Дело № 2-326/21
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 марта 2021 года г. Аксай
Аксайский районный суд Ростовской области в составе: судьи Янченкова С.М., при секретаре Олейниковой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кириченко Юлии Николаевны к Администрации Аксайского района Ростовской области, третье лицо Мнистерство строительства архитектуры и территориального развития Ростовской области об оспаривании решения, понуждении включить в состав ведомственной целевой программы,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с настоящим исковым заявлением, ссылаясь на то, что она является лицом выехавшим из зоны проживания с правом на отселение – ....
4.02.2020г. истец обратилась к ответчику с заявлением о признании ее участником ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг», государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» и предоставлении истцу за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения.
1.09.2020г. ответчиком было отказано истцу было отказано во включении е в состав участников целевой программы со ссылкой на то, что истец отнесена к иной категории граждан.
Указанный отказ истец усчитает незаконным поскольку ответчиком неправильно определена категория граждан установленной ФЗ «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
На основании изложенного истец просила признать незаконным и отменить отказ администрации Аксайского района №633/1420 от 1.09.2020г. о включении истицы с состав участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг», государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ». Обязать ответчика включить истца в состав участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг», государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», включить истицу в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году и представить данный список в орган исполнительной власти субъекта РФ для дальнейшего получения жилищного сертификата на приобретение жилья.
Истец в судебном заседании поддержала заявленные требования, настаивала на удовлетворении иска ссылаясь на доводы искового заявления и представленные в деле доказательства.
Представитель Администрации Аксайского района, действующая на основании доверенности Манацкова А.И., в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель третьего лица будучи извещенный о дате рассмотрения гражданского дела в судебное заседание не явился, представил отзыв в котором просил отказать в удовлетворении исковых требований.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что истица в ... родилась в ... .... Согласно представленного истцом удостоверения АИ ..., выданного 3.07.2017г. Министерством труда и социального развития Ростовской области, установлено, что Кириченко Ю.Н. является выехавшей добровольно из зоны проживания с правом на отселение из .... Время проживания истца в указанном населенном пункте указано с 29.09.1988г. по 7.09.2005г., с 22.08.2009г. по 30.01.2013г.
Законом Российской Федерации от ... N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" установлены территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, которые подразделяются на зону отчуждения, зону отселения, зону проживания с правом на отселение, зону проживания с льготным социально-экономическим статусом (статья 7).
Указанным Законом также определены категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, к которым относятся, в том числе, граждане, эвакуированные (в том числе добровольно выехавшие) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития (пункт 6 части 1 статьи 13); выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы (пункт 11 части 1 статьи 13).
Каждая из названных в законе категорий граждан обладает различным льготным статусом.
Согласно статье 33 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244 указанные граждане приобретают право на назначение пенсии по старости с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", исходя из срока проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пункте 11 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона.
Гражданам, переселившимся после 30 июня 1986 года на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные соответственно статьями 20 и 18 настоящего Закона; этим гражданам (за исключением граждан, указанных в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона) в случае их добровольного переселения из указанных зон на новое место жительства меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона, предоставляются при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы (часть 2 статьи 22).
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" предусмотрено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации названной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется жилищным сертификатом.
Подпунктом "е" пункта 5 Правил выпуска и реализации жилищных сертификатов в рамках реализации вышеуказанной подпрограммы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, определено, что право на получение социальной выплаты, удостоверенной сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС".
Подпунктом "б" пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы" установлено, что разъяснения о порядке выполнения мероприятий, предусмотренных утвержденными данным Постановлением Правилами, дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 6.2 пункта 6 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года N 1038, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности Министерства.
Из разъяснений, изложенных в письме Минстроя России от 06.03.2015 N 6348-ЕС/05 следует, что предоставление государственных жилищных сертификатов гражданам, переселившимся в период с 30 июня 1986 года по 1 января 1994 года на постоянное место жительства в зону проживания с правом на отселение, а также родившимся в данной зоне в указанный период, может осуществляться только после достижения ими пенсионного возраста с учетом его уменьшения в соответствии со статьей 33 Закона Российской Федерации.
Пунктом 5.1 "Методических рекомендаций по реализации некоторых вопросов, связанных с обеспечением жилыми помещениями отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством" (письмо Минстроя России от 07.08.2017 N 28068-ЕС/05) разъяснено, что согласно положениям абзаца 2 статьи 22 Закона N 1244-1, граждане, переселившиеся после 30 июня 1986 г. на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение, в случае их добровольного переселения из указанных зон на новое место жительства могут претендовать на получение государственного жилищного сертификата в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы (далее - подпрограмма) только при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
При этом, в соответствии со статьей 22 Закона N 1244-1 исключение из указанной нормы предусмотрено для граждан, указанных в пункте 6 части 1 статьи 13 Закона N 1244-1, а именно эвакуированных (в том числе выехавших добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенных (переселяемых), в том числе выехавших добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития".
Таким образом, ограничения на получение мер социальной поддержки (в том числе, на получение государственного жилищного сертификата в рамках подпрограммы), предусмотренные статьей 22 Закона N 1244-1, распространяются только на граждан, указанных в пункте 11 части 1 статьи 13 Закона N 1244-1: "Граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы".
Истица родилась 29 сентября 1988 года, в зоне проживания с правом на отселение и относится по своему статусу к категории граждан, указанных в пункте 11 части 1 статьи 13 Закона N 1244-1.
Следовательно, на истицу распространяются ограничения на получение мер социальной поддержки, в том числе, на получение государственного жилищного сертификата в рамках подпрограммы.
Соответственно, такое право у истицы возникнет после достижения пенсионного возраста с учетом его уменьшения на основании статьи 33 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС".
Поскольку истица была рождена на территории зоны проживания с правом на отселение после 30 июня 1986 года, то по объему прав она не может относиться к гражданам, указанным в пункте 6 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1, а именно: "эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития".
На момент аварии на ЧАЭС истица не проживала и не находилась в состоянии внутриутробного развития на территории зоны отселения, то есть, не пострадала в равной мере с гражданами, которые на момент аварии проживали на указанных территориях и подверглись максимальному воздействию радиации.
Таким образом, истица не подпадает под категорию граждан, указанных в пункте 6 части первой ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1, на которых не распространяются ограничения, предусмотренные статьей 22 этого Закона.
Данное положение Закона выделяет в числе граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие Закона, граждан, эвакуированных (в том числе выехавших добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенных (переселяемых), в том числе выехавших добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.
Так, согласно части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" граждане из числа переселившихся на постоянное место жительства в зону проживания с правом на отселение после 30 июня 1986 года и впоследствии добровольно выехавшие из указанной зоны на новое место жительства приобретают право на меры социальной поддержки, установленные статьей 17 данного Закона, лишь при условии получения в соответствии со статьей 32 и примечанием к статье 35 права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы.
Рождение истца на территории зоны проживания с правом на отселение после 30 июня 1986 г. влечет за собой приобретение того же статуса, что и граждане из числа переселившихся на постоянное место жительства в зону проживания с правом на отселение после 30 июня 1986 года и впоследствии добровольно выехавших из указанной зоны на новое место жительства, в связи с чем право на получение мер социальной поддержки в настоящее время она не имеет, поскольку не достигла пенсионного возраста.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Кириченко Юлии Николаевны отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Аксайский районный суд Ростовской области в течение месяца с даты вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 15 марта 2021 г.
Судья: