образом, причины не явки не известны, отзыв на заявление не представил.
Представитель третьего лица Комитет по жилищной политике в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, ранее ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд рассматривает дело в отсутствие лиц участвующих в деле в соответствии с положениями п. 3, 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Исследовав материалы гражданского дела № 2-2/741/2016, материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.
В силу части 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник помещения несет бремя содержания данного помещения, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статей 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение, которая включает в себя, в том числе, плату за тепловую энергию.
В соответствии со статьями 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления и производить оплату за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Судом установлено, что Белякова М.А. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии №....
20.08.2010 Белякова М.А. обратилась с заявлением в ООО «ЖКС Октябрьского района» об отключении центрального отопления.
По заявке Беляковой М.А. ООО «УК Центурион» выполнило работы по демонтажу четырех радиаторов отопления в помещении по адресу: <адрес>. что подтверждается копией квитанции №....
Как следует из письменных объяснений Лисняк Р.Л., по просьбе Беляковой М.А. он обращался в ООО «УК Центурион» с заявлением о демонтаже радиаторов отопления, которые были демонтированы сотрудниками компании. При этом, магистральная труба, проходящая от пола до потолка и обеспечивающая циркуляцию теплоносителя, осталась целой, циркуляция не нарушена. Магистральные трубы в ходе производства ремонта были зашиты.
Из объяснений Яцкевича В.И., Бандукова А.В. также следует, что в квартире истца отсутствуют радиаторы отопления.
Согласно представленному акту установления (проверки) факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, выполненным представителями ООО «Наш общий дом» от 06.12.2016 следует, что исполнителем коммунальной услуги проведена проверки факта наличия/отсутствия приборов отопления на основании заявления по адресу: <адрес>. Из указанного акта следует, что в помещении кухни, помещениях комнат №... отсутствуют обогревающие элементы, стоят заглушки.
29.01.2019 Белякова М.А. обратилась к ПАО «Мурманская ТЭЦ» с заявлением о произведении перерасчета коммунальных услуг за период с 06.12.2016 по 26.03.2018 в связи с отсутствием в жилом помещении обогревающих элементов.
22.08.2020 Белякова М.А. повторно обратилась к АО «Мурманская ТЭЦ» с заявлением о произведении перерасчета коммунальных услуг за период с 06.12.2016 в связи с отсутствием в жилом помещении обогревающих элементов и прекращении начисления коммунальной услуги.
По результатам рассмотрения обращения Беляковой М.А. АО «Мурманская ТЭЦ» направило в адрес Беляковой М.А. ответ на претензию, в котором указало, что из представленного акта не возможно установить соблюдение требований к переустройству жилого помещения, установленных действующим законодательством, в связи с чем оснований для изменения начисления платы за коммунальную услугу «отопление» не имеется.
21.09.2020 Белякова М.А. обратилась к ООО «Управляющая компания Мурманской области», ООО УК «Наш общий дом», ООО УК «МурманТехСервис» с заявлением о подтверждении отсутствия отопительных приборов по адресу: <адрес>, указании границ ответственности системы отопления, периода начисления коммунальной услуги.
Не получив ответа на претензию Белякова М.А. обратилась в суд с указанным иском о защите своих прав.
Обращаясь в суд с данным иском, истица полагает, что плата за централизованное отопление жилого помещения по ее квартире начислена ответчиком незаконно, поскольку услуга «отопление» ей не оказывается, в связи с отсутствием в квартире радиаторов отопления.
АО «Мурманская ТЭЦ» - АО «Мурманская ТЭЦ» является ресорсурсоснабжающей организацией, предоставляющей коммунальный ресурс исполнителю коммунальной услуги.
Согласно представленной в материалы дела квитанции счет за коммунальную услугу «теплоснабжение» выставляет ответчик АО «Мурманская ТЭЦ», что сторонами не оспаривалось.
В обоснование возражений против заявленных требований ответчик указал, что истцом не представлено доказательств соблюдения нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартириого отопления, действовавших на момент его проведения, в частности, "Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 27.10.2020), а именно заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) псреплаиируемое помещение в многоквартирном доме (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме, а если переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме невозможны без присоединения к данному помещению част и общего имущества в многоквартирном доме, также протоколна неиспользование тепловой энергии ввиду отсутствия энергопринимающих устройств и теплопотребляющих установок в помещении, которое предыдущим собственником было переведено на электрообогрев, произведен демонтаж радиаторов.
Отметил, что жилом помещении, принадлежащем ответчикам на праве собственности, не производилось переустройство системы внутриквартирного отопления данных помещений с соблюдением нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действовавших па момеэт его проведения.
Полагал, что демонтаж отопительных приборов, произведенный ответчиками в спорном жилом помещении, является самовольным, поскольку осуществлен без соблюдения нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действовавших на момент его проведения.
По результатам комиссионного обследования, проведенного 28.01.2021 г. по поручению суда, в составе: главных специалистов ОТК Комитета по жилищной политике, контроллера АО «Мурмаснкая ТЭЦ», собственника Беляковой М.А., составлен акт.
Из акта от 28.01.2021 следует, что многоквартирный <адрес> в г. Мурманске подключен к централизованной системе отопления.
В жилом помещении №... в кухне и жилых комнатах, демонтированы отопительные приборы (радиаторы). Стояковые трубопроводы внутридомовой системы отопления, проходящие в квартире, зашиты в короб. Наличие теплоизоляции на стояке отопления установить не представляется возможным.
Отопление квартиры осуществляется за счет электрического подогрева пола в помещениях коридора, кухни, совмещенного санузла, установленного электрического радиатора в жилой комнате №..., а в жилой комнате №... при помощи сплит-системы.
Согласно выводов комиссии в квартире №... многоквартирного <адрес> в <адрес> выполнено переустройство перепланировка отопительных приборов (радиаторов) и установки электроотопительных элементов.
Таким образом, согласно проведенному комиссионному обследованию помещения установлено наличие стояковых трубопроводов внутридомой системы отопления, проходящих транзитом через помещения.
Из информации Комитета по жилищной политике администрации г. Мурманска от 14.01.2021 следует, что Белякова М.А. с заявлением о согласовании переустройства жилого помещения по адресу: Мурманск, <адрес>, а именно демонтажа отопительных приборов с целью перевода на электрообогрев квартиры №..., не обращалась, соответствующее заявление и проектные материалы в отношении указанного жилого помещения собственником в комитет не предоставлялись, разрешающие документы о согласовании переустройства <адрес> в г. Мурманске комитетом не оформлялись
Доводы стороны истца об отсутствии оснований для взыскания с него платы за потребление услуги отопления в жилом помещении в полном объеме, поскольку в нем демонтированы радиаторы, судом не принимаются поскольку они основании на неправильном толковании норм материального права исходя из следующего.
По смыслу пунктов 1 и 2 статьи 539, пункта 1 статьи 544 и пункта 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации абонент (потребитель) обязан оплатить энергоснабжающей организации фактически принятое количество тепловой энергии, поданной на энергопринимающее устройство абонента, присоединенное к сетям энергоснабжающей организации.
При этом согласно части 9 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» потребителем тепловой энергии является лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащие ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
Под теплопотребляющей установкой понимается устройство, предназначенное для использования тепловой энергии, теплоносителя для нужд потребителя тепловой энергии; под тепловой сетью понимается совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок (пункты 4 и 5 статьи 2 Закона № 190-ФЗ).
Право исполнителя коммунальных услуг на взыскание платы за отопление нежилых помещений в многоквартирном доме возникает вследствие подачи в эти помещения через централизованные тепловые сети тепловой энергии в объеме, необходимом для обеспечения в помещениях нормативной температуры.
В соответствии с положениями статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 2 вышеуказанного Федерального закона «О теплоснабжении» и пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 (далее - Правила №354), собственник жилого помещения, входящего в состав МКД, в случае демонтажа радиаторов отопления не освобождается от оплаты этого коммунального ресурса, получаемого, в том числе от общей системы отопления и конструкций дома.
Частью 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрен запрет перехода на отопление жилых помещений в МКД с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения МКД, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
В подпункте «в» пункта 35 Правил № 354 также установлено, что потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на МКД или жилой дом.
Аналогичные положения содержатся в пункте 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. № 170.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, часть 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» направлена на обеспечение надежности и безопасности системы теплоснабжения многоквартирных жилых домов, к нарушению которой может приводить использование некоторых видов индивидуальных квартирных источников тепловой энергии (определения от 17 ноября 2011 г. № 1514-О-О, от 21 марта 2013 г. № 457-О, от 17 июля 2014 г. № 1681-О и др.).
Как следует из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 7 мая 2015 г. № АКПИ15-198, данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого дома, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в МКД происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.
Учитывая то, что согласно приложению № 2 к Правилам № 354 содержащиеся в указанном нормативном акте формулы расчета платы за коммунальную услугу по отоплению применимы равным образом к жилым и нежилым помещениям МКД, следовательно, запрет на переход отопления помещений такого дома на иной (индивидуальный) способ отопления (без согласования и внесения изменений в систему теплоснабжения всего дома) распространяется равным образом, как на жилые, так и на нежилые помещения.
Поскольку приведенное действующее нормативное регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления, то Правительством Российской Федерации, в чью компетенцию в соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации входит установление порядка определения нормативов потребления коммунальных услуг, не урегулирована возможность раздельного определения норматива потребления в отношении отопления на общедомовые нужды и норматива потребления в жилом (нежилом) помещении.
Кроме того, переход на отопление нежилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии является переустройством нежилого помещения.
Порядок переустройства жилых помещений установлен главой 4 Жилищного Кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 25, 26 Жилищного кодекса Российской Федерации установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования являются переустройством жилого помещения, которое проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Для проведения переустройства жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо обязано представить в орган, осуществляющий согласование, предусмотренный законом пакет документов.
Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, данный документа является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещении (ч. ч. 5, 6 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ в целях определения единого порядка переустройства и перепланировки жилых помещений постановлением Администрации города Мурманска № 297 от 07.02.2014 утвержден Порядок согласования переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, расположенных на территории города Мурманска".
Пунктом 1.4 данного Порядка предусмотрено, что переустройство жилого помещения - установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводится с соблюдением требований действующего законодательства и настоящего Порядка и предусматривает: повышение уровня благоустройства такого жилого помещения, соблюдение прав и законных интересов граждан, исключение угрозы их жизни и здоровью, обеспечение сохранности и эксплуатационной надежности жилищного фонда города Мурманска (п. 2.1 Порядка).
Переустройство и перепланировка жилого помещения производится на основании письменного решения администрации города Мурманска о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, оформленного при предоставлении муниципальной услуги "Прием заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилых помещений" (далее - Муниципальная услуга) (п. 2.2. Порядка).
Из п. 2.3. порядка следует, что решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно быть принято администрацией города Мурманска по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных документов, представленных собственником либо нанимателем по договору социального найма данного жилого помещения или уполномоченными ими лицами (далее - Заявитель), не позднее чем через 45 дней со дня предоставления в комитет по жилищной политике администрации города Мурманска (далее - Комитет) непосредственно либо через Государственное областное бюджетное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Мурманской области" документов, обязанность по предоставлению которых действующим законодательством возложена на Заявителя.
Решение о согласовании либо об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения выдается Заявителю либо направляется в его адрес Комитетом не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения в соответствии с Административным регламентом (п. 2.7 Порядка)
Согласно п. 3.1 Порядка завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемки выполненных работ по переустройству и (или) перепланировке жилого помещения.
Самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии Решения о согласовании или с нарушением согласованного проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, представленного Заявителем в соответствии с ЖК РФ (п. 4.1. Порядка).
Заявление о завершении переустройства и (или) перепланировки жилого помещения Заявитель вправе предоставить на бумажном носителе лично или посредством почты, через Государственное областное бюджетное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Мурманской области" по месту жительства, либо в форме электронного документа с использованием телекоммуникационных сетей. (п. 3.3 Порядка).
В силу положений статей 2, 29, 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» система инженерно-технического обеспечения, предназначенная, в том числе для выполнения функций отопления, должна соответствовать требованиям проектной документации в целях обеспечения требований безопасности зданий и сооружений в процессе эксплуатации, при этом требования к параметрам микроклимата в зависимости от назначения зданий или сооружений, условий проживания или деятельности людей в помещениях определяются в строительных и санитарно-эпидемиологических нормах и правилах.
На основании пункта 1.6 постановления Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», собственники жилищного фонда или их уполномоченные должны своевременно вносить изменения в исполнительную документацию по планировке помещений, конструктивным элементам и инженерному оборудованию, возникающие в результате ремонтов, реконструкции, модернизации, перепланировки и повышения благоустройства с корректировкой технического паспорта на дома, строения и земельный участок.
На основании пункта 1.7.1 выше указанных правил, переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Согласно пунктам 1.7.2, 1.7.3 Правил переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются. Перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается.
По смыслу приведенных выше правовых норм проект переустройства жилого помещения, предполагающий отключение квартиры в многоквартирном доме от центральной системы отопления с установкой индивидуального отопления, должен соответствовать строительным нормам и правилам проектирования и быть надлежащим образом, согласованным с теплоснабжающей организацией, поскольку затрагивает общедомовую инженерную систему отопления.
Более того, в соответствии с положениями статей 247 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку отключение квартиры в многоквартирном доме от центральной системы отопления с установкой индивидуального квартирного источника тепловой энергии предполагает изменение общедомовой инженерной системы отопления, то на проведение такого переустройства жилого помещения должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, законодательно предусмотрено только установка, замена или перенос инженерных сетей, переоборудование жилого помещения путем демонтажа радиаторов отопления без соответствующего разрешения уполномоченных органов и соблюдения особого предусмотренного законодательством порядка нарушает прямой запрет действующего законодательства.
Также следует учитывать, что система центрального отопления дома относится к общему имуществу, а услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды.
Учитывая, что система отопления многоквартирного дома представляет единую систему, состоящую из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях, технические особенности доставки тепловой энергии в жилой дом (через систему инженерных сетей, стояки и т.д.) и при отсутствии радиаторов отопления в отдельном помещении обеспечивают теплоотдачу (обогрев) жилого/нежилого помещения.
Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115 утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок».
В соответствии с указанными Правилами № 115 теплопотребляющей установкой является тепловая энергоустановка или комплекс устройств, предназначенных для использования теплоты и теплоносителя на нужды отопления, вентиляции, кондиционирования, горячего водоснабжения и технологические нужды.
В соответствии с п. 9 указанных Правил теплопотребляющие энергоустановки представляю собой в том числе, системы отопления, вентиляции, кондиционирования, горячего водоснабжения.
К системе отопления относятся отопительные приборы, трубопроводы и т.п. (п. 9.3 Правил № 115).
В соответствии с п. 9.3.17, 9.3.18 Правил № 115 при эксплуатации системы отопления обеспечивается, в том числе равномерный прогрев всех нагревательных приборов. Максимальная температура поверхности отопительных приборов должна соответствовать назначению отапливаемого помещения и установленным санитарным нормам и правилам.
Как указано в пункте 3.3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2018 г. № 30-П, спецификой многоквартирного дома как целостной строительной системы, в которой отдельное помещение представляет собой лишь некоторую часть объема здания, имеющую общие ограждающие конструкции с иными помещениями, в частности помещениями служебного назначения, обусловливается, по общему правилу, невозможность отказа собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению и тем самым - невозможность полного исключения расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии. Исходя из этого, плата за отопление включается в состав обязательных платежей собственников и иных законных владельцев помещений в многоквартирном доме (часть 2 статьи 153 и часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Поскольку обогрев помещений общего пользования, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также отдельных жилых (нежилых) помещений обеспечивает не только их использование по целевому назначению, но и их содержание в соответствии с требованиями законодательства, включая нормативно установленную температуру и влажность в помещениях (подпункт «в» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491; СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», пункт 15 приложения № 1 к Правилам № 354), и тем самым сохранность конструктивных элементов здания, то собственник жилого помещения в многоквартирном жилом доме, не может быть освобожден от обязанности по внесению платы за коммунальную услугу по отоплению.
Доводы истца о том, что жилом помещении демонтаж отопительных приборов был проведен управляющей компанией и не нарушает жилищные права других собственников жилых помещений вышеназванного дома, так как целостность системы отопление ее непрерывное функционирование сохранены, что согласуется с нормами п. 4 ст. 30 ЖК РФ суд не принимает.
Демонтаж приборов отопления (радиаторов) в отсутствие разрешительных документов и фактическое использование для обогрева собственных помещений иных элементов внутридомовой системы отопления (стояков, трубопроводов) ставит ответчика в более выгодное положение по сравнению с теми собственниками, которые исполняют свои обязательства надлежащим образом и не создают угрозы возникновения в системе отопления дома негативных последствий.
Согласно представленному в материалы дела техническому паспорту на многоквартирный <адрес> в г. Мурманске содержащего описание конструктивных элементов здания и определение износа, из которых следует, что одним из конструктивных элементов здания является отопление.
Из представленного истцом технического паспорта на квартиру, составленного 08.09.2008, сведений об изменении схемы теплоснабжения в связи с переводом истцом принадлежащего ему жилого помещения на электрообогрев не содержится.
В обоснование своих доводов истец ссылается на представленное в материалы дела решение о согласовании переустройства от 15.07.2010 Беляковой М.А. которым получено согласие на переустройство и перепланировку жилого помещения в соответствии с представленным планом (демонтаж несущих перегородок, монтаж новых перегородок на прежнем месте, замена оконных блоков). Перечня иных работ не указано.
Доказательств того, что произведенные в занимаемой истицей квартире изменения инженерного оборудования многоквартирного дома соответствуют требованиям действующих нормативных правовых актов, предусмотрены схемой теплоснабжения, согласованы решением всех собственников помещений многоквартирного жилого дома, с согласованием с органом местного самоуправления на основании принятого им решения, истицей суду не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчиком при переводе жилого помещения на электрообогрев не были соблюдены нормы действующего законодательства и процедура согласования.
Согласно «ГОСТ Р51929-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения», утвержденному и введенному в действие приказом Росстандарта от 11.06.2014 № 543-ст, «многоквартирный дом» - это оконченный строительством и введенный в эксплуатацию надлежащим образом объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющую надземную и подземную части с соответствующими помещениями, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения.
В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491), с помощью которой в многоквартирном доме поддерживаются на заданном уровне нормативные параметры воздухообмена, температура воздуха в помещениях и комфортные условия проживания, а само здание защищается от негативного влияния температуры окружающей среды и влажности.
Предполагается, что собственники и иные законные владельцы помещений многоквартирного дома, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой, по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри многоквартирного дома, помимо отопительных приборов относятся полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает теплота («ГОСТ Р 56501-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования», введен в действие приказом Росстандарта от 30.06.2015 № 823-ст).
Указанная презумпция может быть опровергнута отсутствием фактического потребления тепловой энергии, обусловленным, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления (неотапливаемое помещение).
Кроме того, согласно подпункту «е» пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, отопление – подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения № 1 к настоящим Правилам.
В соответствии с пунктом 15 приложения № 1 к Правилам № 354 качество коммунальной услуги отопление должно соответствовать нормативной температуре (не ниже +18 гр.).
Факты предоставления ответчиком истцу услуг ненадлежащего качества, причинения вреда вследствие недостатков услуг не установлены.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Находящиеся в квартирах обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), имеющие отключающие устройства, расположенные на ответвлениях от стояков внутридомовой системы отопления, обслуживают только одну квартиру и могут быть демонтированы собственником после получения в установленном порядке разрешения на переустройство жилого помещения.
Демонтаж приборов отопления в отсутствие разрешительных документов, фактическое использование для обогрева собственного помещения иных элементов внутридомовой системы отопления (стояков, трубопроводов и т.п.), теплоотдача которых достаточна для поддержания в помещении нормативной температуры воздуха, позволяют собственнику (владельцу) не применять автономную систему отопления.
В результате такой собственник (владелец) ставится в более выгодное положение по сравнению с теми собственниками, которые исполняют свои обязательства надлежащим образом и не создают угрозы возникновения в системе отопления дома негативных последствий.
Приведенная правовая позиция нашла отражение в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ № 3 (2019), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019 (вопрос № 37).
Поскольку отключение помещений в многоквартирном доме от центральной системы отопления с установкой индивидуального источника отопления предполагает изменение общедомовой инженерной системы отопления, то на проведение такого переустройства жилого помещения должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме в установленном законом порядке (ст. 44 - 48 Жилищного кодекса Российской Федерации), а также такое отключение должно быть согласовано с теплоснабжающей организацией.
В целом, представленные истцом документы: решения о согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения, заявление об отключении от централизованного отопления с оставлением транзитной трубы, технические условия на подключение электроснабжения квартиры, факт получения необходимых разрешений и согласований в целом не подтверждают и не свидетельствуют о соблюдении истцом порядка переустройства жилого помещения, установленного главой 4 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также не свидетельствуют о том, что произведенные в жилом помещении работы, осуществлялись в соответствии с существующими стандартами, нормами и правилами, а результаты данных работ не будут создавать угрозу жизни и безопасности других граждан, проживающих в указанном МКД.
В нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцом не представлены доказательства получения согласия всех собственников помещений в МКД на реконструкцию системы отопления МКД, внесение изменений в проектную документацию всего МКД и переход на индивидуальное отопление, доказательства того, что произведенным переустройством не нарушены права и законные интересы граждан.
Доказательств того, что произведенные в занимаемой истицей квартире изменения инженерного оборудования многоквартирного дома соответствуют требованиям действующих нормативных правовых актов, предусмотрены схемой теплоснабжения, согласованы решением всех собственников помещений многоквартирного жилого дома, с согласованием с органом местного самоуправления на основании принятого им решения, истицей суду не представлено.
Само по себе отключение радиаторов отопления в жилом помещении, не свидетельствовало о необходимости применения иного подхода к расчету платы за потребленную тепловую энергию.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что по спорному жилому помещению должно производиться начисление платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами № 354 и установленными ими формулами, поскольку иной порядок, а также невозможность применения указанных формул (либо изменения каких-либо величин формул) в случае отключения радиаторов отопления, в отсутствие надлежащим образом произведенного переустройства закон не предусматривает.
Оснований для освобождения ответчика от платы за отопление, начисленной в соответствии с Правилами № 354 суд не усматривает, поскольку спорное помещение находится в многоквартирном доме, оборудованном централизованной системой отопления.
Таким образом, начисления по отоплению за жилое помещение в спорный период должно было производиться в полом объеме.
Поскольку судом установлено, а сторонам не опровергнуто, то обстоятельство, что АО «Мурманская ТЭЦ» поставило Беляковой М.А. услугу теплоснабжения жилого помещения, суд приходит к выводу отсутствии оснований для удовлетворения требований истца о возложении обязанности на ответчика о произведении перерасчета за отопление в период с 06.12.2016 по настоящее время.
Факты предоставления ответчиком истцу услуг ненадлежащего качества, причинения вреда вследствие недостатков услуг не установлены.
Кроме того, следует отметить, что в ходе рассмотрения гр. дела 2-2/741/2016 по иску ПАО «Мурманская ТЭЦ» к Беляковой М.А. о взыскании задолженности за коммунальные услуги, доводы Беляковой М.А. об отключении в квартире радиаторов отопления, а соответственно о произведении перерасчета начисленной коммунальной услуги не приняты судом, поскольку данное обстоятельство не устанавливает факт, что поставка теплоснабжения в указанное жилое помещение прекратилась.
Указанным решением суда удовлетворены исковые требования ПАО «Мурманская ТЭЦ» к Беляковой М.А. о взыскании задолженности за коммунальные услуги.
Поскольку требования истца о взыскании с ответчика штрафа и судебных издержек производны от основанного требования, в удовлетворении которого отказано, указанные требования также удовлетворению не подлежат.
Суд рассматривает спор на основании представленных сторонами доказательств, с учетом положений ст.56 ГПК РФ и в пределах заявленных требований.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении исковых требований Беляковой М. А. к Акционерному обществу «Мурманская ТЭЦ» о защите прав потребителей – отказать.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Полярный районный суд Мурманской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий М.А. Привалова