Дело № 2-1278/2024
УИД 23RS0025-01-2024-001508-11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Курганинск 10 июля 2024 г.
Краснодарский край
Курганинский районный суд Краснодарского края
в составе
судьи Ищенко А.Ю.,
при секретаре Беловой И.Л.,
с участием: представителя истца - помощника прокурора Курганинского района Краснодарского края Дементьева Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Курганинского района Краснодарского края, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Курганинского городского поселения муниципального образования Курганинского района об устранении нарушений земельного и природоохранного законодательства,
установил:
прокурор Курганинского района Краснодарского края, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Курганинского городского поселения муниципального образования Курганинского района об устранении нарушений земельного и природоохранного законодательства, поскольку прокуратурой Курганинского района проведена проверка исполнения администрацией Курганинского городского поселения Курганинского района требований земельного законодательства, в ходе которой установлено, что на территории по координатам 44.895142, 40.586089, прилегающей к земельному участку по адресу 352430, Краснодарский край, г. Курганинск, ул. Р. Люксембург, 210, отмечено наличие строительных отходов (битые бетонные изделия, осколки шифера и др.), бытовых твердых коммунальных отходов (пищевые продукты, полиэтилен, стеклянные бутылки).
Помощник прокурора просил обязать администрацию Курганинского городского поселения Курганинского района принять меры, направленные ликвидацию строительного и бытового мусора на территории земельного участка с координатами 44.895142, 40.586089, прилегающей к земельному участку по адресу 352430, Краснодарский край, г. Курганинск, ул. Р. Люксембург, 210.
Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы гражданского дела, представленные документы, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.
Согласно части 1 стати 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Из смысла приведенных процессуальных норм следует, что целью гражданского судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов лиц, обращающихся в суд.
Частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор наделен полномочиями обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Исходя из положений ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих жизнь и свободное развитие человека. К числу таких условий относятся, в том числе и закрепление в ст. ст. 41,42 Конституции Российской Федерации права каждого человека и гражданина на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ, земельное законодательство основывается на принципе деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии со ст. 72 Земельного кодекса РФ, органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением юридическими лицами индивидуальными предпринимателями, гражданами обязательных требований земельного законодательства в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Данным Федеральным законом под вопросами местного значения понимаются - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Проведенной проверкой прокуратурой Курганинского района установлено, на территории по координатам 44.895142, 40.586089, прилегающей к земельному участку по адресу 352430, Краснодарский край, г. Курганинск, ул. Р. Люксембург, 210, отмечено наличие строительных отходов (битые бетонные изделия, осколки шифера и др.), бытовых твердых коммунальных отходов (пищевые продукты, полиэтилен, стеклянные бутылки).
В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закона №89-ФЗ) отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 8 Закона №89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, а также определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
В соответствии со ст. 13.4 Закона №89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Согласно п.17 санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21 ) Вывоз и сброс отходов в места, не предназначенные для обращения с отходами, запрещен.
22.03.2024 прокуратурой района главе Курганинского сельского поселения сельского поселения внесено представление об устранении нарушений требований земельного законодательства.
Согласно ответу на представление, направленному в прокуратуру района 29.03.2024, администрацией Курганинского городского поселения Курганинского района указанные в представлении нарушения в виде захламления, размещенные на рассматриваемом земельном участке устранены.
В ходе контрольных мероприятий прокуратурой района совместно со специалистом территориального отделом Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Лабинском, Курганинском и Мостовском районах 29.05.2024 года осуществлено выездное обследования в ходе которого установлено, что на территории по координатам 44.895142, 40.586089, прилегающей к земельному участку по адресу 352430, Краснодарский край, г. Курганинск, ул. Р. Люксембург, 210, отмечено наличие строительных отходов (битые бетонные изделия, осколки шифера и др.), бытовых твердых коммунальных отходов (пищевые продукты, полиэтилен, стеклянные бутылки). При этом на данной территории не оборудована площадка для сбора ТКО, КТО или иные сооружения для обращения с отходами (нарушение п. 17 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»).
По мнению суда, указанные нарушения свидетельствуют о ненадлежащем исполнении администрацией Курганинского городского поселения Курганинского района полномочий в земельной сфере. Вышеуказанные факты свидетельствуют о неисполнении возложенных на администрацию поселения полномочий по решению вопросов местного значения.
Руководствуясь статьями 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
удовлетворить исковые требования прокурора Курганинского района Краснодарского края, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Курганинского городского поселения муниципального образования Курганинского района об устранении нарушений земельного и природоохранного законодательства.
Обязать администрацию Курганинского городского поселения Курганинского района принять меры, направленные ликвидацию строительного и бытового мусора на территории земельного участка с координатами 44.895142, 40.586089, прилегающей к земельному участку по адресу 352430, Краснодарский край, г. Курганинск, ул. Розы Люксембург, 210.
Копию решения суда направить лицам, участвующим в деле.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Курганинский районный суд Краснодарского края в течение одного месяца.
Судья А.Ю. Ищенко