Дело №2-1036/2024г.

УИД 09RS0002-01-2024-000861-29

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 октября 2024 года                                                                           город Усть-Джегута

Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего – судьи Джазаевой Ф.А.,

при секретаре судебного заседания – Джанибекове О.С.,

с участием:

истца ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Усть-Джегутинского районного суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Военному комиссариату Усть-Джегутинского и Малокарачаевского районов Карачаево-Черкесской Республики, Военному комиссариату Карачаево-Черкесской Республики о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий», признании права на получение удостоверения «Ветеран боевых действий», и возложении обязанности выдать ему удостоверение «Ветеран боевых действий»,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики с иском к Военному комиссариату Усть-Джегутинского и Малокарачаевского районов Карачаево-Черкесской Республики, Военному комиссариату Карачаево-Черкесской Республики, в котором просит:

- признать незаконным отказ Военного комиссариата Карачаево-Черкесской Республики и Военного комиссариата Усть-Джегутинского и Малокарачаевского районов Карачаево-Черкесской Республики в принятии документов и последующей выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий»;

- признать за ним – участником специальной военной операции в Донецкой Народной Республике и Запорожской области ФИО2, (дата обезличена) года рождения, проживающим по адресу, (адрес обезличен ), право на получение удостоверения «Ветеран боевых действий»;

- обязать Военный комиссариат Карачаево-Черкесской Республики выдать ему удостоверение «Ветеран боевых действий».

В обоснование своих требований истец указал, что он, ФИО2, принимал участие в СВО на территории Донецкой и Запорожской областей в штурмовой роте специального контингента при ВЧ 63354 в 136 отдельной мотострелковой бригады Министерства обороны РФ. Официально он был закреплён в ВЧ 22179, а к ВЧ 63354 был прикомандирован. Согласно приказу командира ВЧ 22179 от 11.06.2023г. №150 - с 11.05.2023 года, зачислен в списки личного состава отряда 149 штурмовой роты «Z», назначен на должность, и с 11 мая 2023 года приступил к исполнению служебных обязанностей. По приказу командира ВЧ 22179 от 27.11.2023 №319 с 11 ноября 2023 года освобожден от занимаемой должности, исключенными из 149 штурмовой роты, в связи с истечением контракта: В силу указанных документов подтверждается, что он, ФИО2, вступил в добровольческое формирование, созданное Министерством обороны РФ, являлся участником СВО - добровольцем, был назначен на должность с денежным содержанием и другими денежными выплатами граждан РФ, пребывающих в добровольческих формированиях, а после истечения срока контракта - освобожден от должности. С ним был заключен контракт добровольца, как и со многими другими участниками СВО - спецконтингентом добровольческих формирований шторм «Z». В связи с изложенным, он считает, что имеет право на получение удостоверения ветерана боевых действий. 16 апреля 2024 года он обратился в военный комиссариат, поскольку все документы, необходимые для оформления удостоверения ветерана на него были истребованы, и ему оставалось подать только заявление, приложить фото и копию паспорта и военного билета, однако Военный комиссариат Усть-Джегутинского и Малокарачаевского района КЧР, по поручению Военного комиссара Карачаево-Черкесской Республики не принимает документов от него и других участников СВО из числа спецконтингента добровольческих формирований шторм «Z». При этом Военный комиссар КЧР утверждает, что они не имеют права на получение данного статуса ветерана боевых действий, который основывает свою позицию, руководствуясь разъяснениями ФГКУ «Южное региональное управление правового обеспечения Министерства обороны РФ». В результате незаконных действий ответчиков, а именно Военного комиссариата КЧР, а так же Военного комиссариата Усть-Джегутинского и Малокарачаевского районов КЧР, у него не принимают документы и не выдают удостоверение ветерана боевых действий, ввиду чего он лишен соответствующих гражданских прав и обязанностей на получение социальных льгот, связанных со статусом ветерана боевых действий. На основании изложенного просит удовлетворить его исковые требования.

В судебном заседании истец ФИО2 исковые требования и дополнения к исковым требованиям, поддержал в полном объёме и просил удовлетворить их в полном объеме.

Кроме того, в ходе судебного заседания пояснил, что в местах лишения свободы представителями Министерства обороны Российской Федерации проводилась разъяснительная работа, было предложено принять участие в СВО. Он добровольно изъявил желание участвовать в СВО, обратился с письменным заявлением. После оформления документов он был помилован Указом Президента Российской Федерации, освобожден от отбывания наказания со снятием судимости, после чего был направлен в войсковую часть 22179, где с ним был заключен контракт на участие в СВО сроком на 6 месяцев с выплатой ежемесячного денежного содержания. Поскольку он исполнял обязанности по контракту в добровольческом формировании, созданном Министерством обороны РФ, федеральное законодательство не предусматривает ограничений для отдельных добровольческих формирований из числа специального контингента, считает, что утверждения представителя Минобороны об ограничении его прав и законных интересов в связи с его судимостью, неправомерны. Считает, что он как лицо заключившее контракт, приравнивается в правах к ветеранам боевых действий.

Ответчики - представитель военного комиссариата Усть-Джегутинского и Малокарачаевского районов Карачаево-Черкесской Республики, представитель военного комиссариата Карачаево-Черкесской Республики надлежащим образом, уведомленные о месте и времени судебного заседания, не явились, о причинах неявки суду не сообщили.

Третьи лица – представитель Министерства обороны Российской Федерации, представитель Обособленного подразделения ФКУ «ОСК Южного Военного округа» - войсковая часть 22179, надлежащим образом, уведомленные о месте и времени судебного заседания, не явились, о причинах неявки суду не сообщили.

Вместе с тем от представителя Министерства обороны Российской Федерации, поступили письменные возражения, в которых указал, что считает требования истца ФИО2 не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменных возражениях, в связи, с чем просил суд отказать в удовлетворении искового заявления ФИО2 в полном объеме. Так, в обоснование своих письменных возражений указал, что во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 5 февраля 2023 г. № Прс-98. разработан порядок привлечения осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, для участия в выполнении специальных задач, определяемых Министерством обороны Российской Федерации (далее - специальный контингент, спецконтингент). Также в соответствии с данным поручением и разработанной программой «Za сVободу» из добровольцев, отобранных для выполнения особо важных боевых и специальных задач в ходе проведения специальной военной операции формировались штурмовые добровольческие отряды (шторм «Z»), комплектуемые из числа специального контингента. Кроме того, указанным Порядком предусмотрен отбор лиц, отбывающих наказание, для их последующего участия в выполнении специальных задач и получение от них письменного Согласия в присутствии уполномоченных должностных лиц. Так данное письменное Согласие выражается добровольно, без принуждения с чьей-либо стороны. Такое решение о защите народа и Отечества принимается с целью искупления вины перед обществом за совершенное преступление. Данное письменное Согласие давалось и истцом, с которым он ознакомился, о чем имеется его подпись. Данное Согласие утверждено должностными лицами. Вместе с тем, указанное Согласие не является контрактом, предусматривающим права и ответственность каждой из сторон. Иные документы данным Порядком и программой не предусмотрены. Лица из числа спецконтингента к ветеранам боевых действий, круг лиц, которых определен статьей 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Федеральный закон № 5-ФЗ), не отнесены, в связи с чем, правовых оснований для выдачи им удостоверений ветерана боевых действий (далее - удостоверение) в настоящее время не имеется. Указанная позиция подтверждается и сообщением врио начальника Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации от 1 июня 2024 г. № 173/6/21225дсп.

По правилам ч.3 ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив совокупность представленных доказательств, суд приходит к следующему.

Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" определены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

В соответствии со статьей 1 указанного Федерального закона с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны труда.

Федеральным законом от 21.11.2022 №450-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» внесены изменения в пункт 1 статьи 3, в соответствии с которыми к ветеранам боевых действий в настоящее время относятся в том числе лица, поступившие в созданные по решению органов государственной власти Российской Федерации добровольческие формирования, содействующие выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 года, а также на территориях Запорожской области и Херсонской области с 30 сентября 2022 года.

Согласно разделу III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, являющегося приложением к Федеральному Закону "О ветеранах", в указанный Перечень включено выполнение задач в ходе специальной военной операции: на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 года; на территориях Запорожской области и Херсонской области с 30 сентября 2022 года.

В соответствии с подпунктами 1, 1.1, 2.2-2.4 и 9 пункта 1 статьи 3 Федеральный закон «О ветеранах» от 12.01.1995 N 5-ФЗ, к ветеранам боевых действий относятся: военнослужащие органов федеральной службы безопасности, в том числе уволенные в запас (отставку), выполнявшие задачи по отражению вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации, а также в ходе вооруженной провокации на Государственной границе Российской Федерации и приграничных территориях субъектов Российской Федерации, прилегающих к районам проведения специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 года; лица, поступившие в созданные по решению органов государственной власти Российской Федерации добровольческие формирования, содействующие выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации (войска национальной гвардии Российской Федерации), в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 года, а также на территориях Запорожской области и Херсонской области с 30 сентября 2022 года; лица, принимавшие в соответствии с решениями органов государственной власти Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики участие в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики, Народной милиции Луганской Народной Республики, воинских формирований и органов Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики начиная с 11 мая 2014 года; лица, заключившие контракт (имевшие иные правоотношения) с организациями, содействующими выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 года, а также на территориях Запорожской области и Херсонской области с 30 сентября 2022 года; лица, направлявшиеся для обеспечения выполнения задач в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам.

На лиц, принимавших участие в боевых действиях в государствах (на территориях), указанных в разделе III, распространяется действие статей 3 и 4 Федерального закона «О ветеранах».

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 3 Федерального закона "О ветеранах", является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки.

Из приведенных нормативных положений следует, что наделение гражданина статусом ветерана боевых действий с выдачей соответствующего удостоверения является результатом совершения ряда действий, в том числе, связанных с установлением уполномоченным органом на основании представленных документов права гражданина на приобретение этого статуса. Решение о выдаче гражданину удостоверения ветерана боевых действий, являющегося документом, подтверждающим право на предоставление мер социальной поддержки, принимается уполномоченными государством органами на основе полной и всесторонней оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на получение такого статуса, и в строгом соответствии с установленными требованиями.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 марта 2023 года N 342 утвержден Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий единого образца лицам, поступившим в созданные по решению органов государственной власти Российской Федерации добровольческие формирования, содействующие выполнению задач, возложенных на вооруженные силы Российской Федерации, в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 г., а также на территориях Запорожской области и Херсонской области с 30 сентября 2022 г.

Согласно пункту 1 указанного Порядка выдача удостоверений ветерана боевых действий единого образца осуществляется лицам, указанным в подпункте 2.2 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" (далее - заявители), военными комиссариатами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 данного Постановления - оформление и выдача удостоверения производится в военном комиссариате субъекта Российской Федерации по месту постановки на воинский учет (месту жительства) заявителя.

Основанием для оформления и выдачи удостоверения является решение комиссии о выдаче удостоверения заявителю.

Пунктом 4 указанного Порядка предусмотрено, что для получения удостоверения заявитель подает заявление о выдаче удостоверения, содержащее сведения, предусмотренные пунктом 5 настоящих Правил, военному комиссару муниципального образования (муниципальных образований) по месту постановки на воинский учет (месту жительства) заявителя.

Военный комиссар муниципального образования (муниципальных образований) в течение 10 рабочих дней со дня подачи заявления о выдаче удостоверения направляет указанное заявление и документы, предусмотренные пунктами 6 и 7 настоящих Правил, военному комиссару субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований).

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 09.03.2023 №111 утвержден «Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации», согласно которому обязанность по выдаче либо отказе в выдаче возложено на комиссию военного комиссариата субъекта Российской Федерации. Начало действия документа 06 апреля 2023 года (Регистрационный №72902).

В соответствии с Порядком обеспечения денежным содержанием и другими денежными выплатами граждан Российской Федерации, пребывающих в добровольческих формированиях, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 19 апреля 2023 года N 223дсп, гражданам, пребывающим в добровольческих формированиях, наряду с денежным содержанием выплачивается единовременное денежное поощрение при награждении государственными наградами Российской Федерации или поощрении Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации.

Согласно Указаниям Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от 31 мая 2023 года N 315/2/7165дсп на военные комиссариаты возлагаются задачи по направлению письменного уведомления о праве получения единовременного поощрения, направление письменного уведомления супруге (супругу), а при ее (его) отсутствии - иным лицам, о получении единовременного поощрения, направление военным комиссариатом (муниципального образования) заявления о выплате единовременного поощрения командиру воинской части добровольческого формирования.

В силу пункта 10 статьи 22.1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" граждане Российской Федерации, пребывающие в добровольческих формированиях, имеют статус (совокупность прав, обязанностей и ответственности), устанавливаемый федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На таких граждан в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, распространяется статус военнослужащих.

В соответствии со статьей 32 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" контракт о прохождении военной службы заключается между гражданином (иностранным гражданином) и от имени Российской Федерации - Министерством обороны Российской Федерации, иным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, письменно по типовой форме в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы.

В контракте о прохождении военной службы закрепляются добровольность поступления гражданина (иностранного гражданина) на военную службу, срок, в течение которого гражданин (иностранный гражданин) обязуется проходить военную службу, и условия контракта.

Условия контракта о прохождении военной службы включают в себя обязанность гражданина (иностранного гражданина) проходить военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях или органах в течение установленного контрактом срока, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также право гражданина (иностранного гражданина) на соблюдение его прав и прав членов его семьи, включая получение социальных гарантий и компенсаций, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы.

Контракт о прохождении военной службы вступает в силу со дня его подписания соответствующим должностным лицом в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы и прекращает свое действие со дня заключения военнослужащим иного контракта о прохождении военной службы, исключения военнослужащего из списков воинской части в случае, указанном в пункте 6 настоящей статьи, а также в иных случаях, установленных федеральными законами.

Заключение контракта о прохождении военной службы, прекращение его действия, а также иные отношения, связанные с ним, регулируются настоящим Федеральным законом, Положением о порядке прохождения военной службы, а также законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими порядок прохождения военной службы и статус военнослужащих.

В контракте о прохождении военной службы закрепляются добровольность поступления гражданина (иностранного гражданина) на военную службу, срок, в течение которого гражданин (иностранный гражданин) обязуется проходить военную службу, и условия контракта.

В силу п. 5 ст. 34 названного Федерального закона основаниями для отказа кандидату, поступающему на военную службу по контракту, в заключении с ним соответствующего контракта являются: отсутствие в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах вакантных воинских должностей согласно профилю подготовки кандидата или полученной им военно-учетной специальности; решение аттестационной комиссии воинской части, утвержденное командиром (начальником) воинской части, о заключении контракта о прохождении военной службы с другим кандидатом по итогам конкурсного отбора; решение комиссии военного комиссариата, совместной комиссии пункта отбора на военную службу по контракту и военного комиссариата или аттестационной комиссии воинской части о несоответствии кандидата, поступающего на военную службу по контракту, требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.

Контракт о прохождении военной службы не может быть заключен с гражданами, в отношении которых вынесен обвинительный приговор и которым назначено наказание, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд, с гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, отбывавшими наказание в виде лишения свободы, а также с гражданами, подвергнутыми административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. Контракт не может быть заключен с гражданами, лишенными на определенный срок вступившим в законную силу решением суда права занимать воинские должности, в течение указанного срока.

В соответствии с п. 8.1 ст. 1 Федерального закона "Об обороне" от 31.05.1996 г. N 61-ФЗ для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются добровольческие формирования, содействующие выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации (войска национальной гвардии Российской Федерации), в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, а также при использовании Вооруженных Сил Российской Федерации (войск национальной гвардии Российской Федерации) за пределами территории Российской Федерации (далее - добровольческие формирования).

Решение о создании добровольческих формирований согласно подп. 11.2 п. 2 ст. 4 и ст. 22.1 Федерального закона "Об обороне" принимает Президент РФ, которое реализуется Минобороны России.

Согласно части 4 ст. 22.1 Федерального закона "Об обороне" (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношения с участием истца) в состав добровольческих формирований входят граждане Российской Федерации, добровольно поступившие в добровольческие формирования, а также могут входить военнослужащие, направленные в них Министерством обороны Российской Федерации.

Порядок поступления граждан Российской Федерации в добровольческие формирования, пребывания в них и исключения из них, а также порядок заключения контракта гражданами Российской Федерации о пребывании в добровольческом формировании и типовая форма контракта, утверждены приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2023 г. N 67 (Приказом Министра обороны от 15.02.2023 г. N 67 "Об определении порядка поступления граждан Российской Федерации в добровольческие формирования, пребывания в них и исключения из них, требований, предъявляемых к гражданам Российской Федерации, поступающим в добровольческие формирования и пребывающим в них, а также порядка заключения контракта гражданами Российской Федерации о пребывании в добровольческом формировании и типовой формы контракта").

В соответствии с п. 2 Порядка граждане, не находящиеся на военной службе, изъявившие желание поступить в добровольческое формирование, подают заявление в военные комиссариаты муниципальных образований, где они состоят на воинском учете (не состоящие на воинском учете - в военные комиссариаты муниципальных образований по месту жительства) (далее - военные комиссариаты).

В силу п. 6 Порядка Заявление кандидата подлежит возврату военным комиссариатом по следующим основаниям: 1) отсутствие у кандидата гражданства Российской Федерации; 2) ведение в отношении кандидата дознания, предварительного следствия или передача уголовного дела в суд, вынесение в отношении его обвинительного приговора и назначение наказания; 3) назначение кандидату административного наказания за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ (до окончания срока, в течение которого кандидат считается подвергнутым административному наказанию); 4) наличие у кандидата призывного возраста и непрохождение им военной службы по призыву или альтернативной гражданской службы.

Данный приказ регламентирует вопросы поступления граждан, не находящихся на военной службе, изъявивших желание поступить в добровольческое формирование, путем подачи заявления в военные комиссариаты муниципальных образований, где они состоят на воинском учете (не состоящие на воинском учете - в военные комиссариаты муниципальных образований по месту жительства) (п. 2 Приложения N1).

Согласно пунктам 1, 2 Приложения N 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2023 г. N 67 контракт о пребывании в добровольческом формирования заключается между гражданином Российской Федерации и Министерством обороны Российской Федерации в лице военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) (при заключении первого контракта) или командира воинской части, выполняющей мероприятия по формированию добровольческих формирований (при заключении нового контракта) письменно по типовой форме согласно приложению N 3. В контракте закрепляются добровольность поступления гражданина в добровольческое формирование, срок, в течение которого гражданин обязуется пребывать в нем, и условия контракта, определяемые данным приказом.

Вышеприведенные нормы не регулируют вопросы, связанные с привлечением осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, и их передачи от Федеральной службы исполнения наказаний в Министерство обороны Российской Федерации для их привлечении к участию в выполнении специальных задач, определяемых Министерством обороны Российской Федерации, а потому, вопреки мнению истца, к спорным отношениям применению не подлежат.

В соответствии с пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" Министерство обороны Российской Федерации в целях реализации своих полномочий имеет право издавать нормативные правовые акты и иные документы по вопросам, отнесенным к его компетенции.

Во исполнение поручения Президента РФ от 05.02.2023 N Прс -98 разработан порядок привлечения осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание, для участия в выполнении специальных задач, определяемых Министерством обороны РФ, согласно которому отбор данных лиц для их участия в выполнении специальных задач и получение от них письменного согласия в присутствии уполномоченных должностных лиц. Данное согласие выражается добровольно, без принуждения с чьей-либо стороны. Такое решение о защите народа и отчества принимается с целью искупления вины перед обществом за совершенные преступления.

По делу установлено, что ФИО2, будучи осужденным 05.05.2014 года приговором суда по пунктами "б", «ж» ч. 2 ст. 105, ч.2 ст.222 УК РФ к лишению свободы на срок 19 лет 6 месяца с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, 11 мая 2023 г. был освобожден от дальнейшего отбывания наказания в виде лишения свободы со снятием судимости на основании Указа Президента Российской Федерации "О помиловании" от 10.05.2023 года (что подтверждается справкой об освобождении №029574 от 11.05.2023 года из мест лишения свободы, справкой ИЦ МВД по КЧР №18/114258 от 12.01.2024 года об освобождении от дальнейшего отбывания наказания и снятии судимости), и находился в качестве добровольца в составе штурмовой роты "Z" в зоне проведения специальной военной операции.

Из выписки из приказа командира войсковой части №22179 от 11 июня 2023 года №150 §5, следует, что ФИО2 как граждан, изъявивший желание вступить в состав 149 штурмовой роты «Z», зачислен в списки личного состава отряда, назначен на должность, полагается с 11 мая 2023 года приступившими к исполнению служебных обязанностей, в соответствии с Порядком обеспечения денежным содержанием и другими денежными выплатами граждан Российской Федерации, пребывающих в добровольческих формированиях, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 19 апреля 2023 года №223дсп.

Из того приказа следует, что ФИО2, (дата обезличена) года рождения, без номера, командиру отделения (Огневой поддержки) 1 группы (штурмовой) 149 штурмовой роты «Z», ВУС-100, «сержант», установлены надбавки и повышающие коэффициенты - денежное содержание по занимаемой должности в размере 63 300 руб. в месяц.

Таким образом, истец ФИО2 зачислен в списки личного состава 149 штурмовой роты «Z» и назначен на должность командира отделения (Огневой поддержки) 1 группы.

По выписке из приказа №171 от 02 июля 2023 года §170 командира войсковой части №22179 - добровольца рядового запаса ФИО2 полагать с 11 мая 2023 года приступившим к выполнению задач в специальной военной операции на территории Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, а также Запорожской области и Херсонской области. Основание: боевое распоряжение №3/18643 от 20.06.2023г.

По выписке из приказа №319 от 27 ноября 2023 года §100 командира войсковой части №22179, добровольца 149 штурмовой роты «Z» ФИО2 с 11 ноября 2023 года полагать прекратившим выполнение задач специальной военной операции и освобожденным от занимаемой должности, сдавшим дела и должность и исключенным из 149 штурмовой роты в связи с истечением срока контракта (основание: Контракт добровольца; указ НШ - заместителя командующего ОГВ (с) №3/23356 от 03 августа 2023 года).

Таким образом, в период с 11 мая по 11 ноября 2023 г. истец ФИО2 принимал участие в специальной военной операции при войсковой части N22179.

В судебном заседании суда истец пояснил, что у него отсутствует копия контракта, поскольку она ему не предоставлена.

В военный комиссариат для заключения контракта об участии в специальной военной операции истец ФИО2 не обращался.

Как следует из искового заявления и пояснений, данных истцом ФИО2, он, обратился в военный комиссариат Усть-Джегутинского и Малокарачаевского районов Карачаево-Черкесской Республики для выдачи удостоверения ветерана боевых действий, однако, в приеме и оформлении документов на выдачу вышеуказанного удостоверения ему отказано.

Не согласившись с отказом в приеме и оформлении документов на выдачу вышеуказанного удостоверения истец ФИО2 23 апреля 2024 года обратился с заявлением в ФКУ «Военный Комиссариат Карачаево-Черкесской Республики».

Согласно сообщению ФКУ «Военный Комиссариат Карачаево-Черкесской Республики» №29/1911 от 25 апреля 2024 года, рядовой запаса ФИО2, (дата обезличена) года рождения в добровольческом формировании «Z» при войсковой части 63354 принимал участие в выполнении задач специальной военной операции на территории Украины в период с 12.05.2023г. по 10.11.2023г. Основание: учетная карточка к военному билету серии АК (номер обезличен). Граждане, пребывающие в добровольческом формировании «Z» действительную военную службу по контракту не проходят, в связи с чем для оформления документов на выдачу удостоверения ветерана боевых действий в военном комиссариате Усть-Джегутинского и Малокарачаевского районов КЧР оснований не имеется.

Кроме того, из позиции, изложенной в указанном сообщении на обращение ФИО2, со ссылкой на разъяснения ФГКУ «Южное региональное управление правого обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (исх. №100/12033 от 19.02.2024г.) следует, что добровольцы штурмовой роты "Z" являются лицами специального контингента, заключившие Согласие на участие в выполнении задач, определяемых Министерством обороны Российской Федерации, не относятся к ветеранам боевых действий, поименованным в Федеральном законе от 12 января 1995г. №5-ФЗ «О ветеранах», для лиц специального контингента предусмотрены иные социальные гарантии, связанные с освобождением их от отбывания уголовного наказания путем помилования.

Из разъяснительного письма ФГКУ «Южное Региональное Управление правового обеспечения» Министерство обороны Российской Федерации от 19 февраля 2024 года исх.№100/12033 адресованному Начальнику организационно –мобилизационного управления – заместителю начальника штаба Южного военного округа по организационно – мобилизационной работе генерал-майору ФИО5, следует, что лица специального контингента, заключившие Согласие на участие в выполнении специальных задач, определяемых Министерством обороны Российской Федерации, не относятся к ветеранам боевых действий, поименованным в Федеральном законе №5-ФЗ. При этом, для данной категории лиц предусмотрены иные социальные гарантии, связанные с освобождением их от отбывания уголовного наказания помилования».

На обращение ФИО2 Министерством обороны Российской Федерации (командиром войсковой части 22179) 06 июня 2024 года исх.6/509 сообщено, что в соответствии с указанием начальника Генерального Штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от 24.02.2023 года №14/1/5704ш, указанием Командующего Южной группировки войск от 24.02.2023 г. №31/8/3308, граждане из числа специального контингента до 01 сентября 2023 года заключившие контракт (соглашение) о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации принимали участие в выполнении задач специальной военной операции в составе штурмовых рот «Z». Данный контракт (соглашение) не предусматривает прохождение военной службы, а также не засчитывается в выслугу лет для назначения военных пенсий. Период пребывания в специальных формированиях (добровольческих) учитывается в стаже для установления страховых песий, согласно Постановления Правительства от 14.11.2022 г. №2055. Единовременная денежная выплата, согласно Указа Президента РФ от 02.11.2022 г. №787, гражданам, пребывавшим в специальных формированиях (добровольческих), не предусмотрена. Граждане, пребывавшие в специальных формированиях (добровольческих), обеспечивались денежным содержанием в соответствии с Выпиской из решения Министерства обороны Российской Федерации от 16.04.2023 года «по установлению размеров социальных, страховых и иных выплат гражданам, привлекаемым к участию в выполнении задач СВО в составе штурмовых рот «Z». Иного обеспечения личного состава штурмовых рот «Z» не предусмотрено, в связи с тем, что граждане, пребывавшие в специальных формированиях (добровольческих), являются специальным контингентом.

Командиром войсковой части 22179 (по строевой части) издан, Приказом №148 от 02 июня 2024 года §137, из которого следует, что в соответствии с требованиями руководящих документов, граждане, отбывавшие наказание в учреждениях уголовно-исправительной системы, в добровольном порядке на основании письменного согласия принимали участие в специальной военной операции в составе специального формирования штурмовых рот «Z». Указанное формирование не является добровольческим и комплектуемым в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 15.02.2023 г. № 67. Названная категория граждан контракты о прохождении военной службы, в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе», или контракт о пребывании в добровольческом формировании, в соответствии с Федеральным законом от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ, с Министерством обороны не заключала.

В целях исполнения требований действующего законодательства, а также в соответствии с требованиями руководящих документов, в издаваемых приказах командира войсковой части 22179 (по строевой части) о зачислении граждан в списки (об исключении) личного состава штурмовых рот «Z», данным приказом внесены изменения в части касающейся сведений о заключенных указанной категорией граждан контракта - «контракт» читать как «согласие».

В части касающейся вопросов денежного содержания и других денежных выплат названной категории граждан Приказом №148 от 02 июня 2024 года §137 также внесены следующие изменения:

«В соответствии с Порядком обеспечения денежным содержанием и другими денежными выплатами граждан Российской     Федерации, пребывающих в добровольческих формированиях, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 19 апреля 2023 г. № 223дсп» читать как «В соответствии с выпиской из решения Министра обороны Российской Федерации от 16.04.2023 г. по установлению размеров социальных, страховых и иных выплат гражданам, привлекаемым к участию в выполнении задач СВО в составе штурмовых рот «Z»».

Судом установлено, что истец ФИО2, будучи лицом, осужденным к лишению свободы, поступая в формирование штурмовой роты "Z", давал письменное Согласие о пребывании в специальном формировании, что установлено порядком привлечения осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, для участия в выполнении специальных задач, определяемых Министерством обороны РФ, при этом контракт о прохождении военной службы или пребывания в добровольческом формировании с ФИО2, не заключался и суду не предоставлялся.

Истец в добровольном порядке на основании письменного согласия принимал участие в специальной военной операции в составе специального формирования, комплектуемого гражданами, отбывавшими наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы (Шторм - Z), которая не является добровольческим формирование, комплектуемым гражданами в соответствии с приказом Министерства обороны Российской Федерации от 15.02.2023 г. N 67.

Размеры социальных, страховых и иных выплат гражданам, привлекаемым к участию в выполнении задач СВО в составе штурмовых рот "Z", определены решением Министра обороны Российской Федерации от 16 апреля 2023 года.

Иного обеспечения гражданам, привлекаемых к участию выполнения задач СВО в составе штурмовых рот "Z", не предусмотрено.

Кроме того, Федеральным законом от 24 июня 2023 г. N 270-ФЗ "Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции" (действовавшим в период спорных отношений) установлены правовые гарантии и основания освобождения от уголовной ответственности лиц, призванных на военную службу по мобилизации или в военное время в Вооруженные Силы Российской Федерации, заключающих (заключивших) контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации в период мобилизации, в период военного положения или в военное время.

Приводится перечень категорий лиц, на которые распространяется действие особенностей.

Согласно ч. ч. 1 и 2 ст. 5 этого Федерального закона осужденный, призванный на военную службу по мобилизации или в военное время в Вооруженные Силы Российской Федерации либо заключивший в период мобилизации, в период военного положения или в военное время контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, освобождается от наказания условно.

Лицо, указанное в ч. 1 этой статьи, если оно не отбыло наказание или не было освобождено от наказания ранее, освобождается от наказания: 1) со дня награждения государственной наградой, полученной в период прохождения военной службы; 2) со дня увольнения с военной службы по основанию, предусмотренному п. п. "а", "в" или "о" п. 1 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

Таким образом, названным законом, определены, в том числе, основания освобождения от наказания лиц, призванных на военную службу по мобилизации или в военное время либо заключивших в период мобилизации, в период военного положения или в военное время контракт о прохождении военной службы, и условия погашения у данных лиц судимости.

Из материалов дела следует, что осужденный ФИО2 был помилован и освобожден от дальнейшего отбывания наказания по Указу Президента Российской Федерации от 10.05.2023 года с последующим пребыванием в добровольческом формировании «Z».

Исходя из положений Уголовного кодекса Российской Федерации помилование осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица (часть первая статьи 85).

Процедура помилования осуществляется за пределами правосудия, и является актом милосердия по отношению к осужденному.

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера (пункт 1 Указа N 763).

Указ Президента Российской Федерации о помиловании ФИО2 является ненормативным, индивидуально определенным правовым актом, содержит сведения конфиденциального характера в его отношении.

По смыслу ст. 22.1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" следует, что лица, поступившие в добровольческие формирования, военнослужащими, проходящими военную службу, не являются. При этом контракт о пребывании в добровольческом формировании не тождественен контракту о прохождении военной службы.

Таким образом, в период участия в специальной военной операции ФИО2 статусом военнослужащего или гражданина, заключившего контракт о пребывании в добровольческом формировании, не обладал и пребывал в специальном формировании, которое в состав Вооруженных Сил Российской Федерации не входит и добровольческим формированием, созданным Минобороны России в соответствии со статьей 22.1 Федерального закона "Об обороне", не является.

Поскольку ФИО2 являлся лицом, осужденным за совершение преступлений и привлеченным к участию в специальной военной операции в соответствии с вышеназванным Федеральным законом от 24 июня 2023 г. N 270-ФЗ, то на него не распространяются положения п. 6 ст. 22.1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" (в редакции от 25 декабря 2023 г.) о порядке заключения гражданами контракта о пребывании в добровольческом формировании, на которых в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, распространяется статус военнослужащих (п. 10 ст. 22.1).

Алгоритм реализации данных правовых актов в спорный период, не предусматривал, наряду с письменным согласием на участие в выполнение специальных задач, заключение гражданами той категории, к которой относится истец ФИО2, контракта о прохождении военной службы либо контракта о пребывании в добровольческом формировании.

Ссылка истца на то, что по своему правовому статусу и характеру выполненных задач он приравнен к участнику добровольческого формирования, является ошибочной, поскольку это утверждение основано на ошибочном толковании статьи 22.1 Федерального закона "Об обороне" и приказа Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2023 г. N 67.

То обстоятельство, что в выписке из приказа командира войсковой части N 22179 от 27 ноября 2023 г. N 319 указано о том, что этот приказ издан на основании "контракта добровольца», использован термин "контракт", вопреки доводам истца, само по себе не свидетельствует о том, что с ФИО2 заключался контракт о пребывании в добровольческом формировании, участники специальной военной операции добровольцы 149 штурмовой роты «Z» не являются военнослужащими и не входят в число официальных добровольческих формирований Минобороны РФ, а имеют иной особый правовой статус.

Кроме того, приказом командира войсковой части 22179 №148 от 02 июня 2024 года §137 в части касающейся сведений о заключенных указанной категорией граждан контрактах, внесены изменения – «контракт» читать как «согласие».

При таких обстоятельствах, поскольку истец в период спорных отношений военную службу не проходил, не обладал статусом военнослужащего, а участвовал в СВО на специальных условиях, установленных положениями Федерального закона от 24 июня 2023 г. N 270-ФЗ "Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции", им не заключался контракт о прохождении военной, равно как и контракт о пребывании в добровольческом формировании, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания за ним права на получение удостоверения ветеран боевых действий.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Военному комиссариату Усть-Джегутинского и Малокарачаевского районов Карачаево-Черкесской Республики, Военному комиссариату Карачаево-Черкесской Республики о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий», признании права на получение удостоверения «Ветеран боевых действий», и возложении обязанности выдать ему удостоверение «Ветеран боевых действий», отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме, то есть после 24 октября 2024 года в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики через Усть-Джегутинский районный суд.

Мотивированное решение составлено 24 октября 2024 года.

Председательствующий – судья                    подпись                             Ф.А. Джазаева

2-1036/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Эдиев Азрет Рамазанович
Ответчики
Военный комиссариат Усть-Джегутинского и Малокарачевского районов
Военный комиссариат КЧР ( пред.Бугайкова Н.П.)
Другие
ОП ФКУ «ОСК Южного Военного округа» - войсковая часть 22179
Министерство Обороны РФ
Суд
Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесская Республика
Судья
Джазаева Фатима Аскербиевна
Дело на сайте суда
ust-djegutinsky.kchr.sudrf.ru
14.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.05.2024Передача материалов судье
21.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.06.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
04.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.06.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.06.2024Предварительное судебное заседание
19.06.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
11.07.2024Предварительное судебное заседание
05.09.2024Судебное заседание
05.09.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.09.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.09.2024Судебное заседание
21.10.2024Судебное заседание
24.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее