Судья Баженова В.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
5 июля 2018 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Чувашской Республики
в составе председательствующего судьи Дмитриева С.Г.
с участием прокурора Иванцовой Т.М.
осужденных Михеева В.Е., Александрова А.А., Андрианова С.В.
защитников – адвокатов Арапова В.В., Ускова А.А., Ишмуратовой Е.П.
при ведении протокола помощником судьи Димитриевой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные представления государственного обвинителя – прокурора по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Чувашской Республики Кашина А.Н. на приговор Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 23 апреля 2018 года, которым
Михеев В.Е., <данные изъяты>, ранее не судимый,
осужден:
- по ч. 1 ст. 286 УК РФ к наказанию в виде штрафа в размере 70 000 (семьдесят тысяч) рублей;
- по ч. 2 ст. 292 УК РФ к наказанию в виде штрафа в размере 400 000 (четыреста тысяч) рублей.
На основании ч. 2 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем полного сложения наказаний Михееву В.Е. определено наказание в виде штрафа в размере 470 000 (четыреста семьдесят тысяч) рублей.
На основании ч. 5 ст. 72 УК РФ учтен срок содержания Михеева В.Е. под стражей с 29 ноября по 3 декабря 2017 года, ему смягчено назначенное наказание и окончательно определено наказание в виде штрафа в размере 440 000 (четыреста сорок тысяч) рублей.
Александров А.А., <данные изъяты>, ранее не судимый,
осужден:
- по ч. 1 ст. 286 УК РФ к наказанию в виде штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей;
- по ч. 2 ст. 292 УК РФ к наказанию в виде штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей.
На основании ч. 2 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем полного сложения наказаний Александрову А.А. определено окончательное наказание в виде штрафа в размере 350 000 (триста пятьдесят тысяч) рублей.
Андрианов С.В., <данные изъяты>, ранее не судимый,
осужден:
- по ч. 1 ст. 286 УК РФ к наказанию в виде штрафа в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей;
- по ч. 2 ст. 292 УК РФ к наказанию в виде штрафа в размере 250 000 (двести пятьдесят тысяч) рублей.
На основании ч. 2 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем полного сложения наказаний Андрианову С.В. определено окончательное наказание в виде штрафа в размере 290 000 (двести девяносто тысяч) рублей.
Приговором также разрешены вопросы о мере пресечения, о снятии наложенного ареста на имущество, о судьбе вещественных доказательств.
Заслушав доклад судьи Дмитриева С.Г., выступление прокурора Иванцовой Т.М., поддержавшей апелляционные представления, мнения осужденных Михеева В.Е., Александрова А.А., Андрианова С.В., защитников – адвокатов Арапова В.В., Ускова А.А., Ишмуратовой Е.П., полагавших приговор подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Михеев В.Е., Александров А.А., Андрианов С.В. осуждены каждый за превышение должностных полномочий, то есть совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан, организаций, охраняемых законом интересов общества и государства.
Кроме того, они же осуждены каждый за служебный подлог, то есть внесение должностным лицом в официальные документы заведомо ложных сведений, если это деяние совершено из иной личной заинтересованности (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного частью первой ст. 292.1 УК РФ), повлекшее существенное нарушение прав и законных интересов граждан, организаций, охраняемых законом интересов общества и государства.
Преступления совершены ими при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.
В судебном заседании Михеев В.Е., Александров А.А., Андрианов С.В. свою вину в совершении преступлений признали полностью.
В апелляционном представлении государственный обвинитель Кашин А.Н. считает приговор незаконным и необоснованным и подлежащим изменению в связи с назначением осужденным чрезмерно мягкого наказания, явно не соответствующего тяжести совершенных преступлений и личности осужденных, необоснованным неприменением судом дополнительного наказания в виде лишения права занимать должности в органах власти и управления.
В апелляционном представлении (дополнительном) государственный обвинитель Кашин А.Н. считает приговор подлежащим изменению в части назначенного наказания. В обоснование приводит доводы, что назначенное Михееву В.Е., Александрову А.А., Андрианову С.В. наказание является несправедливым и несоразмерным совершенным преступлениям, не отвечает требованиям ст. ст. 6, 43, 60 УК РФ. Указывает, что по смыслу закона, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, может быть назначено в качестве наказания за преступление, которое связано с определенной должностью или деятельностью лица. Михеев В.Е., Александров А.А., Андрианов С.В. совершили преступления при исполнении ими должностных обязанностей в организациях, связанных с деятельностью ФСИН России, и их совместные и согласованные действия повлекли существенное нарушение интересов общества и государства. Указывает, что суд не дал оценки этим обстоятельствам, в приговоре не отразил причины, по которым сохранил за ними право занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью и не применил в соответствии с ч. 3 ст. 47 УК РФ дополнительное наказание. Просит приговор изменить, в соответствии с ч. 3 ст. 47 УК РФ дополнительно назначить каждому из осужденных наказание в виде лишения права занимать должности на государственной службе и в органах местного самоуправления сроком на 2 года.
В возражениях адвокат Усков А.А. просит оставить приговор без изменения.
В возражении адвокат Арапов В.В. просит оставить приговор без изменения.
Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы апелляционного представления, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Уголовное дело в отношении Михеева В.Е., Александрова А.А., Андрианова С.В. судом рассмотрено в соответствии с главой 40 УПК РФ в особом порядке судебного разбирательства.
Михеев В.Е., Александров А.А., Андрианов С.В. в присутствии своих защитников согласились с предъявленным обвинением и просили уголовное дело рассмотреть в особом порядке, с чем также был согласен государственный обвинитель и представитель потерпевшего.
Условия применения особого порядка принятия судебного решения и порядок проведения судебного заседания, установленные ст. 314, 316 УПК РФ, судом соблюдены.
Предъявленное Михееву В.Е., Александрову А.А., Андрианову С.В. обвинение в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 286, ч. 2 ст. 292 УК РФ, основано на собранных по делу доказательствах.
Вопрос о виде и размере назначенного наказания разрешался судом в соответствии с требованиями ст. 6, 60 УК РФ.
Обстоятельств, отягчающих наказание Михеева В.Е., Александрова А.А., Андрианова С.В., судом не установлено.
В качестве обстоятельств, смягчающих наказание Михеева В.Е., судом признаны в соответствии с п.п. «г», «и» ч. 1 ст. 61 УК РФ наличие малолетних детей, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, на основании ч. 2 ст. 61 УК РФ – признание вины и раскаяние в содеянном.
В качестве обстоятельств, смягчающих наказание Александрова А.А. и Андрианова С.В., судом в отношении каждого из них признаны в соответствии с п.п. «г», «и» ч. 1 ст. 61 УК РФ наличие малолетнего ребенка, явка с повинной, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, на основании ч. 2 ст. 61 УК РФ – признание вины и раскаяние в содеянном.
Оснований для применения ч. 6 ст. 15, ст. 64, ст. 76.2 УК РФ не установлено.
В приговоре суда приведены подробные мотивы, по которым суд пришел к выводу о назначении Михееву В.Е., Александрову А.А., Андрианову С.В. наказания в виде штрафа.
В приговоре также приведены мотивы, по которым суд не применил в отношении виновных дополнительное наказание, придя к выводу, что их исправление возможно без применения дополнительных видов наказания.
При этом судом учтены характер и степень общественной опасности совершенных деяний, обстоятельства их совершения, характеризующие личности виновных сведения, в том числе имеющиеся почетные грамоты и награды, их семейное и имущественное положение, совокупность смягчающих обстоятельств и отсутствие отягчающих обстоятельств, а также влияние назначаемого наказания на их исправление. Кроме того, Михеев В.Е., Александров А.А., Андрианов С.В. в настоящее время не состоят на должностях на государственной службе или в органах местного самоуправления.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не может согласиться с доводами апелляционных представлений о чрезмерной мягкости назначенного осужденным наказания, его несправедливости и несоразмерности совершенным преступлениям как не отвечающем требованиям ст. ст. 6, 43, 60 УК РФ, необоснованном неприменении судом дополнительного наказания в виде лишения права занимать должности на государственной службе и в органах местного самоуправления.
Оснований считать назначенное Михееву В.Е., Александрову А.А., Андрианову С.В. наказание чрезмерно мягким, несоразмерным совершенным преступлениям, несправедливым не имеется.
При таких обстоятельствах апелляционные представления не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 389.13, 389.20, 389.28 УПК РФ, судебная коллегия
п о с т а н о в и л а :
Приговор Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 23 апреля 2018 года в отношении Михеева В.Е., Александрова А.А., Андрианова С.В. оставить без изменения, а апелляционные представления государственного обвинителя Кашина А.Н. – без удовлетворения.
Председательствующий