Гражданское дело №2-359/2021;
УИД 75RS0031-01-2021-000460-34
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 апреля 2021 года п. Ясногорск
Оловяннинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Н.В. Набережневой,
при секретаре К.А. Черемисиновой,
с участием заместителя прокурора Оловяннинского района И.Н. Тюричкина,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Оловяннинского района в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Золотореченская СОШ» о признании бездействия незаконным, обязании предоставлять сведения в отдел ГКУ «Краевой центр занятости населения» Забайкальского края,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц о нарушенных трудовых правах к МБОУ «Золотореченская СОШ» с требованиями о признании бездействия незаконным, обязании предоставлять сведения в отдел ГКУ «Краевой центр занятости населения» Забайкальского края.
В обоснование требований указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения работодателями района законодательства о занятости населения, в ходе которой установлено, что ответчик не представлял в Оловяннинский отдел ГКУ «Краевой центр занятости населения» <адрес> с июля 2020 г. сведения о применении в отношении данного работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве); информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов; информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей. Предоставление таких сведений связано с осуществлением органами государственной службы занятости населения деятельности, направленной на создание устойчивой системы эффективного трудоустройства граждан, достижение оптимальной занятости населения. Данные функции осуществляются на основании сведений о потребности в работниках, предоставляемых работодателями. В случае непредставления таких сведений у органа службы занятости населения отсутствует возможность проконтролировать, имелась ли у работодателя вакансии в отчетном периоде. Указанные действия ответчика препятствуют надлежащей организации работы службы занятости населения, возможного анализа ситуации на рынке труда, что в конечном итоге, нарушает права неопределенного круга лиц в защиту от безработицы.
Просит признать незаконным бездействие МБОУ «Золотореченская средняя образовательная школа», выразившееся в непредставлении обязательных сведений в Оловяннинский отдел ГКУ «Краевой центр занятости населения» <адрес>.
Обязать МБОУ «Золотореченская средняя образовательная школа» предоставить в Оловяннинский отдел ГКУ «Краевой центр занятости населения» Забайкальского края следующие сведения и информацию: сведения о применении в отношении данного работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве); информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов; информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей.
Определением от 06.04.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне истца привлечено КГУ «Краевой центр занятости населения» Забайкальского края.
Заместитель прокурора Оловяннинского района Тюричкин И.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме. В обоснование привел доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом извещен.
Представитель третьего лица ГКУ «Краевой центр занятости населения» Забайкальского края в судебном заседании участия не принимал, о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом извещен. Представил пояснения по делу.
Суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Суд, заслушав пояснения заместителя прокурора, исследовав представленные доказательства, полагает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2 ТК РФ, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются: свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности; запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда; защита от безработицы и содействие в трудоустройстве.
Законом Российской Федерации от 19.04.1991г. N 1032-1 (ред. от 24.04.2020) "О занятости населения в Российской Федерации" определены правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы. Гарантии государства по реализации прав граждан Российской Федерации, проживающих за ее пределами, определяются международными договорами (соглашениями) Российской Федерации.
Исходя из смысла ч.1, ч.2 ст.5 Закона РФ от 19.04.1991г. N 1032-1 (ред. от 24.04.2020) "О занятости населения в Российской Федерации", государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на: развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда; обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости; создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; граждане предпенсионного возраста (в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет, имеющие среднее профессиональное образование и ищущие работу впервые); предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы; поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы; создание условий для развития негосударственных организаций, осуществляющих деятельность по содействию в трудоустройстве граждан и (или) подбору работников, включая частные агентства занятости, а также для взаимодействия и сотрудничества таких организаций с органами службы занятости.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст.13 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Согласно ч. ч. 1, 3 ст.25 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе: соблюдения условий договоров, регулирующих трудовые отношения в соответствии с законодательством Российской Федерации; оказания помощи в трудоустройстве, прохождении профессионального обучения, получении дополнительного профессионального образования и предоставления сверх установленной законодательством дополнительной материальной помощи увольняемым работникам за счет средств работодателей; соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов; трудоустройства определяемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан.
Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости: сведения о применении в отношении данного работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов; информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
В соответствии с п.2 постановления Правительства Забайкальского края от 13.11.2012г. №492 «Об утверждении порядка представления работодателями сведений и информации в службы занятости», работодатели представляют в центры занятости населения по формам согласно приложениям к настоящему Порядку следующие сведения и информацию: 1) сведения о применении в отношении данного работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве); информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей; информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов, по соответствующей форме; 2) информацию о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов (несовершеннолетних граждан) в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов (несовершеннолетних граждан); информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, и выполнении квоты для приема на работу инвалидов (несовершеннолетних граждан) по соответствующей форме; 3) сведения о высвобождаемых работниках по соответствующей форме; 4) сведения о введении режима неполного рабочего времени (неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, в том числе с разделением рабочего дня на части), а также о приостановке производства по соответствующей форме.
В соответствии с п. п. 3, 4, 5 названного Постановления, работодатели представляют сведения и информацию в центры занятости населения по месту нахождения рабочих мест, а в случае, если рабочие места находятся за пределами Забайкальского края, - по месту нахождения юридического лица, по месту жительства физического лица (индивидуального предпринимателя), месту нахождения крестьянского (фермерского) хозяйства; в центры занятости населения по месту жительства работников.
Сведения и информацию, работодатели представляют в центры занятости населения не позднее двух рабочих дней со дня начала применения процедур о несостоятельности (банкротстве) или появления свободных рабочих мест и вакантных должностей, но не реже одного раза в месяц. Информация о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей представляется также в случае фактического отсутствия на отчетную дату свободных рабочих мест и вакантных должностей. Информацию о трудоустройстве инвалидов, работодатели представляют в центры занятости населения не реже одного раза в месяц.
Из материалов дела следует, что ответчиком нарушены нормы законодательства Российской Федерации о занятости населения, не представлялись обязательные сведения в период с июля 2020 г. по настоящее время о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, сведения о применении в отношении работодателя процедуры о несостоятельности (банкротстве), информация, необходимая для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов, указанные сведения направлены после получения искового заявления прокурором.
С учетом изложенного, требования заместителя прокурора Оловяннинского района к МБОУ «Золотореченская средняя образовательная школа» следует признать обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░); ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░>░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░