дело № 2а-460/2017
изготовлено 09.03.2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Ярославль |
06 февраля 2017 года |
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Козлова А.Ю.,
при секретаре Шамариной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Д.В.В., Д.А.В., Д.М.В., С.О.В., С.М.В., С.Д.О., П.М.А. к департаменту архитектуры и земельных отношений мэрии г. Ярославля о признании незаконным разрешения на строительство, признании недействительным градостроительного плана земельного участка,
установил:
Д.В.В., С.О.В., П.М.А. обратились в суд с административным исковым заявлением к ДАЗО мэрии г. Ярославля, просили признать недействительным разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ №, выданное ООО «ВысотСтройГрупп» как противоречащее градостроительному плану земельного участка; признать недействительным градостроительный план земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденный приказом директора департамента архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ №.
В административном исковом заявлении указано, что административные истца являются собственниками индивидуальных жилых домов и земельных участков, расположенных на <адрес>, смежными с земельным участком с кадастровым №, на котором планируется осуществить строительство многоквартирного дома. Выданные разрешение на строительство и градостроительный план земельного участка нарушают их права. Градостроительный план земельного участка (далее – ГПЗУ) представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, при этом ГПЗУ не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок. В соответствии с ГПЗУ осуществляются подготовка проектной документации для строительства и само строительство. Несоответствие проектной документации ГПЗУ является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство, а несоответствие построенного объекта ГПЗУ - основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. На дату получения ГПЗУ (ДД.ММ.ГГГГ) на рассматриваемую территорию был разработан и действовал проект планировки и проект межевания квартала, ограниченного <адрес>, утвержденный Постановлением мэрии города Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ №, а также проект зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) города Ярославля, утвержденный постановлением Правительства Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно приложению 5 к постановлению мэрии города Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ №, плотность и параметры застройки квартала, необходимые для развития квартала, приведены в таблице 1. В соответствии с этой таблицей, предельная этажность планируемой застройки – 4-8 этажей, в то время как в разрешении на строительство указано 9 этажей. При этом, в приложении 6 того же постановления № особо отмечается, что согласно «Проекту зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) города Ярославля» от ДД.ММ.ГГГГ территория квартала находится в зонах регулирования застройки ЗРЗ 3.2 и ЗРЗ 4.4, имеется соответствующая штриховка. Территория по <адрес> попадает в зону ЗРЗ 3.2, что предполагает размещение малоэтажной жилой застройки высотой не более 17 до конька крыши. Этот факт не отражен в ГПЗУ, следовательно, ГПЗУ противоречит действовавшим на момент его выдачи документации по планировке территории. Разрешение на строительство в любом случае противоречит ГПЗУ, что является основанием для его отмены. Согласно постановлению Правительства Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Проект зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) города Ярославля», здания, расположенные в квартале, ограниченном <адрес>, <адрес> и другие - это исторически ценные градоформирующие объекты и для них предусмотрен свой режим охраны, а именно: подлежит сохранению исторический планировочный каркас. Подлежат сохранению: трассировка, сохранившиеся исторические линии застройки, аллейные посадки и озеленение. Охраняются устойчивые внутриквартальные пешеходные направления (утраченные улицы дорегулярной планировки). Предлагаются к воссозданию отдельные утраченные ценные элементы планировочной структуры. Рекомендуется: восстановление утраченных элементов планировочной структуры, линий застройки, исторического озеленения, восстановление утраченных площадей как свободных от застройки пространств с реконструкцией конфигурации. В соответствии с данными публичной кадастровой карты, земельный участок имеет разрешенное использование для многоквартирной застройки; по ГПЗУ: многоквартирные дома (5-8 надземных этажей), в том числе со встроенными, пристроенными и встроенно - пристроенными объектами, связанными с проживанием и не оказывающими негативного воздействия на окружающую среду. Необходимо принять во внимание пункт 5.4. Генплана г. Ярославля, которым к числу основных мероприятий по градостроительному развитию исторического центра города Ярославля относится ограничение размещения нового жилищно-гражданского строительства в пределах зон регулирования застройки с целью предотвращения разрушения исторической среды. Таким образом, существует несоответствие между выданным разрешением на строительство и ГПЗУ, проектом планировки и проектом межевания. Несоответствие этажности, указанной в разрешении на строительство в том числе градостроительному плану земельного участка влечет недействительность такого разрешения на строительство. Кроме того, разрешением на строительство затронуты права истцов как жителей на участие в принятии решений в области строительства, на безопасные условия проживания, в связи с угрозой трещин в фундаменте и стенах наших домов при строительстве многоэтажного здания, а также затруднит и в части сделает невозможным проезд на принадлежащие нам земельные участки, так как сильно ухудшится транспортная ситуация, а реконструкция дорожно-транспортной сети проектом не предусмотрена. При этом, существующие проезды не рассчитаны на такие нагрузки. Увеличится поток грузового транспорта во время строительства, а после введения дома в эксплуатацию увеличится количество легкового транспорта, а также потребуются машиноместа, потребность в которых не полностью покрывается машиноместами, предусмотренными в проекте. Следовательно, будет занята проезжая часть, что создаст проблемы в движении для жителей.
В ходе рассмотрения дела поступило уточненное исковое заявление, в котором соистцами вступили С.О.В., С.Д.О., С.М.В., Д.В.В., Д.А.В., Д.М.В., П.М.А.; судом с учетом характера спорных правоотношений, ходатайств и мнения сторон к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Л.С.А., Ш.Е.В., П.Г.В., Р.Т.Н., Е.Л.В., Б.Е.А., Г.А.В.
Административные истцы Д.В.В., С.О.В., П.М.А. исковые требования поддержали, представили письменные пояснения по делу; истцы С.Д.О., С.М.В., Д.А.В., Д.М.В. в судебном заседании не участвовали.
Административный истец Д.В.В. по существу спора пояснил, что при выдаче разрешения на строительство восьмиэтажного многоквартирного дома не учтена существующая сложившаяся застройка микрорайона, историческая среда, где нет домов больше двух этажей, строительство высотного дома в непосредственной близости от индивидуальных жилых домов будет нарушать права истцов, в том числе на частную жизнь, создаст проблемы с освещением, повысится транспортная нагрузка, строительство высотного дома также приведет к удешевлению принадлежащих истцам домов. Большинство жителей района против строительства, однако их мнение органы местного самоуправления не учитывают.
Представители административных истцов адвокат И.Е.А., по письменному ходатайству Л.О.А. заявленные требования поддержали, по доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно указали, что подземные этажи также должны учитываться при определении этажности, этажность здания 9 этажей превышает допустимые параметры, противоречит градостроительному регламенту. В ГПЗУ не указаны сведения об инженерных сетях. ГПЗУ и разрешение на строительство не должны противоречить градостроительному законодательству. ГПЗУ противоречит проекту планировки и проекту межевания квартала, ограниченного <адрес>, утвержденным Постановлением мэрии города Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ №. В настоящее время земельный участок под застройку отнесен к территориальной зоне Ж.3. Строительство высотных доминант запрещено проектом зон охраны. Кроме того, микрорайон имеет узкие проезды, их расширение не предусмотрено, парковочных мест будет недостаточно. Такой высотный дом нельзя строить в этом месте.
Представитель административного ответчика ДАЗО мэрии г. Ярославля по доверенности М.Л.А. заявленные требования не признала, указала, что оспариваемые ненормативные акты выданы ответчиком в рамках его полномочий, порядок и процедура, сроки выдачи ГПЗУ и разрешения на строительство соблюдены. ООО «ВысотСтройГрупп» были представлены все документы, оснований для отказа в выдаче оспариваемого разрешения на строительство не имелось. На момент принятия решения о выдаче оспариваемого ГПЗУ по заявлению заинтересованного лица, действующее градостроительное законодательство не содержало оснований для отказа в его выдаче. Форма ГПЗУ (действующая на момент выдачи) утверждена Приказом Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. В разделах 3, 4 ГПЗУ отображены все необходимые сведения, предусмотренные формой ГПЗУ, актуальные на момент его выдачи. В частности, указано, что согласно Проекту зон охраны земельный участок расположен в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности, в подзоне ЗР3.4, на участке ЗРЗ 4.4. Согласно Проекту зон охраны к особым требованиям в подзоне ЗРЗ.4.4 относятся в том числе, предельные параметры высоты рядовой застройки - до 25 метров, отдельных акцентов - до 30 метров. Информация об особых требованиях, содержащихся в Проекте зон охраны, в полном объеме отображена в ГПЗУ. Кроме того, раздел 4 ГПЗУ содержит ссылку на документацию по планировке территории - проект планировки с проектом межевания квартала, ограниченного <адрес>, утвержденный постановлением мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ №. Вместе с тем, принятие решения о подготовке и разработка указанного проекта планировки осуществлялись до вступления в силу Проекта зон охраны (постановление Правительства ЯО №) и внесения изменений в Проект зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) города Ярославля, утвержденного постановлением Правительства ЯО от ДД.ММ.ГГГГ № в части границ зон охраны объектов культурного наследия, то есть до ДД.ММ.ГГГГ Согласно Проекту зон охраны, утвержденному постановлением №, земельный участок, находящийся в собственности ООО «ВысотСтройГрупп», в отношении которого выданы оспариваемые акты, находился в зоне охраны ЗРЗ.3.2., регламентом которой действительно разрешалось строительство объектов капитального строительства максимальной высотой (для внутриквартальной застройки) до конька крыши - 17 метров. Однако на момент выдачи ГПЗУ действовал (с ДД.ММ.ГГГГ) Проект зон охраны, утвержденный постановлением Правительства ЯО №, согласно которому земельный участок расположен в подзоне ЗРЗ.4, что и было отображено в ГПЗУ. При этом как на момент выдачи ГПЗУ, так и на момент выдачи разрешения на строительство, земельный участок с кадастровым № согласно Правилам землепользования и застройки г. Ярославля (Карта градостроительного зонирования г. Ярославля) располагался в территориальной зоне застройки среднеэтажными жилыми домами Ж.2, градостроительный регламент которой предусматривает в качестве основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства «многоквартирные дома (5-8 надземных этажей), в том числе со встроенными, пристроенными, встроенно-пристроенными объектами, связанными с проживанием и не оказывающими негативного воздействия на окружающую среду». Таким образом, выданное ООО «ВысотСтройГрупп», разрешение на строительство объекта капитального строительства с 8 надземных этажами в полном объеме соответствует Проекту зон охраны, ГПЗУ. Проверка проектной документации уполномоченным органом на соответствие документации по планировке территории (проекту планировки, проекту межевания) осуществляется только при выдаче разрешения на строительство линейного объекта, поэтому в рассматриваемом случае границы зон охраны объектов культурного наследия, указанные в проекте планировки с проектом межевания квартала, ограниченного <адрес>, утвержденных постановлением мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ №, правового значения не имеют. Изменения границ зон регулируемой застройки, в проект планировки и проект межевания квартала, утвержденный постановлением мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ № не вносились, постольку рассмотрение таких вопросов производится по результатам публичных слушаний. Проект планировки и проект межевания квартала нормативными правовыми актами не являются. Изменения в Правилах землепользования и застройки г. Ярославля, внесенные после выдачи разрешения на строительство, в том числе изменение территориальной зоны с Ж.2 на Ж.3 не имеет значения для дела, так как земельный участок может использоваться в соответствии с ранее выданным разрешением.
Представитель заинтересованного лица ООО «ВысотСтройГрупп» по доверенности С.П.О. против удовлетворения административного иска возражал, представил письменный отзыв по делу, указал, что на момент выдачи ГПЗУ (№ от ДД.ММ.ГГГГ) на застраиваемый земельный участок действовал проект планировки и проект межевания квартала, ограниченного <адрес>, утвержденный постановлением мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ №. В выданном ГПЗУ (п. 2.1.) в числе основных видов разрешенного использования земельного участка указаны многоквартирные дома (5-8 надземных этажей), в том числе со встроенными, пристроенными и встроенно-пристроенными объектами, связанными с проживанием и не оказывающими негативного воздействия на окружающую среду. Проект строительства многоквартирного жилого дома предусматривает строительство восьми надземных этажей и одного подземного, всего 9 этажей. Выданные ГПЗУ и разрешение на строительство соответствуют таблице 1 приложения 5 Постановления мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ №. Проект зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) города Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ признан утратившим силу в связи с изданием Постановления Правительства Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении проекта зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) города Ярославля и признании утратившими силу и частично утратившими силу отдельных правовых актов Ярославской области». Информация о градостроительном регламенте территориальной зоны застройки среднеэтажными жилыми домами (Ж.2), в которой расположен земельный участок по <адрес>, также отражена в п. 2 ГПЗУ. Согласно п. 8.1 Проекта зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) города Ярославля, утвержденного Постановлением Правительства Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ №, здания не входят в исторический планировочный каркас, к нему относятся улицы, дороги, площади. При реализации проекта строительства жилого дома не предполагается изменение существующих улиц, дорог. ВГПЗУ в разделе 3 указано, что информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства и объектах культурного наследия отсутствует; объектов, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов России, не имеется. Выданное разрешение на строительство права истцов не ограничивает и не нарушает. Разрешение на строительство выдано в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ и полностью ему соответствует. Доводы истцов на затруднение проезда на принадлежащие им земельные участки, ухудшение транспортной ситуации не обоснованы. Земельные участки истцов располагаются на <адрес>, строительство многоквартирного дома предполагается по <адрес>, реализация проекта предполагает достаточное количество парковочных машиномест и полное благоустройство прилегающей территории. Опасность причинения вреда в результате строительства указанного дома не доказана, проект получил положительное заключение экспертизы. Устройство свайного фундамента будет осуществляться методом вкручивания, что исключает вредное воздействие на окружающие дома.
Заинтересованные лица Л.С.А., Ш.Е.В., П.Г.В., Р.Т.Н., Е.Л.В., Б.Е.А., Г.А.В., заключившие договоры долевого участия в строительстве многоквартирного жилого дома по <адрес>, против удовлетворения административного иска возражали, представили в суд письменные отзывы на иск.
Допущенный к участию в деле в качестве специалиста главный инженер ООО «Ремстройпроект» С.А.Б. пояснил, что количество этаже и этажность – это разные понятия, этажность определяется от уровня земли, по количеству надземных этажей проект жилого дома соответствует градостроительному регламенту. Высота проектируемого здания также не превышает предельные параметры высоты застройки, высота от нулевой отметки до парапета крыши составляет 24,82 м, у здания предусмотрена плоская кровля, лифтовые шахты выступают над кровлей, их высота составляет 28,62 м. Норматив обеспеченности парковочными местами превышен в 4,5 раза, площадь земельного участка это позволяет, в подвальном этаже будут располагаться инженерные коммуникации, подземная парковка не предусмотрена. Подъезд к дому, в том числе доя подвоза строительных материалов предусмотрен со стороны <адрес> предусмотрен свайный, способ установки свай определяется на стадии производства работ и в ходе строительства может быть изменен в зависимости от условий строительства, поведения грунтов, иных факторов. Метод вдавливания свай является самым дорогим, но безопасным для окружающих строений.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, пояснения специалиста, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что административные исковые требования С.О.В., С.Д.О., С.М.В., Д.В.В., Д.А.В., Д.М.В., П.М.А. удовлетворению не подлежат.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 9 ст. 226 КАС РФ).
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания факта нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемым решением, действием (бездействием), соблюдения прока обращения в суд, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, свидетельствующих о законности и обоснованности оспариваемого решения, действия (бездействия), - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Из материалов дела следует, что административное исковое заявление об оспаривании разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ ГПЗУ, на основании которого оно выдано, подано в суд ДД.ММ.ГГГГ Учитывая необходимый разумный срок, в течение которого истцы могли узнать о выдаче разрешения на строительство получить его копию и копию ГПЗУ от ДД.ММ.ГГГГ, суд полагает, что срок для обращения в суд административными истцами не пропущен.
Земельный участок с кадастровым № по <адрес> общей площадью 3585 кв.м из земель населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные дома (5-8 надземных этажей) сформирован ДД.ММ.ГГГГ путем объединения четырех земельных участков, расположенных по <адрес> принадлежащих Б.С.Ю.
В соответствии со ст. 41 Градостроительного кодекса РФ (далее ГрК РФ) подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (ч. 5 ст. 41 ГрК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 44 ГрК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
Градостроительный план земельного участка является документом, в котором содержатся сведения (сообщения, данные) о конкретном земельном участке, которые позволяют идентифицировать этот земельный участок и определить его месторасположение по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства, недвижимости и т.д., а также сведения, необходимые для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах земельного участка.
В силу п. 26 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории (в том числе ГПЗУ), выдача разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию.
Согласно п.п. 3.1, 3.3 Положения о департаменте архитектуры и земельных отношений мэрии г. Ярославля (до реорганизации - департамент архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля), утвержденного решением муниципалитета г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ №, в полномочия департамента входит обеспечение подготовки градостроительных планов земельных участков, выдачи разрешений на строительство объектов капитального строительства и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию. В соответствие с п. 4.6 Положения о департаменте директор департамента издает приказы по вопросам реализации функций департамента, в том числе, об утверждении ГПЗУ.
На основании заявления собственника Б.С.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ ДАРТГ мэрии г. Ярославля подготовил и градостроительный план земельного участка с кадастровым № общей площадью 3585 кв.м, расположенного по <адрес>, ГПЗУ утвержден приказом директора департамента от ДД.ММ.ГГГГ №.
Возможность отказа по каким-либо причинам в выдаче градостроительных планов земельных участков применительно к застроенным или предназначенным для строительства объектов капитального строительства участкам ГрК РФ не предусмотрена.
В соответствии с ч. 2 ст. 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство.
Выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства производится на основании градостроительного плана земельного участка, выданного не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство (ч. 7 ст. 51 ГрК РФ).
Право собственности на земельный участок с кадастровым № общей площадью 3585 кв.м, расположенного по <адрес>, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ перешло от Б.С.Ю. к ООО «ВысотСтройГрупп».
ДД.ММ.ГГГГ ООО «ВысотСтройГрупп» обратилось в ДАЗО мэрии г. Ярославля с заявлением о выдаче разрешения на строительство, представив все необходимые документы, предусмотренные ч. 7 ст. 51 ГрК РФ (т. 1 л.д. 97-99), в том числе положительное заключение экспертизы проектной документации, технический отчет по результатам инженерно-геологических изысканий, технический отчет по инженерно-геодозическим изысканиям, технический отчет по результатам инженерно-экологических изысканий.
Согласно ч. 11 ст. 51 ГрК РФ уполномоченный орган в течение десяти рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводит проверку соответствия проектной документации требованиям ГПЗУ, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение; выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Доводы представителя административного ответчика о том, что оспариваемые акты приняты в пределах полномочий ДАЗО мэрии г. Ярославля, с соблюдением порядка и процедуры, предусмотренных действующим градостроительным законодательством, по установленной нормативными правовыми актами форме, лицами, участвующими в деле не оспорены и не опровергнуты, соответствующих доказательств не представлено, поэтому суд с ними соглашается.
Правилами землепользования и застройки города Ярославля, утв. Решением муниципалитета г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ № на территории города Ярославля с учетом Генерального плана города Ярославля определены территориальные зоны (таблица 1). Границы указанных территориальных зон установлены на Карте градостроительного зонирования города Ярославля (приложение 1).
Из содержания карты градостроительного зонирования города Ярославля (в редакции решений муниципалитета г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №), являющейся приложением к Правилам землепользования и застройки (т. 1 л.д. 82), следует, что территория, ограниченная <адрес>, на которой расположен земельный участок с кадастровым № отнесена к территориальной зоне застройки среднеэтажными жилыми домами (Ж.2).
Градостроительный регламент территориальной зоны Ж.2 в числе основных видов разрешенного использования предусматривает строительство многоквартирных домов (5 - 8 надземных этажей), в том числе со встроенными, пристроенными и встроенно-пристроенными объектами, связанными с проживанием и не оказывающими негативного воздействия на окружающую среду (ст. 37 Правил землепользования и застройки города Ярославля).
Проект планировки с проектом межевания указанного квартала, утвержденный постановлением мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ № был разработан с учетом Проекта зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) города Ярославля и границ территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) города Ярославля, утв. постановлением Правительства ЯО от ДД.ММ.ГГГГ № Согласно проекту территория, где в настоящее время расположен земельный участок с кадастровым №, находится в зону регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ.3.2 (т. 1 л.д. 90-93), где допускается размещение малоэтажной жилой застройки высотой зданий 17 м до конька крыши.
На дату получения ГПЗУ (ДД.ММ.ГГГГ) на рассматриваемую территорию был разработан и действовал Проекта зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) города Ярославля, утвержденный Постановление Правительства ЯО от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому земельный участок с кадастровым № относится к зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ.4.4 (т. 1 л.д. 84, 94), в которой установлены предельные параметры высоты застройки до 25 м, отдельных акцентов – 30 м.
Поскольку границы зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности не устанавливаются самим проектом планировки и проектом межевания квартала от ДД.ММ.ГГГГ №, сведения о границах охранных зон, указанные в Проекте планировки с проектом межевания указанного квартала от ДД.ММ.ГГГГ №, на сегодняшний день не соответствуют действительности, такое противоречие ГПЗУ и проекта планировки не может служить основанием для удовлетворения заявленных требований. То обстоятельство, что соответствующие изменения не были внесены в документацию по планировке территории, не имеет значения для разрешения дела.
Доводы представителей административных истцов в части наложения пятна застройки на предусмотренные проектом планировки и проектом межевания квартала от ДД.ММ.ГГГГ №, проезды, не могут быть приняты во внимание, так как представленная в суд схема, выполненная представителями истцом самостоятельно с использованием контура здания МЖД из приложения к проектной документации, не отвечает требованиям допустимости и достоверности, не содержит сведений о масштабе указанных схем и возможности их сопоставления.
Материалами дела подтверждается, что земельный участок с кадастровым № образован в границах тех земельных участков, на которых ранее располагались индивидуальные жилые дома, границы земельного участка, на котором предполагается строительство многоквартирного дома не выходят за красные линии, за границы существующих улиц и проездов.
ГПЗУ от ДД.ММ.ГГГГ соответствует форме, утвержденной Приказом Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, действовавшей на дату его составления, содержит все предусмотренные законом сведения, в том числе о разрешенном использовании земельного участка, указанные в градостроительным регламентом территориальной зоны Ж.2, содержит ссылки на документацию по планировке территории, особые требования, предусмотренные для строительства объектов в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ.4.4.
С учетом того, что на стадии выдачи градостроительного плана не рассматривается вопрос о возможности использования земельного участка для строительства конкретного объекта, требований о необходимости указания в ГПЗУ сведений об объекте капитального строительства, который планируется к строительству, в том числе о количестве его этажей, и иных параметрах, действующее градостроительное законодательство не содержит. Поскольку Правила землепользования и застройки г. Ярославля, градостроительный регламент территориальной зоны Ж.2, проект планировки и проект межевания территории квартала от ДД.ММ.ГГГГ № не содержат требований относительно предельного количества подземных этажей объектов капитального строительства, то эти сведения также не могли быть указаны и в ГПЗУ от ДД.ММ.ГГГГ.
В оспариваемом разрешении на строительство многоквартирного жилого дома с инженерными коммуникациями от ДД.ММ.ГГГГ № в числе характеристик объекта указано количество этажей объекта строительства – 9, при этом указан объем подземной части – 1956,7 куб.м.
Из проектной документации на многоквартирный жилой дом и заключения экспертизы проекта следует, что этажность планируемого к строительству МЖД составляет 8 этажей высотой до 25 метров, с отдельными акцентами до 30 метров высотой, количество этажей 9, то есть жилой дом будет иметь 8 надземных этажей и один подземный этаж, что соответствует требованиям градостроительного регламента территориальной зоны Ж.2, устанавливающим ограничение лишь по количеству надземных этажей – до 8, общим требованиям в границах зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности и предельным параметрам высоты застройки зоны ЗРЗ.4.4.
Доводы представителей административных истцов о нарушении требований о предельном количестве этажей планируемого объекта капитального строительства основаны на неверном толковании действующего градостроительного законодательства.
В связи с внесением изменений в Правила землепользования и застройки от ДД.ММ.ГГГГ в настоящее время указанный земельный участок отнесен к территориальной зоне застройки малоэтажными жилыми домами Ж.З, однако указанное обстоятельство не имеет правого значения для разрешения дела, поскольку по смыслу ч. 8, 9 ст. 36 ГрК РФ правообладатель земельного участка, получивший разрешение на строительство объекта капитального строительства в соответствии с распространявшимся на него ранее градостроительным регламентом, вправе осуществлять строительство по выданному разрешению, поскольку на дату его выдачи оно соответствовало Правилам землепользования и застройки. При этом суд также учитывает, что изменение зонирование не носило координальный характер, поскольку градостроительный регламент зоны Ж.3 к числу условно-разрешенных видом использования земельного участка относит строительство многоквартирных жилых домов (5 - 8 надземных этажей).
В соответствии с п. 7 ч. 3 ст. 44 ГрК РФ в составе градостроительного плана земельного участка указывается информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
По смыслу ст.ст. 41-46 ГрК РФ ГПЗУ носит исключительно информационный характер, воспроизводит характеристики земельного участка, которые определены в правилах землепользования и застройки, проекте планировки и проекте межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку. Действовавшая на ДД.ММ.ГГГГ форма ГПЗУ, утвержденная Приказом Минрегионразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, не содержит графы, соответствующей п. 7 ч. 3 ст. 44 ГрК РФ, в отличие от формы ГПЗУ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Вместе с тем, приложением к ГПЗУ является чертеж ГПЗУ, выполненный на основании топографической основе, на котором отображены существующие инженерные сети и коммуникации (газопровод, водопровод, электрические сети), расположенные на земельном участке и в близи его границ на смежных земельных участках. Отсутствие в ГПЗУ информации о технических условиях подключения объекта к конкретным инженерным сетям не нарушает права и законные интересы административных истцов, в связи с чем, указанный недостаток ГПЗУ не является достаточным основанием для признания его недействительным.
Указанное обстоятельство также не предусмотрено законом в качестве основания для отказа в выдаче разрешения на строительство, а, следовательно, не влечет его недействительность. Из заявления ООО «ВысотСтройГрупп» о выдаче разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 97-99) видно, что в числе приложений в ДАЗО мэрии г. Ярославля застройщиком представлены сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Деятельность по строительству многоквартирного дома, осуществляемая в соответствии с требованиями технических регламентов, не может рассматриваться как нарушающая права и законные интересы административных истцов, являющихся собственниками смежных земельных участков и жилых домов.
Разрешение на строительство соответствует основному виду разрешенного использования земельного участка с кадастровым №, принадлежащего ООО «ВысотСтройГрупп»; возможность осуществления строительства многоквартирного жилого <адрес> надземных этажей и одного подземного этажа с инженерными коммуникациями на указанном земельном участке с соблюдением требований градостроительного законодательства подтверждена положительным заключением негосударственной экспертизы, выполненной ООО «Ярославский центр строительной экспертизы».
Градостроительное законодательство не содержит ограничений или запрета на размещение на смежных земельных участках индивидуальных жилых домов и многоквартирных жилых домов (5-8 надземных этажей). При этом административные истцы не лишаются возможности использования своих жилых домов и земельных участков в том же объеме.
Из проектной документации (пояснительной записки, раздела 6 «Проект организации строительства») видно, что движение строительного автотранспорта до строительной площадки планируется осуществлять со стороны <адрес>, по окончании строительства проезд к многоквартирному дому организуется со стороны ул. <адрес>, со стороны <адрес>, которая напрямую соединяется с <адрес>. Использование <адрес> для движения строительной техники и в качестве подъездных путей к многоквартирному жилому дому не планируется. Количество парковочных мест запланировано не ниже нормативов, установленных СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*
Согласно положительного заключения экспертизы ОРГАНИЗАЦИЯ от ДД.ММ.ГГГГ № опасных инженерно-геологических процессов на земельном участке не наблюдается (стр. 7), на придомовой территории проектом предусмотрено обустройство 25 парковочных мест из расчета на 161 жителя (стр. 13). Фундаменты запроектированы свайные, погружение свай предусмотрено методом забивки трубчатым дизельным молотом (раздел 4), вместе с тем проектной документацией (раздел 6 проектной документации т– т. 1 л.д. 250-252) предусмотрен мониторинг технического состояния зданий, попадающих в зону влияния (стр. 18, 34 заключения). Как пояснил в судебном заседании специалист С.А.Б., способ погружения свай может быть изменен застройщиком на другой, оказывающий меньшее внешнее воздействие, с учетом результатов мониторинга воздействия строительства на окружающие объекты.
В целом результаты инженерных изысканий, выполненные для разработки проектной документации многоквартирного жилого дома соответствуют требованиям технических регламентов, проектная документация объекта соответствует результатам инженерных изысканий, требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим, требованиям охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной безопасности, требованиям, установленным ч. 13 ст. 48 ГрК РФ.
Доводы административных истцов о нарушении оспариваемыми актами из прав на благоприятные условия проживания, создании угрозы причинения вреда судом отклоняются как необоснованные, выводы положительного заключения экспертизы ОРГАНИЗАЦИЯ от ДД.ММ.ГГГГ № ими не опровергнуты.
Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, суд приходит к выводу, что выданные ООО «ВысотСтройГрупп» градостроительный план земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ не противоречат градостроительному законодательству, прав и законных интересов административных истцов не нарушает, оснований для признания указанных правовых актов недействительными, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 176-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требований Д.В.В., Д.А.В., Д.М.В., С.О.В., С.М.В., С.Д.О., П.М.А. отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Ярославский областной суд через Кировский районный суд г. Ярославля.
Судья А.Ю. Козлов