Решение по делу № 33-1915/2021 от 18.10.2021

Судья Белоусов А.С.

Дело № 33-1915/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего

Нечунаевой М.В.,

судей

Полозовой А.А., Володкевич Т.В.,

при секретаре

Шинкееве М.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском 14 декабря 2021 года гражданское дело по апелляционной жалобе Шурапова Алексея Николаевича на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 10августа 2021 года, которым постановлено:

Исковые требования Шурапова Алексея Николаевича к ФКУ «УФО МО РФ по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу» о взыскании оплаты труда за период с февраля 2020 года по январь 2021 года в размере 117815 рублей 10 копеек, доплаты к отпуску за период с 9 ноября 2020 года по 22 января 2021 года в размере 23328 рублей 06 копеек, компенсации морального вреда в размере 2000 рублей – оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Полозовой А.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Шурапов А.Н. обратился с иском к ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу» (далее по тексту - ФКУ «УФО МО РФ по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу») о взыскании оплаты труда с февраля 2020 года по январь 2021 года в размере 117815 рублей 10 копеек, доплаты отпуска с 9 ноября 2020 года по 22 января 2021 года в размере 23328 рублей 06 копеек, компенсации морального вреда в размере 2000 рублей.

В обоснование иска указал, что работает в войсковой части <данные изъяты>». В период с февраля 2020 года по январь 2021 года он привлекался к работе сверхурочно, а также в ночное время и в выходные и нерабочие праздничные дни без компенсации дополнительных дней отдыха. Кроме того, выполнял обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своих должностных обязанностей. Вместе с тем, в нарушение действующего законодательства ответчик производил начисление и выплату: доплаты в размере 35 % за работу в ночное время без применяемых к окладу компенсационных и стимулирующих выплат; при оплате работы в сверхурочное время, в выходные и нерабочие праздничные дни - без учета всех предусмотренных системой оплаты труда надбавок; за работу за временно отсутствующего работника – без увеличивающих оклад и применяемых к нему компенсационных, стимулирующих надбавок. Недоначисленная оплата труда не вошла в средний заработок для расчета оплаты отпуска.

Шурапов А.Н. участия в судебном заседании не принимал.

Представитель ФКУ «УФО МО РФ по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу» Прошина Е.И. с исковыми требованиями не согласилась, полагая их необоснованными. Не оспаривая факт привлечения истца в спорный период к работе сверхурочно, в выходные и праздничные дни за пределами установленной ежемесячной продолжительности рабочего времени указала, что данная работа оплачена истцу в повышенном размере. Выплата за работу в ночное время является такой же компенсационной, как и другие выплаты, производные от оклада, в связи с чем, данная выплата не может производиться с повторным начислением на нее иных компенсационных выплат. В базу для начисления выплат за сверхурочную работу и работу в выходные и нерабочие праздничные дни включаются гарантированные работнику компенсационные и стимулирующие выплаты, входящие в его регулярный заработок, тогда как премия выплачивается работникам только по результатам их работы. Кроме того, действующее правовое регулирование оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Минобороны России предусматривает оплату труда членов экипажа судов обеспечения, выполняющих обязанности недостающих по штату работников, посредством осуществления компенсационной выплаты, размер которой соотнесен с должностным окладом недостающего работника (который может быть как больше, так и меньше, чем у замещающего его работника). На период выполнения обязанностей недостающего по штату другого члена экипажа истец от своей работы не освобождался, при этом выполнение обязанностей недостающего работника не является для истца работой по совместительству, отдельный договор на выполнение данной работы не заключался. Не является выполнение таких обязанностей и сверхурочной работой. За выполнение обязанностей недостающего по штату работника истцу произведена компенсационная выплата в размере, установленном пунктом 59 Приложения № 2 к Приказу № 545.

ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», войсковая часть своих представителей для участия в судебном заседании не направили.

Рассмотрев дело по существу, суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе Шурапов А.Н. просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Считает, что вывод суда о неприменении надбавок к заработной плате не соответствует требованиям статей 135, 149, 151-154 ТК РФ, а также позиции Конституционного Суда РФ, согласно которой при исчислении справедливой заработной платы за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных должны учитываться: принцип повышенной оплаты и цель максимального учета разнообразных факторов, характеризующих содержания и условия труда (все предусмотренные системой оплаты труда выплаты). Указывает на то, что ему положены выраженные в процентах к должностному окладу и носящие постоянный характер надбавки: за вредность – 12%, за несение службы в составе спасательного отряда (СпаСо) – 15%, морская – 100%, за выслугу лет – 40%, премия – 25%. Между тем, при исчислении заработной платы за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (за спорные часы) ответчиком неправомерно исключаются являющиеся неотъемлемой частью системы оплаты труда надбавки.

В отзыве на апелляционную жалобу ФКУ «УФО МО РФ по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу» просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В возражениях на апелляционную жалобу ФКУ «ОСК Восточного военного округа» просит апелляционную жалобу – оставить без удовлетворения, решение суда – без изменения.

Исходя из положений части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.

В части второй статьи 135 ТК РФ закреплено, что системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. К иным нормативным правовым актам, регулирующим трудовые отношения, Кодекс относит и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (абзац пятый части первой статьи 5).

На основании статьи 149 ТК РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Пунктами 7, 8 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей (гражданского персонала) судов обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 16 мая 2003 года № 170, предусмотрено, что для членов экипажей судов устанавливается суммированный учет рабочего времени.

Порядок ведения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка соединения (воинской части) по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом трудового коллектива исходя из конкретных условий работы судна и установленного графика вахт (работ), а также с учетом того, что максимальная продолжительность работы членов экипажей судов между двумя периодами отдыха на берегу (нахождения в отпуске, использования суммированных дней отдыха) не должна превышать 120 календарных дней. При выполнении работ в дальнем плавании продолжительность работы на судне для членов экипажа или отдельных его членов может быть увеличена до 150 календарных дней.

Продолжительность вахт членов экипажей судов в ночное время не сокращается.

Аналогичные положения закреплены в пункте 2.3.2 приложения № 2 к коллективному договору войсковой части 25147на 2020 - 2023 годы (Положение о режиме труда и отдыха членов экипажей катеров и судов войсковой части 25147). Учетный период для указанных лиц устанавливается сроком в 1 месяц (пункт 2.3.6).

Согласно статье 154 ТК РФ каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время, согласно данной статье, устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 года № 554 «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время» установлено, что минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время (с 22 часов до 6 часов) составляет 20% часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время.

Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором (ч. 3 ст. 154 Трудового кодекса РФ).

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года № 545 утверждено Положение «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» (далее – Положение № 545).

Согласно пункту 3 Положения № 545 выплаты компенсационного характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а также с настоящим приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.

Основанием для выплат компенсационного характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций

Из пункта 17 Положения № 545 следует, что гражданскому персоналу воинских частей и организаций за каждый час работы в ночное время устанавливается доплата за работу в ночное время в следующих размерах: специалистам и рабочим хлебозаводов и хлебопекарен - 75 процентов часовой ставки (части должностного оклада (тарифной ставки) за час работы); остальному гражданскому персоналу воинских частей и организаций - 35 процентов часовой ставки (части должностного оклада (тарифной ставки) за час работы).

Аналогичный размер доплаты за работу в ночное время в количестве 35 процентов часовой ставки (части должностного оклада (тарифной ставки)за час работы) установлен в пунктом 2.5 приложения № 1 к коллективному договору войсковой части № на 2020 - 2023 годы (Положение об оплате труда и премировании рабочих и служащих войсковой части и службы поисковых и аварийно-спасательных работ ОКВС).

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании трудового договора от 30 сентября 2019 года Шурапов А.Н. принят на работу в войсковую часть на должность <данные изъяты> на неопределенный срок.

Пунктом 11 трудового договора предусмотрены особенности режима рабочего времени: скользящий график; работа в выходные и праздничные дни; вахтовый график работы.

Согласно пункту 12 трудового договора (с учетом дополнительного соглашения), работнику устанавливается: должностной оклад в сумме 7890 рублей; надбавка за выслугу лет за работу и службу в Вооруженных силах РФ; надбавки, гарантированные льготами для работников Крайнего Севера и приравненных к ним местностям; доплаты согласно приказу МО РФ № 255 от 23 апреля 2014 года.

Из представленных ответчиком табелей учета рабочего времени и расчетных листков следует, что в спорный период истец привлекался работодателем к выполнению работ в ночное время: в феврале 2020 года - 48 часов, в марте 2020 года – 48 часов, в апреле 2020 года – 58 часов, в июне 2020 года – 16 часов, в июле 2020 года – 60 часов, в августе 2020 года – 60 часов, в сентябре 2020 года – 34 часа, в октябре 2020 года – 112 часов.

Согласно расчетному листку за март 2021 года, в указанном месяце истцу произведен перерасчет компенсационных выплат.

Полагая, что работодателем не в полном объеме начислена и оплачена его работа в ночное время за указанные периоды, без учета других компенсационных и стимулирующих выплат, а также за работу в сверхурочное время, в выходные и нерабочие праздничные дни (без учета всех предусмотренных системой оплаты труда надбавок) за работу за временно отсутствующего работника (без увеличивающих оклад и применяемых к нему компенсационных, стимулирующих надбавок), Шурапов А.Н. обратился в суд с настоящим иском.

Согласно расчетным листкам, размер ежемесячной заработной платы Шурапова А.Н. за спорный период рассчитан работодателем исходя из установленного повышенного должностного оклада в спорные месяцы за работу с вредными условиями труда на 12%, за несение службы в составе дежурных сил поисково-спасательного оборудования на 15 % с учетом повышенной компенсационной выплаты в размере 35 % часовой ставки (части должностного оклада (тарифной ставки) за каждый час работы в ночное время, с начислением за отработанные дни причитающихся истцу компенсационных и стимулирующих выплат (морская надбавка, надбавка за выслугу лет).

Разрешая требования истца в части взыскании за спорный период недоначисленной заработной платы за работу в ночное время, суд первой инстанции исходил из того, что действующее нормативное регулирование оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации предусматривает оплату работы членов экипажей судов обеспечения, выполняющих работу в ночное время, посредством осуществления компенсационной выплаты, начисление же на данную доплату, носящую компенсационный характер, иных компенсационных и стимулирующих выплат не соответствовало бы нормативному регулированию оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и положениям трудового законодательства, и приводило бы фактически к повторному начислению этих выплат за уже оплаченные часы.

А поскольку работодатель за спорный период начислил истцу повышенную оплату труда за каждый час работы в ночное время в размере 35 процентов месячного должностного оклада, рассчитанного за каждый час работы в ночное время (далее - оплата труда за работу в ночное время), что соответствует требованиям пункта 17 Положения «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», пункту 2.5 коллективного договора войсковой частивойсковой части 2020 - 2023 годы и статье 154 ТК РФ, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания с ответной стороны в пользу истца оплаты труда за работу в ночное время в заявленном им размере.

Судебная коллегия находит приведенные выводы суда первой инстанции правильными, поскольку они соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, фактическим обстоятельствам дела.

Повышение оплаты труда в ночное время предусмотрено законодательством в форме доплаты, а не в форме увеличения тарифной ставки (оклада), при этом, в системе оплаты труда гражданского персонала не предусмотрено начисление компенсационных или стимулирующих выплат на повышенную компенсационную выплату за работу в ночное время.

Соглашается судебная коллегия и с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требования истца о взыскании невыплаченной заработной платы за работу за недостающего по штату работника.

Факт привлечения Шурапова А.Н. к работе за недостающего по штату члена экипажа: в феврале 2020 года – 7 часов, в марте 2020 года – 31 час, в апреле 2020 года – 22 часа, в июне 2020 года – 28 часов, в июле 2020 года – 14 часов, в августе 2020 года – 18 часов, в сентябре 2020 года – 8,4 часа, в октябре 2020 года – 72 часа нашел свое подтверждение в судебном заседании и сторонами по делу не оспаривался.

В силу пунктов 13 – 16 Положения «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей (гражданского персонала) судов обеспечения Вооруженных сил Российской Федерации», утвержденного приказом Министра обороны России от 16 мая 2003 года № 170 (далее - Приказ № 170), на судах допускается в исключительных случаях выполнение другими работниками обязанностей недостающих по штату членов экипажей, несущих ходовую или стояночную вахту, и лиц обслуживающего персонала с оплатой за переработку сверхнормальной продолжительности рабочего времени. При этом выполнение обязанностей недостающего по штату обслуживающего персонала возлагается только на лиц, относящихся к обслуживающему персоналу.

При стоянке судна у причала, за исключением времени подготовки судна к выполнению письменного приказа командования, и при нахождении судна в составе дежурного спасательного отряда и дежурных сил ПСО исполнение обязанностей недостающих по штату и временно отсутствующих членов экипажа и оплата их работы не допускаются, кроме специалистов электромеханической службы в случае необходимости несения ими круглосуточной вахты у действующих механизмов и котлов, а также должностей боцмана, электрорадионавигатора, повара, буфетчика, камбузника, которые не несут вахту.

Не допускается выполнение лицами командного состава, кроме боцмана и радиооператора, обязанностей недостающих по штату членов экипажей судов из числа рядового состава и наоборот, а также выполнение обязанностей недостающих по штату капитана и медицинских работников.

Условия и размеры оплаты труда членов экипажей судов, привлекаемых в период эксплуатации судна к выполнению обязанностей недостающих по штату работников сверх нормальной продолжительности рабочего времени, устанавливаются отраслевым соглашением и коллективным договором в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

Согласно части первой статьи 151 ТК РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.

В силу пункта 59 Положения № 545 членам экипажей судов обеспечения, привлекаемым в период эксплуатации судна к выполнению обязанностей недостающих по штату работников сверх нормальной продолжительности рабочего времени, устанавливается компенсационная выплата в размере 110 процентов должностного оклада (тарифной ставки) недостающего по штату работника за фактически отработанное время.

Аналогичные положения содержит пункт 2.13 приложения № 1 к коллективному договору войсковой части № на 2020 - 2023 годы (Положение об оплате труда и премировании рабочих и служащих войсковой части и службы поисковых и аварийно-спасательных работ ОКВС).

Таким образом, действующее нормативное регулирование оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации предусматривает оплату работы членов экипажей судов обеспечения, выполняющих обязанности недостающих по штату работников, посредством осуществления компенсационной выплаты, размер которой соотнесен с должностным окладом недостающего работника (который может быть как больше, так и меньше, чем у замещающего его работника).

При этом, как уже говорилось выше, в системе оплаты труда гражданского персонала начисление одних компенсационных или стимулирующих выплат на другие аналогичные выплаты, как правило, не предусмотрено.

На период выполнения обязанностей недостающего по штату другого члена экипажа Шурапов А.Н. от своей работы, определенной его трудовым договором, не освобождался. При этом выполнение обязанностей недостающего работника не является для истца работой по совместительству, отдельный трудовой договор на выполнение данной работы с истцом не заключался. Выполнение таких обязанностей не является и сверхурочной работой, несмотря на то, что осуществляется истцом за пределами своего рабочего времени, поскольку им выполняются обязанности другого работника.

Такая работа подлежит оплате в порядке, предусмотренном частью первой статьи 151 ТК РФ, посредством доплаты, размер, условия и порядок осуществления которой в силу специфики трудовой деятельности истца определяются нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.

Проверяя законность вынесенного судом первой инстанции решения в части разрешения требований истца о взыскании оплаты труда за работу в сверхурочное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, судебная коллегия также не находит оснований для его отмены, на основании нижеследующего.

В силу статьи 152 ТК РФ сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.

Положениями статьи 153 ТК РФ установлено, что работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере: сдельщикам - не менее чем по двойным сдельным расценкам; работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, - в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки; работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

На основании пункта 22 Приказа № 170, членам экипажей судов, привлекаемым к работе в выходные и нерабочие праздничные дни в период эксплуатации судов, предоставляются другие дни отдыха, а за часы работы по графику сверх установленной продолжительности рабочего времени – дополнительные дни отдыха из расчета один день отдыха за каждые восемь часов переработки сверх нормальной продолжительности рабочего времени.

При невозможности по условиям работы регулярно предоставлять указанные дни отдыха они предоставляются в суммированном виде с учетом планирования использования судов. Оставшиеся неиспользованные дни отдыха присоединяются к ежегодному оплачиваемому отпуску.

Согласно пункту 24 Приказа № 170 в тех случаях, когда членам экипажей судов невозможно предоставить дни отдыха полностью, допускается с согласия членов экипажей этих судов оплата за работу в выходные и праздничные дни в размере, предусмотренном трудовым законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 38 Положения № 545 гражданскому персоналу воинских частей и организаций за своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей и результаты работы производится выплата премии по результатам работы за месяц (квартал, год).

Выплата премии по результатам работы за месяц (квартал, год) осуществляется в пределах средств, предусматриваемых на эти цели фондом оплаты труда.

Конкретный размер премии и стимулирующих выплат (в рублях) гражданскому персоналу определяется с учетом выполнения показателей и критериев оценки эффективности деятельности гражданского персонала.

Премия по результатам работы и стимулирующие выплаты выплачиваются на основании приказов руководителей воинских частей и организаций по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации или иным представительным органом работников (пункт 40 Положения № 545).

В пунктах 2.10, 2.11 приложения № 1 к коллективному договору войсковой части № на 2020 - 2023 годы (Положение об оплате труда и премировании рабочих и служащих войсковой части и службы поисковых и аварийно-спасательных работ ОКВС) определен порядок оплаты за сверхурочную работу и работу в выходные и нерабочие праздничные дни.

Материалами дела подтверждается, что Шурапов А.Н. в феврале 2020 года отработал 16 часов в выходные и нерабочие праздничные дни, 12 часов – работа сверхустановленной нормальной продолжительности рабочего времени; в марте 2020 года – 40 часов в выходные и нерабочие праздничные дни, 12 часов – сверхурочная работа; в апреле 2020 года – 64 часа в выходные и нерабочие праздничные дни, 12 часов – сверхурочная работа; в мае 2020 года – 2 часа – сверхурочная работа; в июне 2020 года – 24 часа в выходные и нерабочие праздничные дни, 12 часов – работа сверхустановленной нормальной продолжительности рабочего времени; в июле 2020 года – 28 часов в выходные и нерабочие праздничные дни, 2 часа – работа сверхустановленной нормальной продолжительности рабочего времени; в августе 2020 года – 48 часов в выходные и нерабочие праздничные дни, 20 часов – сверхурочная работа; в сентябре 2020 года – 32 часа в выходные и нерабочие праздничные дни, 12 часов – сверхурочная работа; в октябре 2020 года – 72 часа в выходные и нерабочие праздничные дни, 12 часов – сверхурочная работа.

Согласно расчетным листкам за спорный период, с учетом перерасчета, произведенного в марте 2021 года, выплаты за работу в выходные и нерабочие праздничные дни и за сверхурочную работу истцу произведены из установленного повышенного должностного оклада, включая 12 % за работу с вредными условиями труда и 15 % - за несение службы в составе дежурных сил поисково-спасательного оборудования, а также с учетом компенсационных и стимулирующих выплат за выслугу лет, морской надбавки, что соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28 июня 2018 года № 26-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Д.В. Апухтина, К.К. Багирова и других».

Проверяя правильность произведенного ответчиком расчета заработной платы за работу выходные и нерабочие праздничные дни, а также за сверхурочную работу за спорный период и признавая его верным, суд указал, что императивное требование закона об оплате работы в нерабочие праздничные дни не менее чем в двойном размере и за сверхурочную работу не менее чем в полуторном размере за первые два часа работы, за последующие часы - не менее чем в двойном размере при условии оплаты этой работы с применением установленных для истца компенсационных и стимулирующих выплат работодателем выполнено.

Ссылка истца на необходимость включения в расчет для начисления ежемесячно выплачиваемой премии, правомерно отклонена судом первой инстанции, поскольку трудовым договором и действующим у работодателя Положением об оплате труда и премировании работников выплата указанной премий не носит регулярный характер, не является обязательной, гарантированной, не установлен фиксированный размер премии, подлежащей выплате.

При отсутствии оснований для взыскания с ответчика заработной платы за период с февраля 2020 года по январь 2021 года в размере 117815 рублей 10 копеек, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении производных требований о взыскании доплаты к отпуску.

Поскольку нарушений трудовых прав Шурапова А.Н. в ходе рассмотрения дела не установлено, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии основания для взыскания в его пользу компенсации морального вреда в соответствии со статьей 237 ТК РФ.

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия находит изложенные в решении выводы суда первой инстанции верными, основанными на материалах дела. Установление обстоятельств и оценка судом первой инстанции имеющихся в материалах настоящего дела доказательств, подтверждающих эти обстоятельства, произведена судом первой инстанции по правилам, установленным статьей 67 ГПК РФ. Каких-либо нарушений правил оценки доказательств судом первой инстанции не допущено.

Доводы апелляционной жалобы, указывающие на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 28 июня 2018 года № 26-П, судебной коллегией отклоняются, как основанные на неправильном толковании положений указанного судебного постановления, предметом правовой оценки которого не являлась конституционность положений трудового законодательства относительно оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации за работу в ночное время.

Конституционный Суд Российской Федерации в итоговом решении от 11 апреля 2019 года № 17-П лишь дал оценку конституционности положений статьи 129, части первой и третьей статьи 133, а также частей первой-четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, которые определяют основные понятия, используемые при регулировании оплаты труда; порядок и условия установления минимального размера заработной платы (в частности, требование, в соответствии с которым заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда), а также конкретизируют порядок определения размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации, и признал оспоренные положения не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку они не предполагают включения в состав заработной платы (части заработной платы) работника, не превышающей минимального размера оплаты труда, повышенной оплаты сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.

Действительно, Конституционный Суд Российской Федерации в указанном Постановлении разъяснил, что установление повышенной оплаты работы в ночное время обусловлено повышенными трудозатратами работника, вызванными сокращением времени отдыха либо работой в то время, которое биологически не предназначено для активной деятельности, а также лишением работника возможности распоряжаться временем отдыха, использовать его по прямому предназначению, что приводит к дополнительной физиологической и психоэмоциональной нагрузке и создает угрозу причинения вреда здоровью работой в ночное время либо сокращением времени на восстановление сил и работоспособности.

Между тем, приведенное законодательное регулирование, которое призвано не только компенсировать работнику отрицательные последствия отклонения условий его работы от нормальных, но и гарантировать эффективное осуществление им права на справедливую заработную плату, что отвечает целям трудового законодательства и согласуется с основными направлениями государственной политики в области охраны труда, ответчиками по настоящему делу, как указано выше, - соблюдено, истцу в заявленные периоды работы в ночное время установлена повышенная оплата труда, как это предусмотрено действующим в заявленные периоды нормативным регулированием оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, предусматривающим оплату работы членов экипажей судов обеспечения, выполняющих работу в ночное время, в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, посредством осуществления соответствующей компенсационной выплаты, размер которой соотнесен с должностным окладом работника, а также пунктом 2.5 приложения № 1 к коллективному договору войсковой части № на 2020 - 2023 годы (Положение об оплате труда и премировании рабочих и служащих войсковой части и службы поисковых и аварийно-спасательных работ ОКВС), который относится к числу локальных нормативных правовых актов и в силу данного обстоятельства является составной частью законодательства Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы о том, что работа за отсутствующего работника должна оплачиваться в повышенном размере 110% должностного оклада недостающего по штату работника за фактически отработанное время с применением к этой выплате всех компенсационных и стимулирующих выплат по аналогии со статьей 153 ТК РФ, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, и их необоснованность отражена в решении с изложением соответствующих выводов, с которыми судебная коллегия соглашается.

Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, кото­рые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не до­пущено, постановленное по делу решение, как законное и обоснованное, подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 10 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-1915/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Шурапов А.Н.
Ответчики
ФКУ "УФО МО РФ по КК и ЧАО"
Другие
в/ч № 25147
Суд
Камчатский краевой суд
Дело на сайте суда
oblsud.kam.sudrf.ru
20.10.2021Передача дела судье
18.11.2021Судебное заседание
06.12.2021Судебное заседание
14.12.2021Судебное заседание
20.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.12.2021Передано в экспедицию
14.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее