Дело №2-<данные изъяты>
<данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Омск 12 ноября 2024 г.
Советский районный суд города Омска в составе:
председательствующего судьи Гудожниковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Максименко О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шуркевич Натальи Анатольевны к Отделению Фонда пенсионного фонда и социального страхования Российской Федерации по Омской области о включении периодов работы в страховой стаж, перерасчете пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Шуркевич Н.А. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного фонда и социального страхования Российской Федерации по Омской области о включении периодов работы в страховой стаж, перерасчете пенсии. В обоснование заявленных требований указала, что .... ей назначена страховая пенсия по старости. В страховой стаж не были включены периоды работы на территории Республики Казахстан.
С учетом уточненных требований истец просит включить в страховой стаж период обучения в СПТУ-15 г. Павлодара с ...., период работы с .... в Комбинате рабочего питания г. Павлодара Республики Казахстан в должности кондитера, обязать ответчика произвести перерасчет размера пенсии с учетом включенных периодов с .....
Истец Шуркевич Н.А. в судебном заседании до перерыва заявленные требования поддержала, просила включить периоды в стаж и произвести перерасчет.
Представитель ответчика, действующий на основании доверенности, Зубков И.В. в судебном заседании до перерыва требования оставил на усмотрение суда, представил расчет стажа истицы.
Заслушав объяснения сторон, изучив материалы гражданского дела, материалы пенсионного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2, ч. 1,2 ст. 39 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях»), вступившим в силу с 01.01.2015 г.
В связи со вступлением в законную силу Федерального закона «О страховых пенсиях» и Федерального закона от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» перестал применяться Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», в части, не противоречащей Федеральному закону «О страховых пенсиях».
В силу требований ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). При этом страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (ч. 2, 3 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
В соответствии с частью 1, 2 статьи 35 Закона о страховых пенсиях продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет. Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с 01.01.2016 г. ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона.
Частью 3 данной статьи с 01.01.2015 г. страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.
Судом установлено и следует из материалов дела, что решением ОСФР по Омской области Шуркевич (Лобазина до регистрации брака) Н.А. с .... назначена страховая пенсия по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях». При расчете размера страховой пенсии учтен страховой стаж 28 лет 8 дней, величина индивидуального пенсионного коэффициент (ИПК) составила 62,801.
При расчете страхового стажа не учтен период работы с .... в Комбинате рабочего питания 8 Павлодарского областного управления торговли в должности кондитера.
Решением пенсионного органа от .... Шуркевич Н.А. отказано в корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений в индивидуальный лицевой счет в отношении периода работы с .... по .... в Комбинате рабочего питания 8 Павлодарского областного управления торговли в должности кондитера.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец полагает, что решением органа пенсионного обеспечения нарушены её права, так как в страховой стаж не включены период обучения в СПТУ-15 г. Павлодара с ...., период работы с .... в Комбинате рабочего питания 8 Павлодарского областного управления торговли в должности кондитера, что влияет на размер установленной ей пенсии.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
.... г. государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее - Соглашение).
В соответствии со ст. 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Согласно ст. 5 Соглашения оно распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 01.12.1991 г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации (статья 11 Соглашения).
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).
Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31.01.1994 г. № 1-369-18 также разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13.03.1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до 13.03.1992 г., а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения.
Распоряжением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 22.06.2004 г. № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» утверждены «Рекомендации по проверке правильности назначения пенсии лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР», согласно которым при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения рекомендовано для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения, учитывать трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР; при этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 01.01.2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», когда в страховой стаж с 01.01.2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации (пункт 5).
Пунктом 2 статьи 13 указанного Соглашения особо предусмотрено, что пенсионные права граждан государств-участников Содружества, возникшие в соответствии с положениями настоящего Соглашения, не теряют своей силы и в случае его выхода из Соглашения государства-участника, на территории которого они проживают.
Соответственно, несмотря на то, что Федеральным законом от 11.06.2022 г. № 175-ФЗ данное Соглашение денонсировано (указанный закон вступил в силу 30.06.2022 г.), оно подлежало и подлежит применению к возникшим между сторонами правоотношениям.
Таким образом, Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения, а также приведенные выше разъяснения компетентных органов признают возможность включения в стаж, дающий право на назначение пенсии, периодов работы на территории государств-участников СНГ не только за период до 13.03.1992 г., но и после этой даты.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 №958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).
Согласно п. 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях », Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы, подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 №1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий » (п.п. «а» п.6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (п.п. «б» п.6 Перечня).
Как предусмотрено подпунктом «б» пункта 2 указанных Правил №1015 в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись застрахованными лицами за пределами Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Согласно п. 3 Правил, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, чем настоящие Правила, применяются правила, установленные международным договором Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Правил № 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
В силу требований ст. 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Пунктом 11 Правил № 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Аналогичные положения были предусмотрены пунктами 4, 5, 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 г. № 555 (утратившего силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 г. № 1015).
Таким образом, спорный период, имевший место до регистрации истца в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, в силу вышеуказанных положений закона и международного договора может быть подтвержден, в первую очередь, трудовой книжкой, а также документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными), а применительно к периоду после 01.01.2002 г. - дополнительно документами, свидетельствующими об уплате страховых взносов (пенсионных накоплений) на территории Республики Казахстан.
Согласно пунктам 15, 17 Указаний Минсоцзащиты РФ от 18.01.1996 г. № 1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР» документы о стаже работы и заработке, представляемые из государств - бывших республик Союза ССР, должны быть оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Изложенное означает, что данные документы, в частности, должны содержать все реквизиты, заполнение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации. Форма документов может быть произвольной. Документы, оформленные на иностранных языках, принимаются при назначении пенсии при условии их перевода на русский язык, если верность перевода (подлинность подписи переводчика) засвидетельствована нотариусами, занимающимися частной практикой, нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, а также консульскими учреждениями Российской Федерации.
В соответствии со статьей 12 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от .... г., вступившего в силу с .... г., участниками которого, в частности являются Российская Федерация и Республика Казахстан, назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке:
за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы;
за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от .... г., а для Республики Беларусь и Российской Федерации - Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от .... г.
Поскольку стаж работы истца имел место до вступления указанного Соглашения в силу, то его положения при оценке пенсионных прав истца, в частности, об особом порядке подтверждения стажа применению не подлежат.
Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).
Документы, необходимые для установления пенсии, могут быть представлены в форме электронного документа в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 553 «О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов» (пункт 52 Перечня).Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 г. № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила № 884н).
Согласно пункту 22 Правил № 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил N 884н.
Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил № 884н).
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г.
Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Как следует из записей в трудовой книжке (л.д.9-10), истец в период с 01.09.1983 по 15.07.1985 обучалась в СПТУ-15 г. Павлодара, запись внесена на основании диплома В№594722, в период с 10.07.1985 по 01.08.1995 истец работала в Комбинате рабочего питания № 8 ОУОП кондитером четвертого разряда, запись внесена на основании приказа № 208 от 10.07.1985. Запись об увольнении 01.08.1995 по ст. 32 КЗоТ Республики Казахстан (в связи с выездом) внесена на основании приказа 64 от 27.07.1995.
Данная запись в трудовой книжки истца не была принята во внимание пенсионным органом со ссылкой на нечитаемость оттиска печати в записи об увольнении (л.д.12).
Из пенсионного дела следует, что ОСФР по Омской области был направлен в компетентные органы Республики Казахстан Формуляр «Запрос», оформленный в соответствии с Соглашением о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019 г., который Акционерным обществом «Единый накопительный пенсионный фонд» (далее - ЕНПФ) исполнен не был.
Согласно представленной истцом архивной справки Коммунального государственного учреждения «Павлодарский городской архив по личному составу» Управления культуры, развития языков и архивного дела Павлодарской области, Акимата Павлодарской области от .... № <данные изъяты> (л.д.11) в документах по личному составу комбината рабочего питания №<данные изъяты> Павлодарского областного управления торговли имеется личная карточка (форма Т-2) Шуркевич (Лобазиной) Натальи Анатольевны, .... года рождения со следующими сведениями: .... принята кондитером <данные изъяты> разряда, приказ от .... № <данные изъяты> .... уволена (в связи с выездом), приказ от .... № <данные изъяты>; в ведомостях начисления заработной платы работникам за ...., .... г., <данные изъяты> г. полностью, .... г. полностью, .... г. полностью, .... г. полностью, .... г. полностью, .... г. полностью, <данные изъяты> г. полностью, <данные изъяты> г. полностью, <данные изъяты> г. полностью, январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль 1995 г. значится Лобазина Н.А., Шуркевич Н.А., должность дата и год рождения не указаны. В личной карточке имеются сведения о декретных отпусках: дор. ...., род. ...., ч/опл.отп. ...., отп.б/сохр. з/пл. ...., б/л ...., д/отп ...., вышла из д/ отп. ..... Приказ от .... № ....
Данная справка имеется в материалах пенсионного дела истца, однако не учтена ответчиком при назначении пенсии истцу.
На основании запроса суда из Коммунального государственного учреждения «Павлодарский городской архив по личному составу» получена архивная справка № <данные изъяты> от .... с указанием аналогичных сведений относительно спорного периода работы комбината рабочего питания №<данные изъяты> Павлодарского областного управления торговли: .... принята кондитером <данные изъяты> разряда, приказ от .... № <данные изъяты>; .... № <данные изъяты> п.2: «На основании свидетельства о рождении ребенка и л/заявления предоставить частично-оплачиваемый отпуск Шуркевич Н.А., кондитеру <данные изъяты> разряда по уходу за ребенком до исполнения ребенку 1,5 лет с .... и отпуск без сохранения заработной платы до исполнения ребенку 3-х лет до ....»; от .... № 210: «Считать вышедшей из д/отпуска Шуркевич Н.А. со .... уволена (в связи с выездом), приказ от .... № <данные изъяты>. В ведомостях начисления заработной платы работникам за <данные изъяты> <данные изъяты> г. полностью, <данные изъяты> г. полностью, <данные изъяты> г. полностью, <данные изъяты> г. полностью, <данные изъяты> г. полностью, <данные изъяты> г. полностью<данные изъяты> г. полностью, <данные изъяты> г. полностью, <данные изъяты> г. полностью, .... г. значится Лобазина Н.А., Шуркевич Н.А., должность дата и год рождения не указаны. Также в архивной справке приведены сведения о размере заработной платы с указанием периода, денежной единицы. В справке отмечено, что в ведомостях начисления заработной платы работникам за ...., .... г. Шуркевич Н.А. не значится. Приказы по личному составу за <данные изъяты> годы, январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август 1996 г. на хранение в архив не передавались. В личной карточке Шуркевич (Лобазиной) Н.А. имеются сведения о декретных отпусках: дор. № <данные изъяты> ...., п/род. № <данные изъяты> ...., ч/опл.отп. .... – ...., отп.б/сохр. з/пл. ...., б/л № <данные изъяты> ...., д/отп ...., вышла из д/отп. с ...., приказ от .... № <данные изъяты>; .... б/сод. и сохр. з/платы; вышла .....
Согласно копий свидетельств о рождении, истец является матерью Шуркевича С.Ю., .... года рождения, и Шуркевич И.Ю., .... года рождения.
В соответствии с пунктом 29 Правил № <данные изъяты> период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет подтверждается документами, удостоверяющими рождение ребенка (свидетельство о рождении) и достижение им возраста полутора лет (паспорт, свидетельство о браке, свидетельство о смерти, документы работодателя о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и другие документы, подтверждающие необходимые сведения).
Пунктом 3 части 1 статьи 12 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного закона, засчитывается период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности.
Как указано ранее, пунктом 4 Распоряжения Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 22.06.2004 г. № 99р предусмотрено, что необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
Документы, выданные на иностранном языке, принимаются для указанных целей при условии, если верность их перевода засвидетельствована нотариусами, занимающимися частной практикой, нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, а также консульскими учреждениями Российской Федерации.
Принимая во внимание, что архивные справки составлены на русском языке, исходят из государственного архивного учреждения, форма архивных справок соответствует установленным на территории Российской Федерации требованиям, содержащиеся в них сведения соответствуют записям в трудовой книжке истца, спорный период работы истца с .... в Комбинате рабочего питания 8 Павлодарского областного управления торговли в должности кондитера подлежит включению в её страховой стаж, за исключением периодов нахождения в отпусках без сохранения заработной платы с .... и с .....
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации застрахованными лицами при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Но сотруднику, который находится в отпуске за свой счет, заработная плата не выплачивается, и, следовательно, взносы в Пенсионный фонд за период отпуска не начисляются. Поэтому в страховой стаж работника период отпуска без сохранения заработной платы не включается.
Согласно ответу Отделения Фонда пенсионного фонда и социального страхования Российской Федерации по Омской области при условии включения периода работ истца с .... по .... в полном объеме страховой стаж составит <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяца <данные изъяты> день, величина ИПК увеличится до 65,826.
С учетом исключения из страхового стажа периодов нахождения в отпусках без сохранения заработной платы продолжительность страхового стажа уменьшится на продолжительность таких отпусков <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дней и <данные изъяты> дня соответственно.
Оснований для включения в страховой стаж истца периода обучения в СПТУ-<данные изъяты> г.Павлодара с .... суд не усматривает, поскольку данный период согласно материалов пенсионного дела самостоятельно был учтен ответчиком при назначении пенсии и расчете страхового стажа.
В силу ст. 18 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» размер страховой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Пункт 2 указанной статьи предусматривает перерасчет размера страховой пенсии в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до .....
В соответствии со ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 5 и 6 указанной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Согласно ч. 7.2 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» в случае представления пенсионером документов, поступления документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях при оказании содействия заявителю в соответствии с частью 8.1 статьи 21 настоящего Федерального закона, подтверждающих обстоятельства, имевшие место до дня назначения страховой пенсии, влекущие увеличение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, производится перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии без истребования заявления о перерасчете размера страховой пенсии со дня назначения страховой пенсии. При этом размер страховой пенсии определяется в соответствии со ст. 15 настоящего Федерального закона. Указанный перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производится не позднее чем через пять рабочих дней со дня поступления соответствующего документа в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в течение трех рабочих дней со дня вынесения решения о перерасчете размера пенсии лица извещает данное лицо о таком перерасчете
Ч. 2 ст. 26 Федерального закона «О страховых пенсиях» также предусмотрено, что страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Согласно ч. 7 ст. 21 Федерального закона «О страховых пенсиях» необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 ст. 21 закона).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, оказывает содействие гражданину в истребовании документов, необходимых для назначения страховой пенсии, запрашиваемых у заявителя в соответствии с частью 7 настоящей статьи, подтверждающих обстоятельства, имевшие место на территории Российской Федерации, а также на территории иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, регулирующий правоотношения в сфере пенсионного обеспечения, путем направления соответствующих запросов в адрес работодателей, архивных учреждений, компетентных органов иностранных государств (ч. 8.1. ст. 21 закона).
Кроме того, приказом Минтруда России от 05.08.2021 г. № 546н были утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Как предусмотрено в пункте 51 указанных Правил в случае представления пенсионером документов, поступления документов, запрошенных территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, при оказании содействия заявителю в соответствии с частью 8.1 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях», в истребовании документов, необходимых для назначении пенсии, подтверждающих обстоятельства, имевшие место до дня назначения пенсии, влекущие увеличение размера пенсии, производится перерасчет размера пенсии без истребования заявления о перерасчете размера пенсии, со дня назначения пенсии.
Страховая пенсия назначена истцу с .... без учета спорного периода работы, а также без учета представленной в материалы дела справки о заработке истца, соответственно при указанных обстоятельствах, учитывая приведенные нормы права, суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность не только включить спорный периоды работы истца в страховой стаж, но также и произвести перерасчет пенсии с учетом данного стажа и размера заработной платы за период с .... г., подтвержденного архивной справкой от .... № <данные изъяты>. Данная справка, как указывалось выше, содержит сведения о валюте, размере, периоде выплаты заработной платы.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Шуркевич Натальи Анатольевны, .... года рождения (паспорт <данные изъяты> СНИЛС <данные изъяты> удовлетворить частично.
Обязать Отделение Фонда пенсионного фонда и социального страхования Российской Федерации по Омской области включить в страховой стаж Шуркевич Натальи Анатольевны (СНИЛС <данные изъяты>) период работы с .... в Комбинате рабочего питания №<данные изъяты> Павлодарского областного управления торговли в должности кондитера, за исключением периодов нахождения в отпусках без сохранения заработной платы с .... и с .....
Обязать Отделение Фонда пенсионного фонда и социального страхования Российской Федерации по Омской области произвести перерасчет размера пенсии Шуркевич Натальи Анатольевны (СНИЛС <данные изъяты>) с .... с учетом включенного периода работы и сведений о заработной плате за период с .... г., отраженных в архивной справке Коммунального государственного учреждения «Павлодарский городской архив по личному составу» от .... № <данные изъяты>.
В удовлетворении требований в остальной части отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Омский областной суд через Советский районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.В. Гудожникова
Мотивированное решение составлено 26 ноября 2024 года.