Дело № 2-168/2021 г.
УИД 76RS0020-01-2021-000412-57
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«20» октября 2021 г. <адрес>
Мышкинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Акутиной Н.Ю.,
при секретаре Калачевой К.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ФИО2 о восстановлении срока принятия наследства и признании права собственности на наследственное имущество и по встречному иску ФИО2 к ФИО1 о признании в порядке наследования права собственности на долю квартиры,
у с т а н о в и л :
ФИО3 являлась собственницей, в том числе двухкомнатной квартиры <адрес> и гаража <адрес>. Все свое имущество она ДД.ММ.ГГГГ завещала сыну ФИО4 и внуку ФИО2 в равных долях. Ее сын ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ. В наследство после ее смерти вступили оба наследника по завещанию. Свидетельства о праве на наследство нотариусом Угличского НО ФИО5 выданы ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 и ДД.ММ.ГГГГ ФИО4.
ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ. К нотариусу с заявлением о принятии наследства после его смерти обратился ДД.ММ.ГГГГ по праву представления его племянник ФИО13 В заявлении он указал о наличии наследника первой очереди – дочери, адрес которой ему не известен.
Решением <данные изъяты> суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, установлен факт признания отцовства ФИО4 в отношении ФИО1. Определением от ДД.ММ.ГГГГ исправлена описка в решении суда от ДД.ММ.ГГГГ в части даты рождения ФИО4.
ДД.ММ.ГГГГ в Мышкинский районный суд ЯО обратилась ФИО1 с иском к ФИО2 о восстановлении срока для принятия наследства после смерти ДД.ММ.ГГГГ отца ФИО4 и признании права собственности в порядке наследования по закону на ? долю кв. <адрес>. В иске указано, что после смерти отца ФИО4 она не смогла по уважительной причине в связи с отсутствием записи об отце обратиться к нотариусу с заявлением о принятии наследства. Исковые требования обоснованы ст.ст. 1141, 1154 и 1155 ГК РФ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 дополнила исковые требования и стала просить признать право собственности в порядке наследования по закону также на ? долю гаража <адрес>
ФИО2 через своего представителя по доверенности ФИО6 обратился в суд со встречным иском о признании права собственности в порядке наследования по закону по праву представления на ? долю в праве общей долевой собственности на кв. <адрес>. В иске указано, что наследник первой очереди ФИО4 ФИО1 пропустила срок для принятия наследства, установленный ст. 1154 ГК РФ, не по уважительной причине. Согласно ст. 1143 ГК РФ при отсутствии наследников первой очереди к наследованию призываются наследники второй очереди. Его отец ФИО2, приходящийся наследодателю ФИО4 братом, умер. Поэтому он является наследником по праву представления и в установленный законом срок обратился к нотариусу за принятием наследства.
Истец-ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ходатайство об отложении рассмотрения дела не заявила.
Представитель истца-ответчика ФИО1 ФИО7, выступающий по доверенности, в судебном заседании исковые требования ФИО1 поддержал, встречные исковые требования ФИО2 не признал. Он пояснил, что о смерти отца ФИО1 стало известно в ДД.ММ.ГГГГ Через Интернет она проверила наличие у наследодателя ФИО4 какого-либо недвижимого имущества, которого по данным Росреестра не имелось. Она была уверена, что после его смерти отсутствует и какое-либо движимое имущество, т.к. отец вел не совсем здоровый образ жизни, не имел постоянного места работы, выпивал. В конце ДД.ММ.ГГГГ ее дальняя родственница, проживающая в <адрес>, сообщила, что после смерти ФИО4 открылось наследство в виде ? доли спорной квартиры. И только тогда она приняла решение о принятии данного наследства. По действующему законодательству ФИО1 не имела возможности обратиться к нотариусу с заявлением о принятии наследства, т.к. не было подтверждено ее родство с умершим. Она ДД.ММ.ГГГГ обратилась в суд по месту жительства (<адрес>) с заявлением об установлении отцовства, что свидетельствует о желании ее принять открывшееся наследство. Согласно действующему законодательству обращение в суд с иском прерывает течение сроков, связанных с разрешением того или иного спора. Обращение ФИО1 в <данные изъяты> суд с заявлением об установлении факта признания отцовства приостанавливает течение шестимесячного срока для принятия наследства. Пропуск ФИО1 данного срока вызван уважительными причинами, т.к. она не знала и не могла знать об открывшемся наследстве, не имела возможности обращаться в тот период ни в какие учреждения, в том числе к нотариусу, поскольку не было установлено по отношению к ней родство наследодателя. Срок пропущен незначительно. Имеются все основания для удовлетворения исковых требований ФИО1, как наследника первой очереди ФИО4, и, соответственно, для отказа в удовлетворении встречных исковых требований ФИО2, являющегося наследником второй очереди.
Ответчик-истец ФИО2 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайство об отложении рассмотрения дела не заявил.
Представители ответчика-истца ФИО2 ФИО6, выступающая по доверенности, и адвокат ФИО8 по ордеру в судебном заседании исковые требования ФИО1 не признали, встречные исковые требования ФИО2 поддержали. Они пояснили, что, по их мнению, ФИО1 пропустила срок для принятия наследства после смерти ДД.ММ.ГГГГ отца ФИО4 без уважительной причины. Она узнала о смерти отца и открытии наследства непосредственно после наступления этого события от свидетеля ФИО9. Участия в похоронах она не принимала, никаких действий по принятию наследства в установленный законом срок не совершала. Отсутствие у нее сведений о наличии у наследодателя имущества не является уважительной причиной пропуска срока для принятия наследства. При желании она могла узнать о его наличии. Поскольку наследник первой очереди ФИО1 пропустила срок для принятия наследства, то право на наследство умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 имеет наследник второй очереди по праву представления его племянник ФИО2, который в установленный законом срок обратился к нотариусу с заявлением о его принятии. С ФИО1 ФИО2 знаком не был, не общался и об ее месте жительства не знал. В связи с этим, просили удовлетворить исковые требования ФИО2 и отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1.
Представители третьих лиц Управления ФС Росреестра по <адрес> и Администрации городского поселения <данные изъяты>, третьи лица нотариусы <данные изъяты> НО ФИО12 и <данные изъяты> НО ФИО5 в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, заявили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, отзывов по делу не представили.
Выслушав представителей истца-ответчика ФИО1 ФИО7 и ответчика-истца ФИО2 ФИО6 и ФИО8, свидетелей ФИО9, ФИО10 и ФИО11, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 и удовлетворении встречных исковых требований ФИО2. Суд приходит к такому выводу на основании заявленных исковых требований и представленных суду доказательств.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам по закону или завещанию.
В силу ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина. Временем открытия наследства является момент смерти гражданина (п. 1 ст. 1114 ГК РФ). В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (ст. 1112 ГК РФ).
Согласно ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства (п. 1 ст. 1154 ГК РФ).
В силу п. 1 ст. 1155 ГК РФ по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (статья 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
В п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснено, что требования о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство могут быть удовлетворены лишь при доказанности совокупности следующих обстоятельств: а) наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил указанный срок по другим уважительным причинам. К числу таких причин следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. (статья 205 ГК РФ), если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом. Не являются уважительными такие обстоятельства, как кратковременное расстройство здоровья, незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства, отсутствие сведений о составе наследственного имущества и т.п.; б) обращение в суд наследника, пропустившего срок принятия наследства, с требованием о его восстановлении последовало в течение шести месяцев после отпадения причин пропуска этого срока. Указанный шестимесячный срок, установленный для обращения в суд с данным требованием, не подлежит восстановлению, и наследник, пропустивший его, лишается права на восстановление срока принятия наследства.
С учетом приведенного п. 1 ст. 1155 ГК РФ и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ основанием к восстановлению наследнику срока для принятия наследства является отсутствие осведомленности наследника об открытии наследства - смерти наследодателя и своевременное обращение с иском о восстановлении срока для принятия наследства, то есть в течение шести месяцев со дня, когда отпали причины пропуска этого срока. Следовательно, приведенная выше норма права предоставляет суду право восстановить наследнику срок для принятия наследства только в случае представления последним доказательств не только тому обстоятельству, что он не знал об открытии наследства - смерти наследодателя (ст. 1113 ГК РФ), но и не должен был знать об этом событии по объективным, не зависящим от него обстоятельствам. В силу положения п. 1 ст. 1155 ГК РФ при отсутствии хотя бы одного из этих условий срок на принятие наследства, пропущенный наследником, восстановлению судом не подлежит.
Отсутствие у наследника сведений о наличии у наследодателя имущества не является уважительной причиной пропуска срока для принятия наследства.
Указанный срок является пресекательным, восстановлению не подлежит, а его нарушение влечет отказ в удовлетворении иска о восстановлении срока для принятия наследства.
Данные обстоятельства являются юридически значимыми для разрешения требования истца о восстановлении срока для принятия наследства.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При этом, исходя из смысла приведенных норм закона, бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствовавших реализации наследственных прав в установленный законом срок, и уважительных причин пропуска срока для принятия наследства после смерти наследодателя лежит на лице, обратившемся с требованием о восстановлении данного срока.
Между тем, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств, не зависящих от воли ФИО1, и объективно препятствовавших реализации ее наследственных прав в установленный законом срок. Ни одного из вышеперечисленных обстоятельств судом не установлено, что влечет отказ в удовлетворении исковых требований ФИО1.
Суд установил, что ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО4. Из материалов наследственного дела № г. (л.д. 80-110) следует, что в установленный законом шестимесячный срок к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти ФИО4 обратился ДД.ММ.ГГГГ по праву представления его племянник ФИО2. В заявлении он указал о наличии наследника первой очереди – дочери, указав, что адрес ее ему не известен.
Из иска ФИО1 и объяснений ее представителя ФИО7 следует, что о смерти ФИО4 она узнала не позднее ДД.ММ.ГГГГ г., в ДД.ММ.ГГГГ г. выясняла о наличии зарегистрированного недвижимого имущества у наследодателя.
Свидетель ФИО9 показала в судебном заседании, что о смерти ФИО4 она сообщила матери ФИО1 непосредственно после наступления этого события, приехать на похороны она с дочерью не пожелала.
При таких обстоятельствах, даже с учетом показаний представителя ФИО1 ФИО7, оставался значительный период времени до ДД.ММ.ГГГГ, чтобы принять наследство. Принятие наследства связано с личным инициативным поведением наследника и его желанием это наследство принять, а потому при должной заботливости и осмотрительности, наследник ФИО1, желающая принять наследство, могла и должна была своевременно совершить необходимые действия по принятию наследства одним из предусмотренных законом способов.
Доводы стороны ФИО1 о наличии уважительных причин для пропуска срока для принятия наследства ввиду установления факта признания отцовства ФИО4 не могут служить основанием к восстановлению ей срока для принятия наследства. С заявлением об установлении данного юридического факта ФИО1 обратилась ДД.ММ.ГГГГ, т.е., уже через три месяца по истечении шестимесячного срока, установленного ст. 1154 ГК РФ для принятия наследства. Обстоятельств, связанных с личностью ФИО1, послуживших препятствием для обращения в суд с таким заявлением, приведено не было, доказательств этого суду не представлено.
Довод о том, что уважительной причиной пропуска срока для принятия наследства является тот факт, что ФИО1 не знала о наличии наследственного имущества у наследодателя ФИО4, суд также находит необоснованным. Как уже указал суд, закон не связывает возможность восстановления срока для принятия наследства с тем, когда наследник узнал о существовании наследственного имущества и его составе. Юридически значимым является то обстоятельство, когда наследнику стало известно об открытии наследства, то есть о дне смерти наследодателя. Отсутствие сведений о наличии наследственного имущества не является уважительной причиной пропуска срока для принятия наследства, поскольку отсутствие информации о наследственном имуществе не препятствует обращению к нотариусу с заявлением о принятии наследства или в суд, заявляя одновременно исковые требования об установлении юридического факта признания отцовства и признании права на наследственное имущество, что не противоречит закону. В этой части суд находит несостоятельным довод истца-ответчика ФИО1 ФИО7. Суд учитывает, что ФИО1 имела возможность выяснить информацию о наличии наследственного имущества ФИО4. В <адрес> проживают ее родственники, как со стороны отца ФИО4, так и со стороны матери. Однако в течение шести месяцев со дня смерти ФИО4 она не пыталась выяснить данные обстоятельства, что подтвердили в судебном заседании свидетели ФИО10, ФИО11 и ФИО9.
Не может суд принять во внимание и довод, что ФИО2 скрыл у нотариуса наличие наследника первой очереди. Между тем, указанное обстоятельство не является уважительной причиной пропуска установленного законом срока, так как закон не возлагает обязанность на одних наследников информировать других наследников об открывшемся наследстве и возможности его принятия. Более того, из наследственного дела следует, что ФИО2 указал на наличие наследника первой очереди, однако не назвал ее адрес в связи с его незнанием. Участники процесса при этом не оспаривали, что стороны по делу ФИО1 и ФИО2 друг друга не знали и не общались.
Другие обстоятельства, которым обосновывается исковое заявление ФИО1 (пандемия коронавируса, работа в <адрес>), не относятся к обстоятельствам, не зависящим от воли истца-ответчика, и объективно препятствовавшим реализации ее наследственных прав в установленный законом срок. У ФИО1 имелась возможность действовать через представителя, а также лично посещать и <адрес>, эти обстоятельства не могут быть расценены как исключительные причины, не позволяющие ей своевременно обратиться за оформлением своих наследственных прав. Как уже указал суд, даже с ДД.ММ.ГГГГ г., когда, как указывает сторона истца-ответчика ФИО1, она узнала об открытии наследства, оставался значительный период времени до ДД.ММ.ГГГГ, в том числе летний, позволяющий принять наследство.
Суд находит необоснованным и доводы представителя истца-ответчика ФИО1 ФИО7, что обращение в <данные изъяты> суд <адрес> с заявлением об установлении юридического факта признания отцовства приостанавливает течение шестимесячного срока для принятия наследства. ФИО1 обратилась в суд с указанным заявлением уже по истечении срока, предусмотренного ст. 1154 ГК РФ. Данный срок является пресекательным и восстановлению не подлежит.
При таких обстоятельствах, установив, что в установленный законом шестимесячный срок у истца-ответчика ФИО1 объективных препятствий для принятия наследства (обращения в суд) не имелось, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для восстановления ФИО1 срока принятия наследства после смерти ДД.ММ.ГГГГ отца ФИО4.
В соответствии с п. 1 ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142-1145 и 1148 настоящего Кодекса. Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования (статья 1117), либо лишены наследства (пункт 1 статьи 1119), либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства.
В ст. 1143 ГК РФ указано, что, если нет наследников первой очереди, наследниками второй очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя, его дедушка и бабушка как со стороны отца, так и со стороны матери (п. 1). Дети полнородных и неполнородных братьев и сестер наследодателя (племянники и племянницы наследодателя) наследуют по праву представления (п. 2).
Поскольку суд отказал в восстановлении срока для принятия наследства после смерти ФИО4 наследнику первой очереди - дочери ФИО1, к наследству призывается наследник второй очереди по праву представления – его племянник ФИО2, который в установленный законом срок обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства.
При таких обстоятельствах суд удовлетворяет встречные исковые требования ФИО2 и признает за ним право собственности в порядке наследования по закону по праву представления на ? долю в праве общей долевой собственности на спорную квартиру расположенную по адресу: <адрес>, оставшуюся после смерти ДД.ММ.ГГГГ его дяди ФИО4. Документы на остальное наследство он может получить у нотариуса <данные изъяты> НО.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 218, 1113, 1153, 1154, 1155, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.
Удовлетворить исковые требования ФИО2.
Признать право собственности ФИО2 в порядке наследования по закону по праву представления на
? долю в праве общей долевой собственности на квартиру с кадастровым №, расположенную по адресу: <адрес>, оставшуюся после смерти ДД.ММ.ГГГГ дяди ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ рождения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Мышкинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Ю. Акутина