Дело № 2а-196/2021
88а-3559/2022
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Владивосток 13 апреля 2022 года
Кассационное определение в окончательной форме изготовлено 27 апреля 2022 года.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.,
судей Кудриной Я.Г., Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица Трусевича В.С. на решение Селемджинского районного суда Амурской области от 10 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 2 декабря 2021 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Селемджинского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования Селемджинский район к Селемджинскому районному Совету народных депутатов Амурской области о признании незаконными решения, бездействия по непринятию мер к досрочному прекращению полномочий депутата Трусевича В.С., возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К., выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Потапову Е.Н., полагавшую оставить принятые по делу судебные акты без изменения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Селемджинского района Амурской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования Селемджинский район к Селемджинскому районному Совету народных депутатов Амурской области (шестого созыва) о признании незаконными бездействия по непринятию мер к досрочному прекращению полномочий депутата Трусевича В.С. в связи с утратой доверия за неисполнение обязанности по предоставлению сведений о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги и несовершеннолетних детей в установленный законом срок, решения № 24/23 от 24 июня 2021 года об отклонении представления прокурора от 26 мая 2021 года, возложении обязанности принять на внеочередном заседании представительного органа решение о досрочном прекращении полномочий депутата Трусевича В.С. по основанию, предусмотренному частью 7.1 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации».
Заявленные прокурором требования мотивированы тем, что в нарушение требований Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Закона Амурской области от 8 апреля 2009 года № 191-ОЗ «О мерах по противодействию коррупции в Амурской области» депутатом Селемджинского районного Совета народных депутатов (шестого созыва) Трусевичем В.С. сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги и несовершеннолетних детей за 2020 год в срок до 30 апреля 2021 года не были представлены, что в силу части 10.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является основанием для прекращения полномочий депутата. 26 мая 2021 года в адрес председателя Селемджинского районного Совета народных депутатов Амурской области (шестого созыва) внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства о противодействии коррупции, однако решением представительного органа от 24 июня 2021 года № 24/23 представление прокурора неправомерно отклонено.
Решением Селемджинского районного суда Амурской области от 10 сентября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 2 декабря 2021 года, административные исковые требования прокурора удовлетворены частично, признано незаконным бездействие Селемджинского районного Совета народных депутатов Амурской области (шестого созыва) в части непринятии мер к досрочному прекращению полномочий депутата Трусевича В.С. в связи с утратой доверия за неисполнение в установленные законом сроки обязанности по предоставлению сведений о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги и несовершеннолетних детей, на Селемджинский районный Совет народных депутатов Амурской области (шестого созыва) возложена обязанность принять на внеочередном заседании решение о досрочном прекращении полномочий депутата Трусевича В.С. по основанию, предусмотренному частью 7.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации», в удовлетворении остальной части административного искового заявления отказано.
3 февраля 2022 года заинтересованным лицом Трусевичем В.С. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 18 февраля 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов и принятии по делу нового решения.
В кассационной жалобе заявитель ссылается на то, что нарушение сроков предоставления им сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не допущено, поскольку порядок предоставления лицами, замещающими муниципальные должности, таких сведений, а также уполномоченный орган, в который подлежат предоставлению сведения, муниципальным правовым актом Селемджинского районного Совета народных депутатов Амурской области не определен, а нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, данный порядок не регламентирован. При этом не учтено, что от подачи сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера он не уклонялся, такие сведения им были поданы.
Административный ответчик, заинтересованные лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о наличии предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены принятых по делу судебных актов в части.
В соответствии с частью 7.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ) депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно частям 4 и 5 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ) лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, нарушившие запреты, ограничения и обязанности, установленные частями 1 - 4.1 настоящей статьи, несут ответственность, предусмотренную федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Если иное не установлено федеральным законом, лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (часть 4.2)
Пунктом 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ установлено, что лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений, если иное не установлено федеральными законами.
Исходя из императивного требования части 4.2 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ, порядок представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лицами, замещающими муниципальные должности, устанавливается исключительно субъектом Российской Федерации.
Статьей 4.1 Закона Амурской области от 8 апреля 2009 года № 191-ОЗ «О мерах по противодействию коррупции в Амурской области», регламентирующей порядок предоставления гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, предусмотрено, что указанные граждане представляют такие сведения по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки в подразделение кадровой службы по профилактике коррупционных правонарушений соответствующего органа местного самоуправления (далее - уполномоченный орган).
Лица, замещающие муниципальные должности, ежегодно, в срок не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляют:
1) сведения о своих доходах, полученных за календарный год, предшествующий году представления сведений (с 1 января по 31 декабря) (далее - отчетный период), от всех источников (включая денежное вознаграждение, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода;
2) сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода.
Уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня истечения срока представления лицом, замещающим муниципальную должность, сведений о доходах направляет их губернатору области.
При невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей лицо, замещающее муниципальную должность, не позднее окончания срока представления сведений направляет письменное обращение губернатору области.
Признавая незаконным бездействие Селемджинского районного Совета народных депутатов Амурской области (шестого созыва) по непринятию мер к досрочному прекращению полномочий депутата Трусевича В.С. в связи с утратой доверия, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходя из того, что депутатом Трусевичем В.С. сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги и несовершеннолетних детей направлены адрес Губернатора Амурской области 17 мая 2021 года, то есть с нарушением установленного срока, пришел к выводу о совершении депутатом Трусевичем С.В. грубого нарушения законодательства о противодействии коррупции, которое является достаточным основанием для досрочного прекращения его полномочий, а поскольку решение о применении такой меры ответственности к депутату не принято, представительным органом допущено незаконное бездействие.
Оснований для признания незаконным решения Селемджинского районного Совета народных депутатов Амурской области от 24 июня 2021 года № 24/23, принятого по результатам рассмотрения представления прокурора от 26 мая 2021 года № 7-2-2021/413, суд не усмотрел в связи с тем, что данное решение признано незаконным решением Селемджинского районного суда Амурскому области от 12 августа 2021 года по делу № 2а-175/2021.
Между тем судами не учтено, что законом Амурской области не определено уполномоченное структурное подразделение органа местного самоуправления, в которое лицо, замещающее муниципальную должность, обязано представлять справку о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в муниципальном образовании Селемджинский район муниципальный правовой акт, определяющий порядок предоставления депутатами представительного органа сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, не принят.
Таким образом, федеральным законодательством, законодательством Амурской области, а также муниципальными правовыми актами порядок предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатами представительных органов местного самоуправления не регламентирован, орган (должностное лицо), уполномоченный на прием таких сведений, относящихся к информации ограниченного доступа, не определен, законодательством обязанность депутата Селемджинского районного Совета народных депутатов Амурской области подачи сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера непосредственно Губернатору области в срок не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, не установлена.
Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 559, утвердившим Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться названным указом при разработке и утверждении положений о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Как было указано выше, в муниципальном образовании Селемджинский район Амурской области положение о порядке представления сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей депутатами Селемджинского районного Совета народных депутатов, обязывающее депутатов представительного органа муниципального образования ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, представлять такие сведения по установленной форме, а также определяющее уполномоченный орган, в который подлежат предоставлению сведения, не принято.
При таких обстоятельствах у судов не имелось правовых оснований для вывода о том, что депутатом Трусевичем В.С. допущено неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», и, соответственно, для удовлетворения административного иска прокурора.
Поэтому принятые по делу судебные акты в части удовлетворения исковых требований прокурора не могут быть признаны законными и обоснованными, в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежат отмене с принятием в отмененной части нового решения, поскольку судами допущена ошибка в применении и толковании норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Селемджинского районного суда Амурской области от 10 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 2 декабря 2021 года в части удовлетворения административного искового заявления прокурора Селемджинского района Амурской области отменить.
Принять по делу в данной части новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления прокурора Селемджинского района Амурской области к Селемджинскому районному Совету народных депутатов Амурской области (шестого созыва) о признании незаконными бездействия по непринятию мер к досрочному прекращению полномочий депутата Трусевича В.С., возложении обязанности принять на внеочередном заседании представительного органа решение о досрочном прекращении полномочий депутата Трусевича В.С. отказать.
В остальной части решение Селемджинского районного суда Амурской области от 10 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 2 декабря 2021 года оставить без изменения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта суда первой инстанции.
Председательствующий
Судьи