Дело № ****** Мотивированное решение изготовлено 27 ноября 2017 года
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Октябрьский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Киямовой Д.В.,
при секретаре Фролягиной О.В.,
с участием прокурора <адрес> Кузнецовой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
РџСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ <адрес>, действуя РІ интересах неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц, обратился РІ СЃСѓРґ СЃ заявлением РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ РѕСЃРѕР±РѕРіРѕ производства Рѕ признании информации, размещенной РЅР° странице сайта в„– ****** запрещенной Рє распространению РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации. Р’ обоснование требований РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ указал, что прокуратурой <адрес> выявлен факт размещения РІ сети Рнтернет для СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕРіРѕ доступа лиц РЅР° указанной странице запрещенной информации СЃ рекламой возможности приобретения различных медицинских справок без прохождения обязательных медицинских осмотров Сѓ врачей. Распространение указанной информации РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, является основанием для включения сайта РІ Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов РІ информационно-телекоммуникационной сети Рнтернет Рё сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты РІ сети Рнтернет, содержащие информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено.
В судебном заседании истец - прокурор <адрес> Кузнецова С.В. заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель Управления Роскомнадзора по <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был надлежащим образом уведомлен, о причинах неявки не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.
Заслушав РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° <адрес> Р¤РРћ4 Рё исследовав письменные материалы дела, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 149).
Пунктом 6 статьи 10 указанного Закона запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу ст. 9 Федерального закона № 149 ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно положениям статьи 15.1 указанного Закона РІ целях ограничения доступа Рє сайтам РІ сети Рнтернет, содержащим информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов РІ сети Рнтернет Рё сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты РІ сети Рнтернет, содержащие информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено» (часть 1).
Р’ силу С‡. 2 СЃС‚. 15.1 Федерального закона в„– 149 РІ реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты РІ сети Рнтернет, содержащие информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ федерации запрещено; доменные имена Рё (или) указатели страниц сайтов РІ сети Рнтернет, содержащих информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено.
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 3).
Основаниями для включения РІ реестр сведений, указанных РІ части 2 настоящей статьи, являются: 1) решения уполномоченных Правительством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые РІ соответствии СЃ РёС… компетенцией РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ, установленном Правительством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, РІ отношении распространяемых посредством сети "Рнтернет": Р°) материалов СЃ порнографическими изображениями несовершеннолетних Рё (или) объявлений Рѕ привлечении несовершеннолетних РІ качестве исполнителей для участия РІ зрелищных мероприятиях порнографического характера; Р±) информации Рѕ способах, методах разработки, изготовления Рё использования наркотических средств, психотропных веществ Рё РёС… прекурсоров, местах приобретения таких средств, веществ Рё РёС… прекурсоров, Рѕ способах Рё местах культивирования наркосодержащих растений; РІ) информации Рѕ способах совершения самоубийства, Р° также призывов Рє совершению самоубийства; Рі) информации Рѕ несовершеннолетнем, пострадавшем РІ результате противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено федеральными законами; 2) вступившее РІ законную силу решение СЃСѓРґР° Рѕ признании информации, распространяемой посредством сети "Рнтернет", информацией, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено (часть 5).
Постановлением Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 26 октября 2012 РіРѕРґР° N 1101 утверждены правила создания, формирования Рё ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов РІ информационно-телекоммуникационной сети Рнтернет Рё сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты РІ информационно-телекоммуникационной сети Рнтернет», содержащие информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено.
В соответствии с п. 2 данных Правил создание единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 3 вышеуказанных Правил).
В соответствии с п. 5.17 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228, полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора.
Часть 1 ст. 327 УК РФ предусматривает ответственность за подделку удостоверения или иного официального документа, предоставляющего право или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков.
Статьей 11.32 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение установленного порядка обязательного медицинского освидетельствования у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств), либо обязательных предварительных, периодических, предрейсовых или послерейсовых медицинских осмотров. Статьей 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», а также Приказом Минздрава СССРот 29.09.1989 № 555 «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств» предусмотрена обязанность проведения медицинского осмотра и получения на основании него медицинской справки установленного образца.
Статья 20.8 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение правил производства, приобретения, продажи, передачи, хранения, перевозки, ношения, коллекционирования, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, а также нарушение правил продажи, хранения, уничтожения или учета взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий, порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием.
Пункт 5 Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2001 № 302н, для проведения предварительного или периодического осмотра медицинской организацией формируется постоянно действующая врачебная комиссия.
Статья 213 ТК РФ предусматривает, что работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные(при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года – ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работник проходят внеочередные медицинские осмотры. Работники организаций пищевой промышленности общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
Действующее законодательство предусматривает прохождение медицинских осмотров при получении медицинских справок. Распространение медицинских справок без медицинского освидетельствования лиц, их получающих, подрывает социальную стабильность общества, создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью, достоинству личности, личной неприкосновенности неопределенного круга лиц и подрывает основы конституционного строя государства.
На момент проведения проверки в № ****** указанная страница сайта, на которой размещена указанная информация, в едином реестре отсутствует № ******
Как следует РёР· материалов дела, прокуратурой <адрес> выявлен факт размещения РІ сети Рнтернет для СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕРіРѕ доступа лиц РЅР° странице сайта www.ekb-spravka.org, СЃ рекламой возможности приобретения различных медицинских справок без прохождения обязательных медицинских осмотров Сѓ врачей.
Р’ данном случае РІ качестве основания заявленного РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂРѕРј требования указано РЅР° то, что размещенная РЅР° указанном сайте информация РїСЂСЏРјРѕ запрещена законом, вследствие чего нарушаются положения федерального законодательства. Оснований для подачи заявления РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ производства Рё включения РІ качестве ответчика - лица, РЅР° чье РёРјСЏ зарегистрирован соответствующий Рнтернет-ресурс, заявитель, обладающий диспозитивным правом выбора СЃРїРѕСЃРѕР±Р° защиты нарушенного права, РЅРµ усмотрел.
РџРѕ делам Рѕ признании указанной информации Рё размещенной РІ сети Рнтернет запрещенной Рє распространению РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения РЅР° таком сайте РІ сети Рнтернет запрещенной информации. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания данной информации, распространенной РІ сети Рнтернет, запрещенной.
В нарушение указанных требований и федерального антикоррупционного законодательства с использованием страницы сайта № ****** распространяется информация неопределенному кругу лиц, направленная на рекламирование возможности приобретения различных медицинских справок без прохождения обязательных медицинских осмотров у врачей.
Между тем, распространение информации о возможности получения медицинских справок без медицинского освидетельствования лиц, их получающих, подрывает социальную стабильность общества, создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью, достоинству личности, личной неприкосновенности неопределенного круга лиц и подрывает основы конституционного строя государства, предоставление услуги, позволяющей иметь свободный доступ к указанному сайту, ущемляет интересы государства в данной сфере, нарушат права неопределенного круга лиц.
РџСЂРё указанных обстоятельствах, РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· РЅРѕСЂРј действующего законодательства, которым установлена необходимость ограничения доступа Рє сведениям, содержащим запрещенную законом информацию, факт размещения которой РЅР° приведенном сайте РЅРµ оспаривается, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу Рѕ том, что заявление РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° является обоснованным Рё подлежащим удовлетворению, поскольку размещение информации РЅР° указанном Рнтернет-сайте нарушает установленные законом ограничения, РѕСЃРЅРѕРІС‹ конституционного строя, права Рё законные интересы неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц, РІ силу чего является незаконным.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Р• РЁ Р Р›:
Заявление прокурора <адрес> удовлетворить.
Признать информацию о выдаче медицинских справок без прохождения медицинского освидетельствования, размещенную на странице сайта с № ******, запрещенной к распространению на всей территории Российской Федерации.
Настоящее решение является основанием для включения страницы сайта РІ сети Рнтернет в„– ****** РІ Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов РІ информационно-телекоммуникационной сети Рнтернет Рё сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты РІ информационно-телекоммуникационной сети Рнтернет, содержащие информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.
Председательствующий Д.В. Киямова