Дело № 2-468/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес>, РСО-Алания 02 июня 2015 года
Моздокский районный суд РСО-Алания в составе председательствующего Головко В.Г.,
с участием: старшего помощника прокурора <адрес> - ФИО3,
представителя заинтересованного лица заместителя Главы АМС Веселовского сельского поселения - ФИО4, представившей доверенность от ДД.ММ.ГГГГ г.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия АМС Веселовского сельского поселения <адрес>, выразившееся в не разработке генеральной схемы очистки территорий муниципального района от отходов производства и потребления и обязании АМС Веселовского сельского поселения разработать данную схему,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> обратился в Моздокский районный суд РСО-Алания с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия АМС Веселовского сельского поселения <адрес>, выразившееся в не разработке генеральной схемы очистки территорий муниципального района от отходов производства и потребления и обязании АМС Веселовского сельского поселения разработать данную схему.
В ходе судебного заседания старший помощник прокурора <адрес> - ФИО3 заявленные требования поддержал и пояснил, что в ходе проведения проверки прокуратурой района установлено, что администрацией местного самоуправления Веселовского сельского поселения <адрес> не разработана и не утверждена генеральная схема очистки территорий муниципального образования от отходов производства и потребления, образующихся на территории данного населенного пункта. При этом одним из важнейших гарантированных государством прав граждан является право на благоприятную окружающую среду. На основании ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» на органы местного самоуправления возложена обязанность по регулярной очистке территорий муниципальных образований от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Главным государственным санитарным врачом СССР ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Санитарные правила содержания территорий населенных мест (далее СанПиН 42-128-4690-88), которые следует строго соблюдать для обеспечения санитарного состояния территорий населенных мест (улиц, площадей, парков, скверов и других мест общественного пользования, проездов внутри микрорайонов и кварталов), а также жилых и гражданских зданий. Согласно п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из не канализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов. Постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Методические рекомендации о порядке разработки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации. В нарушение норм федерального законодательства АМС Веселовского сельского поселения <адрес> в результате не разработки генеральной схемы очистки территории населенного пункта не исполнены обязанности по надлежащей организации очистки территории населенных мест от бытовых отходов и отходов производства, чем нарушено право граждан на благоприятную окружающую среду. АМС Веселовского сельского поселения <адрес> в должной мере не обеспечивает выполнение требований законодательства об обороте отходов производства и потребления, об охране окружающей среды, что может повлечь за собой причинение вреда здоровью граждан.
Просит признать незаконным бездействие АМС Веселовского сельского поселения <адрес>, выразившееся в не разработке генеральной схемы очистки территорий муниципального образования - Веселовское сельское поселение <адрес> от отходов производства и потребления; обязать администрацию местного самоуправления Веселовского сельского поселения <адрес> привести в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства нормативно- правовые акты в части организации сбора и вывоза мусора и бытовых отходов - разработать генеральную схему очистки территории муниципального образования от отходов производства и потребления.
Представитель заинтересованного лица заместитель Главы АМС Веселовского сельского поселения - ФИО4 заявленные требования прокурора <адрес> признал и просил их удовлетворить в полном объеме.
Выслушав старшего помощника прокурора <адрес>, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает требования прокурора <адрес> обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Из запроса №10-263в-2015 прокурора <адрес> РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ видно, что Главам сельских поселений местного самоуправления <адрес> необходимо предоставить информацию следующего характера: разработаны и утверждены ли генеральные схемы очистки территорий населенных пунктов сельских поселений от отходов производства и потребления, если да, то представить копии документов.
Из письма Главы Веселовского сельского поселения ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ видно, что АМС Веселовского сельского поселения не разработаны генеральные схемы по очистки территории населенного пункта от отходов производства и потребления.
Статьями 41, 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" закреплено и гарантировано право каждого гражданина на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Одним из принципов хозяйственной и иной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, является обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц (статья 3 Закона).
В силу части второй статьи 21 и части первой статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Кроме того, статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", с учетом положений части 1 статьи 22 указанного Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Постановлением Госстроя РФ от 21.08.2003 N 152 утверждены Методические рекомендации о порядке разработки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации, устанавливающие основные положения по составу, содержанию и утверждению генеральных схем очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации.
Генеральная схема очистки территорий населенных пунктов в целях обеспечения экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охраны окружающей среды разрабатывается в составе градостроительной документации и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами жилищно-коммунального хозяйства и санитарно-эпидемиологической службы.
Генеральная схема должна обеспечивать организацию рациональной системы сбора, хранения, регулярного вывоза отходов и уборки территорий и удовлетворять требованиям Санитарных правил содержания территорий населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88).
Генеральная схема определяет объемы работ, методы сбора, удаления, обезвреживания и переработки бытовых отходов и приравненных к ним отходов, необходимое количество спецмашин, механизмов, оборудования и инвентаря для системы очистки и уборки городских территорий, целесообразность строительства, реконструкции или расширения объектов, очередность выполняемых мероприятий; а также очередность осуществления мероприятий, объемы работ по всем видам очистки и уборки, системы и методы сбора, удаления, обезвреживания и переработки отходов, необходимое количество уборочных машин, механизмов, оборудования и инвентаря, целесообразность проектирования, строительства, реконструкции или расширения объектов системы санитарной очистки, их основные параметры и размещение, ориентировочные капиталовложения на строительство и приобретение технических средств.
Согласно пункту 1.2 СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из не канализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 N 16 утверждены Санитарные правила СП 2.1.7.1038-01 Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Санитарные правила, устанавливающие гигиенические требования к устройству, содержанию и эксплуатации полигонов для твердых бытовых отходов. Требования настоящих Правил являются обязательными для соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, деятельность которых связана с проектированием и эксплуатацией таких полигонов. Из пункта 2.1 Правил следует, что полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения.
Из системного толкования приведенных выше положений действующего законодательства следует, что они имеют целью обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии с пунктами 24, 25 части первой статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и частью 3 статьи 8 Закона "Об отходах производства и потребления" к вопросам местного значения (то есть к вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно) отнесены организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства и озеленения территории городского округа.
При этом согласно пункту 18 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, части первой статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 N; 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. Организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, а также организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относятся к вопросам местного значения муниципального района (часть вторая статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
В судебном заседании установлено, что АМС Веселовского сельского поселения <адрес> не разработав генеральную схему очистки территории населенного пункта, не исполнила обязанности по надлежащей организации очистки территории населенных мест от бытовых отходов и отходов производства, чем нарушила право граждан на благоприятную окружающую среду. Администрация местного самоуправления Веселовского сельского поселения <адрес> в должной мере не обеспечила выполнение требований законодательства об обороте отходов производства и потребления, об охране окружающей среды, что может повлечь за собой причинение вреда здоровью граждан.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что заявленные требования прокурора <адрес> подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора <адрес> РСО-Алания - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие АМС Веселовского сельского поселения <адрес>, выразившееся в не разработке генеральной схемы очистки территорий муниципального образования - Веселовское сельское поселение <адрес> от отходов производства и потребления.
Обязать администрацию местного самоуправления Веселовского сельского поселения <адрес> привести в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства нормативно- правовые акты в части организации сбора и вывоза мусора и бытовых отходов - разработать генеральную схему очистки территории муниципального образования от отходов производства и потребления.
Решение может быть обжаловано в административную Судебную коллегию Верховного суда РСО-Алания через Моздокский районный суд РСО-Алания в месячный срок со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий В.Г. Головко