Судья Архипова В.В. |
Дело № УИД 44RS0001-01-2020-001407-27 № дела в суде 1 инстанции 2-1792/2020 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кострома 22 сентября 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Ильиной И.Н.
судей Лукьяновой С.Б., Зиновьевой Г.Н.
при секретаре Филатовой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Костромы к ОГБУЗ «Окружная больница Костромского округа №1», департаменту здравоохранения Костромской области о возложении обязанности приобрести медицинское оборудование
по апелляционной жалобе ОГБУЗ «Окружная больница Костромского округа №1» на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 16 ноября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Ильиной И.Н., выслушав представителя ОГБУЗ «Окружная больница Костромского округа №1» Алешину Е.В. и прокурора Рылову Т.В., поддержавших апелляционную жалобу, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор г. Костромы обратился в суд с иском к ОГБУЗ «Окружная больница Костромского округа №1», департаменту здравоохранения Костромской области (с учетом уточнений от 21.10.2020 года) о возложении обязанности приобрести следующее медицинское оборудование:
- в оториноларингологическое отделение – аудиометр клинический, аппарат лазерный для резекции и коагуляции оториноларингологический, микроскоп оториноларингологический операционный;
- в урологическое отделение – набор телескопических дилятирующих бужей, автоматическое устройство для биопсии предстательной железы;
- в пульмонологическое отделение – скрининговую систему для диагностики нарушения дыхания во время сна в количестве 3 шт.;
- в ПСЦ кардиологического отделения – временный электрокардиостимулятор в количестве 1 штуки, передвижной рентгеновский аппарат, аппарат холтеровского мониторирования сердечного ритма в количестве 3 шт.;
- в палату интенсивной терапии неврологического отделения для больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения (первичное сосудистое отделение) – одеяло для наружного охлаждения в количестве 1 штуки, эндоскопическую стойку с возможностью оценки нарушений глотания;
- в неврологическое отделение для больных с острыми нарушениям мозгового кровообращения (первичное сосудистое отделение) – тредбан в количестве 2 шт.;
- в детские поликлинические отделения – дефибриллятор внешний в количестве 4 шт., обязать
обязании департамента здравоохранения Костромской области в течение месяца с момента вступления судебного решения в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по организации и обеспечению недостающего медицинского оборудования ОГБУЗ «Окружная больница Костромского округа № 1».
Требования мотивированы тем, что прокуратурой г. Костромы проведена проверка исполнения законодательства в сфере здравоохранения в деятельности ОГБУЗ «Окружная больница Костромского округа №1», в ходе которой установлено, что в нарушение действующего законодательства в больнице отсутствует вышеуказанное медицинское оборудование, необходимость укомплектования которым предусмотрена Порядком оказания медицинской помощи. Исполнительным органом государственной власти Костромской области, участвующим на территории Костромской области в государственной политике в сфере охраны здоровья, является департамент здравоохранения Костромской области (далее департамент), который обязан организовать оказание медицинской помощи так, чтобы критерии доступности, порядок и условия ее оказания выполнялись, т.е. обеспечить финансирование мероприятий по оснащению необходимым медицинским оборудованием.
Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 16 ноября 2020 года исковые требования прокурора г. Костромы удовлетворены частично. На ОГБУЗ «Окружная больница Костромского округа № 1» возложена обязанность в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, приобрести в оториноларингологическое отделение – аудиометр клинический, аппарат лазерный для резекции и коагуляции оториноларингологический, микроскоп оториноларингологический операционный; в урологическое отделение – набор телескопических дилятирующих бужей, автоматическое устройство для биопсии предстательной железы; в пульмонологическое отделение – скрининговую систему для диагностики нарушения дыхания во время сна в количестве 3 штук; в ПСЦ кардиологического отделения – временный электрокардиостимулятор в количестве 1 штуки, передвижной рентгеновский аппарат, аппарат холтеровского мониторирования сердечного ритма в количестве 3 штук, в палату интенсивной терапии неврологического отделения для больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения (первичного сосудистого отделения) – одеяло для наружного охлаждения в количестве 1 штуки, эндоскопическую стойку с возможностью оценки нарушений глотания, в неврологическое отделение для больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения (первичное сосудистое отделение) – тредбан 2 штуки, в детские поликлинические отделения – дефибриллятор внешний 4 штуки. В удовлетворении исковых требований прокурора г. Костромы к департаменту здравоохранения Костромской области о возложении обязанности обеспечить финансирование мероприятий по организации и обеспечению недостающего медицинского оборудования отказано. С ОГБУЗ «Окружная больница Костромского округа № 1» в доход бюджета муниципального образования городской округ г. Кострома взыскана государственная пошлина в размере 300 руб.
В апелляционной жалобе главный врач ОГБУЗ «Окружная больница Костромского округа № 1» Храмов В.А. просит решение суда отменить, принять новое решение, которым обязать больницу приобрести недостающее оборудование в течение 3 месяцев с момента выделения денежных средств, а департамент здравоохранения обязать в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по организации и обеспечению недостающего медицинского оборудования. В обоснование жалобы указано, что у больницы отсутствуют законные основания и финансовая возможность для приобретения медицинского оборудования, поскольку приобретение оборудования стоимостью свыше 100 000 руб. за единицу осуществляется за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов, а больница не является прямым получателем бюджетных средств, в связи с чем возможность приобретения данного имущества без дополнительного финансирования со стороны департамента здравоохранения по КО отсутствует. При таких обстоятельствах считает, что на основании ч.5 ст. 123.22 ГК РФ на департамент здравоохранения по КО как на собственника учреждения должна быть возложена обязанность по финансированию мероприятий по приобретению недостающего медицинского оборудования. Отмечает, что возможность приобретения оборудования за счет собственных средств отсутствует, так как доход больницы от платной деятельности составляет лишь 2 500 000 руб., тогда как стоимость недостающего медицинского оборудования составляет 17 400 000 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 24 февраля 2021 года решение Свердловского районного суда г. Костромы от 16 ноября 2020 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба ОГБУЗ «Окружная больница Костромского округа №1» без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 27 июля 2021 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 24 февраля 2021 года отменено в части разрешения исковых требований прокурора г. Костромы к департаменту здравоохранения Костромской области о возложении обязанности обеспечить финансирование мероприятий по приобретению недостающего медицинского оборудования, дело в этой части направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции – Костромской областной суд. В остальной части решение Свердловского районного суда г. Кострома от 16 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 24 февраля 2021 года оставлены без изменения.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в отсутствие представителя департамента здравоохранения, извещенного надлежащим образом о месте и времени слушания дела и не просившего о его отложении.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора к департаменту здравоохранения Костромской области подлежащим отмене по следующим основаниям.
Отказывая в удовлетворении требований о возложении на департамент здравоохранения Костромской области обязанности обеспечить финансирование мероприятий по приобретению ОГБУЗ «Окружная больница Костромского округа № 1» недостающего медицинского оборудования, суд первой инстанции исходил из того, что ОГБУЗ «Окружная больница Костромского округа №1» как бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом (ч.5 ст.123.22 БК РФ), а собственник имущества, в качестве которого выступает департамент здравоохранения, несет ответственность лишь по тем обязательствам учреждения, которые связаны с причинением вреда гражданам.
Однако этот вывод суда коллегия находит основанным на неправильном применении и толковании закона, поскольку требования прокурора основаны не на нормах о привлечении учредителя учреждения к субсидиарной ответственности, а на нормах о выполнении обязанности по финансированию деятельности учреждения.
В соответствии со ст.82 и 83 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»» источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники.
В соответствии с Уставом ОГБУЗ «Окружная больница Костромского округа №1» учреждение является некоммерческой организацией, созданной субъектом Российской Федерации для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти в сфере здравоохранения (п.1.1).
В соответствии со ст. 9.2 ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов), органов публичной власти федеральной территории или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи. Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
Собственником больницы является Костромская область, а функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет департамент здравоохранения Костромской области (п.п. 1.4, 1.5 Устава).
Согласно пункту 4.3. Устава источниками формирования имущества, в том числе финансовых средств, помимо имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, являются: имущество, приобретенное за счет доходов, получаемых от приносящей доход деятельности, субсидии на иные цели, бюджетные инвестиции, средства, полученные в виде безвозмездных поступлений и добровольных пожертвований, средства, поступающие в счет оплаты медицинских услуг по договорам добровольного и медицинского страхования за счет средств ОМС через страховые медицинские организации, средства федеральных, областных и региональных целевых программ, иные источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, больница имеет три основных источника финансирования:
- средства Фонда обязательного медицинского страхования,
- собственные средства, полученные от оказания медицинских услуг и осуществления иной деятельности,
- бюджетные субсидии.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 29.11.2010 г. №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. В соответствии с ч. 7 ст. 35 вышеуказанного Федерального закона структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда и прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, мягкого инвентаря и т.д., в том числе расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Судебной коллегией были приобщены новые доказательства относительно стоимости оборудования, перечисленного в иске прокурора, и наличия у бюджетного учреждения собственных средств, поскольку суд первой инстанции эти обстоятельства в полном объеме не исследовал.
На основании этих документов установлено, что стоимость каждой единицы из перечисленного в иске прокурора медицинского оборудования превышает 100 000 рублей, следовательно, данное оборудование не может приобретаться за счет Фонда медицинского страхования.
Также установлено, что общая сумма, необходимая для приобретения всего недостающего оборудования, составляет 20 млн. 400 тыс. 334 руб. При этом на счете больницы имеются денежные средства, полученные от оказания платных медицинских услуг в размере 1 млн. 251 тыс. 044 руб., что явно недостаточно для исполнения судебного решения.
При таких обстоятельствах имеются основания для возложения обязанности по финансированию приобретения недостающего медицинского оборудования лишь за счет бюджетных субсидий.
Из материалов дела видно, что на эти цели предоставление бюджетных субсидий на 2021 год не предусмотрено.
Исполнительным органом государственной власти Костромской области, участвующим на территории Костромской области в государственной политике в сфере охраны здоровья, является департамент здравоохранения Костромской области.
Постановлением губернатора Костромской области от 27.12.2007 № 546 утверждено Положение о Департаменте здравоохранения Костромской области, в соответствии с которым к полномочиям департамента отнесены: защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья; разработка и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; организация оказания населению Костромской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях Костромской области, подведомственных Департаменту; создание в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условий для развития медицинской помощи, обеспечения ее качества и доступности для граждан.
Из п. 59 Положения следует, что Департамент здравоохранения Костромской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций.
Таким образом, обязанность по обеспечению финансирования мероприятий по приобретению недостающего медицинского оборудования должна быть возложена на департамент здравоохранения Костромской области.
При таких обстоятельствах решение суда в части требований прокурора к департаменту здравоохранения Костромской области подлежит отмене с принятием нового решения об их удовлетворении.
Принимая во внимание, что для решения этого вопроса требуется вносить коррективы в бюджет, коллегия полагает необходимым установить срок для исполнения решения в этой части 4 месяца.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 16 ноября 2020 года в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора к департаменту здравоохранения Костромской области отменить, принять в этой части новое решение, которым обязать департамент здравоохранения Костромской области в течение 4 месяцев с момента принятия настоящего апелляционного определения обеспечить финансирование мероприятий по приобретению ОГБУЗ «Окружная больница Костромского округа №1» медицинского оборудования, перечисленного в абзаце 2 резолютивной части решения Свердловского районного суда.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба во Второй кассационный суд общей юрисдикции через Свердловский районный суд г. Костромы в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи: