Судья – Костюк А.А. Дело № 33а-24649/2020 (№2а-2369/2020)
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•21 августа 2020 РіРѕРґР° Рі. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.,
судей Зенина В.А., Сидорова В.В.,
с участием прокурора Канеевой Л.А.,
при ведении протокола помощником судьи Филипчуком Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Тенькова Р.Н. к Территориальной избирательной комиссии Динская о признании незаконным и отмене решения по апелляционной жалобе представителя Тенькова Р.Н. по доверенности Отмаховой О.А. на решение Динского районного суда Краснодарского края от 10 августа 2020 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Решением Совета муниципального образования Динской район от 23.06.2020 года № 679-75/3 назначены выборы депутатов Совета муниципального образования Динской район четвертого созыва на 13 сентября 2020 года.
В соответствии с Постановлением избирательной комиссии Краснодарского края от 11.12.2015 года № 171/2269-5 сформирована территориальная избирательная комиссия Динская.
Теньков Р .Рќ. обратился РІ СЃСѓРґ СЃ административным РёСЃРєРѕРј Рє Территориальной избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Динская (далее – РўРРљ Динская), РІ котором РїСЂРѕСЃРёС‚ признать незаконным Рё отменить решение РўРРљ Динская РѕС‚ 28.07.2020 РіРѕРґР° в„– 169/3112 «Об отказе РІ регистрации кандидата РІ депутаты Совета муниципального образования Динской район РїРѕ Мичуринскому трехмандатному избирательному РѕРєСЂСѓРіСѓ в„– 4 Тенькова Романа Николаевича». Р’ обосновании заявленных требований указал, что 17.07.2020 РіРѕРґР° Теньков P.Рќ. заявил Рѕ своем выдвижении кандидатом РІ депутаты Совета муниципального образования Динской район РїРѕ Мичуринскому трехмандатному избирательному РѕРєСЂСѓРіСѓ в„– 4 как кандидат, выдвинутый РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ самовыдвижения. Решением РўРРљ Динская РѕС‚ 28.07.2020 РіРѕРґР° в„– 163/3112 Тенькову Р .Рќ. было отказано РІ регистрации кандидатом РІ депутаты. Считает, что решение РѕР± отказе РІ регистрации его кандидатом РІ депутаты принято РўРРљ Динская СЃ грубыми нарушениями действующего законодательства Рѕ выборах, нарушает его избирательные права как кандидата Рё подлежит отмене. Так, РІ случае выявления нарушения избирательной комиссией, РѕРЅРѕ рассматривается как несоблюдение требований закона Рє оформлению документов, Р°, следовательно, кандидат РІ установленный СЃСЂРѕРє должен быть извещен Рѕ несоблюдении РёРј требований Закона Краснодарского края Рє оформлению самой формы первого финансового отчета Рё формы «Учет поступления Рё расходования денежных средств избирательного фонда кандидата» либо банковской справки. Р’СЃРµ три документа, хотя Рё РЅРµ соответствуют РїРѕ датам, были РёРј представлены. Только РІ случае РЅРµ устранения выявленного нарушения кандидатом, это обстоятельство является основанием для отказа ему РІ регистрации.
Обжалуемым решением Динского районного суда от 10 августа 2020 года в удовлетворении административных исковых требований Тинькова Р.Н. отказано.
В апелляционной жалобе представитель Тенькова Р.Н. по доверенности Отмахова О.А. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указано, что решение незаконно и необоснованно, поскольку вынесено при неправильном определении судом обстоятельств, имеющих значение для дела, с нарушением норм материального и процессуального права.
Р’ возражениях РЅР° апелляционную жалобу председатель РўРРљ Динская Трофименко Рђ.Р. РїСЂРѕСЃРёС‚ отказать РІ удовлетворении апелляционной жалобы Тенькова Р .Рќ.
В возражениях на апелляционную жалобу участвующий в деле прокурор Зименко Е.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Проверив материалы дела, РѕР±СЃСѓРґРёРІ РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционной жалобы, возражений РЅР° нее, заслушав объяснения представителя Тенькова Р .Рќ. РїРѕ доверенности Отмаховой Рћ.Рђ., поддержавшую РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционной жалобы, председателя РўРРљ Динская Трофименко Рђ.Р., просившего отказать РІ удовлетворении жалобы, заключение РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Канеевой Р›.Рђ., полагавшей решение СЃСѓРґР° законным Рё обоснованным, судебная коллегия РЅРµ находит оснований для отмены судебного постановления.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (ч. 2 ст. 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации определены Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Частью 1 статьи 75 № 67-ФЗ предусмотрено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии (ч. 5 ст. 75 № 67-ФЗ).
Согласно требованиям п. 6 ст. 76 № 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных п.п. 24 - 26 ст. 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции таких нарушений не установлено.
В п. 24 ст. 38 № 67-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований отказа в регистрации кандидата, в том числе, отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с поименованным Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт «в»).
Аналогичные положения закреплены в ч. 2 ст. 74 Закона Краснодарского края от 26.12.2005 № 966-КЗ.
Решением Совета муниципального образования Динской район от 23.06.2020 года № 679-75/3 назначены выборы депутатов Совета муниципального образования Динской район четвертого созыва на 13 сентября 2020 года.
В соответствии с Постановлением избирательной комиссии Краснодарского края от 11.12.2015 года № 171/2269-5 сформирована территориальная избирательная комиссия Динская.
Как усматривается РёР· материалов дела, 17.07.2020 РіРѕРґР° Теньков Р .Рќ. представил РІ РўРРљ Динская документы Рѕ выдвижении кандидатом РІ депутаты Совета муниципального образования Динской район РїРѕ Мичуринскому трехмандатному избирательному РѕРєСЂСѓРіСѓ в„–4: уведомление, заявление Рѕ согласии баллотироваться кандидатом, сведения Рѕ размере Рё РѕР± источниках РґРѕС…РѕРґРѕРІ кандидата, справку СЃ места работы, РєРѕРїРёРё паспорта, свидетельства Рѕ постановке РЅР° учет РІ налогом органе, диплома Рѕ профессиональном образовании.
В соответствии с требованиями пп. 1, 2 и 5 ч. 1 ст. 73 Закона Краснодарского края «О муниципальных выборах в Краснодарском крае», кандидат единовременно представляет для своей регистрации в соответствующую избирательную комиссию подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе, первый финансовый отчет. Первый финансовый отчет считается представленным, если представлены все следующие документы: учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, первый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата, банковская справка об остатке средств фонда на дату составления (подписания) отчета кандидатом.
В силу п. 9 ст. 59 № 67-ФЗ кандидат, избирательное объединение не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов выборов обязаны представить в соответствующую избирательную комиссию итоговый финансовый отчет о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда. Срок представления итогового финансового отчета инициативной группой по проведению референдума устанавливается законом. К итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление средств в избирательный фонд, фонд референдума и расходование этих средств. Перечень прилагаемых к итоговому финансовому отчету документов определяется комиссией, организующей выборы, референдум. Законом может быть предусмотрено, что кандидат, избирательное объединение одновременно с представлением документов для регистрации, а инициативная группа по проведению референдума одновременно с представлением подписных листов представляют первый финансовый отчет. Представление кандидатом финансовых отчетов не требуется в случае, если кандидат не создавал избирательный фонд в соответствии с п. 1 ст. 58 настоящего Федерального закона.
Теньков Р .Рќ. 19.07.2020 РіРѕРґР° единовременно представил РІ РўРРљ Динская для регистрации подписные листы СЃ РїРѕРґРїРёСЃСЏРјРё избирателей, собранными РІ поддержку выдвижения кандидата, протокол РѕР± итогах СЃР±РѕСЂР° подписей избирателей РЅР° бумажном носителе, первый финансовый отчет, состоящий РёР· первого финансового отчета Рѕ поступлении Рё расходовании средств избирательного фонда кандидата, учета поступления Рё расходования денежных средств избирательного фонда кандидата Рё банковской справки РѕР± остатке средств РЅР° расчетном счета кандидата Тенькова Р .Рќ. <в„–..> РїРѕ состоянию РЅР° 17.07.2020 РіРѕРґР°. РџСЂРё этом РІ качестве даты составления (подписания) первого финансового отчета кандидата была указана дата 19.07.2020 РіРѕРґР°.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 23 вышеуказанного Закона Краснодарского края избирательная комиссия, организующая выборы, в течение 10 дней со дня представления документов, необходимых для регистрации кандидата, проверяет соответствие порядка выдвижения требованиям указанного Закона.
Р’ указанные СЃСЂРѕРєРё РўРРљ Динская осуществила проверку представленных Теньковым Р .Рќ. документов.
Согласно п. 3.1. Порядка и формы учета и отчетности о поступлении и расходовании денежных средств избирательных фондов кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, выдвинувших муниципальные списки кандидатов, при проведении муниципальных выборов в Краснодарском крае, утвержденного Постановлением избирательной комиссии Краснодарского края от 11.03.2009 года №76-720 «О Порядке и формах учета и отчетности о поступлении и расходовании денежных средств избирательных фондов кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, выдвинувших муниципальные списки кандидатов, при проведении муниципальных выборов в Краснодарском крае и Разъяснениях по составлению финансового отчета» (далее – Порядок), кандидаты обязаны представить в избирательную комиссию, организующую выборы, два финансовых отчета о размерах своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств соответствующего фонда со следующей периодичностью:
а) первый финансовый отчет – одновременно со сдачей в избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации. В отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на три дня предшествует дате сдачи отчета;
б) итоговый финансовый отчет - не позднее чем через 30 дней после официального опубликования результатов выборов.
Пунктом 3.2. Постановления Рзбирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Краснодарского края РѕС‚ 11.03.2009 РіРѕРґР° в„–76-720 также установлено, что финансовый отчет считается представленным только РІ случае предоставления кандидатом РІ избирательную РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ, организующую выборы, грех документов: сведений согласно форме в„– 1; финансового отчета (форма в„– 2); банковской справки РѕР± остатке средств фонда РЅР° дату составления (подписания) отчета.
При этом, банковская справка должна иметь дату (с указанием числа, месяца и года) ее выдачи, быть заверена подписью работника и печатью подразделения ПАС) Сбербанк (иной кредитной организации) и содержать сведения об остатке средств фонда на специальном избирательном счете на дату ее выдачи. Дата, указываемая в качестве даты составления (подписания) форм № 1 и № 2 (после подписи кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения по финансовым вопросам), должна соответствовать дате банковской справки об остатке средств фонда.
РР· представленного дела кандидата Тенькова Р .Рќ. следует, что РІ представленном истцом первом финансовом отчете, состоящем РёР· трех документов: учет поступления Рё расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, первый финансовый отчет Рѕ поступлении Рё расходовании средств избирательного фонда кандидата, банковская справка РѕР± остатке средств, указанная дата выдачи банковской справки РѕР± остатке средств фонда – 17.07.2020 РіРѕРґР°, РЅРµ соответствует дате составления (подписания) первого финансового отчета (первый финансовый отчет Рѕ поступлении Рё расходовании средств избирательного фонда кандидата СЃ датой подписания 19.07.2020 РіРѕРґР° Рё учет поступления Рё расходования денежных средств избирательного фонда кандидата СЃ датой подписания 19.07.2020 РіРѕРґР°).
Согласно требованиям ч. 1.1. ст. 23 Закона Краснодарского края, при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов) и их регистрации предусмотрено указанным Законом, или несоблюдения требований указанного Закона к оформлению документов избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата.
РќР° заседании РўРРљ Динская 24.07.2020 РіРѕРґР° было принято решение в„–167/3095 «Об извещении кандидата РІ депутаты Совета муниципального образования Динской район РїРѕ Мичуринскому трехмандатному избирательному РѕРєСЂСѓРіСѓ в„– 4 Тенькова Романа Николаевича Рѕ выявленных недостатках РІ документах, представленных РёРј РІ территориальную избирательную РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ Динская РїСЂРё уведомлении Рѕ выдвижении Рё для регистрации», которым административный истец был надлежащим образом извещен Рѕ том, что РІ представленном РёРј первом финансовом отчете, состоящем РёР· трех документов: учета поступления Рё расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, первого финансового отчета Рѕ поступлении Рё расходовании средств избирательного фонда кандидата, Рё банковской справки РѕР± остатке средств, дата выдачи банковской справки РѕР± остатке средств фонда – 17.07.2020 РіРѕРґР°, РЅРµ соответствует дате составления (подписания) первого финансового отчета.
РќР° заседании РўРРљ Динская Теньков Р .Рќ. присутствовал лично, ему были разъяснены указанные недостатки, РєРѕРїРёСЋ решения РѕРЅ получил.
Р’ соответствии СЃ требованиями Рї.Рї. 19 Рё 20 СЃС‚. 16 Закона Краснодарского края РѕС‚ 08.042003 РіРѕРґР° в„– 571-РљР— «О системе избирательных РєРѕРјРёСЃСЃРёР№, РєРѕРјРёСЃСЃРёР№ референдума РІ Краснодарском крае» 24.07.2020 РіРѕРґР° РЅР° заседании РўРРљ Динская было приято решение «О члене территориальной избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Динская СЃ правом совещательного голоса, назначенном кандидатом РІ депутаты Теньковым Р .Рќ.В».
Таким образом, кандидат Теньков Р .Рќ. приобрел право РЅРµ только знакомиться СЃРѕ всеми документами, представленными РёРј РІ РўРРљ Динская РїСЂРё выдвижении Рё РЅР° регистрацию, РЅРѕ Рё получать РєРѕРїРёРё этих документов. Данным правом кандидат РЅРµ воспользовался.
Теньков Р .Рќ. 25.07.2020 РіРѕРґР° представил РІ РўРРљ Динская заявление Рѕ замене ранее представленного документа Рё первый финансовый отчет, состоящий только РёР· первого финансового отчета Рѕ поступлении Рё расходовании средств избирательного фонда кандидата (форма в„– 2) РЅР° 3 листах СЃ датой подписания 17.07.2020 РіРѕРґР°.
Вместе с тем, учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата (форма № 1) с датой подписания 19.07.2020 года заменен административным истцом не был.
Таким образом, Теньков Р .Рќ. устранил РЅРµ РІСЃРµ выявленные недостатки РІ документах, представленных РёРј РІ РўРРљ Динская РїСЂРё уведомлении Рѕ выдвижении Рё для регистрации.
В соответствии с требованиями п.п. в п. 24 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п. 3 ч. 2 ст. 74 Закона Краснодарского края отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с поименованным Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, является основанием отказа в регистрации кандидата.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований Тенькова Р.Н.
Доводы апелляционной жалобы Рѕ том, что РІ решении РўРРљ Динская в„–167/3095 отсутствует извещение Рѕ выявлении недостатка, связанного СЃ несоответствием даты составления (подписания) учета поступления Рё расходования денежных средств избирательного фонда кандидата (19.07.2020 РіРѕРґР°) дате выдачи банковской справки РѕР± остатке средств (17.07.2020 РіРѕРґР°), являются необоснованными. Судебной коллегией установлено, что РІ вышеуказанном решении РўРРљ Динская известила кандидата Тенькова Р .Рќ. Рѕ несоответствии даты составления (подписания) первого финансового отчета (19.07.2020 РіРѕРґР°), состоящего РёР· трех документов: учета поступления Рё расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, первого финансовый отчет Рѕ поступлении Рё расходовании средств избирательного фонда кандидата Рё банковской справки РѕР± остатке средств, дате выдачи банковской справки РѕР± остатке средств фонда (17.07.2020 РіРѕРґР°).
Рные РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционной жалобы Рѕ надлежащем исполнении Теньковым Р .Рќ. обязанности РїРѕ представлению необходимых для регистрации документов также РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ быть приняты РІ качестве оснований Рє отмене решения СЃСѓРґР° первой инстанции, поскольку противоречат установленным РїРѕ делу обстоятельствам Рё направлены РЅР° ошибочное толкование РЅРѕСЂРј материального Рё процессуального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, не усматривается.
Доказательства, положенные судом первой инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают.
Судебная коллегия считает решение суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Динского районного суда Краснодарского края от 10 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Тенькова Р.Н. по доверенности Отмаховой О.А. – без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий: К.В. Лободенко
РЎСѓРґСЊСЏ: Р’.Р’. РЎРёРґРѕСЂРѕРІ
Судья: В.А. Зенин