Решение по делу № 2-468/2015 от 25.05.2015

Дело № 2-468/15

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес>, РСО-Алания                                                                                      02 июня 2015 года

Моздокский районный суд РСО-Алания в составе председательствующего Головко В.Г.,

с участием: старшего помощника прокурора <адрес> - ФИО3,

представителя заинтересованного лица заместителя Главы АМС Веселовского сельского поселения - ФИО4, представившей доверенность от ДД.ММ.ГГГГ г.,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия АМС Веселовского сельского поселения <адрес>, выразившееся в не разработке генеральной схемы очистки территорий муниципального района от отходов производства и потребления и обязании АМС Веселовского сельского поселения разработать данную схему,

                                                           У С Т А Н О В И Л:

<адрес> обратился в Моздокский районный суд РСО-Алания с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия АМС Веселовского сельского поселения <адрес>, выразившееся в не разработке генеральной схемы очистки территорий муниципального района от отходов производства и потребления и обязании АМС Веселовского сельского поселения разработать данную схему.

В ходе судебного заседания старший помощник прокурора <адрес> - ФИО3 заявленные требования поддержал и пояснил, что в ходе проведения проверки прокуратурой района установлено, что администрацией местного самоуправления Веселовского сельского поселения <адрес> не разработана и не утверждена генеральная схема очистки территорий муниципального образования от отходов производства и потребления, образующихся на территории данного населенного пункта. При этом одним из важнейших гарантированных государством прав граждан является право на благоприятную окружающую среду. На основании ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» на органы местного самоуправления возложена обязанность по регулярной очистке территорий муниципальных образований от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Главным государственным санитарным врачом СССР ДД.ММ.ГГГГ утверждены Санитарные правила содержания территорий населенных мест (далее СанПиН 42-128-4690-88), которые следует строго соблюдать для обеспечения санитарного состояния территорий населенных мест (улиц, площадей, парков, скверов и других мест общественного пользования, проездов внутри микрорайонов и кварталов), а также жилых и гражданских зданий. Согласно п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из не канализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов. Постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Методические рекомендации о порядке разработки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации. В нарушение норм федерального законодательства АМС Веселовского сельского поселения <адрес> в результате не разработки генеральной схемы очистки территории населенного пункта не исполнены обязанности по надлежащей организации очистки территории населенных мест от бытовых отходов и отходов производства, чем нарушено право граждан на благоприятную окружающую среду. АМС Веселовского сельского поселения <адрес> в должной мере не обеспечивает выполнение требований законодательства об обороте отходов производства и потребления, об охране окружающей среды, что может повлечь за собой причинение вреда здоровью граждан.

Просит признать незаконным бездействие АМС Веселовского сельского поселения <адрес>, выразившееся в не разработке генеральной схемы очистки территорий муниципального образования - Веселовское сельское поселение <адрес> от отходов производства и потребления; обязать администрацию местного самоуправления Веселовского сельского поселения <адрес> привести в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства нормативно- правовые акты в части организации сбора и вывоза мусора и бытовых отходов - разработать генеральную схему очистки территории муниципального образования от отходов производства и потребления.

Представитель заинтересованного лица заместитель Главы АМС Веселовского сельского поселения - ФИО4 заявленные требования прокурора <адрес> признал и просил их удовлетворить в полном объеме.

Выслушав старшего помощника прокурора <адрес>, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает требования прокурора <адрес> обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Из запроса №10-263в-2015 прокурора <адрес> РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ видно, что Главам сельских поселений местного самоуправления <адрес> необходимо предоставить информацию следующего характера: разработаны и утверждены ли генеральные схемы очистки территорий населенных пунктов сельских поселений от отходов производства и потребления, если да, то представить копии документов.

Из письма Главы Веселовского сельского поселения ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ видно, что АМС Веселовского сельского поселения не разработаны генеральные схемы по очистки территории населенного пункта от отходов производства и потребления.

Статьями 41, 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" закреплено и гарантировано право каждого гражданина на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Одним из принципов хозяйственной и иной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, является обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц (статья 3 Закона).

В силу части второй статьи 21 и части первой статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Кроме того, статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", с учетом положений части 1 статьи 22 указанного Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Постановлением Госстроя РФ от 21.08.2003 N 152 утверждены Методические рекомендации о порядке разработки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации, устанавливающие основные положения по составу, содержанию и утверждению генеральных схем очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации.

Генеральная схема очистки территорий населенных пунктов в целях обеспечения экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охраны окружающей среды разрабатывается в составе градостроительной документации и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами жилищно-коммунального хозяйства и санитарно-эпидемиологической службы.

Генеральная схема должна обеспечивать организацию рациональной системы сбора, хранения, регулярного вывоза отходов и уборки территорий и удовлетворять требованиям Санитарных правил содержания территорий населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88).

Генеральная схема определяет объемы работ, методы сбора, удаления, обезвреживания и переработки бытовых отходов и приравненных к ним отходов, необходимое количество спецмашин, механизмов, оборудования и инвентаря для системы очистки и уборки городских территорий, целесообразность строительства, реконструкции или расширения объектов, очередность выполняемых мероприятий; а также очередность осуществления мероприятий, объемы работ по всем видам очистки и уборки, системы и методы сбора, удаления, обезвреживания и переработки отходов, необходимое количество уборочных машин, механизмов, оборудования и инвентаря, целесообразность проектирования, строительства, реконструкции или расширения объектов системы санитарной очистки, их основные параметры и размещение, ориентировочные капиталовложения на строительство и приобретение технических средств.

Согласно пункту 1.2 СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из не канализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 N 16 утверждены Санитарные правила СП 2.1.7.1038-01 Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Санитарные правила, устанавливающие гигиенические требования к устройству, содержанию и эксплуатации полигонов для твердых бытовых отходов. Требования настоящих Правил являются обязательными для соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, деятельность которых связана с проектированием и эксплуатацией таких полигонов. Из пункта 2.1 Правил следует, что полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения.

Из системного толкования приведенных выше положений действующего законодательства следует, что они имеют целью обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В соответствии с пунктами 24, 25 части первой статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и частью 3 статьи 8 Закона "Об отходах производства и потребления" к вопросам местного значения (то есть к вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно) отнесены организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства и озеленения территории городского округа.

При этом согласно пункту 18 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, части первой статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 N; 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. Организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, а также организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относятся к вопросам местного значения муниципального района (часть вторая статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").

В судебном заседании установлено, что АМС Веселовского сельского поселения <адрес> не разработав генеральную схему очистки территории населенного пункта, не исполнила обязанности по надлежащей организации очистки территории населенных мест от бытовых отходов и отходов производства, чем нарушила право граждан на благоприятную окружающую среду. Администрация местного самоуправления Веселовского сельского поселения <адрес> в должной мере не обеспечила выполнение требований законодательства об обороте отходов производства и потребления, об охране окружающей среды, что может повлечь за собой причинение вреда здоровью граждан.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что заявленные требования прокурора <адрес> подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193 - 199 ГПК РФ, суд

                                                                    Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора <адрес> РСО-Алания - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие АМС Веселовского сельского поселения <адрес>, выразившееся в не разработке генеральной схемы очистки территорий муниципального образования - Веселовское сельское поселение <адрес> от отходов производства и потребления.

Обязать администрацию местного самоуправления Веселовского сельского поселения <адрес> привести в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства нормативно- правовые акты в части организации сбора и вывоза мусора и бытовых отходов - разработать генеральную схему очистки территории муниципального образования от отходов производства и потребления.

Решение может быть обжаловано в административную Судебную коллегию Верховного суда РСО-Алания через Моздокский районный суд РСО-Алания в месячный срок со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий                                                                                         В.Г. Головко

2-468/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Моздокского района
Другие
АМС Веселовского сельского поселения
Суд
Моздокский районный суд Республики Северная Осетия-Алания
Дело на сайте суда
mozdoksky.wlk.sudrf.ru
25.05.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.05.2015Передача материалов судье
26.05.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.05.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.06.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.06.2015Судебное заседание
02.06.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.06.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.06.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее