Решение по делу № 33-4650/2020 от 18.03.2020

Судья Козлов И.И. Дело № 33-33-4650/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Волгоград 28 мая 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего Беляк С.И.,

судей Смирновой О.А., Ривняк Е.В.,

при секретаре Халанской О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3371/2019 по иску департамента муниципального имущества администрации Волгограда к Самоделкину А. С. о взыскании задолженности по арендой плате и неустойки,

по апелляционной жалобе с дополнением ответчика Самоделкина А. С. в лице представителей по доверенностям Попова А. Н. и Голикова С. В.

на решение Центрального районного суда г. Волгограда от
31 октября 2019 года, которым постановлено:

«исковое заявление Департамента муниципального имущества администрации Волгограда к Самоделкину А. С. о взыскании задолженности по арендой плате и неустойке – удовлетворить.

Взыскать с Самоделкина А. С. в пользу Департамента муниципального имущества администрации Волгограда задолженность по договору аренды земельного участка от 07 марта 2017 года № <...> за период с 01 июля 2018 года по 28 февраля 2019 года в размере 541742 руб. 11 коп., неустойку за нарушение сроков внесения арендных платежей за период с 14 июля 2018 года по 28 февраля 2019 в размере 69134 руб. 73 коп.

Взыскать с Самоделкина А. С. в доход муниципального бюджета города-героя Волгоград государственную пошлину в размере 9308 руб. 77 коп.»

Заслушав доклад судьи Смирновой О.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Департамент муниципального имущества администрации Волгограда обратился в суд с иском к Самоделкину А.С. о взыскании задолженности по арендой плате и неустойки, указав, что между администрацией Волгограда и Самоделкиным А.С. заключен договор аренды от 07 марта 2017 года № <...>, в соответствии с которым последнему предоставлен в аренду находящийся в муниципальной собственности земельный участок площадью 2019 кв.м. с учетным номером № <...> и кадастровым номером № <...>, расположенный в Центральном районе г. Волгограда на верхней террасе <адрес>, для размещения нежилого здания, эксплуатации кафе, сроком до 27 декабря 2065 года.

За невнесение арендной платы в соответствии с п.2.13 Договора аренды предусмотрено начисление неустойки из расчета 0,1% за каждый день просрочки от суммы платежей, подлежащих перечислению арендатору.

Ссылаясь на то, что оплата за аренду земельного участка за период с 01 июля 2018 года по 28 февраля 2019 года ответчиком не производилась, департамент муниципального имущества администрации Волгограда просил взыскать с него задолженность в размере 541742 руб. 11 коп., а также неустойку за период с 14 июля 2018 года по 28 февраля 2019 года в размере 69134 руб. 73 коп.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе с дополнением представители ответчика Самоделкина А.С. – по доверенности Попов А.Н. и Голиков С.В. оспаривают состоявшееся решение суда и просят его отменить и в иске отказать, ссылаясь на неправильный расчет задолженности по арендной плате и отсутствие оснований для внесения платежей за заявленный период ввиду неиспользование ответчиком арендованного земельного участка.

В возражениях на апелляционную жалобу третьи лица - АО «Приволжтрансстрой» и МБУ «Волгоградзеленхоз» просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу с дополнением - без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Самоделкина А.С., действующий по доверенности Голиков С.В. доводы апелляционной жалобы с дополнением поддержал.

Представитель истца департамента муниципального имущества администрации Волгограда, действующая по доверенности Реброва М.А., просила решение суда оставить без изменения.

Иные участвующие по делу лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции извещены надлежаще, об уважительности причин неявки не уведомили, ходатайств об отложении дела слушанием не заявили. Учитывая требования ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело подлежит рассмотрению в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, оснований для отложения дела слушанием судебная коллегия не усматривает.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с дополнением, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

Основанием для изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Такие нарушения допущены судом первой инстанции при рассмотрении данного дела.

В силу ст.ст.1 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

По смыслу ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к регулируемым ценам. При этом устанавливаемый органами местного самоуправления порядок определения арендной платы не должен противоречить федеральным законам и законам субъектов РФ. В связи с принятием уполномоченными органами нормативно-правовых актов, устанавливающих или изменяющих ставки арендной платы на очередной период на земельные участки, у арендатора возникает обязанность вносить арендную плату в установленном нормативным актом размере.

Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется (п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 25 января 2013 года №13).

Согласно п.1 ст.614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.

Как следует из материалов дела и установлено судом, земельный участок учетный номер № <...>, кадастровый номер № <...>, площадью 2019 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, находится в муниципальной собственности.

На данном земельном участке имеются нежилое помещение с кадастровым номером № <...>, нежилое помещение №I, II, III с кадастровым номером № <...>.

07 марта 2017 года между администрацией Волгограда и Самоделкиным А.С. был заключен договор аренды, в соответствии с которым Самоделкину А.С. указанный земельный участок был предоставлен в пользование на условиях долгосрочной аренды на сорок девять лет, для размещения нежилого строения, эксплуатации кафе.

Договор аренды земельного участка в установленном порядке прошел государственную регистрацию в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области.

На момент заключения Договора аренды сторонами был определен размер арендной платы

Пунктом 2.6. Договора аренды предусмотрено внесение арендной платы арендатором ежемесячно равными частями до 10-го числа текущего месяца.

Согласно п.2.11 Договора аренды размер арендной платы изменяется со дня вступления в силу нормативных актов Российской Федерации, Волгоградской области, Волгограда, регулирующих порядок определения и размер арендной платы, а также применяемых при расчете коэффициентов, без дополнительных согласований с арендатором и без внесения соответствующих изменений и дополнений в Договор. Исчисление и оплата арендных платежей осуществляется на основании Договора, начиная со дня вступления в силу нормативного акта и (или) отдельные коэффициенты. Перерасчет арендной платы арендатор производит самостоятельно после вступления в силу указанных правовых актов. Арендодатель оставляет за собой право направить Арендатору извещение о размере арендой платы на соответствующий период.

В соответствии с п.2.12 Договора аренды неиспользование арендуемого земельного участка не освобождает арендатора от внесения арендной платы в порядке и сроки, установленные Договором.

Между тем, судом установлено, что арендная плата по Договору аренды за период с 01 июля 2018 года по 28 февраля 2019 года арендатором Самоделкиным А.С. не вносилась, что ответчиком не оспаривалось.

По расчету истца задолженность Самоделкина А.С. по арендной плате за указанный период составляет 541742,11 рублей.

Данный размер задолженности по арендной плате определен истцом на основании Порядка расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Волгограда и предоставленные в аренду без торгов, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от 16 июля 2013 года №79/2438 «Об утверждении Порядка расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Волгограда и предоставленные в аренду без торгов» (в редакции Решения Волгоградской городской Думы от 19 апреля 2017 года № 56/1623) и Федерального закона от 05 декабря 2017 года №362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», по формуле А = С х Р х Ки, где:

А – арендная плата;

С – рыночная стоимость земельного участка, определяемая на основании результатов оценки, проведенной в соответствии с законодательством об оценочной деятельности для земельного участка.

Р – ключевая ставка Центрального банка РФ, действующая на начало календарного года, в котором принято решение о предоставлении земельного участка – 10%;

Ки – коэффициент инфляции – 1,04.

С 14 июля 2018 года по 28 февраля 2019 года задолженность по арендной плате определена истцом на основании Порядка расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Волгограда и предоставленные в аренду без торгов, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от 16 июля 2013 года №79/2438 «Об утверждении Порядка расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Волгограда и предоставленные в аренду без торгов» (в редакции Решения Волгоградской городской Думы от 19 июля 2018 года №68/2048), по формуле: А = С х Кмд х Кказ, где:

А – арендная плата;

С – рыночная стоимость земельного участка, определяемая на основании результатов оценки, проведенной в соответствии с законодательством об оценочной деятельности для земельного участка.

Кмд – коэффициент минимальной доходности земельного участка (установлен приказом комитета экономической политики и развития Волгоградской области от 07 марта 2018 года №25н «Об установлении коэффициента минимальной доходности земельного участка на 2018 год»);

Кказ – коэффициент категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости.

Установив, что ответчиком арендная плата по Договору аренды в заявленный период не вносилась и признав расчет задолженности по указанным формулам правомерным, суд счел заявленные исковые требования о взыскании задолженности по арендной плате и неустойке обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Однако судебная коллегия с выводами и решением суда первой инстанции в части размера взысканных сумм согласиться не может, исходя из следующего.

В соответствии условиями договоров размер арендной платы изменяется со дня вступления в силу нормативных актов Российской Федерации, Волгоградской области, Волгограда, регулирующий порядок начисления и размер арендной платы, а также применяемых при расчете коэффициентов, без дополнительных согласований с арендатором и без внесения соответствующих изменений и дополнений в договор. Исчисление и оплата арендных платежей осуществляется на основании договора, начиная со дня вступления в силу нормативного акта, на основании которого изменяется порядок и (или) размер арендной платы и (или) отдельные коэффициенты.

Размер арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в публичной собственности, регулируется в нормативном порядке. Принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления правовых актов, изменяющих установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон и без внесения в текст договоров соответствующих изменений.

На территории городского округа город-герой Волгограда решением Волгоградской городской Думы от 16 июля 2013 года №79/2438 утвержден Порядок расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Волгограда и предоставленные в аренду без торгов, в соответствии с п.1.2 которого размер арендной платы за земельные участки определяется одним из следующих способов: на основании кадастровой стоимости земельных участков; на основании рыночной стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Введенным в действие с 22 апреля 2017 года пунктом 2.1.11 Порядка расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Волгограда и предоставленные в аренду без торгов, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от 16 июля 2013 года №79/2438 «Об утверждении Порядка расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Волгограда и предоставленные в аренду без торгов», установлено, что арендная плата за земельные участки, не указанные в подпунктах 2.1.1, 2.1.4, 2.1.6, 2.1.10 пункта 2 раздела 3 настоящего Порядка, рассчитывается по следующей формуле: А = С x Р,

где:

А - арендная плата;

С - рыночная стоимость земельного участка, определяемая на основании результатов оценки, проведенной в соответствии с законодательством об оценочной деятельности;

Р - ключевая ставка Банка России, действующая на начало календарного года, в котором принято решение о предоставлении земельного участка.

Введенным в действие с 14 июля 2018 года пунктом 2.1.11 Порядка расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Волгограда и предоставленные в аренду без торгов, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от 16 июля 2013 года №79/2438 «Об утверждении Порядка расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Волгограда и предоставленные в аренду без торгов», установлено, что арендная плата за земельные участки, не указанные в подпунктах 2.1.1, 2.1.4, 2.1.6, 2.1.10 пункта 2 раздела 3 настоящего Порядка, рассчитывается по следующей формуле: А = С x Кмд x Кказ,

где:

А - величина арендной платы;

С - рыночная стоимость земельного участка, определяемая на основании результатов оценки, проведенной в соответствии с законодательством об оценочной деятельности;

Кмд - коэффициент минимальной доходности земельного участка. Применяется ежегодно с 01 января финансового года коэффициент минимальной доходности земельного участка, установленный нормативным правовым актом комитета экономической политики и развития Волгоградской области;

Кказ - коэффициент категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов. Значения коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов устанавливаются нормативным правовым актом администрации Волгограда.

Вместе с тем, в подпункте 2.1.1. названного Порядка предусмотрено, что в случае предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов для целей, указанных в настоящем подпункте, арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 1,5 процента в отношении земельного участка в случае заключения договора аренды в соответствии с пунктом 5 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, но не выше размера земельного налога, рассчитанного в отношении такого земельного участка.

Согласно пп.1 п.5 ст.39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в размере не выше размера земельного налога, рассчитанного в отношении такого земельного участка, в случае заключения договора аренды земельного участка с лицом, которое в соответствии с настоящим Кодексом имеет право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если такой земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд либо ограничен в обороте.

В соответствии с п.1 ч.5 ст.27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий.

Согласно ст.94 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. К землям особо охраняемых территорий относятся земли: особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов; природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения; иные особо ценные земли в соответствии с названным Кодексом, федеральными законами.

Согласно п.1 ст.2 Федерального закона от 14 марта 1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» в состав особо охраняемых территорий включаются, в том числе и памятники природы, при этом особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение.

Пункт 7 ст.2 Федерального закона от 14 марта 1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» устанавливает, что особо охраняемые природные территории федерального значения определяются Правительством РФ, а особо охраняемые природные территории регионального значения - органами исполнительной власти субъектов Федерации.

Из материалов дела следует, что арендованный ответчиком земельный участок находится на территории памятника истории и культуры Волгоградской области регионального значения «Ансамбль Набережной р. Волги», 1952 года, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и поставленного на государственную охрану постановлением Волгоградской областной Думы №62/706 от 05 июня 1997 года

Факт расположения земельного участка в границах памятника истории и культуры Волгоградской области регионального значения «Ансамбль Набережной р. Волги», 1952 года подтверждается представленными в материалы дела контрактом на выполнение работ по капитальному ремонту объекта культурного наследия «Ансамбль Набережной р. Волги», 1952 года и схемой данного объекта (т.1 л.д.113, 120-150).

Представитель департамента муниципального имущества администрации Волгограда в суде апелляционной инстанции также не отрицал, что арендованный ответчиком земельный участок расположен в пределах территории объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль Набережной р. Волги, 1952 года», являющегося памятником градостроительства и архитектуры, территорией особо охраняемой зоны, общего пользования, линейных объектов и относится к землям, ограниченным в обороте.

Именно по тем основаниям, что земельный участок ограничен в обороте, распоряжением администрации Волгограда от 27 февраля 2020 года №791 Самоделкину А.С. было отказано в предоставлении его в собственность без проведения торгов.

В соответствии с ч.2 ст.120 Конституции Российской Федерации, частью 3 статьи 5 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» и ч.2 ст.11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение является законным в случае применения судом нормы, имеющей наибольшую юридическую силу.

Частью 1 ст.11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определены нормативные акты, применяемые судами при разрешении гражданских дел с учетом их юридической силы в порядке ее убывания.

Ими являются Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, конституции (уставы), законы, иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

В соответствии с ч.2 ст.11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

Правоотношения в сфере определения размера арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, регулируются Земельным Кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.2 ст.39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 года №582 (в редакции от 05 мая 2017 года) «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется, исходя из основных принципов, к числу которых отнесен принцип учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.

Таким образом, из буквального толкования указанных выше норм Земельного Кодекса РФ и Постановления Правительства РФ следует, что размер арендной платы за пользование земельным участком, ограниченным в обороте, не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.

Земельный Кодекс РФ и Постановление Правительства РФ являются нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу по сравнению с нормативным правовым актом органа государственной власти г. Волгограда.

Следовательно, при разрешении настоящего спора суду следовало определить, превышает ли размер арендной платы за пользование спорным земельным участком, рассчитанный на основании пункта 2.1.1. Порядка расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Волгограда и предоставленные в аренду без торгов, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от 16 июля 2013 года №79/2438 в редакции, действующей с 01 апреля 2017 года, предельному размеру арендной платы, установленному Постановлением Правительства Российской Федерации.

Однако указанное обстоятельство судом первой инстанции не было установлено, нормативный правовой акт, имеющие приоритет в применении при разрешении настоящего спора, не определен.

Вместе с тем подпункт «г» пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 года №582, предписывает, что в случае предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов для целей, указанных в настоящем пункте, арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 1,5 процента в отношении земельного участка в случаях, не указанных в подпунктах «а» - «в» пункта 3 и пункте 5 настоящих Правил, предоставленного собственнику зданий, сооружений, право которого на приобретение в собственность земельного участка ограничено законодательством Российской Федерации, но не выше размера земельного налога, установленного в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.

Размер земельного налога на территории Волгограда установлен пп.1.1 п.1 Постановления Волгоградского городского Совета народных депутатов от 23 ноября 2005 года №24/464 «О Положении о местных налогах на территории Волгограда, введении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, установлении и введении местных налогов на территории Волгограда».

Размер арендной платы за пользование земельным участком, рассчитанный на основании пункта 2.1.1. Порядка расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Волгограда, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от 16 июля 2013 года №79/2438 в редакции, действующей с 01 апреля 2017 года, превышает предельный размер арендной платы, установленный Постановлением Правительства РФ.

Кроме того, судом не принято во внимание, что решением Волгоградского областного суда от 30 марта 2018г. по административному делу №3а-281/2018 признан недействующим со дня вступления в законную силу пункт 2.1.11 Порядка расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Волгограда и предоставленные в аренду без торгов, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от 16 июля 2013 года №79/2438 «Об утверждении Порядка расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Волгограда и предоставленные в аренду без торгов» (в редакции Решения Волгоградской городской Думы от 19 апреля 2017 года №56/1623), а решением Волгоградского областного суда от 22 марта 2019 года по административному делу №3а-171/2019 признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац восьмой пункта 2.1.11 Порядка расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Волгограда и предоставленные в аренду без торгов, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от 16 июля 2013 года №79/2438, в редакции решения Волгоградской городской Думы от 11 июля 2018 года №68/2048, с изменениями, внесенными решением Волгоградского областного суда от 30 марта 2018 года по делу №3а-218/2018, следующего содержания: «До установления администрацией Волгограда значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов для расчета арендной платы значения коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов принимаются равными 1».

В мотивировочной части решения Волгоградского областного суда от 30 марта 2018г. по административному делу №3а-281/2018, суд пришел к выводу о том, что применение установленной в пункте 2.1.11 Порядка формулы при расчете арендной платы противоречит постановлению Правительства РФ от 16 июля 2009 года №582.

В мотивировочной части решения Волгоградского областного суда от 22 марта 2019 по административному делу №3а-171/2019, суд, приходя к выводу о необходимости признания оспариваемой нормы (абзаца восьмого пункта 2.1.11 Порядка) недействующей, указал, что в соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Согласно п.1 ст.39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Пункт 5 ст.39.7 Земельного кодекса Российской Федерации содержит перечень случаев определения арендной платы в размере не выше размера земельного налога.

Во исполнение предоставленных федеральным законодателем полномочий Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2009 года №582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», которым утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Президент Российской Федерации поручил Правительству Российской Федерации установить дополнительные гарантии экономической обоснованности размера арендной платы за земельные участки, ограниченные в обороте, для лиц, имеющих в собственности объекты недвижимого имущества, расположенные на таких земельных участках и арендующих такие земельные участки (поручение от 29 января 2016 года №Пр-147).

В свою очередь, Правительством Российской Федерации принято постановление от 05 мая 2017 года №531 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года №582», вступившее в силу с 12 августа 2017 года, которым дополнены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, абзацем следующего содержания: «принцип учета наличия у предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют».

Постановлением Правительства РФ от 05 мая 2017 года №531 указанные принципы дополнены принципом №7 - принципом учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.

Пределы применения принципа №7 разъяснены также в Письме Минэкономразвития России от 15 ноября 2018 года №Д23И-6099, согласно которому, вышеуказанный принцип применим исключительно в случаях аренды земельных участков, отнесенных в соответствии с п.5 ст.27 Земельного кодекса Российской Федерации к ограниченным в обороте землям, и учитывает интересы лиц, арендующих такие земельные участки, которые не могут приобрести земельный участок в собственность ввиду ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Действие принципа №7 не отменяет положения п.5 ст.39.7 Земельного кодекса Российской Федерации о круге лиц, которые обязаны вносить арендную плату за земельный участок в размере земельного налога.

Поскольку Самоделкиным А.С. арендован земельный участок, ограниченный в обороте, следовательно, он относится к лицам, указанным в п.5 ст.39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, арендная плата которым определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 1,5 процента, но не выше размера земельного налога, рассчитанного в отношении такого земельного участка.

Исходя из установленных обстоятельств, судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции об обоснованности расчета арендной платы с учетом применения пункта 2.1.11 Порядка расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Волгограда и предоставленные в аренду без торгов, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от 16 июля 2013 года №79/2438, противоречащим принципу №7 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года №582 «Об основных принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», поскольку судом не учтено, что земельный участок в границах особо охраняемой территории объекта культурного наследия обладает указанным признаком, и соответственно, относится к землям ограниченным в обороте.

Судебная коллегия считает, что размер арендной платы подлежит расчету следующим образом: 11512338 рублей (кадастровая стоимость) х 1,5% = 172685,07 рублей / 12 месяцев = 14390, 42 рублей в месяц.

В результате, задолженность ответчика по арендной плате за период с 01 июля 2018 года по 28 февраля 2019 года будет составлять (14390,42 рублей х 8 месяцев) 115123, 36 рублей.

Таким образом, принятое по делу решение подлежит изменению, а взысканная с ответчика сумма задолженности по арендной плате уменьшению.

Статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. При этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно п.2.13 Договора в случае невнесения либо несвоевременного внесения арендной платы в установленный Договором срок арендатор уплачивает арендодателю неустойку в размере 0,1% за каждый день просрочки от суммы платежей, подлежащих перечислению Арендодателю.

Поскольку судом установлен факт невнесения ответчиком арендных платежей по Договору в заявленный период, вывод суда об обоснованности исковых требований в части взыскания неустойки судебная коллегия находит правильным.

Вместе с тем, ввиду того, что задолженность по внесению арендных платежей определена судебной коллегией в ином размере, производная от данной суммы неустойка также подлежит перерасчету и за спорный период с 14 июля 2018 года по 28 февраля 2019 года будет составлять (14390,42 рублей х 1004 дня просрочки х 0,1%) 14447,98 рублей.

В удовлетворении остальной части требований департамента муниципального имущества Волгограда к Самоделкину А.С. о взыскании задолженности по договору аренды и неустойки необходимо отказать.

В этой связи решение суда и в части взыскания с ответчика в доход бюджета муниципального образования городской округ город-герой Волгоград государственной пошлины подлежит изменению, размер государственной пошлины по правилам ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации уменьшению до 3791 руб. 42 коп.

Приведенные в апелляционной жалобе ответчика доводы в отношении невозможности использования земельного участка в заявленный период проверены и признаются судебной коллегией необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов суда первой инстанции не опровергли.

По мнению судебной коллегии, суд правомерно отклонил доводы стороны ответчика о том, что земельный участок Самоделкиным А.С. не использовался и он не имел фактической возможности воспользоваться им по назначению в течение заявленного срока, поскольку с учетом наличия в материалах дела документов о приеме-передаче земельного участка в аренду, доказательств, свидетельствующих о том, что спорный участок не использовался, возвращен арендодателю досрочно, либо того, что имелись препятствия в пользовании участком, ответчиком не представлено. Кроме того, Самоделкин А.С. в спорный период являлся собственником объекта недвижимости, размещенного на арендованном земельном участке указанной выше площади, поэтому в силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации должен оплатить пользование участком в размере арендной платы согласно вышеприведенному расчету.

Иные доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения, поскольку по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и повторяют изложенную ранее заявителем позицию, которая была предметом исследования и оценки суда и была им правомерно отвергнута.

Оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.

Руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда города Волгограда от 31 октября 2019 года в части взысканных с Самоделкина А. С. в пользу Департамента муниципального имущества администрации Волгограда сумм задолженности по арендной плате и неустойки изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:

исковые требования департамента муниципального имущества администрации Волгограда к Самоделкину А. С. о взыскании задолженности по арендной плате и неустойки удовлетворить частично.

Взыскать с Самоделкина А. С. в пользу Департамента муниципального имущества администрации Волгограда по договору аренды земельного участка от 07 марта 2017 года № <...> задолженность по арендной плате за период с 01 июля 2018 года по 28 февраля 2019 года в размере 115 123 руб. 36 коп., неустойку за нарушение сроков внесения арендной платы за период с 14 июля 2018 года по 28 февраля 2019 года в размере 14447 руб. 98 коп.

В остальной части исковых требований Департамента муниципального имущества администрации Волгограда к Самоделкину А. С. о взыскании задолженности по арендой плате и неустойке – отказать.

Взыскать с Самоделкина А. С. в доход муниципального бюджета города-героя Волгоград государственную пошлину в размере 3791 руб. 42 коп.

Председательствующий:

Судьи:

33-4650/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Департамент муниципального имущества Администрации Волгограда
Ответчики
Самоделкин Александр Сергеевич
Другие
Попов Александр Николаевич
АО Приволжтрансстрой
Департамент финансов администрации Волгограда
Администрация Центрального района г.Волгограда
Администрация г.Волгограда
МБУ Волгоградзеленхоз
Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области (Облкомимущество)
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Смирнова Оксана Анатольевна
Дело на сайте суда
oblsud.vol.sudrf.ru
20.03.2020Передача дела судье
23.04.2020Судебное заседание
28.05.2020Производство по делу возобновлено
28.05.2020Судебное заседание
09.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.06.2020Передано в экспедицию
28.05.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее