Решение по делу № 2а-228/2021 от 01.07.2021

Дело №2а-228/2021 (12RS0009-01-2021-000554-68)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 августа 2021 года

Моркинский районный суд Республики Марий Эл составе: председательствующего судьи Харисовой Э.Ш.,

при секретаре судебного заседания Николаевой Г.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в пгт.Морки

административное дело по административному исковому заявлению Дмитриева С.Г. к призывной комиссии Моркинского муниципального района Республики Марий Эл, военному комиссариату Моркинского района Республики Марий Эл и военному комиссариату Республики Марий Эл о признании незаконными решения о признании годным к военной службе и бездействия по проведению контрольного медицинского освидетельствования,

установил:

Административный истец Дмитриев С.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением к призывной комиссии Моркинского муниципального района Республики Марий Эл, военному комиссариату Моркинского района Республики Марий Эл и военному комиссариату Республики Марий Эл о признании незаконными решения о признании годным к военной службе и бездействия по проведению контрольного медицинского освидетельствования, свои требования мотивировав тем, что он со 2 февраля 2016 года состоит на воинском учете в военном комиссариате Моркинского района Республики Марий Эл. Решением призывной комиссии Моркинского муниципального района Республики Марий Эл от 6 апреля 2021 года он признан годным к прохождению военной службы с присвоением категории «Б». С чем он не согласился и обратился с заявлением о проведении контрольного медицинского освидетельствования в призывную комиссию Республики Марий Эл, на которое его не вызвали. У него имеется заболевание, которое влечет определение категории годности «В» - ограниченно годен к военной службе.

Административный истец Дмитриев С.Г. на судебное заседание не явился, надлежаще извещен, имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представители административных ответчиков призывных комиссий Моркинского района и Республики Марий Эл, Военных комиссариатов Моркинского района и Республики Марий Эл не явились, надлежаще извещены, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

От Военного комиссариата Республики Марий Эл имеется отзыв, в котором просит в удовлетворении заявленных требований отказать в виду их необоснованности.

Представитель Военного комиссариата Моркинского района Республики Марий Эл – военный комиссар Габдулхаков И.Г., ранее участвуя в судебном заседании, с административным иском не согласился, ссылаясь на законность принятого в отношении административного истца решения о призыве на военную службу.

Изучив представленные документы, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Пунктом 1 ст. 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года №53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе" (далее Закона о воинской обязанности и военной службе) определено, что воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает воинский учет, обязательную подготовку к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Согласно п. 3 ст. 1 Закона о воинской обязанности и военной службе граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

Согласно п. 1 ст. 26 Закона о воинской обязанности и военной службе призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии, явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.

В силу положений ст. 5.1 Закона о воинской обязанности и военной службе граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей.

Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.

Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года N 565.

Согласно п. 4 Положения о военно-врачебной экспертизе военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования. При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию в целях, указанных в пункте 1 настоящего Положения. При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе) с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения.

На основании п. 6 Положения о военно-врачебной экспертизе годность к военной службе граждан при первоначальной постановке на воинский учет и при призыве на военную службу определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно приложению 1.

Приложением к Положению являются Требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в училища, военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе вооруженных сил Российской Федерации, Расписание болезней, Таблица дополнительных требований к состоянию здоровья граждан.

Административный истец Дмитриев С.Г., … года рождения, состоит на учете в Военном комиссариате Моркинского района Республики Марий Эл со 2 февраля 2016 года.

22 марта 2021 года Дмитриев С.Г. прошел медицинское освидетельствование, в ходе которого был осмотрен всеми врачами, указанными в ст. 5.1 Закона о воинской обязанности и военной службе.

Имевшиеся в распоряжении врачебной комиссии медицинские документы и результаты проведенного обследования административного истца позволили сделать вывод о наличии у него заболевания – двухстороннего продольного плоскостопия 2 степени, что подпадает под п. «г» ст.68 «г» Расписания болезней (плоскостопие и другие деформации стопы при наличии объективных данных без нарушения функций), влекущего признание гражданина годным к военной службе с незначительными ограничениями (категории годности – Б-3).

Итоговое заключение о категории годности Дмитриева С.Г. к военной службе было принято 6 апреля 2021 года, в том числе, с учетом представленной призывником диагностической справки №… от 10 марта 2021 года, выданной врачом аллергологом-иммунологом Государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл «Республиканская клиническая больница», которым Дмитриеву С.Г. установлен диагноз «бронхиальная астма атопическая средней степени тяжести частично контролируемая». В соответствии с листом медицинского освидетельствования, составленным врачом призывной комиссии 5 апреля 2021 года, призывнику установлен диагноз: «здоров».

На призывную комиссию в соответствии с п. 1 ст. 28 Закона о воинской обязанности и военной службе при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу, о направлении на альтернативную гражданскую службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, о зачислении в запас, об освобождении от исполнения воинской обязанности.

Согласно п. 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.

На основании указанной нормы можно сделать вывод, что в случае возникновения серьезных разногласий в имеющихся диагнозах, призывник должен быть направлен на повторное медицинское освидетельствование. Доказательств того, что при проведении медицинского освидетельствования в рассматриваемом случае было невозможно дать медицинское заключение о категории годности административного истца к военной службе, с учетом установленного диагноза, суду не представлено.

Решением призывной комиссии Моркинского муниципального района от 6 апреля 2021 года Дмитриев С.Г. призван на военную службу.

Согласно ч. 7 ст. 28 Закона о воинской обязанности и военной службе решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд.

Не согласившись с решением призывной комиссии Моркинского муниципального района от 6 апреля 2021 года, административный истец 27 апреля 2021 года обратился в призывную комиссию Республики Марий Эл и военный комиссариат Республики Марий Эл с заявлением о проведении в отношении него контрольного медицинского обследования на предмет годности к военной службе по призыву.

Оспаривая принятое призывной комиссией решение, административный истец указывает на наличие у него заболевания «бронхиальная астма атопическая средней степени тяжести частично контролируемая», которое относится к п. «в» ст. 52 Расписаний болезней (бронхиальная астма легкой степени, а также при отсутствии симптомов в течение 5 лет и более при сохраняющейся измененной реактивности бронхов), что соответствует категории годности "В" - ограниченно годен к военной службе. Граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, в соответствии с п. п. "а" п. 1 ст. 23 Закона о воинской обязанности и военной службе подлежат освобождению от призыва на военную службу.

В соответствии с ч. 2 ст. 29 Закона о воинской обязанности и военной службе (в редакции действующей на момент возникших правоотношений) призывная комиссия субъекта Российской Федерации, в частности: организует медицинский осмотр и контрольные мероприятия профессионального психологического отбора граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования и (или) заключениями об их профессиональной пригодности.

Как следует из п.22 Положения о военно-врачебной экспертизе, призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам освидетельствования. В случае выявления у гражданина при медицинском осмотре перед направлением к месту прохождения военной службы или при контрольном освидетельствовании отклонений в состоянии здоровья, изменяющих его категорию годности к военной службе, призывная комиссия субъекта Российской Федерации отменяет решение призывной комиссии, о чем сообщает гражданину и в соответствующую призывную комиссию. При этом одновременно с отменой решения призывной комиссии призывная комиссия субъекта Российской Федерации принимает решение в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".

Согласно листкам медицинского освидетельствования от 12 мая 2021 года, проведенного врачами призывной комиссией Республики Марий Эл, поставленный Дмитриеву С.Г. диагноз «двухстороннее продольное плоскостопие 2 степени» и вынесенное заключение по категории годности – Б-3 нашли свое подтверждение.

В силу положений п. 27 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утвержденной Приказом Министра обороны РФ N 240, Минздрава РФ N 168 от 23 мая 2001 года "Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе" призывник, не согласный с решением комиссии, в письменном виде подает заявление на имя председателя призывной комиссии. Контрольное медицинское освидетельствование призывников, не согласных с решением комиссии, проводится по плану работы призывной комиссией субъекта Российской Федерации. Военный комиссар обязан обеспечить явку указанных призывников на контрольное медицинское освидетельствование.

Данными, что административный истец воспользоваться правом подать соответствующее заявление в письменной форме на имя председателя призывной комиссии, суд не располагает.

Пунктом 8 Положения о военно-врачебной экспертизе предусмотрено, что гражданин может обжаловать вынесенное военно-врачебной комиссией в отношении его заключение в вышестоящую военно-врачебную комиссию или в суд. По решению вышестоящей военно-врачебной комиссии гражданин может быть направлен на контрольное обследование и повторное освидетельствование.

Следовательно, военный комиссариат субъекта Российской Федерации не уполномочен принимать решения о направлении граждан на контрольное обследование, а призывная комиссия Республики Марий Эл с учетом данных медицинского освидетельствования не усмотрела оснований для направления призывника на контрольное обследование.

Кроме того, суд принимает во внимание, что при несогласии с результатами медицинского освидетельствования, призывник имеет право на проведение независимой экспертизы, порядок проведения которой установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 года N574 "Об утверждении положения о независимой военно-врачебной экспертизе".

Административный истец в экспертную организацию с заявлением о производстве независимой военно-врачебной экспертизы не обращался, ходатайства о назначении судом экспертизы в порядке ст. 79 ГПК РФ не заявлял.

При указанных обстоятельствах суд оснований для признания бездействия сотрудников военного комиссариата Республики Марий Эл по игнорированию заявления Дмитриева С.Г. о проведении контрольного медицинского освидетельствования не находит.

В силу п. 3 ст. 29 Закона о воинской обязанности и военной службе призывная комиссия субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий, в том числе с одновременным принятием иного решения из числа предусмотренных п. 1 ст. 28 настоящего Федерального закона, а также отменять их заключения.

Решением призывной комиссии Республики Марий Эл от 12 мая 2021 года решение призывной комиссии Моркинского муниципального района от 6 апреля 2021 года утверждено, и Дмитриев С.Г. призван на военную службу.

В силу ст. 226 КАС РФ именно административный истец должен представить доказательства обоснованности своих утверждений о наличии у него заболевания, которое позволило бы отнести его к иной категории годности к военной службе.

Такие обстоятельства по делу отсутствуют. Объективных, достоверных и достаточных доказательств, подтверждающих наличие у административного истца диагностированного заболевания, которое являлось бы основанием для изменения категории годности к военной службе и освобождения его от призыва, не представлено. Диагностическая справка №… от 10 марта 2021 года не содержит записи о проведении в отношении Дмитриева С.Г. каких-либо диагностических и лабораторных исследований в подтверждение диагноза с указанием полученных результатов.

В связи с чем решение призывной комиссией Моркинского района Республики Марий Эл от 6 апреля 2021 года принято с соблюдением требований действующего законодательства.

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

В настоящее время решение призывной комиссии от 6 апреля 2021 года отменено 15 июля 2021 года ввиду выполнения установленного задания на призыв и призыв перенесен на осень 2021 года, то есть административный истец на военную службу не призван, в связи с чем его права и законные интересы обжалуемым решением не затрагиваются.

При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения административных исковых требований не имеется.

Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Дмитриева С.Г. к призывной комиссии Моркинского муниципального района Республики Марий Эл, военному комиссариату Моркинского района Республики Марий Эл и военному комиссариату Республики Марий Эл о признании незаконным решения о признании годным к военной службе и бездействия по проведению контрольного медицинского освидетельствования отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл в месячный срок со дня вынесения в окончательной форме через Моркинский районный суд.

Председательствующий судья Э.Ш.Харисова

Решение в окончательной форме вынесено 19 августа 2021 года.

2а-228/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Дмитриев Сергей Гурьевич
Ответчики
Военный комиссариат Республики Марий Эл
Военный комиссариат Моркинского района РМЭ
Призывная комиссия Моркинского муниципального района
Призывная комиссия Республики Марий Эл
Суд
Моркинский районный суд Республики Марий Эл
Судья
Харисова Эльвира Шамилевна 73
Дело на сайте суда
morkinsky.mari.sudrf.ru
01.07.2021Регистрация административного искового заявления
01.07.2021Передача материалов судье
05.07.2021Решение вопроса о принятии к производству
05.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.07.2021Судебное заседание
28.07.2021Судебное заседание
12.08.2021Судебное заседание
19.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее