КОПИЯ
Дело № 2-4939/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 июля 2016 года, г. Пермь,
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Копылова-Прилипко Д.А.,
при секретаре Лесиной Е.А.,
с участием представителя истца ФИО4 – помощника прокурора Дзержинского района г. Перми, на основании служебного удостоверения,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Дзержинского района города Перми в защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего ФИО1 к Департаменту образования Администрации г. Перми о возложении обязанности предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении,
У с т а н о в и л:
Прокурор Дзержинского района г. Перми, действующий в интересах несовершеннолетнего ФИО1, обратился в суд с иском к Департаменту образования администрации г. Перми о возложении обязанности предоставить ФИО1, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении (далее по тексту, также – детский сад, МДОУ) на территории г. Перми.
В обоснование требований прокурор указал, что Департамент образования администрации г. Перми является органом, основная цель деятельности которого - организация предоставления общедоступного и бесплатного в т.ч., дошкольного образования. Основанием для предоставления муниципальной услуги является подача заявления о постановке на учет несовершеннолетнего ребенка в возрасте до 7 лет для определения в образовательное учреждение. ФИО2 – законный представитель ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р. неоднократно обращалась в отдел образования Дзержинского района Департамента образования администрации г. Перми с заявлением о предоставлении сыну места в дошкольном образовательном учреждении, однако, до настоящего времени место в детском саду не предоставлено.
В судебном заседании представитель истца на требованиях настаивала в полном объеме.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о его месте и времени извещен надлежащим образом /л.д.14/, представил в возражения на иск /л.д.20-23/, в которых просил рассмотреть дело в отсутствии представителя Департамента образования администрации г. Перми. Также указал, что в соответствии с федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» распределение детей в МОУ г. Перми осуществляется ежегодно на учебный год согласно регистру детей дошкольного возраста по дате рождения и перечню закрепленной за МОУ территории г. Перми постановлением администрации г. Перми с учетом имеющихся прав у родителей на внеочередное и первоочередное зачисление детей в МОУ г. Перми. На момент обращения, ребенку временно не предоставлено место в МДОУ, поскольку, в группах возрастной категории 1,5-3 года места отсутствуют, перед ФИО1 в списке стоит <данные изъяты> детей равного возраста, при этом доказательств того, что несовершеннолетней обладает льготой для внеочередного либо первоочередного предоставления места в МДОУ, не имеется. Таким образом, предоставление путевки ФИО1 приведет к нарушению прав других лиц; к нарушению порядка определения детей в МДОУ; к нарушению «Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений СанПиН 2.4.1.3049-13». Со стороны Департамента образования Администрации г. Перми предпринимаются всевозможные меры в части создания сети дошкольных учреждений на территории г. Перми. При таких обстоятельствах, просит в удовлетворении иска, отказать.
Третье лицо ФИО2 о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом /л.д.16-18/, каких-либо заявлений или ходатайств суду не представила.
Заслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает требования законными и обоснованными, в силу следующего.
Согласно ст. 18; ст. 43 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18).
Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования (ст. 43).
В соответствии с п.1 ст. 2; п.2 ч.1 ст. 3; п.1 ч.3 ст. 4; ч.1,3,4 ст.5; п.1 ч.1 ст. 9; ч.3, п.1 ч.4 ст. 10; ч.1, п.1 ч.3, ч.5, ч.6 ст. 12; п.1 ч.2 ст. 23; п.2 ч.3, п.1 ч.4 ст. 44; ч.5 ст. 63; ч.1,2 ст. 64; ч.1 ст. 67 федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия: 1) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (п.1 ст. 2).
Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах: обеспечение права каждого человека на образование … (п.2 ч.1 ст. 3).
Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования являются: обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование (п.1 ч.3 ст.4)
В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование (ч.1 ст. 5).
В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые (ч.3 ст. 5).
В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни (ч.4 ст. 5).
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (п.1 ч.1 ст.9).
Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования (ч.3 ст. 10).
В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования: дошкольное образование (п.1 ч.4 ст. 10).
Образовательные программы определяют содержание образования (ч.1 ст. 12).
К основным образовательным программам относятся: основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования (п.1 ч.3 ст. 12).
Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное (ч.5 ст. 12).
Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования (ч.6 ст. 12).
В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы: дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми (п.1 ч.2 ст. 23).
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право: дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье (п.2 ч.3 ст. 44).
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны: обеспечить получение детьми общего образования (п.1 ч.4 ст. 44).
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей. При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают (ч.5 ст. 63).
Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста (ч.1 ст. 64).Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся (ч.2 ст. 64).
Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев (ч.1 ст. 67).
Согласно п.6,7 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1014, образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений (п.6).
Сроки получения дошкольного образования устанавливаются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (п.7).
Как установлено в судебном заседании, ФИО2, является матерью ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ /л.д.9/, данные лица зарегистрированы по месту жительства и проживают на территории Дзержинского района г. Перми, что подтверждается копией паспорта /л.д.10/ ответчиком не оспаривается.
С целью направления ФИО1 в дошкольное образовательное учреждение ФИО2 обращалась в отдел образования Дзержинского района г. Перми с соответствующим заявлением, вместе с тем в предоставлении несовершеннолетнему места в МДОУ было отказано /л.д.7-8/, поскольку места для детей, рожденных в 2014 году, в детских садах Дзержинского района г. Перми отсутствуют.
Как следует из пояснений представителя истца, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, место в дошкольном образовательном учреждении несовершеннолетнему не предоставлено.
Исследовав представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований, поскольку Конституцией РФ и федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» прямо предусмотрено право граждан РФ на получение дошкольного образования. Действующее законодательство предусматривает, что государство гарантирует гражданам, как саму возможность получения образования, так общедоступность и бесплатность дошкольного образования.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 15.05.2006 г. № 5-П, важнейшей функцией РФ как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции РФ) на основе конституционного принципа юридического равенства.
Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция РФ непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.
Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства, означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.
Равное право на получение бесплатного дошкольного образования предполагает отсутствие разграничения на внеочередное, первоочередное и очередное право. В противном случае будет нарушено право на дошкольное образование граждан, не имеющих оснований для обеспечения путевками в детские сады во внеочередном порядке.
В судебном заседании установлено, и сторонами не оспаривается, что несовершеннолетний ФИО1 имеет право на получение бесплатного дошкольного образования, его законный представитель обратилась в уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении путевки в детский сад для получения бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении, однако, соответствующей путевки до настоящего времени не получила.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ответчиком нарушено право несовершеннолетнего на получение бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении, при этом, по смыслу положений ст., ст. 11, 12 ГК РФ следует, что нарушенное право подлежит судебной защите.
Ссылка представителя Департамента образования администрации г. Перми на существующую очередность выдачи путевок в детские сады не может быть принята судом во внимание, поскольку действующим законом не предусмотрено предоставление бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении в порядке очередности.
Положение о порядке комплектования муниципальных образовательных учреждений города Перми, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, утвержденное Постановлением Администрации г. Перми от 01.03.2013 N 112, устанавливает определенный порядок комплектования дошкольных образовательных учреждений. Данное положение разработано в целях упорядочения приема детей дошкольного возраста в дошкольные образовательные учреждения (устанавливает процедуру приема детей в ДОУ), и не может противоречить действующим федеральным законам в части установления очередности.
Сторонами не представлены доказательства, подтверждающие принятие Департаментом образования администрации г. Перми исчерпывающих мер по обеспечению несовершеннолетнего ФИО1 возможностью получения дошкольного образования в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.
Разрешая требования прокурора, суд рассматривает дело в пределах заявленных требований (ч.3 ст. 196 ГПК РФ), согласно которым, истец просит предоставить место несовершеннолетнему в дошкольном образовательном учреждении на территории г. Перми, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, поскольку ФИО1 проживает на территории муниципального городского округа - г. Пермь, при этом, суд считает, что при предоставлении путевки в детский сад, ответчику следует принимать во внимание принцип доступности посещения дошкольного образовательного учреждения, понятие которого раскрывается в п.2.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 15.05.2006 N 5-П (безопасная физическая досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям).
В соответствии с ч. 11 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 16 ст. 11 Устава города Перми, утвержденного Решением Пермской городской Думы № 150 от 25.08.2015 г., организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа относятся к вопросам местного значения муниципального района, а из с п.2.2.1 Положения «О Департаменте образования администрации города Перми», утвержденного Решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 N 224, основной задачей департамента является предоставление образовательных услуг в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования в пределах предоставленных полномочий. Кроме того, в силу п.2.1 Положения о порядке комплектования муниципальных образовательных учреждений города Перми, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, утвержденного Постановлением Администрации г. Перми от 01.03.2013 N 112, комплектование МОУ осуществляется департаментом образования администрации города Перми.
При названых обстоятельствах, на ответчика – Департамент образования администрации г. Перми – как, на орган местного самоуправления, возложена обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории города Перми, при этом, Департамент образования администрации г. Перми не является самостоятельным органом местного самоуправления, однако, Решением Пермской городской Думы от 25.08.2015 г. № 150 на него возложена обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.
С учётом изложенного, рассматривая дело в пределах заявленных исковых требований (ч.3 ст. 196 ГПК РФ), суд считает необходимым исковые требования Прокурора Дзержинского района г. Перми удовлетворить, следует: возложить обязанность на Департамент образования администрации города Перми предоставить ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р. место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории города Перми.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Возложить обязанность на Департамент образования администрации города Перми предоставить ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории города Перми.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Председательствующий: п/п
<данные изъяты>