УИД66RS0015-01-2023-001106-74
Дело №2-1151/2023
Мотивированное решение составлено 14.08.2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 августа 2023 года город Асбест
Асбестовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Емашовой Е.А., при секретаре судебного заседания Жигаловой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Асбеста Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Подснежник» городского округа Рефтинский о возложении обязанности привести в соответствие с действующим законодательством паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования,
Установил:
Прокурор города Асбеста Свердловской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Асбестовский городской суд с иском к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Подснежник» городского округа Рефтинский (далее МБДОУ «Детский сад «Подснежник») о возложении обязанности привести в соответствие с действующим законодательством паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования, указав, что в ходе надзорных мероприятий проведена проверка исполнения законодательств сфере социальной защиты инвалидов и законодательства об образовании, в результате которой установлено, что в нарушение требований действующего законодательства паспорт доступности МБДОУ «Детский сад «Подснежник» не содержит конкретных видов и объемов работ, необходимых для приведения порядка предоставления услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении условий их доступности для инвалидов, конкретные сроки реализации мероприятий не определены, в орган местного самоуправления, на территории которого осуществляется деятельность, учреждением паспорт доступности до настоящего времени также не направлен.
Прокурор города Асбеста Свердловской области просит обязать МБДОУ «Детский сад «Подснежник» привести в соответствии с действующим законодательством паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования, определив конкретные виды и объемы работ, а также сроки реализации мероприятий, необходимых для приведения объекта и порядка предоставления услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении условий их доступности для инвалидов и направить его в администрацию городского округа Рефтинский в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Помощник прокурора города Асбеста Бабкина В.А. в судебном заседании настаивала на исковых требованиях.
Представитель ответчика МБДОУ «Детский сад «Подснежник» в судебное заседание не явился, представил мнение по иску, с требованиями согласен, просит дело рассмотреть в отсутствии представителя.
Представитель третьего лица Администрации городского округа Рефтинский в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о дне судебного заседания был извещен надлежащим образом.
Выслушав помощника прокурора, изучив и исследовав материалы, суд приходит к следующему.
В силу статей 41 и 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и право на образование.
Согласно ч.1 ст.4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
В соответствии с ч.3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. (п.2 ч.6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)
Частью 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закреплено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации.
В соответствии с п.8 ч.1 ст.41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Пунктами 7,8 ч.1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах: свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания; обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека.
Статьей 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также другие обстоятельств.
В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицам с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и на более подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В силу ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации)ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии с п.7 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утверждённого приказом Министерства образования и науки в Российской Федерации от 09.11.2015 № 1309 (далее Порядок) органы и организации, предоставляющие услуги в сфере образования, в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг.
Как указано в п.п. «г» п.8 Порядка, паспорт доступности должен содержать в том числе, раздел «Управленческие решения по срокам и объемам работ, необходимых для приведения объекта и порядка предоставления на нем услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации».
Согласно п.14 Порядка Паспорт доступности организации, разработанный Комиссией, утверждается руководителем организации и представляется в течение 10 рабочих дней после утверждения муниципальными организациями – в орган местного самоуправления, на территории которого ими осуществляется деятельность.
В судебном заседании установлено, что МБДОУ «Детский сад «Подснежник» осуществляет образовательную деятельность на территории городского округа Рефтинский Свердловской области, исполнительным органом местного самоуправления на территории которого является администрация городского округа Рефтинский.
В нарушение требований действующего законодательства паспорт доступности МБДОУ «Детский сад «Подснежник» городского округа Рефтинский не содержит конкретных видов и объемов работ, необходимых для приведения порядка предоставления услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении условий их доступности для инвалидов, конкретные сроки реализации мероприятий не определены, в орган местного самоуправления, на территории которого осуществляется деятельность, учреждением паспорт доступности до настоящего времени также не направлен.
Отсутствие конкретных видов и объемов работ, а также сроков реализации мероприятий, необходимых для приведения объекта и порядка предоставления услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении условий их доступности для инвалидов ущемляет гарантированные государством права инвалидов, в том числе несовершеннолетних и лишает их возможности социальной адаптации в обществе, преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности.
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства.
Судом установлено, что до настоящего времени МБДОУ «Детский сад «Подснежник» городского округа Рефтинский вышеизложенные обязанности реализуются не в полном объеме, что приводит к нарушению прав инвалидов, в том числе несовершеннолетних на доступность объектов и предоставляемых услуг в сфере образования.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая положения п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчиком каких-либо доказательств, подтверждающих устранение выявленных нарушений, суду не представлено.
Согласно ст. ст. 204, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда.
На основании вышеизложенного, исходя из совокупности установленных судом обстоятельств, исследованных доказательств, анализа норм права, регулирующих спорные правоотношения, суд считает возможным удовлетворить требования истца.
Руководствуясь ст.ст. 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Исковые требования прокурора города Асбеста Свердловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Возложить на Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Подснежник»» городского округа Рефтинский (ИНН 6603014999) обязанность в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести в соответствии с действующим законодательством паспорт доступности доя инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования, определив конкретные виды и объемы работ, а также сроки реализации мероприятий, необходимых для приведения объекта и порядка предоставления услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении условий их доступности для инвалидов и направить его в администрацию городского округа Рефтинский.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Асбестовский городской суд в течение одного месяца, со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Асбестовского городского суда Е.А. Емашова