Решение по делу № 33-1963/2023 от 10.07.2023

Судья Осколкова А.Н. УИД 65R0001-01-2023-002476-29

Докладчик Качура И.О. Дело № 33-1963/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 августа 2023 года город Южно-Сахалинск

Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего Качура И.О.,

судей Портнягиной А.А., Баяновой А.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Короткой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Областного казенного учреждения «Южно-Сахалинский центр занятости населения» к Ф.И.О.1 о взыскании единовременной финансовой помощи

по апелляционной жалобе Областного казенного учреждения «Южно-Сахалинский центр занятости населения» на решение Южно-Сахалинского городского суда от 11 мая 2023 года.

Изучив материалы гражданского дела, заслушав доклад судьи Качура И.О., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ДД.ММ.ГГГГ Областное казенное учреждение «Южно-Сахалинский центр занятости населения» (далее - ОКУ «Южно-Сахалинский центр занятости населения», Центр занятости) обратилось в суд с иском к Ф.И.О.1 о взыскании единовременной финансовой помощи в размере 128000 рублей. В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ Ф.И.О.1 обратилась в Центр занятости за предоставлением государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы. Приказом Центра занятости от ДД.ММ.ГГГГ Ф.И.О.1 признана безработной. Ответчику оказана государственная услуга по содействию самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, в соответствии с административным регламентом, утвержденным Приказом Агентства по труду и занятости населения Сахалинской области от 17 марта 2016 года № 5. Между истцом и ответчиком заключен договор о предоставлении финансовой помощи на организацию самозанятости безработных граждан от ДД.ММ.ГГГГ , по условиям которого Центр занятости предоставляет безработному единовременную финансовую помощь при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в размере 128000 рублей. ДД.ММ.ГГГГ Ф.И.О.1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. В силу пункта 2.1.1 Договора гражданин обязуется зарегистрировать предпринимательскую деятельность и заниматься ею не менее 24 месяцев с даты ее регистрации, вместе с тем, согласно сведений официального сайта ФНС ответчик сменила основной вид деятельности 69.10 «Деятельность в области права» до истечения срока, установленного п. 2.1.1 Договора, что свидетельствует о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя по указанному виду деятельности. На основании п. 2.1.8 Договора Ф.И.О.1 обязана в течение 10 календарных дней с момента получения требования возвратить денежные средства в полном объеме. В адрес ответчика направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ года о возврате денежных средств, которое до настоящего времени не исполнено.

В судебном заседании представитель ОКУ «Южно-Сахалинский центр занятости населения» Марченко Т.Г. заявленные требования поддержала, Ф.И.О.1 в удовлетворении иска просила отказать.

Решением Южно-Сахалинского городского суда от 11 мая 2023 года в удовлетворении истца отказано.

Не согласившись с решением суда, ОКУ «Южно-Сахалинский центр занятости населения» подало апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на обстоятельства, явившиеся основанием для обращения в суд, просит решение суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении требований. Судом не учтено, что в соответствии с пунктом 2.1.8 Договора гражданин обязан осуществить в полном объеме возврат денежных средств в случае нарушений иных условий Договора. В нарушение требований Договора Ф.И.О.1 сменила основной вид деятельности 69.10 «Деятельность в области права» до истечения срока, установленного п. 2.1.1 Договора. Кроме того, судом оставлено без внимания, что в соответствии с пунктом 2.1 Постановления Правительства Сахалинской области от 06 февраля 2012 года № 55 «Об утверждении Порядка предоставления единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя» единовременная финансовая помощь предоставляется гражданину при представлении бизнес-плана по выбранному виду деятельности, утвержденного экспертной комиссией, созданной в Центре занятости, в соответствии с Порядком рассмотрения и утверждения бизнес-планов безработных граждан, претендующих на оказание единовременной финансовой помощи, утверждаемым Агентством. Бизнес-план ответчика составлен и утвержден именно по виду предпринимательской деятельности 69.10 «Деятельность в области права», что и явилось одним из условий получение единовременной финансовой помощи. Таким образом, единовременная финансовая помощь, предоставленная гражданину в целях осуществлениях конкретного вида предпринимательской деятельности, фактически используется для осуществления иного вида деятельности, не предусмотренного договором и бизнес-планом, что существенно повлияло на достижение цели ее предоставления. Действия ответчика не отвечают интересам и финансовому обеспечению задач центра занятости, связанных с рациональным и эффективным использованием бюджетных средств и их правомерным расходованием.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу Ф.И.О.1 просит оставить решение суда без изменения.

В суде апелляционной инстанции представитель ОКУ «Южно-Сахалинский центр занятости населения» Марченко Т.Г. апелляционную жалобу поддержала по изложенным в ней основаниям, Ф.И.О.1 просила оставить решение суда без изменения.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Как определено пунктом 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. Занятыми, среди прочих, считаются лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей (абзац третий статьи 2 этого же закона Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 5 указанного закона Российской Федерации предусмотрено, что государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Государственная политика в области содействия занятости населения, среди прочего, направлена на поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду.

Исходя из положений, предусмотренных пунктом 2 статьи 7.1-1 Закона от 19 апреля 1991 года № 1032-1, органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают порядок, условия предоставления и размер единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации.

Согласно пунктам 1.2.и 1.3 Порядка предоставления единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, государственной регистрации создаваемого юридического лица, государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, постановке на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 06 февраля 2012 года № 55, единовременная финансовая помощь предоставляется при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, государственной регистрации создаваемого юридического лица, государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, постановке на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход.

Получателями единовременной финансовой помощи являются граждане, признанные в установленном порядке безработными, и граждане, признанные в установленном порядке безработными и прошедшие профессиональное обучение или получившие дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости.

В соответствии с пунктом 2.1 Порядка, единовременная финансовая помощь предоставляется гражданину при соблюдении следующих условий: регистрация гражданина в установленном порядке безработным; отсутствие государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, юридического лица, крестьянского (фермерского) хозяйства, постановки на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания в установленном порядке безработным; представление бизнес-плана по выбранному виду деятельности, утвержденного экспертной комиссией, созданной в Центре занятости, в соответствии с Порядком рассмотрения и утверждения бизнес-планов безработных граждан, претендующих на оказание единовременной финансовой помощи, утверждаемым Агентством; заключение с Центром занятости Договора; регистрация в Федеральной налоговой службе в качестве индивидуального предпринимателя, юридического лица, крестьянского (фермерского) хозяйства или постановка на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход.

Размер единовременной финансовой помощи составляет 128 000 рублей, за исключением случаев, указанных в пункте 2.10 настоящего раздела (пункт 2.9 Порядка).

В силу пункта 3.2 Порядка, гражданин, получивший единовременную финансовую помощь, обязан вернуть единовременную финансовую помощь в полном объеме в случае: прекращения осуществления предпринимательской деятельности, снятия с учета физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход до истечения 24 месяцев с даты государственной регистрации, постановки на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход; нарушения иных условий предоставления единовременной финансовой помощи и (или) Договора.

В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны быть исполнены надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Ф.И.О.1 обратилась к истцу с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы.

Приказом Центра занятости от ДД.ММ.ГГГГ Ф.И.О.1 признана безработной.

ДД.ММ.ГГГГ между ОКУ «Южно-Сахалинский центр занятости населения» и Ф.И.О.1 заключен договор о предоставлении финансовой помощи на организацию самозанятости безработных граждан, по условиям которого Центр занятости предоставляет безработному единовременную финансовую помощь при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в размере 128000 рублей (п.1.1. и 3.1. Договора).

Ф.И.О.1 обязуется зарегистрировать предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя по следующим видам деятельности: ОКВЭД 69.10 «Деятельность в области права»; 70.22 «Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления»; 82.9 «Деятельность по предоставлению вспомогательных услуг для бизнеса, не включенных в другие группировки» и заниматься ею не менее 24 месяцев с даты ее регистрации (пункт 2.1 Договора).

В силу пункта 2.1.8. Договора ответчик обязался осуществить возврат в полном объеме денежных средств в течение 10 календарных дней с момента получения требования о возврате денежных средств, выставленного Центром в случае прекращения осуществления предпринимательской деятельности до истечения 24 месяцев с даты государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя; установления факта нецелевого расходования единовременной финансовой помощи при государственной регистрации; нарушений иных условий настоящего Договора, в том числе непредставления в установленные сроки документов, подтверждающих расходы, связанные с организацией предпринимательской деятельности, документов, подтверждающих осуществление предпринимательской деятельности (пункты 2.1.5, 2.1.6 настоящего договора).

Платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено перечисление Ф.И.О.1 единовременной финансовой помощи в размере 128000 рублей.

Как следует из выписки Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, ДД.ММ.ГГГГ Ф.И.О.1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Ф.И.О.1 внесены изменения в осуществляемые виды деятельности: исключен вид основной деятельности ОКВЭД 69.10 «Деятельность в области права», вместо него указан вид основной деятельности 41.20 «Строительство жилых и нежилых зданий», а также добавлены дополнительные виды деятельности ОКВЭД 41.10, 42.11, 43.12, 43.22, 43.31, 43.32.3, 43.91, 43.99.3.

ДД.ММ.ГГГГ ОКУ «Южно-Сахалинский центр занятости населения» в адрес Ф.И.О.1 направлена претензия о возврате денежных средств в размере 128000 рублей ввиду нарушения получателем условий Договора, а именно: сменой основного вида деятельности предпринимателя до истечении 24 месяцев с регистрации.

Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь вышеприведенными нормами закона, пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований ОКУ «Южно-Сахалинский центр занятости населения», исходя из того, что ответчик продолжает осуществлять предпринимательскую деятельность. Обстоятельства того, что Ф.И.О.1 изменен основной вид деятельности, не свидетельствует о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя.

Судебная коллегия не находит оснований для вынесения иного судебного решения по делу.

В соответствии с пунктом 2.1 Договора Ф.И.О.1 обязуется зарегистрировать предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя помимо ОКВЭД 69.10 «Деятельность в области права», также ОКВЭД 70.22 «Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления» и ОКВЭД 82.9 «Деятельность по предоставлению вспомогательных услуг для бизнеса, не включенных в другие группировки» и заниматься ими не менее 24 месяцев с даты ее регистрации.

Деятельность ответчика по ОКВЭД 70.22 и ОКВЭД 82.9 не прекращена, что опровергает доводы ОКУ «Южно-Сахалинский центр занятости населения» о нецелевом использовании Ф.И.О.1 финансовой помощи в размере и на условиях заключенного между сторонами договора.

Изменение Ф.И.О.1 ОКВЭД 69.10 на иной вид деятельности не свидетельствует о прекращении ею предпринимательской деятельности.

Разработка и утверждение бизнес-плана осуществлены по ОКВЭД 69.10, 70.22 и 82.9, что явилось основанием для предоставления единой финансовой помощи.

В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих установленные судом обстоятельства и его выводов, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены судебного постановления.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Южно-Сахалинского городского суда от 11 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Областного казенного учреждения «Южно-Сахалинский центр занятости населения» - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение трех месяцев в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10 августа 2023 года.

Председательствующий И.О. Качура

Судьи А.А. Портнягина

А.С. Баянова

Судья Осколкова А.Н. УИД 65R0001-01-2023-002476-29

Докладчик Качура И.О. Дело № 33-1963/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 августа 2023 года город Южно-Сахалинск

Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего Качура И.О.,

судей Портнягиной А.А., Баяновой А.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Короткой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Областного казенного учреждения «Южно-Сахалинский центр занятости населения» к Ф.И.О.1 о взыскании единовременной финансовой помощи

по апелляционной жалобе Областного казенного учреждения «Южно-Сахалинский центр занятости населения» на решение Южно-Сахалинского городского суда от 11 мая 2023 года.

Изучив материалы гражданского дела, заслушав доклад судьи Качура И.О., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ДД.ММ.ГГГГ Областное казенное учреждение «Южно-Сахалинский центр занятости населения» (далее - ОКУ «Южно-Сахалинский центр занятости населения», Центр занятости) обратилось в суд с иском к Ф.И.О.1 о взыскании единовременной финансовой помощи в размере 128000 рублей. В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ Ф.И.О.1 обратилась в Центр занятости за предоставлением государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы. Приказом Центра занятости от ДД.ММ.ГГГГ Ф.И.О.1 признана безработной. Ответчику оказана государственная услуга по содействию самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, в соответствии с административным регламентом, утвержденным Приказом Агентства по труду и занятости населения Сахалинской области от 17 марта 2016 года № 5. Между истцом и ответчиком заключен договор о предоставлении финансовой помощи на организацию самозанятости безработных граждан от ДД.ММ.ГГГГ , по условиям которого Центр занятости предоставляет безработному единовременную финансовую помощь при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в размере 128000 рублей. ДД.ММ.ГГГГ Ф.И.О.1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. В силу пункта 2.1.1 Договора гражданин обязуется зарегистрировать предпринимательскую деятельность и заниматься ею не менее 24 месяцев с даты ее регистрации, вместе с тем, согласно сведений официального сайта ФНС ответчик сменила основной вид деятельности 69.10 «Деятельность в области права» до истечения срока, установленного п. 2.1.1 Договора, что свидетельствует о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя по указанному виду деятельности. На основании п. 2.1.8 Договора Ф.И.О.1 обязана в течение 10 календарных дней с момента получения требования возвратить денежные средства в полном объеме. В адрес ответчика направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ года о возврате денежных средств, которое до настоящего времени не исполнено.

В судебном заседании представитель ОКУ «Южно-Сахалинский центр занятости населения» Марченко Т.Г. заявленные требования поддержала, Ф.И.О.1 в удовлетворении иска просила отказать.

Решением Южно-Сахалинского городского суда от 11 мая 2023 года в удовлетворении истца отказано.

Не согласившись с решением суда, ОКУ «Южно-Сахалинский центр занятости населения» подало апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на обстоятельства, явившиеся основанием для обращения в суд, просит решение суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении требований. Судом не учтено, что в соответствии с пунктом 2.1.8 Договора гражданин обязан осуществить в полном объеме возврат денежных средств в случае нарушений иных условий Договора. В нарушение требований Договора Ф.И.О.1 сменила основной вид деятельности 69.10 «Деятельность в области права» до истечения срока, установленного п. 2.1.1 Договора. Кроме того, судом оставлено без внимания, что в соответствии с пунктом 2.1 Постановления Правительства Сахалинской области от 06 февраля 2012 года № 55 «Об утверждении Порядка предоставления единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя» единовременная финансовая помощь предоставляется гражданину при представлении бизнес-плана по выбранному виду деятельности, утвержденного экспертной комиссией, созданной в Центре занятости, в соответствии с Порядком рассмотрения и утверждения бизнес-планов безработных граждан, претендующих на оказание единовременной финансовой помощи, утверждаемым Агентством. Бизнес-план ответчика составлен и утвержден именно по виду предпринимательской деятельности 69.10 «Деятельность в области права», что и явилось одним из условий получение единовременной финансовой помощи. Таким образом, единовременная финансовая помощь, предоставленная гражданину в целях осуществлениях конкретного вида предпринимательской деятельности, фактически используется для осуществления иного вида деятельности, не предусмотренного договором и бизнес-планом, что существенно повлияло на достижение цели ее предоставления. Действия ответчика не отвечают интересам и финансовому обеспечению задач центра занятости, связанных с рациональным и эффективным использованием бюджетных средств и их правомерным расходованием.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу Ф.И.О.1 просит оставить решение суда без изменения.

В суде апелляционной инстанции представитель ОКУ «Южно-Сахалинский центр занятости населения» Марченко Т.Г. апелляционную жалобу поддержала по изложенным в ней основаниям, Ф.И.О.1 просила оставить решение суда без изменения.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Как определено пунктом 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. Занятыми, среди прочих, считаются лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей (абзац третий статьи 2 этого же закона Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 5 указанного закона Российской Федерации предусмотрено, что государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Государственная политика в области содействия занятости населения, среди прочего, направлена на поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду.

Исходя из положений, предусмотренных пунктом 2 статьи 7.1-1 Закона от 19 апреля 1991 года № 1032-1, органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают порядок, условия предоставления и размер единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации.

Согласно пунктам 1.2.и 1.3 Порядка предоставления единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, государственной регистрации создаваемого юридического лица, государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, постановке на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 06 февраля 2012 года № 55, единовременная финансовая помощь предоставляется при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, государственной регистрации создаваемого юридического лица, государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, постановке на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход.

Получателями единовременной финансовой помощи являются граждане, признанные в установленном порядке безработными, и граждане, признанные в установленном порядке безработными и прошедшие профессиональное обучение или получившие дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости.

В соответствии с пунктом 2.1 Порядка, единовременная финансовая помощь предоставляется гражданину при соблюдении следующих условий: регистрация гражданина в установленном порядке безработным; отсутствие государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, юридического лица, крестьянского (фермерского) хозяйства, постановки на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания в установленном порядке безработным; представление бизнес-плана по выбранному виду деятельности, утвержденного экспертной комиссией, созданной в Центре занятости, в соответствии с Порядком рассмотрения и утверждения бизнес-планов безработных граждан, претендующих на оказание единовременной финансовой помощи, утверждаемым Агентством; заключение с Центром занятости Договора; регистрация в Федеральной налоговой службе в качестве индивидуального предпринимателя, юридического лица, крестьянского (фермерского) хозяйства или постановка на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход.

Размер единовременной финансовой помощи составляет 128 000 рублей, за исключением случаев, указанных в пункте 2.10 настоящего раздела (пункт 2.9 Порядка).

В силу пункта 3.2 Порядка, гражданин, получивший единовременную финансовую помощь, обязан вернуть единовременную финансовую помощь в полном объеме в случае: прекращения осуществления предпринимательской деятельности, снятия с учета физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход до истечения 24 месяцев с даты государственной регистрации, постановки на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход; нарушения иных условий предоставления единовременной финансовой помощи и (или) Договора.

В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны быть исполнены надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Ф.И.О.1 обратилась к истцу с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы.

Приказом Центра занятости от ДД.ММ.ГГГГ Ф.И.О.1 признана безработной.

ДД.ММ.ГГГГ между ОКУ «Южно-Сахалинский центр занятости населения» и Ф.И.О.1 заключен договор о предоставлении финансовой помощи на организацию самозанятости безработных граждан, по условиям которого Центр занятости предоставляет безработному единовременную финансовую помощь при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в размере 128000 рублей (п.1.1. и 3.1. Договора).

Ф.И.О.1 обязуется зарегистрировать предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя по следующим видам деятельности: ОКВЭД 69.10 «Деятельность в области права»; 70.22 «Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления»; 82.9 «Деятельность по предоставлению вспомогательных услуг для бизнеса, не включенных в другие группировки» и заниматься ею не менее 24 месяцев с даты ее регистрации (пункт 2.1 Договора).

В силу пункта 2.1.8. Договора ответчик обязался осуществить возврат в полном объеме денежных средств в течение 10 календарных дней с момента получения требования о возврате денежных средств, выставленного Центром в случае прекращения осуществления предпринимательской деятельности до истечения 24 месяцев с даты государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя; установления факта нецелевого расходования единовременной финансовой помощи при государственной регистрации; нарушений иных условий настоящего Договора, в том числе непредставления в установленные сроки документов, подтверждающих расходы, связанные с организацией предпринимательской деятельности, документов, подтверждающих осуществление предпринимательской деятельности (пункты 2.1.5, 2.1.6 настоящего договора).

Платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено перечисление Ф.И.О.1 единовременной финансовой помощи в размере 128000 рублей.

Как следует из выписки Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, ДД.ММ.ГГГГ Ф.И.О.1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Ф.И.О.1 внесены изменения в осуществляемые виды деятельности: исключен вид основной деятельности ОКВЭД 69.10 «Деятельность в области права», вместо него указан вид основной деятельности 41.20 «Строительство жилых и нежилых зданий», а также добавлены дополнительные виды деятельности ОКВЭД 41.10, 42.11, 43.12, 43.22, 43.31, 43.32.3, 43.91, 43.99.3.

ДД.ММ.ГГГГ ОКУ «Южно-Сахалинский центр занятости населения» в адрес Ф.И.О.1 направлена претензия о возврате денежных средств в размере 128000 рублей ввиду нарушения получателем условий Договора, а именно: сменой основного вида деятельности предпринимателя до истечении 24 месяцев с регистрации.

Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь вышеприведенными нормами закона, пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований ОКУ «Южно-Сахалинский центр занятости населения», исходя из того, что ответчик продолжает осуществлять предпринимательскую деятельность. Обстоятельства того, что Ф.И.О.1 изменен основной вид деятельности, не свидетельствует о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя.

Судебная коллегия не находит оснований для вынесения иного судебного решения по делу.

В соответствии с пунктом 2.1 Договора Ф.И.О.1 обязуется зарегистрировать предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя помимо ОКВЭД 69.10 «Деятельность в области права», также ОКВЭД 70.22 «Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления» и ОКВЭД 82.9 «Деятельность по предоставлению вспомогательных услуг для бизнеса, не включенных в другие группировки» и заниматься ими не менее 24 месяцев с даты ее регистрации.

Деятельность ответчика по ОКВЭД 70.22 и ОКВЭД 82.9 не прекращена, что опровергает доводы ОКУ «Южно-Сахалинский центр занятости населения» о нецелевом использовании Ф.И.О.1 финансовой помощи в размере и на условиях заключенного между сторонами договора.

Изменение Ф.И.О.1 ОКВЭД 69.10 на иной вид деятельности не свидетельствует о прекращении ею предпринимательской деятельности.

Разработка и утверждение бизнес-плана осуществлены по ОКВЭД 69.10, 70.22 и 82.9, что явилось основанием для предоставления единой финансовой помощи.

В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих установленные судом обстоятельства и его выводов, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены судебного постановления.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Южно-Сахалинского городского суда от 11 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Областного казенного учреждения «Южно-Сахалинский центр занятости населения» - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение трех месяцев в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10 августа 2023 года.

Председательствующий И.О. Качура

Судьи А.А. Портнягина

А.С. Баянова

33-1963/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
ОКУ "Южно-Сахалинский центр занятости населения"
Ответчики
Вавилова Анастасия Игоревна
Суд
Сахалинский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.sah.sudrf.ru
10.07.2023Передача дела судье
03.08.2023Судебное заседание
03.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее