АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08 августа 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Кребеля М.В.,
судей: Черных О.Г., Небера Ю.А.
при секретаре Серяковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске апелляционную жалобу Вахрутдинова Рустама Тагировича на решение Октябрьского районного суда г. Томска от 11 апреля 2023 года
по гражданскому делу № 2-382/2023 (УИД № 70RS0003-01-2022-008516-92) по иску Вахрутдинова Рустама Тагировича к Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть №70 Федеральной службы исполнения наказаний» об обязании оказать медицинскую помощь,
заслушав доклад судьи Черных О.Г., объяснения Вахрутдинова Р.Т., поддержавшего доводы жалобы,
установила:
Вахрутдинов Р.Т. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть №70 Федеральной службы исполнения наказаний» (далее ФКУЗ МСЧ-70 ФСИН России), в котором просил обязать ответчика бесплатно оказать ему медицинскую помощь по протезированию зубов за счет федерального бюджета (л.д. 7-8).
В обоснование иска указано, что с 15.06.2020 истец содержится в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Томской области. Надлежащую медицинскую помощь ему не оказывают, в настоящее время он имеет небольшое количество зубов, в связи с чем не может пережевывать пищу, испытывает постоянные боли десен, приходится проглатывать пищу кусками, вследствие чего также страдает /__/. На его обращения в санитарную часть о протезировании зубов получает необоснованный отказ, иногда игнорирование. Его заявления о прохождении медицинского освидетельствования также остаются без ответа. На протяжении 6 месяцев испытывает сильные боли в полости рта и в животе. Просит обязать ответчика провести ему протезирование зубов.
Определением Октябрьского районного суда г. Томска от 17.03.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации (далее ФСИН России).
В судебном заседании истец Вахрутдинов Р.Т. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика ФКУЗ МСЧ-70 ФСИН России Липовских Д.Н. возражал против удовлетворения исковых требований.
Дело рассмотрено в отсутствие третьего лица ФСИН России.
Обжалуемым решением с учетом определения об исправлении описки от 15.06.2023, суд, руководствуясь ч.6 ст.12, ч.3 ст.77.1, ч.1 ст.101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, ст.26 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Приказа Минюста России от 28 декабря 2017 года N 285 «Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы», п.61, 62.1 приложения №1 Приказу Минюста РФ от 04.07.2022 № 110 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы», п.7 разд.3, п.23 разд.5 «Перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категорий граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно» Постановления Администрации Томской области от 30.12.2021 № 576а «Об утверждении областной Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Томской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», Приказа Минздрава России от 08.10.2015 N 707н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки», исковые требования Вахрутдинова Р.Т. оставил без удовлетворения (л.д. 74-78).
В апелляционной жалобе истец Вахрутдинов Р.Т. просит решение суда отменить, принять новое об удовлетворении иска в полном объеме (л.д. 86-87, 95-96).
В обоснование жалобы указывает на незаконность решения суда, на необоснованность в удовлетворении ходатайства о назначении рентгена. Судом не учтено, что истец является малоимущим, не работающим и не имеет возможности установить протезирование за свой счет. Суд ограничил истца в представлении доказательств нуждаемости в восстановлении зубов. Судом не учтено, что в СИЗО-1 г. Томска имеется соответствующее оборудование и два квалифицированных специалиста в сфере стоматологии, в том числе и по протезированию. В случае отказа в протезировании здоровье истца может ухудшиться.
Руководствуясь статьями 327 и 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к следующему.
Как следует из дела, Вахрутдинов Р.Т. содержится в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Томской области с 15.06.2020 по настоящее время, что следует из справки начальника указанного исправительного учреждения от 20.03.2023.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указал, что в период его содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Томской области ему ненадлежащим образом оказывают медицинскую помощь: в связи с отсутствием зубов он не может пережевывать пищу, испытывает постоянные боли, в связи с чем нуждается в протезировании, однако получает необоснованные отказы. Просил обязать ФКУЗ МСЧ-70 ФСИН России оказать ему бесплатно медицинскую помощь по протезированию зубов.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд исходил из того, что Вахрутдинов Р.Т. не относится к категориям граждан, которым в соответствии с законодательством зубное протезирование осуществляется бесплатно, за платным протезированием истец не обращался; оказание услуг по зубному протезированию не входит в компетенцию ФКУЗ МСЧ-70 ФСИН России.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, доводы жалобы об обратном полагает основанными на ошибочном понимании положений действующего законодательства.
В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан") к основным принципам охраны здоровья относятся, в частности: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.
Медицинская помощь - это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг (пункт 3 части 1 статьи 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан").
Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан").
В пункте 21 части 1 статьи 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан" определено, что качество медицинской помощи - это совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.
Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан").
Частями 1 и 7 статьи 26 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан" предусмотрено, что лица, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде лишения свободы, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок организации оказания медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, устанавливается законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Критерии оценки качества медицинской помощи согласно части 2 статьи 64 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан" формируются по группам заболеваний или состояний на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, разрабатываемых и утверждаемых в соответствии с частью 2 статьи 76 этого Федерального закона, и утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи. Вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи, возмещается медицинскими организациями в объеме и порядке, установленных законодательством Российской Федерации (части 2 и 3 статьи 98 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан").
Исходя из приведенных нормативных положений, регулирующих отношения в сфере охраны здоровья граждан, право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь гарантируется системой закрепляемых в законе мер, включающих в том числе как определение принципов охраны здоровья, качества медицинской помощи, порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи, так и установление ответственности медицинских организаций и медицинских работников за причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
Согласно части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Порядок осуществления прав осужденных устанавливается настоящим Кодексом, а также иными нормативными правовыми актами. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц (части 10, 11 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Частями 1 и 5 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.
Порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Такой порядок утвержден приказом Министерства Юстиции Российской Федерации от 28 декабря 2017 года N 285 "Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы".
В силу п. 8 указанного Порядка, лицам, заключенным под стражу, или осужденным первичная медико-санитарная помощь в амбулаторных условиях оказывается в медицинской части (здравпункте) или в процедурных кабинетах медицинской части, расположенных в режимных корпусах СИЗО и тюрем, в штрафном изоляторе, дисциплинарном изоляторе, в помещении, функционирующем в режиме СИЗО, в помещении камерного типа, едином помещении камерного типа, в запираемых помещениях строгих условий отбывания наказания, при их наличии, в соответствии с режимом работы медицинской части (здравпункта).
Согласно пункту 9 Приказа Минюста РФ N 285 от 28.12.2017, в случае невозможности оказания медицинской помощи в одном из структурных подразделений медицинской организации УИС лица, заключенные под стражу, или осужденные направляются в иные структурные подразделения медицинской организации УИС или медицинские организации, где такая медицинская помощь может быть оказана.
Пунктом 61 приложения №1 Приказу Минюста РФ от 04.07.2022 № 110 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы» предусмотрено, что подозреваемые и обвиняемые по своему желанию могут за счет собственных средств через администрацию СИЗО пользоваться дополнительными услугами, перечень которых определен в пункте 62 настоящих Правил.
Согласно п. 62.1 приложения №1 Приказу Минюста РФ от 04.07.2022 № 110 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы» к дополнительным услугам, оказываемым в СИЗО по инициативе подозреваемых и обвиняемых, которые оплачиваются за счет их собственных средств, относятся дополнительные лечебно-профилактические услуги, в том числе консультации, оказываемые врачами-специалистами медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения либо врачами-специалистами медицинских организаций частной системы здравоохранения в случае, если данные медицинские услуги не предусмотрены программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Согласно п. 7 раздела 3 «Перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категорий граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно» Постановления Администрации Томской области от 30.12.2021 № 576а «Об утверждении областной Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Томской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» гражданин имеет право на бесплатное получение медицинской помощи по видам, формам и условиям ее оказания в соответствии с разделом 2 Программы при следующих заболеваниях и состояниях: «... болезни органов пищеварения, в том числе болезни полости рта, слюнных желез и челюстей (за исключением зубного протезирования)...».
Как следует из п. 23 раздела 5 Постановления Администрации Томской области от 30.12.2021 N 576а "Об утверждении областной Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Томской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов", за счет бюджетных ассигнований областного бюджета осуществляется зубное протезирование отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе лицам, находящимся в стационарных организациях социального обслуживания.
Право на бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгметаллов и других дорогостоящих материалов) имеют, например, следующие граждане:
1) военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, сотрудники ОВД, в том числе полиции, имеющие специальные звания сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения РФ, федеральной противопожарной службы, таможенных органов РФ (п. 2 ст. 16 Закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ; ч. 2 ст. 45, ч. 2 ст. 56 Закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ; ч. 1 ст. 11 Закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ; ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 10 Закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ);
2) офицеры, уволенные по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями, при наличии определенной выслуги, а также члены их семей (п. 5 ст. 16 Закона N 76-ФЗ);
3) граждане РФ, уволенные со службы в ОВД и ставшие инвалидами вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы (ч. 7 ст. 11 Закона N 247-ФЗ);
4) лица, имеющие звание Героя Советского Союза, Героя РФ, полного кавалера ордена Славы, Героя Социалистического Труда, Героя Труда РФ, полного кавалера ордена Трудовой Славы (п. 1 ст. 1.1, п. 3 ст. 4 Закона от 15.01.1993 N 4301-1; ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 2 Закона от 09.01.1997 N 5-ФЗ).
На региональном уровне в Томской области согласно Закону Томской области от 07.06.2013 N 109-ОЗ "О социальной помощи на зубопротезирование отдельным категориям граждан, проживающим на территории Томской области" (принят постановлением Законодательной Думы Томской области от 30.05.2013 N 1245) право на получение социальной помощи на зубопротезирование в виде единовременной денежной выплаты имеют следующие категории граждан:
1) инвалиды Великой Отечественной войны;
2) ветераны Великой Отечественной войны, в том числе:
участники Великой Отечественной войны;
лица, работавшие на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог; члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда", лица, награжденные знаком "Житель осажденного Севастополя";
(в ред. Закона Томской области от 04.05.2022 N 35-ОЗ)
лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР; лица, награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны;
3) бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны;
4) супруги погибших (умерших) инвалидов или участников Великой Отечественной войны, не вступившие в повторный брак;
5) ветераны и инвалиды боевых действий;
6) родители погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий;
7) ветераны труда и ветераны труда Томской области со среднедушевым доходом семьи (одиноко проживающего гражданина), не превышающим 1,2 величины прожиточного минимума, утвержденной в установленном порядке на душу населения в Томской области.
В соответствии со ст.4 Закона Томской области от 14.07.1998 N 13-ОЗ "О наградах и почетном звании в Томской области" (принят решением Государственной Думы Томской области от 02.07.1998 N 115) лица, удостоенные почетного звания "Почетный гражданин Томской области", проживающие на территории Томской области, имеют право на компенсацию расходов по изготовлению и ремонту зубных протезов (за исключением зубных протезов, изготовленных из драгоценных металлов) в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения, расположенных на территории Томской области.
Из совокупности изложенных правовых норм следует, что право на медицинскую помощь включает в себя право на получение услуг по протезированию зубов, которое, однако, не входит в гарантированный объем бесплатных медицинских услуг, предоставляемых в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и принимаемых на ее основе территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, а осуществляется на возмездной основе (кроме случаев, когда в силу специальных законоположений конкретным категориям граждан эти услуги оказываются бесплатно).
Истец Вахрутдинов Р.Т. не относится к категориям граждан, которым в соответствии с законодательством зубное протезирование осуществляется бесплатно, доказательств этому не представлено, в связи с чем судом правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Судебной коллегией также учтено, что согласно выписке из реестра лицензий ФКУЗ МСЧ-70 ФСИН России оказывает только работы (услуги) по стоматологии терапевтической и стоматологии хирургической, оказание услуг по зубному протезированию не входит в компетенцию ФКУЗ МСЧ-70 ФСИН России.
Доводы апеллянта о том, что в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Томской области имеется соответствующее оборудование для протезирования, не имеют правового значения в виду того, что услуга по бесплатному протезированию истцу не может быть оказана, за платным оказанием услуги истец не обращался.
Ссылка апеллянта на то, что он является малоимущим, не работающим и не имеет возможности установить протезирование за свой счет, судебной коллегией не принимается, поскольку в виду вышеизложенного не является основанием для получения бесплатно услуги по протезированию зубов.
Доводы жалобы о неоказании истцу медицинской помощи, игнорировании его обращений не нашли своего подтверждения.
Нарушений порядка оказания медицинской помощи в период содержания Вахрутдинова Р.Т. в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Томской области при рассмотрении дела не установлено.
Так, согласно ответу ФКУЗ МСЧ-70 ФСИН России от 27.12.2022 Вахрутдинов Р.Т. наблюдается медицинскими работниками с 15.06.2020 по настоящее время по поводу имеющихся заболеваний. В ответ на его обращение от 28.10.2022 (исх. № ог-22-58631 от 16.11.2022) по вопросу оказания стоматологической помощи был дан исчерпывающий ответ (исх. от 28.11.2022).
Вахрутдинову Р.Т. разъяснялось, что оказание медицинской помощи ему осуществляется согласно Порядку организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденным приказом Минюста России от 28.12.2017 №285. Учреждение готово предоставить помещение стоматологического кабинета филиала «Медицинская часть № 4» ФКУЗ МСЧ-70 ФСИН России для оказания дополнительной стоматологической помощи (л.д. 31-32).
Из дела также следует, что Вахрутдинову Р.Т. 14.03.2023 проведена медико-социальная экспертиза (заочно) в бюро МСЭ №8 ФКУ «ГБ МСЭ по Томской области» Минтруда России, по результатам экспертизы принято решение: установлена /__/ с 14.02.2023 сроком на 1 год, причина /__/ - «/__/». Разработана индивидуальная программа /__/ сроком на 1 год, включающая следующие реабилитационные мероприятия: медицинскую реабилитацию, социальную реабилитацию, технические средства реабилитации (л.д. 52).
Медицинская помощь в рамках оказания бесплатной медицинской помощи осужденным оказана истцу в соответствующем объеме.
Вопреки доводам апелляционной жалобы все ходатайства разрешены судом в соответствии с положениями статьи 166 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, после заслушивания мнения участников процесса, в связи с чем несогласие с результатами рассмотрения судом заявленных ходатайств, само по себе, применительно к обстоятельствам данного дела, не свидетельствует о нарушении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и не является основанием для отмены обжалуемого решения.
Иные приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут служить основанием к отмене обжалуемого решения, направлены на переоценку обстоятельств дела, основаны на неверном толковании истцом норм закона, регулирующих спорные правоотношения.
При таких данных судом принято законное и обоснованное по делу решение, основанием к его отмене доводы апелляционной жалобы служить не могут.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Томска от 11 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Вахрутдинова Рустама Тагировича – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: