Судья Полузерова С.В. |
№ 33-4917/2014 (№ 33-180/2015) |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 января 2015 г. |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Роговой И.В.
судей Степановой Т.Г., Гудковой Г.В.
при секретаре Баталовой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истцов на решение Беломорского районного суда Республики Карелия от 17 октября 2014 г. по иску Фоминой Т.Ф., Фомина А.С. к администрации муниципального образования "Беломорский муниципальный район" о признании бездействия незаконным, обязании установить границы земельного участка для эксплуатации многоквартирного дома, признании решения о предоставлении в аренду земельных участков незаконными.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Фомина Т.Ф. и Фомин А.С. обратились в суд с иском по тем основаниям, что им на праве общей долевой собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: (...), (...). Указанный дом четырехквартирный, одноэтажный, в собственности граждан находится только одна (...), земельный участок под многоквартирным домом не сформирован. (...) Фомин А.С. обратился с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, ответ им не получен. На спорном земельном участке (прилегающая территория к дому (...) по (...) в (...)) расположены гаражи, разрешений на постройку гаражей владельцы не имеют, земельный участок под постройку не выделялся. Истцы неоднократно обращались к ответчику с требованием принять меры о сносе самовольных построек, до настоящего времени меры не приняты. (...) в печатном издании (...) (...) было размещено информационное сообщение администрации муниципального образования "Беломорский муниципальный район" о предоставлении в аренду двух земельных участков примерной площадью (...) кв.м каждый, расположенных в (...), в районе (...), для установки металлических гаражей, однако фактически на данном участке гаражи уже установлены. Истцы считают указанные действия ответчика незаконными, поскольку данные постройки являются самовольными и подлежат сносу, препятствуют формированию границ земельного участка для эксплуатации многоквартирного дома. Истцы просили признать незаконным бездействие администрации муниципального образования "Беломорский муниципальный район" по непринятию мер по формированию земельного участка для эксплуатации многоквартирного дома, расположенного по адресу: Республика Карелия, (...), обязать ответчика установить границы земельного участка в соответствии с требованием действующего законодательства для эксплуатации многоквартирного дома, признать незаконным решение о предоставлении в аренду двух земельных участков площадью по (...) кв.м, расположенных по адресу: (...) , (...), в районе (...), для установки индивидуальных металлических гаражей.
Впоследствии истцы частично изменили исковые требования, просили признать незаконными действия администрации муниципального образования "Беломорский муниципальный район", выраженные в предоставлении земельных участков в аренду под гаражи, путем опубликования информационного сообщения в газете (печатном издании) (...) (...) от (...)
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Синица В.В. и Синица Е.В.
Решением суда в иске отказано.
С решением не согласны истцы, в апелляционной жалобе просят его отменить, принять новый судебный акт. В обоснование жалобы указывают, что они проживают в многоквартирном доме, участок для его эксплуатации не сформирован, с целью проведения кадастровых работ в отношении земельного участка они по рекомендации архитектора обратились к кадастровому инженеру, однако работы были приостановлены до разрешения вопроса о сносе самовольных построек. Администрацией Сосновецкого сельского поселения владельцам самовольно установленных гаражей были выданы предписания о сносе, которые до настоящего времени не исполнены. В 2014 г. были приняты Правила землепользования и застройки Сосновецкого сельского поселения, в соответствии с которыми дом истцов находится в зоне блокированной застройки, минимальная площадь земельного участка - (...) кв.м, максимальная – (...) кв.м. После проведения собрания с участием собственников помещений многоквартирного дома, специалистов администрации, владельцев гаражей, (...) истцы вновь обратились к ответчику с заявлением о сносе построек и формировании земельного участка, однако (...) в средствах массовой информации было опубликовано объявление о предстоящем предоставлении в аренду земельных участков районе (...) в (...) для установки индивидуальных металлических гаражей. Отмечают, что гаражи не относятся к объектам, входящих в состав имущества многоквартирного (...) в (...). Полагают, что правоустанавливающим документом на земельный участок является технический паспорт на дом, в котором имеется экспликация земельного участка, формирование участка для эксплуатации их дома меньшей площади без согласия собственников незаконно, противоречит положениям жилищного и земельного законодательства. Считают, что бездействие администрации муниципального образования "Беломорский муниципальный район" по формированию земельного участка под многоквартирным домом, освобождению участка от самовольных построек, действия по размещению информации о предоставлении земельных участков в аренду иным лицам для размещения гаражей, нарушают их права на земельный участок.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истица доводы жалобы поддержала.
Остальные участвующие в деле лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о рассмотрении дела по жалобе извещены.
Заслушав истицу, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее в т.ч. ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в частности, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В силу положений ч.2 ст.16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее в т.ч. Закон №189-ФЗ, Вводный закон) земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с ч.3 ст.16 Закона №189-ФЗ в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие ЖК РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Вместе с тем, постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 г. № 12-П "По делу о проверке конституционности частей 2,3 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Ю.Дугенец, В.П.Минина и Е.А.Плеханова" указанная норма признана не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
На основании ч.ч. 4, 5 ст.16 указанного Вводного закона формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходят бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с п.п.66, 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие ЖК РФ. Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.
Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 ст. 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться ч. 1 ст. 36 ЖК РФ.
В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу ст.305 ГК РФ, имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.
Судом установлено, что Фомина Т.Ф. и Фомин А.С. являются сособственниками в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: (...) , (...).
В сведениях государственного кадастра недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке под многоквартирным домом (...) по (...) в (...).
Согласно протоколу собрания от (...) собственников помещений домов (...) и (...) по (...) в (...) принято решение о формировании земельных участков под указанными домами.
(...) Фомин А.С. обратился к Главе администрации муниципального образования "Беломорский муниципальный район" с заявлением о формировании земельного участка, на котором находится (...) в (...), и решении вопроса о сносе самовольных построек и огородов на указанном участке.
В администрацию муниципального образования "Беломорский муниципальный район" с заявлениями в (...) обращались Синица В.В. и Синица Е.В. о предоставлении в аренду земельных участков под размещение металлических гаражей. В печатном издании газете "(...) за (...) от (...) размещена информация о предстоящем предоставлении в аренду двух земельных участков общей площадью (...) кв.м. (ориентировочно) каждый, расположенных в (...), в районе (...), для установки индивидуальных металлических гаражей.
Постановлением администрации муниципального образования "Беломорский муниципальный район" от (...) (...) утверждена схема расположения земельного участка общей площадью (...) , расположенного в (...), в кадастровом квартале (...) , для размещения многоквартирного жилого дома, ответчиком проводятся мероприятия по организации проведения кадастровых работ для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка.
На схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории за пределами земельного участка под многоквартирным домом (...) отображены места расположения гаражей Синица В.В. и Синица Е.В.
Разрешая спор, суд обоснованно, с учетом ч.1 ст.3, ч.3 ст.196 ГПК РФ, предъявленных исковых требований, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признании бездействия администрации муниципального образования "Беломорский муниципальный район" незаконным, поскольку, как установлено, ответчиком утверждена схема расположения земельного участка под многоквартирным домом, проводятся мероприятия для проведения кадастровых работ. Согласно ч.1 ст.35 Федерального закона от (...) №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и настоящего Федерального закона договора подряда на выполнение кадастровых работ.
При этом, исходя из положений п.68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ действия органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т.д.
В случае, если в результате таких действий органа власти у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома, собственники помещений в нем могут обратиться в суд к таким третьим лицам с иском, направленным на оспаривание соответствующего права, или с иском об установлении границ земельного участка.
При рассмотрении указанных исков суд разрешает спорные вопросы, связанные с границами данного земельного участка, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (ч.1 ст.36 ЖК РФ). При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для формирования земельного участка в оспариваемых границах и размере, возлагается на соответствующий орган власти.
Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости.
Указанные обстоятельства не являлись предметом по настоящему иску.
В соответствии с п.1 ст.28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 ЗК РФ.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определен положениями ст.ст. 30-32 ЗК РФ.
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов (п.1 ст.30 ЗК РФ).
Исходя из положений п.11 ст.30 ЗК РФ предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.
Проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка предусмотрено в качестве одного из этапов предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта в соответствии с положениями п.4 ст.30 ЗК РФ. В этом случае осуществляется публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Вместе с этим, оценив доводы сторон, представленные по делу доказательства, суд правомерно в связи с отсутствием доказательств нарушения прав истцов оставил без удовлетворения иск в части требований "о признании незаконными действий администрации муниципального образования "Беломорский муниципальный район", выраженные в предоставлении земельных участков в аренду под гаражи, путем опубликования информационного сообщения в газете".
При этом, информационное сообщение в печатном издании газете (...) за (...) от (...) не является решением о предоставлении земельных участков в аренду, в связи с чем, довод жалобы о нарушении прав истцов принятием решения о предоставлении земельных участков в аренду под гаражи не может быть принят и не является основанием для отмены решения суда.
Иные доводы жалобы аналогичны тем, которые являлись предметом исследования в суде первой инстанции, им судом дана надлежащая оценка, которую судебная коллегия находит правильной.
Таким образом, решение суда является законным, соответствует доказательствам, имеющимся в деле, судебная коллегия не находит оснований для его отмены по доводам жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Беломорского районного суда Республики Карелия от 17 октября 2014 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Фоминой И.Ф., Фомина А.С. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи