Судья первой инстанции Сафронова Е.Н. Дело № 2а-3174/2020
Судья апелляционной инстанции Теплякова И.М. Дело № 33а-7611/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Кошелевой А.П.,
судей Тепляковой И.М., Деменковой Ю.Г.,
с участием прокурора Тимоховой М.К.
при секретаре Громовой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 18 августа 2020 года административное дело по апелляционной жалобе председателя Окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа по выборам депутатов Совета депутатов Каменского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области Серечкова И.А. на решение Новосибирского районного суда Новосибирской области от 06 августа 2020 года по иску Курицына Александра Сергеевича к Окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа по выборам депутатов Совета депутатов Каменского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области об отмене регистрации кандидата Игнатова Александра Владимировича, которым административные исковые требования Курицына А.С. удовлетворены, отменено решение окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа по выборам депутатов Совета депутатов Каменского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области шестого созыва от 22.07.2020 г. за № 5/3 о регистрации кандидата Игнатова Александра Владимировича 14.03.1988 г. рождения.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Тепляковой И.М., заключение прокурора Тимоховой М.К., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Курицын А. С., зарегистрированный в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов Каменского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, обратился в суд с указанным административным иском.
В обоснование указал, что 22.07.2020 г. решением избирательной комиссии Каменского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области за № 5/3 кандидатом в депутаты Каменского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области зарегистрирован Игнатов А.В.
Административный истец полагает, что регистрация данного лица в качестве кандидата в депутаты подлежит отмене, поскольку решение принято избирательной комиссией с нарушением требований законодательства. Подписные листы, представленные кандидатом в избирательную комиссию, имеют нарушения: в подписных листах № 1 и № 2 не внесена собственноручно дата рождения лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей; в листе № 1 в строке с фамилией избирателя Калачева А.С. имеются несогласованные исправления в написании даты проставления подписи. Подписные листы не пронумерованы.
Кроме того, кандидат Игнатов А. В. в заявлении указал, что является индивидуальным предпринимателем, но документы о регистрации не представил.
Полагает, что допущенные нарушения приводят к недействительности, как отдельных подписей избирателей, так и всех 10 подписей избирателей, представленных кандидатом в избирательную комиссию. Учитывая, что кандидат представил минимально необходимое количество подписей избирателей, то признание недействительной даже одной подписи влечет незаконность его регистрации.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласен административный ответчик - Окружная избирательная комиссия многомандатного избирательного округа по выборам депутатов Совета депутатов Каменского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области.
В апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения Новосибирского районного суда Новосибирской области от 06 августа 2020 года, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Апеллянт считает постановленное решение незаконным, поскольку, по мнению административного ответчика, выводы суда основаны на нарушениях, которые не являются существенными и носят технический характер.
Участвовавшим в деле помощником прокурора Новосибирского района Новосибирской области поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых указано на несостоятельность доводов апелляционной жалобы.
Проверив дело в полном объеме в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, заключение прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 32 Федерального закона от 12 июня 2002 N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ) граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим федеральным законом, иным законом; непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения.
Пунктом 12 статьи 37 указанного Федерального закона предусмотрено, что каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.
Аналогичные требования содержатся в ч. 10 ст. 39 Закона Новосибирской области от 07.12.2006 N 58-ОЗ "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Новосибирской области" (далее – Закон №58-ОЗ).
Порядок регистрации кандидатов, а также основания отказа в регистрации установлены статьей 38 Федерального закона № 67-ФЗ.
На основании ч. 3 ст. 39 Закона Новосибирской области № 58-ОЗ количество подписей, необходимых для регистрации кандидата в многомандатном избирательном округе, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме многомандатных избирательных округов, поделенного на число депутатских мандатов, но не может быть менее 10 подписей.
Судом при рассмотрении административного дела установлено, что решением избирательной комиссии Каменского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области № 5/3 от 22.07.2020 кандидатом в депутаты зарегистрирован Игнатов А.В.
Игнатовым А.В. для регистрации в качестве кандидата в депутаты представлено 2 подписных листа, содержащих 10 подписей избирателей. Все подписи проверены избирательной комиссией, недостоверных и (или) недействительных подписей не выявлено.
В ходе исследования подписных листов судом (с учетом заявленных административным истцом недостатков) установлено, что во всех подписных листах (2 листа), представленных Игнатовым А.В. в избирательную комиссию для его регистрации в качестве кандидата в депутаты, сведения о лице, осуществляющем сбор подписей, указаны не в полном объеме: не указана собственноручно дата рождения лица, осуществлявшего сбор подписей (л.д. 49-50).
При указанных обстоятельствах, руководствуясь положениями п. 7 ч. 9 ст. 41 Закона Новосибирской области № 58-ОЗ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что все 10 подписей избирателей, представленные в избирательную комиссию, подлежат признанию недействительными.
Кроме того, судом первой инстанции установлен факт наличия несогласованных исправлений в подписном листе № 1 в строке с фамилией избирателя Калачева А. С. в написании отчества и даты внесения подписи, что также является основанием для признания подписи недействительной.
На основании изложенного, суд первой инстанции признал незаконным и отменил решение № 5/3 от 22.07.2020 Окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата Игнатова А.В.
Данный вывод суда мотивирован, основан на положениях действующего законодательства и доказательствах по делу.
В соответствии с федеральным законом недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом. / п. 7 ч. 9 ст. 41 Закона № 58-ОЗ/.
Основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата /пп. "д" п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ, п. 5 ч. 7 ст. 42 Закона № 58-ОЗ/.
Суд также учел, что подписной лист не соответствует форме, установленной приложением 8 к Федеральному закону № 67-ФЗ. Доводы Игнатова А.В. и его представителя о том, что использованная форма подписного листа была выдана окружной избирательной комиссией, судом обоснованно отклонены, поскольку форма, установленная законом, является общедоступной, решением окружной избирательной комиссии от 23.06.2020 № 1/15 утвержден образец заполнения подписного листа для сбора подписей избирателей на выборах депутатов Совета депутатов Каменского сельсовета Новосибирского района, который предусматривает указание даты рождения лица, осуществляющего сбор подписей избирателей.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, иных требований, предусмотренных названным Федеральным законом, иным законом.
С учетом приведенных норм закона судом обоснованно признано незаконным решение Окружной избирательной комиссии о регистрации Игнатова А.В. кандидатом в депутаты Совета депутатов Каменского сельсовета Новосибирской области.
Доводы апелляционной жалобы о том, что указанные нарушения носят технический характер и не являются существенными, признаются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Неуказание даты рождения лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, имеет существенное значение для подтверждения достоверности представленных подписей. Подписные листы, не содержащие полные сведения, требуемые законом, нарушают принцип равенства всех кандидатов перед законом. Необходимость указания в представленных подписных листах даты рождения лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей - прямое требование федерального закона, выполнение которого не может зависеть от собственного усмотрения кандидата. Избирательное законодательство формально и не допускает его произвольного толкования.
В соответствии с пунктом 8 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 7.1 и 8 к настоящему Закону, которые предусматривают в качестве обязательных сведений о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, сведения о дате рождения такого лица.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, заверяя подписной лист, сборщик подписей, по существу, берет на себя ответственность за соблюдение установленного порядка сбора подписей избирателей, подтверждая, в частности, факты собственноручного проставления каждым избирателем своей подписи и даты ее внесения. С учетом этого предназначения этапа заверения подписных листов сборщиком подписей федеральным законодателем определен порядок такого заверения - а именно только после внесения подписей избирателей собственноручно сборщиком подписей путем указания требуемых сведений о себе, проставления своей подписи и даты заверения, что должно обеспечить возможность проверки соблюдения порядка заполнения подписных листов и исключить возможность внесения кем бы то ни было исправлений в подписные листы после их заверения уполномоченными на это лицами.
Исходя из этого подпункт «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ предусматривает последствия нарушения порядка заверения подписных листов: недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объеме (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 1483-О, от 25 мая 2017 года N 1010-О).
Подпункт «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ предусматривает, что недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона. Неточное указание в подписном листе наименования должности выборного должностного лица, наименования законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, наименования и (или) номера избирательного округа, если оно соответствует образцу, утвержденному в соответствии с пунктом 8.1 статьи 37 настоящего Федерального закона, не может служить основанием для признания подписей избирателей, участников референдума недействительными.
Федеральный закон N 67-ФЗ не содержит запрета кандидату в депутаты самостоятельно осуществлять сбор подписей избирателей в поддержку своего выдвижения. Вместе с тем, определяя требования к такому лицу и возлагая на него ответственность за надлежащее оформление подписного листа, не делает никаких исключений, если таким лицом является кандидат в депутаты, не освобождает кандидата, осуществляющего сбор подписей, от выполнения требований пункта 12 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ и пункта 10 статьи 39 Закона Новосибирской области N 58-ОЗ.
Таким образом, заверение подписного листа отдельно кандидатом и удостоверение лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, с указанием в подписном листе в полном объеме предусмотренных законом сведений и отсутствие в подписных листах каких-либо исправлений, являются самостоятельными требованиями избирательного законодательства, которые Игнатовым А.В., выступавшим в статусе лица, осуществлявшего сбор подписей, в подписных листах не соблюдены.
Поскольку при рассмотрении дела суд не допустил нарушений норм материального и (или) процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены судебного акта в апелляционном порядке, его решение следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Новосибирского районного суда Новосибирской области от 06 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа по выборам депутатов Совета депутатов Каменского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области - без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи