копия
89RS0002-01-2021-001284-10
1 инст. № 2-779/2021
Судья Сукач Н.Ю.
Апелл. дело № 33-2098/2021
СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07 октября 2021 года г.Салехард
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи: Гниденко С.П.,
судей коллегии: Долматова М.В., Нех Т.М.,
при ведении протокола помощником судьи: Хабибуллиной Р.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации г.Лабытнанги на решение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 июня 2021 года по иску прокурора г.Лабытнанги, действующего в интересах неопределенного круга лиц и Тимкиной Серафимы Паповны к Администрации г.Лабытнанги о признании незаконными распоряжения, возложении обязанности совершить определенные действия, которым постановлено:
Исковые требования прокурора города Лабытнанги удовлетворить.
Признать незаконными распоряжение Администрации г.Лабытнанги от 04 октября 2017 года №1033 "О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, и сроках отселения из аварийных и подлежащих сносу домов", распоряжение Администрации г.Лабытнанги от 10 апреля 2020 года №407 "О внесении изменений в некоторые распоряжения заместителя главы Администрации г. Лабытнанги" в части установления срока расселения много квартирного дома <адрес> до 01 декабря 2025 года.
Обязать Администрацию города Лабытнанги в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, установить срок расселения многоквартирного дома <адрес> до 31 марта 2022 года.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Долматова М.В., пояснение прокурора, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Лабытнанги, действующий в интересах неопределенного круга лиц и Тимкиной С.П., обратился в суд с иском к Администрации г.Лабытнанги о признании незаконным распоряжения Администрации г.Лабытнанги от 04 октября 2017 года №1033 "О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, и сроках отселения из аварийных и подлежащих сносу домов", распоряжения Администрации г.Лабытнанги от 10 апреля 2020 года №407 "О внесении изменений в некоторые распоряжения заместителя главы Администрации г.Лабытнанги" в части установления срока расселения много квартирного дома <адрес> до 01 декабря 2025 года, обязывании ответчика в срок 1 месяц со дня вступления решения суда в законную силу, установить дату расселения указанного многоквартирного дома до 31 марта 2022 года.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции старший помощник прокурора г.Лабытнанги Шибакова И.С., настаивала на удовлетворении исковых требований.
Истец Тимкина С.П. поддержала завяленные прокурором требования.
Представитель ответчика Администрации г.Лабытнанги Кузнецова Э.Ю., возражала против удовлетворения заявленных требований.
Представитель третьего лица Генеральный директор ООО "Комфортный дом" Шевченко С.И. поддержала заявленные прокурором требования в полном объеме.
Судом вынесено решение, резолютивная часть которого указана выше.
В апелляционной жалобе представитель Администрации г.Лабытнанги Кузнецова Э.Ю. просит отменить решение суда и принять новое решение, которым исковые требования оставить без удовлетворения. Указывает, что доказательств того, что состояние жилого дома представляет реальную опасность для жизни и здоровья по причине недопустимого состояния, не представлено. Ссылается на то, что поскольку обязательные для обеспечения прав собственников жилых помещений в аварийном и подлежащем сносу доме условия не соблюдены, требования об установлении срока расселения дома - 2022 г. противоречат ст. 32 ЖК РФ, что впоследствии приведет к нарушению жилищных прав граждан. Полагает, что жильцы не лишены права на обращение в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении жилого помещения маневренного фонда до наступления срока отселения из аварийного здания.
В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник прокурора г.Лабытнанги Шибакова И.С. просит апелляционную жалобу Администрации г.Лабытнанги оставить без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции процессуальный истец - прокурор просила решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие при рассмотрении дела, в судебное заседание не явились, извещены.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражения, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что согласно результатов обследования жилого дома <адрес>, выполненного в 2017 году техническое состояние свай, бруса обвязки, цокольногоперекрытия и стропильной системы оценено как аварийное. Данная категория технического состояния строительных конструкций характеризуется повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность обрушения, в связи с чем проведение страховочных противоаварийных мероприятий невозможно.
Заключением межведомственной комиссии по признанию жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от 02.10.2017 г.№ 220, жилой дом <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением Администрации г.Лабытнанги от 04 октября 2017 года №1033 "О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, и сроках отселения из аварийных и подлежащих сносу домов" срок отселения жильцов вышеназванного многоквартирного жилого дома установлен до 2027 года.
Распоряжения Администрации г.Лабытнанги от 10 апреля 2020 года №407 "О внесении изменения в некоторые распоряжения заместителя главы Администрации г.Лабытнанги" срок отселения жильцов вышеназванного многоквартирного жилого дома изменен до 01 декабря 2025 года соответственно.
Одновременно установлено, что техническим отчетом по результатам обследования строительных конструкций на объекте "Жилой дом по адресу <адрес>» от 2017 года установлено, что состояние свай, бруса обвязки, цокольного перекрытия и чердачного перекрытия оценивается как аварийное, существует опасность обрушения; состояние междуэтажного перекрытия и покрытия оценивается как аварийное, существует опасность обрушения, состояние стен, чердачного перекрытия и стропильной системы оценивается как ограничено-работоспособное (л.д. 28). Поскольку установлено, что основные несущие конструкции находятся в аварийном состоянии, категория объекта в целом оценивается как аварийная, существует опасность обрушения.
Признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации относится к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений.
На основании части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Пунктом 7 указанного Положения установлено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).
Согласно пункту 49 Положения на основании полученного заключения комиссии соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения из него физических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
При этом сроки отселения жильцов из аварийного и подлежащего сносу дома должны отвечать требованиям разумности.
В рассматриваемом случае, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, аварийное техническое состояние конструкций многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> представляет опасность для проживания в нем граждан, в связи с возможностью обрушения, в связи с чем, установленный Администрацией г. Лабытнанги срок отселения из указанного дома граждан до 01 декабря 2025 года не отвечает требованиям разумности.
Из материалов дела усматривается, что дом представляет угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в нем.
В связи с чем, судебная коллегия соглашается с выводами суда о возложении обязанности на Администрацию г. Лабытнанги установить срок расселения многоквартирного дома <адрес> до 31 марта 2022 года.
Доводы жалобы о том, что определение даты переселения относится к исключительной компетенции органа власти, не могут быть приняты во внимание.
Согласно пункту 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В то же время, согласно разъяснениям, содержащимся в Обзоре Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года решение органа местного самоуправления, включая и решение об определении срока сноса дома и срока отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, может быть оспорено гражданами в суде. Само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности. Вместе с тем если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).
Доводы апелляционной жалобы повторяют предоставленные суду первой инстанции возражения относительно заявленных исковых требований, были предметом исследования и оценки суда и не опровергают выводов, изложенных им в решении.
Нарушений норм процессуального права, в том числе, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, которые являются основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке, судом первой инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.
Само по себе несогласие автора жалобы с данной судом оценкой обстоятельствам дела не является основанием полагать решение суда неправильным.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Седьмой Кассационный Суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня его принятия.
Апелляционное определение изготовлено 12 октября 2021 года.
Председательствующий: /подпись/
Судьи: /подписи/