К делу №2-268/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Мостовской 17 июня 2015 года
Мостовской районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Немчинова Ю.А.,
с участием истицы Плаксиной О.С.,
представителя истицы Моисеевой М.С.,
представителя ответчика администрации МО Мостовский район Коваленко Е.В.,
при секретаре Семеновой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Плаксиной <...>О.С. в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ребенка <...>П.Е.А. к администрации МО Мостовский район о признании предоставления квартиры на условиях социального найма, признании права общей долевой собственности на квартиру в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Плаксина О.С. действующая от своего имени и в интересах несовершеннолетней <...>П.Е.А. первоначально обратилась в суд с исковым заявлением к администрации МО Мостовский район, в котором просила признать за нею и несовершеннолетней <...>П.Е.А. право собственности в равных долях в порядке приватизации на квартиру № <...>, общей площадью <...> кв.м, расположенную по адресу: <...>, п. <...>, ул. <...>, д. <...>.
В последующем истица Плаксина О.С. и ее представитель Моисеева М.С. уточнили исковые требования и просили признать, что квартира № <...>, общей площадью <...> кв.м, расположенная по адресу: <...>, п. <...>, ул. <...>, д. <...>, предоставлена Плаксиной О.С., <...>П.Е.А. на условиях договора социального найма, а также признать просили признать за Плаксиной О.С., <...>П.Е.А. право собственности в равных долях в порядке приватизации на указанную квартиру.
Исковые требования мотивированы тем, что с 2002 года Плаксина О.С. состоит в трудовых отношениях с МУ «Мостовская центральная больница», что подтверждается приказом от 31.07.2002 № <...>, на основании которого она была принята на должность врача-интерна в педиатрическое отделение.
В 2003 году приказом от 21.08.2003 № <...> ее перевели на должность педиатра в педиатрическое отделение МУ «Мостовская ЦРБ», приказом от 15.10.2003 № <...> она была переведена в акушерское отделение на должность врача неонатолога.
С 13.08.2012 она была переведена в Шедокскую амбулаторию на должность врача педиатра и по совместительству - врач неонатолог в акушерском отделении.
Таким образом, трудовые отношения между нею и МБУЗ «Мостовская центральная больница» не прекращены.
Постановлением главы муниципального образования Мостовского района Краснодарского края от 05.09.2003 № <...> «О заключении договоров на производство внутренних отделочных работ в служебных квартирах ЦРБ в 40-квартирном жилом доме по ул. <...> (литер 10) в поселке <...>» администрацией было принято решение о предоставлении ей вне очереди служебной трехкомнатной квартиры № <...> площадью <...> кв.м. в доме <...>, корпус «В» по ул. <...> в п. <...>.
09.12.2004 администрацией Мостовского района на ее имя был выдан служебный ордер на спорную квартиру. Данная квартира расположена в жилом 40-квартирном доме, принятом администрацией Мостовского района в муниципальную собственность в виде незавершенного 40-квартирного жилого дома готовностью 63%, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24.01.2003 <...>.
В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В настоящее время Плаксина О.С. и ее несовершеннолетняя дочь зарегистрированы в данной квартире с 04.03.2005. Все годы проживания в спорной квартире она исправно оплачивала все жилищно-коммунальные услуги и задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг в отношении спорной квартиры нет.
По данным архива филиала ГУП «Крайтехинвентаризация-краевое БТИ» Краснодарского края ни она, ни ее дочь ранее участия в приватизации жилых помещений участия не принимали, то есть своё право бесплатной приватизации жилого помещения по настоящее время они не использовали.
Решив воспользоваться своим правом на приватизацию спорной квартиры, она, начиная с 2009 года неоднократно обращалась в администрацию Мостовского района с соответствующим заявлениям, но получала отказы, которые считает необоснованными.
Верховный Суд РФ в своем Обзоре законодательства и судебной практики за первый квартал 2006 года при ответе на вопрос № 21 о возможности приватизации гражданами служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а впоследствии были переданы в муниципальную собственность, указал буквально следующее:
«Статьей 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции от 20 мая 2002 г.) предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Исходя из положений ст. 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» служебные жилые помещения не подлежат приватизации.
Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.
Следовательно, при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Поэтому граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь положениями ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Таким образом, служебные жилые помещения, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а впоследствии были переданы в муниципальную собственность, могут быть приобретены гражданами в собственность в порядке приватизации.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42 (далее — Правила).
Названные Правила также предусматривают, что включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее — орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами (пункт 12 Правил).
Решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения (пункт 14 Правил).
Иными словами, спорная квартира должна быть зарегистрировано в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним как служенное помещение.
В соответствии с Правилами ведения Единого государственного реестра на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 г. № <...>, сведения об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду (либо исключении из фонда) вносятся в графу «Особые отметки регистратора» подраздела 11-1 раздела ЕГРП, открытого на соответствующее жилое помещение.
Данная информация учитывается государственным регистратором при проведении правовой экспертизы документов, поступающих на государственную регистрацию прав, сделок и ограничений.
Спорное жилое помещение не является служебным, поскольку в настоящее время не отнесено к категории жилых помещений специализированного жилищного фонда и не зарегистрировано в качестве служебного, спорная квартира являлась пригодной для постоянного проживания граждан, отвечала установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства, являлась благоустроенной применительно к условиям соответствующего населенного пункта, представляла собой отдельное жилое помещение.
Согласно выписке из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 10 ноября 2014 года № <...>, данная квартира является муниципальной собственностью Мостовского района, не имеет ограничений (обременении) права, спорная квартира не состоит в реестре специализированных жилых помещений в качестве служеннбой, поэтому к ней применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма.
На момент придания спорной квартире статуса служебного жилья у администрации муниципального образования Мостовского района Краснодарского края имелись препятствия, поскольку ее семья уже с 2004 года проживала в ней.
Никаких объективных препятствий для отказа в заключении договора приватизации не имеется.
В силу ст. 7 ЖК РФ в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
В жилищном законодательстве, в том числе в ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» отсутствуют нормы, регламентирующие последствия передачи служебных жилых помещений, закрепленных за государственным или муниципальным предприятиями либо учреждениями, в ведение органов местного самоуправления. Учитывая отсутствие нормы, прямо регулирующей такие отношения, необходимо применить аналогию закона и положения ст.7 ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ». Поскольку служебные жилые помещения предоставлялись только на период работы определенным категориям работников, которые в связи со спецификой их работы должны проживать по месту работы или вблизи от него, то спорная квартира была предоставлена мне и членам моей семьи как единственное жильё с правом проживания в ней.
Спорная квартира является собственностью муниципального образования, то есть является объектом муниципальной собственности и не числилась в качестве специализированного жилого помещения, то считаем, что мы имеем право на приобретение в собственность в порядке приватизации спорной квартиры.
Согласно ст. 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» (в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1; Федеральных законов от 20.05.2002 N 55-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ), при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
По смыслу Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права. В том случае, если по независящим от граждан причинам, они не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, возникает нарушение положений ст. 35 Конституции Российской Федерации и ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в российской Федерации». Отсюда следует, что если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию занимаемого им по договору найма жилого помещения, он вправе обратиться в суд в порядке ст. 8 Закона РФ «О приватизации жилищного, фонда в Российской Федерации».
В судебном заседании истица Плаксина О.С. и ее представитель Моисеева М.С. поддерживали исковые требования и просили их удовлетворить дополнив требованиями о признании предоставления Плаксиной О.С. квартиры №<...> дома № <...> ул. <...> на условиях социального найма.
Представитель ответчика администрации МО Мостовский район Коваленко Е.В. исковые требования не признал, поддерживая возражение на исковое заявление из которого следует, что 05.09.2003 главой администрации Мостовского района принято постановление № <...> «О заключении договоров на производство внутренних отделочных работ в служебных квартирах ЦРБ в 40 квартирном жилом доме по ул. <...> (литер 10) пос. <...>» согласно которому принято решение о заключении договора на производство внутренних отделочных работ в квартирах строящегося 40 квартирного жилого дома с истицей.
09.12.2004 истице выдан именно служебный ордер № <...> серии <...> на жилое помещение.
В соответствии со статьями 92 и 93 ЖК РФ служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда и предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта РФ либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Статьей 4 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» установлен перечень жилых помещений, которые не подлежат приватизации. К их числу отнесены и служебные жилые помещения.
В силу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 03.11.1998 № 25-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», определение круга объектов, не подлежащих приватизации, нельзя считать ограничением прав и свобод человека и гражданина, если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обусловливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в частную собственность.
Служебные жилые помещения, согласно жилищному законодательству предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Связанный с этим специальный правовой режим служебной жилой площади, выражающийся в особенностях предоставления и пользования ею, ее особое функциональное назначение, предполагающее заселение служебного жилого помещения определенным кругом работников, а также ее соответствующее территориальное расположение являются факторами, предопределяющими невозможность приватизации служебного жилья.
Кроме того, имущественные отношения в системе местного самоуправления обусловлены целями осуществления муниципальной власти, реализации прав граждан на местное самоуправление, обеспечения гарантий конституционно-правового статуса граждан, чем предопределяется использование муниципальной собственности, распоряжение ею в интересах местного сообщества в целом. Обеспечение прав частной собственности не должно вести к отказу от публичных начал в развитии отношений собственности (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2010 года № 22-П). Соответственно, приватизация муниципального имущества, в том числе жилых помещений специализированного жилищного фонда, не должна приводить к невозможности осуществления органами местного самоуправления своих обязанностей по решению вопросов жизнеобеспечения населения, надлежащее выполнение которых, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, является императивом демократического правового государства в сфере организации муниципальной публичной власти (Постановление от 29.03.2011 N 2-П).
Собственник специализированного жилищного фонда или уполномоченное им лицо в силу части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации вправе принять решение об исключении служебного жилого помещения из специализированного жилищного фонда с последующим заключением договора социального найма на эту жилую площадь.
Однако, как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 30.03.2012 № 9-П, такие решения принимаются в порядке исключения и при условии сохранения массива служебных жилых помещений в объеме, соответствующем их целевому предназначению.
Кроме того, исключенное из специализированного жилищного фонда жилое помещение приобретает правовой режим, регулируемый разделом 3 Жилищного кодекса РФ, установившим Правила предоставления жилья по договору социального найма. Эти правила предусматривают совершенно другой порядок предоставления жилья. В частности, в силу пункта 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением, когда такое жилье предоставляется вне очереди лицам, указанным в пункте 3 той же статьи.
Таким образом, юридическая возможность, которая позволяет органам местного самоуправления сегодня при соблюдении определенных условий передать служебное жилое помещение в собственность (предварительно исключив его из специализированного жилищного фонда и заключив в последующем соответствующий договор социального найма) наталкивается на непреодолимый правовой барьер в части нарушения закона о соблюдении очередности при предоставлении жилья по договору социального найма. И в данном случае такое нарушение носит существенный характер, позволяющий состоящему в очереди малоимущему гражданину, который не проживал в указанном служебном жилом помещении, обратиться в суд с требованием о признании соответствующего решения органа местного самоуправления незаконным.
Довод Плаксиной О.С. об отсутствии в данных ЕГРП сведений о включении данного жилого помещения как служебного является необоснованным по следующим основаниям:
Согласно статье 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В пункте 14 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 42, предусмотрено, что орган управления в срок, предусмотренный в пункте 13 настоящих Правил, принимает решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилого помещения специализированного жилищного фонда либо об отказе в таком отнесении. Информация о принятом органом управления решении направляется заявителю в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения. Решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения.
Из приведенных норм усматривается, что действующим законодательством не предусмотрена государственная регистрация ограничения (обременения) прав на объекты недвижимости в связи с принятием решения об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда. В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года № 42.
При этом каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма законодательство не содержит. Кроме того указанные акты не принимались и администрацией муниципального образования Мостовский район, что подтверждается соответствующей справкой.
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 Жилищного кодекса Российской Федерации). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации). Между тем, решение о предоставлении жилого помещения, на условиях социального найма администрацией муниципального образования Мостовский район не принималось. Указанная квартира предоставлена истцам во временное пользование именно как служебная.
Аналогичная позиция закреплена в определении Верховного Суда РФ от 27 января 2015 года по делу № <...>.
Плаксина О.С. на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях была поставлена 31.07.2003 – после предоставления ей служебного помещения.
Представитель третьего лица на стороне ответчика УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Мостовской отдел в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие предоставив суду отзыв на исковое заявление в котором просил принять решение в соответствии с Законом и указав, что п. 20 Правил ведения ЕГРП, утвержденные Постановлением правительства РФ от 18.02.1998 не содержал указаний о необходимости внесения в графу «Особые отметки» сведений об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду. В соответствии с Правилами орган местного самоуправления обязан направить в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество решение об отнесении жилого помещения в такому фонду. Однако в правилах не закреплена обязанность регистрирующего органа о внесении такого рода информации в записи ЕГРП. Государственная регистрация прав и, соответственно, внесение сведений в ЕГРП в соответствии со ст. 16 ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" носит заявительный характер. Законом четко оговорены случаи государственной регистрации без заявления правообладателя. Внесение сведений об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду к таким случаям Законом не отнесено.
Представитель Совета муниципального образования Мостовский район Перевозов Д.К. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, возражал против удовлетворения исковых требований, направив в суд письменный отзыв на исковое заявление Плаксиной, из которого следует, что приватизация муниципального имущества, в том числе жилых помещений специализированного жилищного фонда, не должна приводить к невозможности осуществления органами местного самоуправления своих обязанностей по решению вопросов жизнеобеспечения населения, надлежащее выполнение которых, как указал Конституционный Суд РФ, является императивом демократического правового государства в сфере организации муниципальной публичной власти (Постановление от 29 марта 2011 года N 2-П).
Следовательно, положение ч. 2 ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", регулирующее вопрос о принятии решений относительно приватизации муниципальных служебных жилых помещений их собственником, в системе действующего правового регулирования не предполагает установления ни законами субъектов Российской Федерации, ни муниципальными правовыми актами обязанности муниципального образования отчуждать в порядке приватизации в пользу нанимателей служебные жилые помещения, относящиеся к специализированному жилищному фонду, и вместе с тем (при отсутствии потребности в конкретном служебном жилом помещении) не лишает его как собственника муниципального имущества права распоряжаться им по своему усмотрению. При этом предоставление муниципальному образованию возможности отчуждать в случае необходимости жилые помещения специализированного жилищного фонда в собственность граждан не влечет за собой его обязанности принимать решения о приватизации конкретных жилых помещений и не приводит к возникновению у нанимателей этих жилых помещений права требовать их передачи в собственность.
Понуждение собственника (владельца) жилищного фонда к передаче служебных жилых помещений в собственность граждан недопустимо, поскольку согласно статье 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Таким образом, наделение ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» собственников жилищного фонда или уполномоченных ими органов, а также предприятий, за которыми жилищный фонд закреплен на праве хозяйственного ведения, и учреждений, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, правом принимать решения о приватизации служебных жилых помещений, с учетом допустимости общего запрета на приватизацию служебных жилых помещений, само по себе не может рассматриваться как нарушение каких-либо конституционных прав и свобод граждан.
Исходя из данной правовой позиции, следует, что решение вопроса о приватизации служебной квартиры является исключительным правом собственника (обладателя ограниченного вещного права) данного жилого помещения и не допускается его понуждение в судебном порядке к принудительному предоставлению данного жилого помещения в собственность жильца в порядке приватизации. Такой подход следует признать обоснованным также еще и в связи с тем, что в силу статьи 209 ГК РФ именно собственнику принадлежит право распоряжения своим имуществом и отступление от данного правила свидетельствовало бы о существенном ограничении прав собственника без необходимых оснований.
Самостоятельность местного самоуправления в решении вопросов отчуждения объектов муниципальной собственности, относящихся к достоянию всего местного сообщества, может быть ограничена федеральным законом лишь в той мере, в какой это необходимо для защиты конституционно значимых ценностей, прав и законных интересов иных лиц.
К числу таких ограничений относится и общий законодательный запрет на приватизацию служебных жилых помещений (Постановление Конституционного Суда РФ от 03.11.1998 N25-11; Определение Конституционного Суда РФ от 21.12. 2004 N 441-0), введение которого обусловлено рядом факторов, в том числе специальным правовым режимом служебных жилых помещений, выражающимся в особенностях владения, пользования и распоряжения ими, их особым функциональным назначением, предполагающим заселение определенным кругом работников, а также соответствующим территориальным расположением.
Кроме того, за счет приватизации специализированного жилищного фонда не должно осуществляться предоставление гражданам дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи, которые, как следует из ч. 5 ст. 20 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления вправе вводить за счет средств местного бюджета (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) -вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих это право, для отдельных категорий граждан, отнесение которых к получателям таких мер должно базироваться на объективных критериях, не допускающих нарушения принципа равенства. В соответствии с п. 2 Решения Совета муниципального образования Мостовский район (далее Совет) от 28.03.2006 №<...> включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключения жилого помещения из указанного фонда осуществляется по представлению главы муниципального образования Мостовский район.
Администрация муниципального образования Мостовский район с 2009 года в Совет с представлением об исключении из служебного жилого фонда жилых помещений не обращалась.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Плаксиной О.С. по следующим основаниям.
Согласно выписке из ЕГРП от 10.11.2014 № <...>, спорная квартира принадлежит администрации МО Мостовский район на праве собственности.
Постановлением главы МО Мостовский район от 05.09.2003 № <...> «О заключении договоров на производство внутренних отделочных работ в служебных квартирах ЦРБ в 40-квартирном жилом доме по ул. Горького (литер 10) в поселке Мостовском» было принято решение заключить договоры на производство внутренних отделочных работ в квартирах строящегося 40-квартирного жилого дома по ул. <...> (литер 10) с Плаксиной О.С. с семье в составе трех человек, в трехкомнатной служебной квартире № <...>.
В этот же день между администрацией МО Мостовский район и Плаксиной О.С. был заключен соответствующий договор, по условиям которого администрация разрешает Плаксиной О.С. за счет собственных средств произвести внутренние отделочные работы в служебной квартире № <...> Плаксина О.С. обязуется произвести внутренние отделочные работы в срок до 01.11.2003. После сдачи в эксплуатацию 40-квартирного жилого дома по ул. <...> (литер 10), администрация обязуется выдать Плаксиной О.С. служебный ордер на вселение в указанную квартиру.
09.12.2004 Плаксиной О.С. на состав семьи в количестве трех человек был выдан служебный ордер на жилое помещение № <...> серии Б, на вселение в спорную квартиру.
Решением Совета МО Мостовский район от 12.11.2009 Плаксиной О.С. отказано в исключении занимаемой ее семьей квартиры из числа служебных помещений.
Письмом главы администрации МО Мостовский район от 11.04.2012 № <...> истице было отказано в приватизации спорной квартиры.
Согласно статьи 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
- малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению;
- жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации;
-гражданам, вставшим на учет до 1 января 2005 года.
Согласно части 2 статьи 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Согласно статьи 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 14 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года №42 решение органа, осуществляющего управление муниципальным жилищным фондом об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда должно быть направлено в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Из материалов дела следует, что спорная квартира была предоставлена истице и ее семье именно как служебное помещение.
Доводы истицы о том, что сведения о спорной квартире как служебной, должны быть зарегистрированы в ЕГРП, суд находит несостоятельными, поскольку в силу ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" внесение таких сведений в ЕГРП носит заявительный характер и не является обременением. Действующее законодательство не устанавливает обязательность регистрации в ЕГРП сведений об отнесении жилого помещения к категории специализированного жилищного фонда. Кроме того отсутствие таких сведений в ЕГРП само по себе не может являться основанием для исключения жилого помещения из специализированного жилищного фонда, поскольку в силу Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42 жилое помещение приобретает статус специализированного, с момента его признания таковым в порядке, установленном Правилами, а не с момента внесения сведений в ЕГРП.
В силу ч.3.4 ст.57, ст.63 ЖК РФ основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований ЖК РФ решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Решение о предоставлении жилого помещения Плаксиной О.С. именно на условиях социального найма администрацией МО Мостовский район не принималось.
Кроме того, каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма законодательство не содержит. Аналогичная позиция отражена в Определении ВС РФ от 27.01.2015 № 18-КГ14-173.
Судом по ходатайству истца были допрошены свидетели <...>З.Е.В. <...>П.Л.Ф.., <...>Я.Т.В. которые пояснили суду, что после того как Плаксиной О.С. предоставили квартиру в ней был произведен капитальный ремонт, т.к. квартира находилась в не пригодном для проживания состоянии.
Доводы Плаксиной О.С. о том, что она производила ремонт в спорной квартире, перед тем как вселиться, правового значения для определения статуса спорного жилого помещения не имеют, и не могут служить основанием для возникновения права на приватизацию.
Права и обязанности нанимателя по договору найма служебного жилого помещения совпадают с правами и обязанностями нанимателя по договору социального найма, предусмотренными ч.3,4 ст. 67 ЖК РФ, к которым относится, в том числе, обязанность проводить текущий ремонт жилого помещения и своевременно вносить плату за коммунальные услуги. При несении затрат, связанных с капитальным ремонтом, истцы не лишены права заявить свои претензии собственнику о возмещении затрат, т.е избрать иной способ защиты своего права.
Нарушение требований ЖК РФ и Правил при принятии решения о предоставлении гражданину специализированного жилого помещения может служить основанием для предъявления в судебном порядке заинтересованными лицами требований о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора найма специализированного жилого помещения недействительным. Однако таких требований истцами не заявлено, как и требований о признании незаконным отказа в приватизации.
Как указано выше, спорная квартира предоставлена Плаксиной О.С. на основании служебного ордера. Кроме того, с 28.03.2006 в связи с вступлением в силу ЖК РФ Советом муниципального образования Мостовский район принято решение № <...> о возложении полномочий по включению жилого помещения в специализированный жилищный фонд и распоряжению им на Совет МО Мостовский район, и самостоятельно принять решение о передаче служебного жилья в собственность глава был не вправе.
Согласно ст. 4 Закона РФ от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» служебные жилые помещения не подлежат приватизации.
Понуждение собственника (владельца) жилищного фонда к передаче служебных жилых помещений в собственность граждан недопустимо, поскольку согласно статье 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Таким образом, наделение ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» собственников жилищного фонда или уполномоченных ими органов, а также предприятий, за которыми жилищный фонд закреплен на праве хозяйственного ведения, и учреждений, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, правом принимать решения о приватизации служебных жилых помещений, с учетом допустимости общего запрета на приватизацию служебных жилых помещений, само по себе не может рассматриваться как нарушение каких-либо конституционных прав и свобод граждан.
Таким образом, суд считает доказанным, что квартира № <...>, общей площадью <...> кв.м, расположенная по адресу: <...>, п. <...>, ул. <...>, <...> является специализированной служебной квартирой, муниципальной собственностью администрации МО Мостовский район, и была предоставлена семье истицы для проживания в связи с характером ее трудовых отношений с муниципальным учреждением на период работы в Мостовской ЦРБ.
Принятие решения о приватизации такого жилого помещения правомочен принимать собственник, поэтому в удовлетворении иска Плаксиной О.С. суд отказывает.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Плаксиной <...>О.С. в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ребенка <...>П.Е.А. к администрации МО Мостовский район о признании предоставления квартиры на условиях социального найма, признании права общей долевой собственности на квартиру в порядке приватизации, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд, через Мостовской районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, то есть с 23.07.2015.
Председательствующий судья Ю.А. Немчинов