Дело № 3а-1214
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Пермь 24 августа 2020 года
Пермский краевой суд в составе
председательствующего судьи Судневой В.Н.
при помощнике Манько А.В.
с участием прокурора Меньтиной А.С.
представителя административного истца Морозова Д.В. – Губину В.Э.
представителя администрации Култаевского сельского поселения Пермского района Кузина Э.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Морозова Дмитрия Васильевича к Земскому Собранию Пермского муниципального района Пермского края, Совету депутатов Култаевского сельского поселения Пермского муниципального района об оспаривании в части: решения Совета депутатов Култаевского сельского поселения от 6 февраля 2014 года № 29 «Об утверждении Генерального плана Култаевского сельского поселения» и решения Совета депутатов Култаевского сельского поселения от 9 июня 2014 года № 53 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Култаевского сельского поселения»,
УСТАНОВИЛ :
Морозов Д.В. обратился в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующими решения Совета депутатов Култаевского сельского поселения от 6 февраля 2014 № 29 «Об утверждении Генерального плана Култаевского сельского поселения» (в редакции решения Земского Собрания Пермского муниципального района от 29 июня 2016г № 157), решения Совета депутатов Култаевского сельского поселения от 9 июня 2014 года № 53 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Култаевского сельского поселения» (в редакции решений Земского Собрания Пермского муниципального района от 29 июня 2016г № 158, от 22 декабря 2016г.№ 181, от 23 марта 2017 г. №212) в части распространения санитарно-защитной зоны скотомогильника» на территорию земельного участка, расположенного по адресу: **** с кадастровым номером **.
В обоснование требований указывает, что является собственником земельного участка с кадастровым номером **, на котором им был возведен дачный дом. Оспариваемыми нормативными правовыми актами в отношении принадлежащего ей земельного участка установлены охранные зоны, а именно: санитарно-защитная зона скотомогильника. Полагает, что граница санитарно-защитной зоны установлена произвольно, с нарушением компетенции органов местного самоуправления. Установленные необоснованные ограничения препятствуют осуществлению регистрации прав на дачный дом, выстроенный на земельном участке.
Морозов Д.В. административный иск поддерживает, просит признать акты недействующими в оспариваемой части в действующей редакции.
Представитель административного истца Губина В.Э. административный иск поддерживает.
Представитель администрации Култаевского сельского поселения Кузин Э.Н. требования не признает.
Представитель Земского Собрания Пермского муниципального района Лихачев И.В. возражает против удовлетворения административного иска.
Представитель Совета депутатов Култаевского сельского поселения не явился, извещался надлежащим образом.
Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Меньтиной Е.С. полагавшей, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.
Решением Совета депутатов Култаевского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края от 06 февраля 2014г.№ 29 утвержден Генеральный план Култаевского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края.
Решением Совета депутатов Култаевского сельского поселения от 09 июня 2014г.№ 53 утверждены Правила землепользования и застройки Култаевского сельского поселения.
Указанные решения опубликованы в официальном печатном издании «Бюллетень муниципального образования «Култаевское сельское поселение» от 6 февраля 2014г.» 11( 34) и от 9 июня 2014г.№ 17( 40) соответственно.
Решениями Земского Собрания Пермского муниципального района Пермского края от 29 июня 2016 №157,158, от 22 декабря 2016г.№ 181, от 23 марта 2017г.№ 212 и от 31 мая 2018 года № 323, от 31.10.2019 № 11, опубликованными в установленном порядке, в приведенные выше нормативные правовые акты внесены изменения и дополнения.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакциях, действовавших на дату принятия оспариваемых нормативных правовых актов, утверждение генерального плана поселения, правил землепользования и застройки относилось к вопросам местного значения поселения.
Муниципальные правовые акты, принятые по вопросам градостроительной деятельности, не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации, что предусмотрено частью 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Исходя из положений Закона Пермского края от 7 июля 2008 года № 270-ПК «Об образовании нового муниципального образования Култаевское сельское поселение», Устава муниципального образования «Култаевское сельское поселение», суд приходит к выводу, что нарушений требований к форме оспариваемых нормативных правовых актов, компетенции органа на принятие оспариваемого нормативного правового акта, процедуре его принятия, опубликования и вступления в силу на дату их издания, допущено не было, оспариваемые нормативные правовые акты органа местного самоуправления приняты уполномоченным представительным органом муниципального образования Советом депутатов Култаевского сельского поселения и в пределах предоставленных полномочий по решению вопросов местного значения.
Земским собранием Пермского муниципального района изменения в Генеральный план и правила землепользования и застройки внесены в пределах предоставленных данному органу положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ полномочий. Процедура публичных слушаний и порядок принятия Правил землепользования, предусмотренные статьями 24 – 25, 31 – 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, соблюдены.
С учетом изложенного, Генеральный план и Правила землепользования и застройки приняты уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативного правового акта, порядка его принятия и утверждения, и по этим основаниям лицами, участвующими в деле, не оспаривается. Оспариваемые нормативные правовые акты официально опубликованы в установленном порядке и на дату рассмотрения дела в суде являются действующими. Изложенное не оспаривается лицами, участвующими в деле и подтверждено при рассмотрении аналогичного дела (апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от16ноября2017года № 44-АПГ17-16).
Морозов Д.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером **, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование под дачную застройку, общая площадь 1116 кв.м., адрес ( местонахождение) объекта: **** (л.д.10, 11).
В описательной части к Генеральному плану Култаевского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края указано, что недалеко от д.Федотово находится сибиреязвенный скотомогильник, имеющий санитарно-защитную зону 1000 метров.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 05.04.2016г. признано право собственности Пермского края на земельные участки категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для других целей (скотомогильник), расположенных в Култаевском сельском поселении Пермского района Пермского края. Собственником земельного участка является субъект Российской Федерации Пермский край. Фактическое существование скотомогильника не отрицаются. Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
На картах Генерального плана и Правил землепользования и застройки отображены зоны с особыми условиями использования территории - санитарно-защитная зона скотомогильника, радиус которой составляет 1000 м. В границы указанной зоны полностью входит расположенный на данной территории принадлежащий административному истцу земельный участок, что также следует из пояснений сторон.
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности включает названный кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
В части, не урегулированной законодательством о градостроительной деятельности, к этим отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации и иное законодательство Российской Федерации (часть 3 статьи 4 ГрК РФ), к которому относится и законодательство о санитарном благополучии населения.
Так, пунктами 1 и 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила.
Требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и (или) их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, определены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 74, которым введены в действие СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН).
Согласно разделу VII СанПиН для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества, выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются следующие ориентировочные размеры санитарно-защитных зон.
Скотомогильники с захоронением в ямах отнесены к I классу санитарной классификации, при этом для объектов, входящих в данный класс, ориентировочный размер санитарно-защитной зоны составляет 1000 м (пункт 7.1.12 раздела VII СанПиН).
Вместе с тем конкретные размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной (пункты 3.1, 3.10 СанПиН). Установление, изменение размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации (пункт 4.2 СанПиН).
Санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 ГрК РФ) и отображаются на картах генерального плана муниципального образования в составе материалов по его обоснованию (подпункт 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ).
Характеристики зон с особыми условиями использования территорий включаются в положение о территориальном планировании генерального плана, в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов местного значения (пункт 1 части 4 статьи 23 ГрК РФ), а также в материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов федерального, регионального или местного значения (пункты 4 и 5 части 7 статьи 23 ГрК РФ).
Границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах (часть 5 статьи 30 ГрК РФ).
Анализ положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", свидетельствует о том, что вопросы установления размера и границ санитарно-защитных зон не отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, а отображению в документах территориального планирования и градостроительного зонирования, подлежат зоны с особыми условиями использования территории, которые установлены с соблюдением требований соответствующего законодательства.
Вместе с тем постановление об утверждении санитарно-защитной зоны данного скотомогильника Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации не принималось. Проект санитарно-защитной зоны с обоснованием ее размеров в материалы дела не представлен. При указанных обстоятельствах, правильным является вывод суда о том, что отображение в Генеральном плане Култаевского сельского поселения муниципального района Пермского края и Правилах землепользования и застройки названного муниципального образования санитарно-защитной зоны скотомогильника, не утвержденной в установленном порядке, противоречит актам большей юридической силы.
Позиция административного ответчика относительно того, что установление санитарно-защитной зоны необходимо для защиты жизни и здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия граждан, границы санитарно-защитной зоны скотомогильника отражены в Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки в соответствии с положениями Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СанПиН, Методические указания "МУ 3.5.1.3082-13. 3.5.1. Дезинфектология. Дезинфекция. Дезинфекционные мероприятия при Сибирской язве у людей. Методические указания", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 21 июля 2013г. основанием для отказа в удовлетворении административного иска не является, и не свидетельствует о принятии актов с соблюдением требований закона.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Ограничения по использованию Морозовым Д.В. земельного участка в связи с его нахождением, в том числе в санитарно-защитной зоне скотомогильника, свидетельствуют о том, что оспариваемые нормативные правовые акты затрагивают права и законные интересы административного истца.
С учетом вышеизложенного, суд считает, что требования административного истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Определяя момент, с которого Решение № 29 и Решение № 53 должны быть признаны недействующими, суд учитывает то обстоятельство, что оспариваемые нормативные правовые акты до вынесения решения суда применялись и на их основании реализовывались права граждан и организаций, в связи с чем они подлежат признанию недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 215 КАС Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Административный иск Морозова Дмитрия Васильевича удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления решения в законную силу решение Совета депутатов Култаевского сельского поселения от 06 февраля 2014 № 29 «Об утверждении Генерального плана Култаевского сельского поселения» (в редакции решения Земского собрания Пермского муниципального района от 29 июня 2016 года № 157) и решение Совета депутатов Култаевского сельского поселения от 09 июня 2014 № 53 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Култаевского сельского поселения» (в редакции решений Земского собрания Пермского муниципального района от 29 июня 2016 года № 158, от 22 декабря 2016 № 181, от 23 марта 2017 № 212, от 31 октября 2019 № 11) в части распространения санитарно-защитной зоны «скотомогильника» на территорию земельного участка с кадастровым номером **, расположенного по адресу: ****.
В течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в официальном печатном издании «Бюллетень муниципального образования «Култаевское сельское поселение» и на официальном сайте Земского Собрания муниципального района.
На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление прокурором в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья подпись