Дело № 2а-3693/2018
Изгот.29.12.2018 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль 30 ноября 2018 года
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Доколиной А.А.,
при секретаре Похлебаловой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Матвеевой Ирины Сергеевны к Департаменту архитектуры и земельных отношений мэрии г.Ярославля, мэрии г.Ярославля о признании незаконным решения, постановления,
установил:
Матвеева И.С. является собственником земельного участка с кадастровым № расположенного по <адрес>, вид разрешенного использования: для эксплуатации индивидуального жилого дома, на основании п.9.1 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», свидетельства о праве на наследство по закону, реестровый номер 1-2162, выданного 12.10.2015 года нотариусом Ярославского нотариального округа ФИО, соглашения о разделе земельного участка и прекращении права долевой собственности от 27.08.2016 года.
Земельный участок образован в результате разделения земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым № расположенного по <адрес> Площадь земельного участка с кадастровым № определена по фактическому пользованию. Решением Фрунзенского районного суда г.Ярославля от 26.12.2013 года установлены его границы, суд постановил внести изменения в государственный кадастр недвижимости в части уточнения местоположения и границ земельного участка с кадастровым № по <адрес> для эксплуатации автомобильной дороги путем исключения из его площади земельного участка по точкам н1-н2-н3-н4-н5-н6-н7-н8-н9-н10-1-2-3-н25-н26-н1, согласно межевому плану ООО «Шолохов и Ко» от 18.04.2013 г.
В процессе оформления документов для получения разрешения на строительство от Департамента архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля был получен отказ, мотивированный тем, что земельный участок, принадлежащий административному истцу, частично расположен в зоне инженерно-транспортной инфраструктуры (ИТ1). Размещение индивидуальных жилых домов не относится к основным видам разрешенного использования земельных участков в указанной зоне.
Матвеева И.С. обратилась в Департамент архитектуры и земельных отношений мэрии г.Ярославля с заявлением об изменении границы территориальной зоны ИТ.1 и Ж.4 с включением земельного участка с кадастровым № в границы территориальной зоны Ж4.
Решением комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Ярославля №14 от 15.12.2017 года отклонено предложение Матвеевой И.С. в целях сохранения границ территории планируемого размещения объекта местного значения – <адрес> установленных Генеральным планом города Ярославля.
Постановлением мэрии г.Ярославля от 22.03.2018 года №431 отклонено предложение Матвеевой И.С. об изменении зонирования территории земельного участка с кадастровым № расположенного по <адрес>, из территориальной зоны инженерно-транспортной инфраструктуры (ИТ.1) в территориальную зону застройки индивидуальными жилыми домами (Ж.4), по причине несоответствия Генеральному плану города Ярославля, а также в целях сохранения границ территории планируемого объекта местного значения – магистральной улицы районного значения <данные изъяты> установленных Генеральным планом города Ярославля.
Административный истец полагает, что действиями органа местного самоуправления нарушены его права и охраняемые законом интересы и просит, с учетом уточнения исковых требований, признать незаконным решение комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Ярославля от 14.12.2017 года №14, постановление мэрии г.Ярославля №431 от 22.03.2018 года «Об отклонении предложения Матвеевой И.С. о внесении изменения в в Правила землепользования и застройки города Ярославля.
В судебном заседании административный истец, представитель административного истца по ордеру Веретенникова Н.Г. заявленные требования поддержали, с учетом уточнений, в целом дали пояснения, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административных ответчиков Департамента архитектуры и земельных отношений мэрии г.Ярославля, мэрии г.Ярославля по доверенностям Свиридова И.В. заявленные требования не признала, дала пояснения, аналогичные изложенным в письменном отзыве, согласно которому в соответствии с п.5 ч.33 Градостроительного кодекса РФ предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки направляются физическими или юридическими лицами в инициативном порядке. В соответствии с ч.4, 5 ст.33 Градостроительного кодекса РФ комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении соответствующих изменений в Правила землепользования и застройки, или об отклонении такого предложения с указанием его причин, и направляет заключение главе местной администрации. Глава местной администрации в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки, либо об отклонении данных предложений. 23.10.2017 года в Департамент архитектуры и земельных отношений мэрии г.Ярославля поступило предложение Матвеевой И.С. поступило предложение о внесении изменений в Правила землепользования и застройки г.Ярославля в части изменения границ территориальных зон инженерно-транспортной инфраструктуры. По результатам рассмотрения предложения на заседании комиссии 15.12.2017 года было рекомендовано отклонить предложение Матвеевой И.С. по причине его несоответствия Генеральному плану города Ярославля, в целях сохранения границ территории планируемого размещения объекта местного значения – магистральной улицы районного значения <данные изъяты>. Также комиссией было предложено Матвеевой И.С. осуществить раздел принадлежащего ей земельного участка в соответствии с границами территориальных зон.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.34 Градостроительного кодекса РФ при подготовке Правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон, определенных генеральным планом городского округа. Изменение зонирования спорной территории в Правилах землепользования и застройки, предложенное административным истцом, противоречило бы Генеральному плану г.Ярославля. Таким образом, оспариваемое постановление вынесено в соответствии с законом и не нарушает права административного истца.
Кроме того, признание незаконным оспариваемого решения не повлечет правовых последствий, так как даже в случае принятия предложения административного истца комиссией и мэром г.Ярославля данное предложение может быть отклонено непосредственно при проведении публичных слушаний по проекту решения муниципалитета г.Ярославля «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Ярославля», ввиду чего законодательство не предусматривает оспаривание в судебном порядке отклонения предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Ярославля (ст.33 Градостроительного кодекса), а предусматривается оспаривание уже принятого решения об утверждении Правил землепользования и застройки (ст.33 ГрК РФ).
Учитывая изложенное, административные ответчики полагают, что административным истцом избран ненадлежащий способ защиты и просят в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заинтересованное лицо муниципалитет города Ярославля, надлежаще извещенное, просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, представило письменный отзыв, согласно которому считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Заинтересованное лицо заявляет о пропуске административным истцом срока для обжалования решений органа местного самоуправления. Обжалуемое постановление мэрии г.Ярославля №431 от 22.03.2018 года было направлено административному истцу 29.03.2018 года. Административное исковое заявление направлено в Кировский районный суд г.Ярославля по истечении установленного законом трехмесячного срока для его обжалования.
В соответствии со ст.30 ГрК РФ Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований и включают карту градостроительного зонирования. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка к одной территориальной зоне.
Заинтересованное лицо Территориальная администрация Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г.Ярославля, надлежаще извещенное, просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, по существу заявленных требований поддержало позицию Департамента архитектуры и земельных отношений мэрии г.Ярославля.
Иные участвующие в деле лица, надлежаще извещенные, в судебное заседание не явились.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Решением Фрунзенского районного суда г.Ярославля от 26.12.2013 года удовлетворены исковые требования ФИО2, ФИО4 к Управлению земельных ресурсов мэрии г.Ярославля, ФИО1, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области о признании права общей долевой собственности на земельный участок. Суд постановил: исковые требования ФИО2, ФИО4 удовлетворить. Прекратить право общей долевой собственности ФИО2 в размере 3/24 долей в праве собственности на земельный участок площадью 1367 кв.м, кадастровый № по <адрес> Прекратить право общей долевой собственности ФИО4 в размере 3/8 долей в праве собственности на земельный участок площадью 1367 кв.м, кадастровый № по <адрес> Признать за ФИО2 право общей долевой собственности в размере 1/8 доли в праве собственности на земельный участок площадью 2142 кв.м по <адрес> согласно межевому плану ООО «Шолохов и Ко» от 18.04.2013 г. Признать за ФИО4 право общей долевой собственности в размере 3/8 доли в праве собственности на земельный участок площадью 2142 кв.м по <адрес> согласно межевому плану ООО «Шолохов и Ко» от 18.04.2013 г. Внести изменения в государственный кадастр недвижимости в части уточнения местоположения и границ земельного участка с кадастровым № по <адрес>) для эксплуатации автомобильной дороги путем исключения из его площади земельного участка по точкам н1-н2-н3-н4-н5-н6-н7-н8-н9-н10-1-2-3-н25-н26-н1, согласно межевому плану ООО «Шолохов и Ко» от 18.04.2013 г.
Впоследствии собственниками указанного земельного участка стали в1/2 доле каждый: Матвеева И.С. (наследник ФИО1) и ФИО2
Соглашением о разделе земельного участка и прекращении долевой собственности от 27.08.2016 года земельный участок в новых границах с кадастровым № площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по <адрес> разделен между сособственниками Матвеевой И.С. и ФИО3 на земельные участки равной площади. Земельные участки, образованные в результате разделения, поставлены на кадастровый учет с видом разрешенного использования «для эксплуатации индивидуального жилого дома».
Таким образом, в настоящее время Матвеева И.С. является собственником земельного участка с кадастровым № расположенного по <адрес>, вид разрешенного использования: для эксплуатации индивидуального жилого дома, на основании п.9.1 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», свидетельства о праве на наследство по закону, реестровый номер 1-2162, выданного 12.10.2015 года нотариусом Ярославского нотариального округа ФИО, соглашения о разделе земельного участка и прекращении права долевой собственности от 27.08.2016 года.
Судом установлено, и не оспаривается сторонами, что согласно утвержденным Правилам землепользования и застройки г.Ярославля принадлежащий административному истцу земельный участок, поставленный на кадастровый учет с видом разрешенного использования «эксплуатация индивидуального жилого дома», расположен в двух территориальных зонах: территориальная зона инженерно-транспортной инфраструктуры (ИТ.1) и зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж.4).
Правила землепользования и застройки г.Ярославля утверждены Решением муниципалитета г. Ярославля от 17.09.2009 №201 (в ред. от 31.10.2018).
Порядок внесения изменений в Правила землепользования и застройки установлен ст.33 ГрК РФ. Согласно указанной статье внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются, в частности, несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений; поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
Предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются:
1) федеральными органами исполнительной власти в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства федерального значения;
2) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства регионального значения;
3) органами местного самоуправления муниципального района в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства местного значения;
4) органами местного самоуправления в случаях, если необходимо совершенствовать порядок регулирования землепользования и застройки на соответствующих территории поселения, территории городского округа, межселенных территориях;
5) физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
В целях внесения изменений в правила землепользования и застройки в случаях, предусмотренных пунктами 3 - 5 части 2 и частью 3.1 настоящей статьи, проведение общественных обсуждений или публичных слушаний, опубликование сообщения о принятии решения о подготовке проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки и подготовка предусмотренного частью 4 настоящей статьи заключения комиссии не требуются.
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом:
1) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков;
2) функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района;
3) определенных настоящим Кодексом территориальных зон;
4) сложившейся планировки территории и существующего землепользования;
5) планируемых изменений границ земель различных категорий;
В соответствии с п.1 «Положения о комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Ярославля», утвержденным Постановлением мэра г. Ярославля от 27.01.2006 №167, Комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Ярославля (далее - Комиссия) является постоянно действующим координационным органом при мэрии города Ярославля, созданным для организации подготовки проекта правил землепользования и застройки города Ярославля, иных вопросов в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Согласно п.4, 5 ст.33 ГрК РФ Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации.
Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.
23.10.2017 года в Департамент архитектуры и земельных отношений мэрии г.Ярославля поступило предложение Матвеевой И.С. поступило предложение о внесении изменений в Правила землепользования и застройки г.Ярославля в части изменения границ территориальных зон инженерно-транспортной инфраструктуры. По результатам рассмотрения предложения на заседании комиссии 15.12.2017 года было рекомендовано отклонить предложение Матвеевой И.С. по причине его несоответствия Генеральному плану города Ярославля, в целях сохранения границ территории планируемого размещения объекта местного значения – магистральной улицы районного значения <данные изъяты> Также комиссией было предложено Матвеевой И.С. осуществить раздел принадлежащего ей земельного участка в соответствии с границами территориальных зон.
Учитывая приведенный выше порядок внесения изменений в Правила землепользования и застройки, суд соглашается с возражениями административных ответчиков в части того, что обжалуемый протокол комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Ярославля не является самостоятельным решением, изменяющим границы территориальных образований города Ярославля, в связи с чем не затрагивает прав и охраняемых законом интересов административного истца. Не является таким актом и постановление мэрии г.Ярославля от 22.03.2018 года №431 «Об отклонении предложения Матвеевой И.С. о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Ярославля», поскольку решение о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Ярославля принимается муниципалитетом г.Ярославля. При данных обстоятельствах административный истец не лишен возможности в порядке, предусмотренном КАС РФ, обжаловать соответствующие решение муниципалитета г.Ярославля об утверждении Правил землепользования и застройки города Ярославля в части, если полагает, что его права нарушены расположением принадлежащего ему земельного участка в границах различных территориальных зон.
Кроме того, в соответствии со ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Копия постановления мэрии г.Ярославля №431 от 22.03.2018 года направлена административному истцу 29.03.2018 года (л.д.113-114), представлена им вместе с сопроводительным письмом в судебном заседании. Матвеева И.С. не отрицает, что данные документы были получены ею в апреле 2018 года (л.д.120). Требование же об оспаривании указанного постановления заявлено только 18.10.2018 года, то есть, с пропуском установленного законом срока для обжалования решения органа местного самоуправления, что, в соответствии с п.8 ст.219 КАС РФ, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения требований Матвеевой И.С.
Руководствуясь ст.ст. 227, 179-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Матвеевой Ирины Сергеевны отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения через Кировский районный суд г.Ярославля.
Судья А.А.Доколина