Мотивированное решение изготовлено 11 ноября 2021 года.
Дело № 2а-5719/2021.
УИД 66RS0005-01-2021-006795-92.
Решение
Именем Российской Федерации
28 октября 2021 года Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга в составе
председательствующего судьи Сухневой И.В.,
при секретаре Нуркеновой А.С.,
с участием административного ответчика Россиньоля Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 31 по Свердловской области к Россиньолю Евгению Петровичу о взыскании недоимки по земельному налогу, пени,
Установил:
Административный истец Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 31 по Свердловской области (далее МИФНС России № 31 по Свердловской области) обратилась в суд с вышеуказанным иском. В обоснование указала, что административному ответчику Россиньолю Е.П. на праве собственности принадлежат земельные участки, расположенные в <адрес>, р.<адрес> с кадастровыми номерами 50:19:0020313:107, 50:19:0020313:108, 50:19:0020313:266, 50:19:0020313:267. Вместе с тем в нарушение положений налогового законодательства обязанность по уплате земельного налога за 2017 год административный ответчик в установленный законом срок не исполнил. В связи неисполнением указанной обязанности Россиньолю Е.П. направлено требование об уплате налога, которое административным ответчиком также исполнено не было. Определением мирового судьи судебного участка № 1 Октябрьского судебного района г. Екатеринбурга от 03.02.2020 отменен судебный приказ от 25.12.2019 о взыскании с Россиньоля Е.П. недоимки по земельному налогу. До настоящего времени недоимка и пени административным ответчиком не уплачены. На основании изложенного просит взыскать с Россиньоля Е.П. недоимку по земельному налогу за 2017 год в сумме 7 357 руб. и пени 130 руб. 34 коп.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В судебном заседании административный ответчик Россиньоль Е.П. против административных исковых требований возражал, указав, что МИФНС России № 31 по Свердловской области не имеет права на предъявление настоящего иска, поскольку земельный налог начислен за земельные участки, которые находятся в Московской области. Как следствие, в силу ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратором данных доходов бюджета может являться только налоговый орган по месту нахождения имущества. Также полагал, что налоговым органом пропущен срок на обращение в суд.
Заслушав административного ответчика, исследовав материалы настоящего дела и дела № 2а-4365/2019, находившегося в производстве мирового судьи судебного участка № 1 Октябрьского судебного района г. Екатеринбурга, суд находит административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
В силу п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 данного Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено данным пунктом.
Согласно п. 1 ст. 389 того же Кодекса объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
На территории сельского поселения Тучково Рузского муниципального района Московской области земельный налог в 2017 году был установлен и введен в действие в соответствии с решением Совета депутатов сельского поселения Тучково Рузского муниципального района Московской области № 23/01 от 12.11.2014 «Об установлении земельного налога».
В силу п. 1 ст. 397 того же Кодекса налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Как установлено судом, Россиньолю Е.П. на праве собственности принадлежат следующие земельные участки:
- земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, р.<адрес>, участок № ******, кадастровый № ****** с ДД.ММ.ГГГГ;
- земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, р.<адрес>, участок № ******, кадастровый № ****** с ДД.ММ.ГГГГ;
- земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, р.<адрес>, кадастровый № ****** с ДД.ММ.ГГГГ;
- земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, р.<адрес>, кадастровый № ****** с ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с наличием в собственности ответчика указанных объектов налогообложения ему начислен земельный налог за 2017 год в сумме 7 357 руб., о чем ему направлено налоговое уведомление № ****** от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 45, п. 2 ст. 69, ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, а также начисления пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога из ставки для физических лиц - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налога МИФНС России № 21 по Московской области в адрес Россиньоля Е.П. направлено требование № 4628 от 11.02.2019 об уплате налога и начисленной пени в срок до 08.04.2019. Данное требование в установленный срок исполнено не было.
Вышеуказанные налоговое уведомление и требование об уплате налога направлены Россиньолю Е.П. заказным письмом с уведомлением по адресу регистрации, что соответствует требованиям ст. 52, 69 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу п. 2, 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Аналогичные положения содержит ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Как установлено судом, с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Россиньоля Е.П. недоимки по земельному налогу налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 1 Октябрьского судебного района г. Екатеринбурга 28.11.2019, что следует из почтового штемпеля на конверте.
Определением мирового судьи судебного участка № 1 Октябрьского судебного района г. Екатеринбурга от 03.02.2020 вынесенный 25.12.2019 судебный приказ о взыскании с Россиньоля Е.П. недоимки по налогу и пени отменен. С настоящим иском административный истец обратился 28.09.2021.
Таким образом, налоговым органом пропущен срок как на обращение с заявлением о выдаче судебного приказа, так и с настоящим административным иском.
Ходатайства о восстановлении данного срока административным истцом не заявлено, равно как и не указано о наличии уважительных причин для пропуска срока, наличие таких причин из материалов дела также не следует. Суд также учитывает, что срок на обращение с административным иском пропущен налоговым органом значительно, более чем на один год.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
В то же время суд не находит оснований полагать об отсутствии у МИФНС № 31 по Свердловской области права на предъявление настоящего иска в суд, поскольку по смыслу ст. 6, ч. 2 ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Приложения № 1 к приказу ФНС России от 05.06.2018 № ММВ-7-8/373@ «Об осуществлении бюджетных полномочий главного администратора доходов федерального бюджета Федеральной налоговой службой, администраторов доходов федерального бюджета территориальными органами Федеральной налоговой службы» МИФНС России № 31 по Свердловской области наделена полномочиями администратора доходов федерального бюджета, в том числе по начислению, учету и контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; взысканию задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов.
Из материалов дела также следует, что в настоящее время карточка расчетов с бюджетом по земельному налогу, в которой отражена задолженность за 2017 год, в порядке централизации в соответствии с Приказом ФНС России от 18.01.2021 N ЕД-7-12/18@ ведется МИФНС № 31 по Свердловской области.
Таким образом, учет платежей по налогам, а также осуществление иных функций администратора бюджета осуществляется МИФНС № 31 по Свердловской области как налоговым органом по месту жительства налогоплательщика.
У суда также отсутствуют основания полагать, что подобное положение приводит к перечислению налога в бюджет по месту жительства налогоплательщика, поскольку из расшифровки задолженности следует, что суммы налогов, несмотря на учет налогоплательщика в МИФНС № 31 по Свердловской области, подлежат перечислению в бюджет по месту нахождения объектов.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Решил:
В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 31 по Свердловской области к Россиньолю Евгению Петровичу о взыскании недоимки по земельному налогу, пени отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательном виде путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга.
Председательствующий И.В. Сухнева