ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88а-4973/2020
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Санкт-Петербург 18 марта 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А.,
судей Зеленского А.М., Широковой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Алиева Заура Рашидовича на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 24 июня 2019 года (№ 2а-2605/2019) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 16 октября 2019 года (№ 33а-4919/2019) по административному исковому заявлению Калининградской областной таможни к Алиеву Заура Рашидовичу о взыскании таможенных платежей и пени.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А., объяснения представителей Алиева З.Р. Синюшкина И.А. и Белей К.А., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения представителя Калининградской областной таможни Явкиной О.П., полагавшей судебные акты законными и обоснованными, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Калининградская областная таможня обратилась в суд с административным исковым заявлением к Алиеву З.Р. о взыскании таможенных платежей, пени, указав, что 23 марта 2017 года через таможенный пост МАПП Морское Калининградской областной таможни из Литовской Республики на таможенную территорию Евразийского экономического союза в Калининградскую область на легковом микроавтобусе марки «Volkswagen», регистрационный знак <данные изъяты>, в качестве водителя следовал гражданин Российской Федерации Алиев З.Р., который пассажирскую таможенную декларацию не подавал. В ходе проведения таможенного досмотра (акт таможенного досмотра (осмотра) товаров № 10012150/230317/Ф000008) в грузовом отсеке транспортного средства обнаружен принадлежащий гражданину Алиеву З.Р. незадекларированный товар:
тридцать девять мешков с мужской и женской одеждой бывшей в употреблении различных наименований (рубашки, юбки, брюки и т.д.), общим весом 635 кг;
предметы из металла без маркировки в форме шатунов двигателя внутреннего сгорания в количестве девять штук, размером 780x280 мм, бывшие в употреблении, общим весом 320 кг.
23 марта 2017 года в отношении гражданина РФ Алиева З.Р. по факту незаконного перемещения товара через таможенную границу ЕАЭС Калининградской областной таможней возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Товар, являющийся предметом административного правонарушения, изъят протоколом изъятия вещей и документов от 23 марта 2017 года. 20 июня 2017 года постановлением судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда Алиев З.Р. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа. В отношении товара принято решение возвратить его Алиеву З.Р. для дальнейшего таможенного оформления.
По факту незаконного перемещения товаров Алиевым З.Р. таможенным постом МАПП Морское Калининградской областной таможни составлено Решение по результатам таможенного контроля № 10012140/26042017/НП 1, на основании которого 2 мая 2017 года Калининградской областной таможней составлен акт об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей № 10012000/020517/0000067. 4 мая 2017 года Калининградской областной таможней выставлено требование об уплате таможенных платежей № 10012000/040517/00000119, согласно которому Алиеву З.Р. надлежало в срок не позднее 20 дней со дня вручения вышеуказанного требования оплатить задолженность по уплате таможенных платежей в сумме 152 194,39 рублей и пени за период с 24 марта 2017 года по 04 мая 2017 года в сумме 2073,65 рублей, а всего 154268,04 рубля.
Поскольку в установленный срок обязанность по уплате таможенных платежей Алиевым З.Р. не была исполнена, Калининградская областная таможня обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Алиева З.Р. неуплаченных таможенных платежей и пени. 9 октября 2017 года вынесен судебный приказ № 2-2238/2017. 30 января 2019 года в Калининградскую областную таможню поступило определение мирового судьи от 24 декабря 2018 года седьмого судебного участка Ленинградского района г. Калининграда, которым отменен судебный приказ № 2-2238/2017 о взыскании с Алиева З.Р. неуплаченных таможенных платежей и пени.
Административный истец просил суд восстановить срок для подачи административного искового заявления и взыскать за счет имущества (в том числе денежных средств) с Алиева З.Р. в пользу Калининградской областной таможни сумму неуплаченных таможенных платежей - 152 194,39 рублей и пени в сумме 82 873,64 рублей, всего - 235 068,03 рублей, а также сумму пени по день вынесения судом соответствующего решения.
Решением Ленинградского районного суда г Калининграда от 24 июня 2019 года исковые требования Калининградской областной таможни удовлетворены. Постановлено взыскать за счет имущества (в том числе денежных средств) с Алиева З.Р. в пользу Калининградской областной таможни сумму неуплаченных таможенных платежей - 152 194,39 рублей и пени в сумме 95 935,73 рублей, а также государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 5 681 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 16 октября 2019 года решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 24 июня 2019 года изменено в части взыскания государственной пошлины в доход федерального бюджета, указано, что государственная пошлина подлежит взысканию с Алиева З.Р. в доход местного бюджета, в остальной части решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба Алиева З.Р. без удовлетворения.
В кассационной жалобе на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 24 июня 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 16 октября 2019 года Алиев З.Р. ставит вопрос об отмене судебных актов, полагая их постановленными с неправильным применением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Указывает, что товар, изъятый по делу об административном правонарушении, впоследствии был помещен под таможенную процедуру реэкспорта и вывезен на территорию Литовской Республики. При этом им были уплачены таможенные сборы. Таким образом, на момент рассмотрения административного искового заявления судом таможенные платежи и пени по требованию об уплате таможенных платежей № 10012000/040517/0000119 не подлежали взысканию по причине прекращения обязанности по уплате таможенных платежей в отношении товара, помещенного под таможенную процедуру реэкспорта и вывезенного с таможенной территории Таможенного союза.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Судами установлено, что 23 марта 2017 года через таможенный пост МАПП Морское Калининградской областной таможни из Литовской Республики на таможенную территорию Евразийского экономического союза в Калининградскую область на легковом микроавтобусе марки «Volkswagen», регистрационный знак <данные изъяты>, в качестве водителя следовал гражданин Российской Федерации Алиев З.Р., который пассажирскую таможенную декларацию не подавал. В ходе проведения таможенного досмотра (акт таможенного досмотра (осмотра) товаров № 10012150/230317/Ф000008) в грузовом отсеке транспортного средства обнаружен принадлежащий гражданину Алиеву З.Р. незадекларированный товар:
тридцать девять мешков с мужской и женской одеждой бывшей в употреблении различных наименований (рубашки, юбки, брюки и т.д.), общим весом 635 кг;
предметы из металла без маркировки в форме шатунов двигателя внутреннего сгорания в количестве девять штук, размером 780x280 мм, бывшие в употреблении, общим весом 320 кг.
23 марта 2017 года в отношении Алиева З.Р. по факту незаконного перемещения товара через таможенную границу ЕАЭС Калининградской областной таможней возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Товар, являющийся предметом административного правонарушения, изъят протоколом изъятия вещей и документов от 23 марта 2017 года.
Вступившим в законную силу постановлением судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 20 июня 2017 года Алиев З.Р. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа.
В отношении товара принято решение возвратить его Алиеву З.Р. для дальнейшего таможенного оформления.
Поскольку правоотношения, связанные с незаконным ввозом Алиевым З.Р. товара, как и отношения связанные с последующим помещением товара под таможенную процедуру реэкспорта и вывозом товара с таможенной территории ЕАЭС (10 августа 2017 года), возникли до вступления в силу 1 января 2018 года Таможенного Кодекса Евразийского экономического союза, суды к спорным правоотношениям правильно применили нормы Таможенного кодекса Таможенного союза.
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза незаконное перемещение товаров через таможенную границу - перемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение.
Пунктом 1 статьи 81 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу возникает при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза.
При незаконном перемещении товаров через таможенную границу, за исключением случая, указанного в части второй настоящего пункта, сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день пересечения товарами таможенной границы, а если этот день не установлен, - день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу (пункт 4 статьи 81 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Исходя из приведенных норм законодательства, у Алиева З.Р. при незаконном перемещении (ввозе) им товаров через таможенную границу возникла обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин.
В соответствии с пунктом 3 статьи 81 Таможенного кодекса Таможенного союза обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу прекращается в случаях, установленных пунктом 2 статьи 80 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Согласно статье 296 Таможенного кодекса Таможенного союза реэкспорт - таможенная процедура, при которой товары, ранее ввезенные на таможенную территорию таможенного союза, либо продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, вывозятся с этой территории без уплаты и (или) с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.
Доводы Алиева З.Р. о прекращении обязанности по уплате таможенных пошлин в связи с помещением им товаров под таможенную процедуру реэкспорта получили надлежащую оценку суда апелляционной инстанции, как несостоятельные, поскольку обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов предусмотрена пунктом 1 статьи 300 Таможенного кодекса Таможенного союза в отношении иностранных товаров, помещаемых под таможенную процедуру реэкспорта, которая возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации, а прекращается данная обязанность при фактическом вывозе иностранных товаров с таможенной территории таможенного союза (подпункт 1 части 2 статьи 300 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Таким образом, положения указанной статьи Таможенного кодекса Таможенного союза касаются прекращения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, возникшей при регистрации таможенной декларации для помещения товаров под таможенную процедуру реэкспорта, и не относятся к обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, возникшей ранее по иным самостоятельным основаниям, в том числе в связи с незаконным перемещением товара.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и на несогласие с выводами судебных инстанций по результатам их оценки, что в соответствии с частью 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке являться не может.
Вопреки утверждениям кассационной жалобы, суд первой и второй инстанций дали надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных постановлений, по настоящему административному делу не допущено.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
оставить решение Ленинградского районного суда г Калининграда от 24 июня 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 16 октября 2019 года без изменения, кассационную жалобу Алиева З.Р. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи