ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
УИД 91RS0003-01-2023-000982-90Дело №2-3542/2023Дело №33-1311/2024 | Председательствующий судья первой инстанции Кундикова Ю.В. |
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
31 января 2024 года г.Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи | Готовкиной Т.С., |
судей | Курской А.Г.,Сафонцевой Ю.А., |
при секретаре | Руденко В.А. |
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску заместителя прокурора Центрального района города Симферополя Республики Крым в интересах ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о возложении обязанности совершить определенные действия,
по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым на решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 2 ноября 2023 года,
У С Т А Н О В И Л А:
14 сентября 2023 года заместитель прокурора Центрального района города Симферополя Республики Крым в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о возложении обязанности выплатить ФИО1 компенсацию за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации: <данные изъяты> 23-01-02, в количестве 1 шт., в размере <данные изъяты> руб., в соответствии с уведомлением о принятом решении по выплате компенсации № от 24.04.2023; <данные изъяты> (пара) 9-02-01, в количестве 1 шт., в размере <данные изъяты> руб., в соответствии с уведомлением о принятом решении по выплате компенсации № от 24.04.2023; <данные изъяты> (пара) 9-01-01, в количестве 1 шт., в размере <данные изъяты> руб., в соответствии с уведомлением о принятом решении по выплате компенсации № от 24.04.2023; <данные изъяты> 12-01-02, в количестве 1 шт., в размере <данные изъяты> руб., в соответствии с уведомлением о принятом решении по выплате компенсации № от 24.04.2023; <данные изъяты> 8-09-49, в количестве 2 шт., в размере <данные изъяты> руб., в соответствии с уведомлением о принятом решении по выплате компенсации № от 24.04.2023; <данные изъяты> 10-02-02, в количестве 1 шт., в размере <данные изъяты> руб., в соответствии с уведомлением о принятом решении по выплате компенсации № от 24.04.2023; <данные изъяты> 21-01-21, в количестве 550 шт. в размере <данные изъяты> руб., в соответствии с уведомлением о принятом решении по выплате компенсации № от 16.05.2023.
Заявленные требования мотивированы тем, что ФИО1 в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида приобретены за счет собственных средств ряд технических средств реабилитации, ввиду чего она обратилась к ответчику с заявлениями о выплате компенсации соответствующих расходов, по результатам рассмотрения заявлений приняты решения о выплате компенсации, однако денежные средства на момент обращения ФИО1 в прокуратуру с соответствующим заявлением не выплачены.
Решением Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 02.11.2023г. исковые требования удовлетворены; на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым возложена обязанность выплатить ФИО1 компенсацию за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации: <данные изъяты>) 23-01-02, в количестве 1 шт., в размере <данные изъяты> руб., в соответствии с уведомлением о принятом решении по выплате компенсации № от 24.04.2023; <данные изъяты> (пара) 9-02-01, в количестве 1 шт., в размере <данные изъяты> руб., в соответствии с уведомлением о принятом решении по выплате компенсации № от 24.04.2023; <данные изъяты> (пара) 9-01-01, в количестве 1 шт., в размере <данные изъяты> руб., в соответствии с уведомлением о принятом решении по выплате компенсации № от 24.04.2023; <данные изъяты> 12-01- 02, в количестве 1 шт., в размере <данные изъяты> руб., в соответствии с уведомлением о принятом решении по выплате компенсации № от 24.04.2023; <данные изъяты> 8-09-49, в количестве 2 шт., в размере <данные изъяты> руб., в соответствии с уведомлением о принятом решении по выплате компенсации № от 24.04.2023; <данные изъяты> 10-02-02, в количестве 1 шт., в размере <данные изъяты> руб., в соответствии с уведомлением о принятом решении по выплате компенсации № от 24.04.2023; наборы - мочеприемников для самокатетеризации: мешок - мочеприемник, катетер лубрицированный для самокатетеризации 21-01-21, в количестве 550 шт. в размере <данные изъяты> руб., в соответствии с уведомлением о принятом решении по выплате компенсации № от 16.05.2023.
Не согласившись с таким решением суда, Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым в лице представителя ФИО6 подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Доводы жалобы сводятся к неправильному применению норм материального права.
Так, автор жалобы указывает, что Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым финансируется за счет бюджетных ассигнований; после доведения Отделению соответствующих бюджетных ассигнований на 2023 год заявителю в порядке очередности будет выплачена компенсация за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в соответствии с принятыми решениями.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела прокуратуры Республики Крым ФИО3 против доводов апелляционной жалобы возражала, указывала на их необоснованность.
Стороны в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, путем направления через организацию почтовой связи заказной корреспонденцией судебной повестки-извещения, которая в соответствии с почтовым уведомлением вручена адресату.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, не явившихся в судебное заседание, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания.
Заслушав докладчика, пояснения прокурора ФИО3, исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы в пределах требований ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Разрешая спор и удовлетворяя требования прокурора в интересах ФИО1, суд первой инстанции пришел к выводу, что ответчиком не выполнены обязанности по возмещению стоимости самостоятельно приобретенных истцом технических средств реабилитации, в связи с чем такие средства подлежат взысканию с ответчика в судебном порядке.
С такими выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам по делу и основаны на правильном применении норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям.
Так, из материалов дела следует и судом установлено, что в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы № к протоколу проведения медико-социальной экспертизы № от 26.02.2020г. ФИО1, <данные изъяты>.р., которой 01.03.2016г. установлена № группа инвалидности, <данные изъяты> заболевание, в частности указан перечень рекомендуемых технических средств реабилитации и услуги по реабилитации или абилитации, предоставляемые инвалиду за счет средств федерального бюджета, а именно: <данные изъяты> – 1 шт., с 13.03.2020г. – бессрочно; <данные изъяты> – 1 шт., с 27.09.2018г. – бессрочно; ортопедические брюки – 1 шт., с 27.09.2018г. – бессрочно; <данные изъяты> – 6 шт., с 27.09.2018г. – бессрочно; <данные изъяты> <данные изъяты> – 1 шт., с 27.09.2018г. – бессрочно; <данные изъяты> – 1 шт., с 13.03.2020г. – бессрочно; <данные изъяты> – 1 шт., с 27.09.2018г. – бессрочно; <данные изъяты> – 2 шт., с 27.09.2018г. – бессрочно; <данные изъяты> – 1 шт., с 27.09.2018г. – бессрочно; <данные изъяты> – 1 шт., с 27.09.2018г. – бессрочно (л.д.31-44).
Исполнителем указано ГУ – Региональное отделение ФСС РФ по Республике Крым.
Согласно товарных и кассовых чеков ФИО1 самостоятельно приобретены следующие технические средства реабилитации: <данные изъяты> стоимостью <данные изъяты> руб. (л.д.18-19); <данные изъяты>, стоимостью <данные изъяты> руб. (л.д.20-21); <данные изъяты> – 1 пара, общей стоимостью <данные изъяты> руб. (л.д.22-23); <данные изъяты> в количестве 2 шт., общей стоимостью <данные изъяты> руб. (л.д.24-26); <данные изъяты> стоимостью <данные изъяты> руб. (л.д.27-29); <данные изъяты> 15 400 руб. (л.д.30).
В апреле 2023 года ФИО1 обратилась в Отделение ФПСС России по Республике Крым с заявлениями о выплате компенсации, по результатам рассмотрения которых ОФПСС России по Республике Крым сообщено о принятых решениях о выплате компенсаций за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, оплаченные услуги, а именно: <данные изъяты>, сумма компенсации <данные изъяты> руб. (л.д.11), <данные изъяты>), стоимостью <данные изъяты> руб. (л.д.12), <данные изъяты>, стоимостью <данные изъяты> руб. (л.д.13), <данные изъяты>, стоимостью <данные изъяты> руб. (л.д.14), <данные изъяты> стоимостью <данные изъяты> руб. (л.д.15), <данные изъяты>), стоимостью <данные изъяты> руб. (л.д.16), <данные изъяты>), стоимостью <данные изъяты> руб. (л.д.17).
12.09.2023г. ФИО1 обратилась в прокуратуру Центрального района г.Симферополя с заявлением о защите ее прав, указывая, что на момент обращения в органы прокуратуры соответствующая денежная компенсация за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации ей не выплачена (л.д.2).
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
В пунктах 9, 10, 12, 21, 23 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, поименованы ортопедическая обувь; противопролежневые матрацы и подушки; специальная одежда; специальные средства при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемники); кресла-стулья с санитарным оснащением.
Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).
В абзаце втором пункта 2 названных правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - программа реабилитации).
Подпунктом "а" пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В силу абзаца первого пункта 4 данных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в исполнительный орган субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с абзацем первым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и уведомляет инвалида (ветерана) в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в том числе через личный кабинет единого портала, о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган, в частности высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организация, в которую выдано направление). В направлении уполномоченным органом указывается срок его действия, который устанавливается в пределах срока действия государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) и составляет не менее половины срока действия указанного контракта, а также коды технических средств (изделий) в каталоге, подлежащих предоставлению инвалиду (ветерану);
Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
В пункте 15(1) Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определено, что в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с Правилами.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации (действовавшим на момент обращения ФИО1 в ОФПСС России по Республике Крым и принятия соответствующих решений), в пункте 3 которого установлено, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Аналогичное положение содержится в п.3 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26 июля 2023 г. N 603н.
Компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления им следующих документов: документа, удостоверяющего личность, индивидуальной программы реабилитации инвалида, страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, содержащего страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС). Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации (пункт 5 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации в редакции, действовавшей на дату принятия ответчиком соответствующих решений).
Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, то есть механизм реализации указанного права регламентирован. При этом действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в натуре за прошлый период в случае их непредоставления инвалиду уполномоченным органом по какой-либо причине. В такой ситуации право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования техническими средствами реабилитации осуществляется путем выплаты инвалиду денежной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н.
Учитывая, что соответствующие технические средства реабилитации указаны в индивидуальной программе реабилитации ФИО1, ряд из указанных в индивидуальной программе реабилитации технических средств приобретены ФИО1 самостоятельно за свой счет, в связи с чем она обратилась в ОФПСС России по Республике Крым с заявлениями о выплате компенсации, по результатам рассмотрения заявлений Фондом приняты соответствующие о решения о выплате компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, с учетом приведенных выше норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, суд первой инстанции пришел к верному выводу, с которым соглашается судебная коллегия, о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии соответствующего финансирования, что выделенный объем бюджетных ассигнований был полностью освоен и позволил произвести выплату компенсации гражданам, обратившимся с заявлениями до 26.03.2023г., потому после доведения соответствующих ассигнований заявителю в порядке очередности будет выплачена соответствующая компенсация отклоняются судебной коллегией как необоснованные, поскольку недостаточность финансирования или его отсутствие, при наличии у гражданина права на получение компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, не является основанием для отказа в судебной защите имеющегося у гражданина права. Неисполнение государством своих обязанностей не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на получение компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации.
Иных доводов, в частности об отсутствии оснований для выплаты истцу соответствующей компенсации, несогласия с суммами и т.п. апелляционная жалоба не содержит, ввиду чего исходя из положений ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия проверяет законность решения суда только в пределах доводов апелляционной жалобы.
По сути, доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию, изложенную в суде первой инстанции, направлены на иную оценку доказательств, которым судом даны надлежащий анализ и правильная оценка по правилам статьи 67 ГПК РФ, и не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 2 ноября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 02.02.2024.
Председательствующий судья Т.С. Готовкина
Судьи А.Г. Курская
Ю.А. Сафонцева