Решение по делу № 2а-1969/2021 от 22.04.2021

УИД:92RS0002-01-2021-002155-38

№2а-1969/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 июня 2021 года                  г. Севастополь

Гагаринский районный суд г. Севастополя в составе:

Председательствующего судьи Блейз И.Г.

при секретаре               Бойко Т.А.

с участием

представителей административного истца Дроботенко И.В., Дроботенко О.А.

представителей административных ответчиков Мыхашула Е.И., Колбиной Ю.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Усова М.А. к прокуратуре Гагаринского района г. Севастополя, Прокуратуре г. Севастополя, Управлению государственного строительного надзора и экспертизы г. Севастополя об оспаривании действий государственных органов, заинтересованные лица - Департамент городского хозяйства г. Севастополя, -

установил:

Усов М.А. обратился с иском к прокуратуре Гагаринского района г. Севастополя, Управлению государственного строительного надзора и экспертизы г. Севастополя, просит признать действия Гагаринской районной прокуратуры г. Севастополя и Управления государственного строительного надзора и экспертизы г. Севастополя по осуществлению внеплановой выездной проверки законности строительства домов на объектах капитального строительства по адресу <адрес>, кадастровый номер , на земельном участке, право собственности на который принадлежит Усову М.А., просит признать справку об участии специалиста от 25 августа 2020 года, составленную специалистом Свидетель №1 незаконной. Требования мотивированы тем, что в производстве Гагаринского районного суда г. Севастополя находится гражданское дело по иску Департамента городского хозяйства г. Севастополя к Усову М.А. о сносе самовольной постройки, а также по встречному иску Усова М.А. к Департаменту городского хозяйств г. Севастополя о признании действий должностных лиц незаконными. Иск Департамента основан на материалах внеплановой выездной проверки прокуратуры Гагаринского района г. Севастополя, однако, никаких материалов проверки к иску не прилагается. Усов М.А. не был уведомлен ни о проведении проверки законности строительства домов, ни о принятии мер по пресечению выявленных нарушений. Истец полагает, что ответчиками проведена проверка с нарушениями порядка, сроков процедуры и с превышением полномочий. Так, прокуратура не имела права проводить проверку участка, принадлежащего истцу на праве собственности, никаких официальных документов по этому поводу издано не было. Управление государственного строительного надзора не уведомляло Усова М.А. о проведении каких-либо самостоятельных проверок, в материалах не содержится обязательных документов, которые Управление должно издавать при проведении проверки, заключение составлено не было, акт проверки отсутствует. Итоговый документ проверки не был направлен в адрес административного истца. Указанные выше обстоятельства стали основанием для обращения с настоящим иском.

Определением от 23 июня 2021 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве соответствия привлечена прокуратура г. Севастополя.

Административный истец в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.

Представители административного истца исковые требования поддержали по основаниям, указанным в иске. Дополнительно пояснили, что Усов М.А. был уведомлен о проведении проверки в отношении ООО «Земельный союза» и ЖСК «Усадьба», однако, как частное лицо о проверке не уведомлялся. Незаконность действий Управления заключается в том, что Управление проводило проверку с прокуратурой, которая не имела полномочий по проведению проверки, неправомерно был обследован участок. Кроме того, органы обязан составлять только те документы, которые входят в утвержденный перечень документов, которые выдаются. Стройнадзор должен либо акт проверки составить, либо экспертное заключение, справка к таким документам не относится. Представители также пояснили, что в настоящее время рассматривается спор о сносе самовольной постройки на данном участке по иску Департамента городского хозяйства г. Севастополя, данным иском истец хочет получить доказательства незаконности действий истца по указанному делу и доказать незаконность подачи иска о сносе.

Представитель прокуратуры Гагаринского района г. Севастополя, прокуратуры г. Севастополя против удовлетворения иска возражала по тем основаниям, что прокуратура лично в отношении Усова М.А. проверку не проводила, прокуратура Гагаринского района г. Севастополя проводила проверку по поручению прокуратуры г. Севастополя, по результатам проверки не было вынесено никаких документов прокурорского реагирования.

Представителя Управления государственного строительного надзора г. Севастополя в судебном заседании против удовлетворения иска возражала по тем основаниям, что Управление не проводило самостоятельную проверку, а выделяло специалиста по требованию прокуратуры для проведения проверки, а потому по итогу не был составлен ни акт, ни заключение. В Справке о проведении проверки только изложены обстоятельства, выясненные специалистом при проведении проверки, составление данной справки допустимо.

Представитель Департамента городского хозяйства г. Севастополя в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.

Согласно ч. 6 ст. 226 КАС РФ, лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Учитывая, что все участники процесса извещены надлежащим образом, суд считает возможным рассмотреть спор в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Судом установлено, что Усов М.А. является собственником земельного участка, расположенного по адресу <адрес>

В производств Гагаринского районного суда г. Севастополя находится гражданское дело по иску Департамента городского хозяйства г. Севастополя к Усову М.А. о сносе самовольной постройки, расположенной по адресу <адрес> а также по встречному иску Усова М.А. к Департаменту городского хозяйства г. Севастополя о признании действий незаконными.

Истец указывает, что основанием для подачи иска Департамента городского хозяйства г. Севастополя явились материалы внеплановой прокурорской проверки.

Как следует из материалов проверки, предоставленной прокуратурой Гагаринского района г. Севастополя, 29 июня 2020 в прокуратуру Гагаринского района г. Севастополя поступило поручение прокуратуры города Севастополя о необходимости проведения проверки по публикации СМИ «Чиновники и «решалы» не препятствуют «серым застройщикам захватывать земли города». Публикация содержала информацию о строительстве коттеджных поселков «Ирисова», «Усадьба-1», «Усадьба-2», продажу и привлечение денежных средств осуществляет ООО «Земельный союз», а также ЖСК «Усадьба».

В поручения указано о необходимости проведения проверки, а также информация о выделении специалистов, в частности специалистов Управления государственного строительного надзора и экспертизы г. Севастополя.

Из пояснений представителя прокуратуры и материалов проверки установлено, что заместителем прокурора Гагаринского района г. Севастополя приняты решения о проведении проверки ООО «Земельный союз» и ЖСК «Усадьба» по вопросам соблюдения земельного и градостроительного законодательства Российской Федерации. С указанным решением был ознакомлен Усов М.А. являющийся генеральным директором ООО «Земельный союз» и председателем ЖСК «Усадьба», а также вручена копии решений о проведении проверки Усову М.А. Срок исполнения поручения определен ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из материалов Усов М.А. ДД.ММ.ГГГГ ознакомлен с решением о проведении проверки, о необходимости предоставления информации и копий документов о строящихся объектах капитального строительства.

Согласно ст. 1 ФЗ №2202-1 «О прокуратуре РФ», прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет: надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов судебными приставами; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 22 ФЗ №№2202-1, прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Статьей 21 ФЗ №2202-1, предметом прокурорского надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки. Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки. К участию в проведении проверки могут привлекаться представители иных государственных органов в целях осуществления ими экспертно-аналитических функций.

В соответствии с ст. 4 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре РФ» прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов и организаций и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Таким образом, поручение прокуратуры г. Севастополя о проведении проверки является обязательным для исполнения для прокуратуры Гагаринского района г. Севастополя.

Согласно ч. 1 ст. 27 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении возложенных на него функций прокурор: рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона.

Так, прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

В соответствии со ст. 6 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Применительно к исследуемым обстоятельствам, проведенная проверка земельных участков, кадастровый номер и осуществлена в связи с информацией о возможных нарушениях земельного и градостроительного законодательства.

В требовании о предоставлении документов Усову М.А. в лице ООО «Земельный союз» и ЖСК «Усадьба» от ДД.ММ.ГГГГ указывалось о необходимости предоставления информации и документов относительно осуществляемого строительства на земельных участках расположенных по адресу: <адрес> (комплекс 2-х этажных домов «Усадьба-2»); <адрес> (комплекс 2-х этажных домов «Усадьба-1»).

Таким образом, поскольку проверка прокуратурой Гагаринского района г. Севастополя проведена при наличии достаточных правых оснований, каких-либо нарушений не установлено, оснований для признания действий прокуратуры незаконными не имеется. Кроме того, каких-либо документов прокурорского реагирования в отношении истца принято не было.

Также суд не находит оснований для признания действий Управления государственного строительного надзора и экспертизы г. Севастополя незаконными по тем основаниям, что привлечение специалиста Управления имело место в связи с наличием требования прокуратуры, самостоятельная проверка Управлением не проводилась. Оформление выводов привлеченного специалиста в виде справки не противоречит действующему законодательству.

Указанные выше обстоятельства свидетельствуют об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

Доводы истца о том, что на основании материалов прокурорской проверки Департаментом городского хозяйства г. Севастополя подан иск о сносе строений истца на его участке, не может быть принят во внимание, поскольку Департамент городского хозяйства г. Севастополя не лишен права проводить проверки и самостоятельно устанавливать основания для предъявления требований о сносе самовольных построек.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд, -

решил:

Исковые требования Усова М.А. к прокуратуре Гагаринского района г. Севастополя, Прокуратуре г. Севастополя, Управлению государственного строительного надзора и экспертизы г. Севастополя об оспаривании действий государственных органов оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Гагаринский районный суд г. Севастополя в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированный текст решения составлен 28 июня 2021 года.

Председательствующий              (подпись)            И.Г.Блейз

Копия верна судья

2а-1969/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Усов Михаил Александрович
Ответчики
Прокуратура города Севастополя
Прокуратура Гагаринского района г. Севастополя
Управление государственного строительного надзора и экспертизы г. Севастополя
Другие
Дроботенко Ирина Владимировна
Департамент городского хозяйства г. Севастополя
Суд
Гагаринский районный суд Севастополя
Судья
Блейз Ирина Геннадьевна
Дело на странице суда
gagarinskiy.sev.sudrf.ru
22.04.2021Регистрация административного искового заявления
23.04.2021Передача материалов судье
23.04.2021Решение вопроса о принятии к производству
23.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.05.2021Судебное заседание
23.06.2021Судебное заседание
28.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее