Решение по делу № 2-123/2024 (2-1575/2023;) от 09.10.2023

    Производство № 2-123/2024 (2-1575/2023)

    Дело УИД:42RS0018-01-2023-000102-35

    Р Е Ш Е Н И Е

    именем Российской Федерации

    г. Новокузнецк                                                               10 января 2024 года

    Орджоникидзевский районный суд города Новокузнецка Кемеровской области в составе председательствующего судьи Фоминой Е.А.,

    при секретаре Антроповой П.А.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Крысалова Александра Сергеевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу об обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости,

    УСТАНОВИЛ:

    Крысалов А.С. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу об обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости.

    Свои требования мотивировал тем, что в .. .. ....г. года он обратился к Государственному учреждению - Отделению ПФР Кемеровской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии, но получил отказ, так как его стаж работы не подтвержден. На основании его запроса, ему были предоставлены справки, подтверждающие стаж работы на Усть-Каменогорском металлургическом комплексе ОАО «Казцинк» в период с .. .. ....г. по .. .. ....г., с .. .. ....г. по .. .. ....г., с .. .. ....г. по .. .. ....г., с .. .. ....г. по .. .. ....г. и сведения о заработной плате на АО «Усть-Каменогорский титано-магниевый комбинат» с .. .. ....г. до .. .. ....г. по должности машинист крана занятый на горячих участках работ. .. .. ....г. он обратился к Государственному учреждению - Отделению ПФР Кемеровской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости и предоставил все документы, но ему также было отказано. Считает отказ не обоснованным и не законным. Согласно Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения, заключенного в г. Москве .. .. ....г., пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляются по законодательству государства, на территории которого они проживают, все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по Соглашению, несет государство, представляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями. В соответствии с п. 5 рекомендации по проверке правильности назначения пенсии лицам, прибывшим в Российскую Федерации из государств - Республик Бывшего ССР, утвержденного распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от .. .. ....г. №...р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного Федерального закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение", в которых указаны должности машинист крана, занятый на горячих участках работ и плавильщик, в которых Крысалов В.А. и проработал с .. .. ....г. по .. .. ....г. на Усть-Каменогорском металлургическом комплексе ОАО «Казцинк» и на АО «Усть-Каменогорский титано-магниевый комбинат».

    Просит суд обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Кемеровской области - Кузбассу назначить Крысалову Александру Сергеевичу досрочную страховую пенсию по старости.

    Истец Крысалов А.С. в судебном заседании заявленное требование о назначении досрочной страховой пенсии по старости поддержал, настаивал на его удовлетворении.

    Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу – Туманова В.С., действующая на основании доверенности от .. .. ....г., в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, полагала, что истец не имеет права на получение пенсии с .. .. ....г.. На данный момент истец пенсию не получает. Не согласна с требованием о досрочном назначении пенсии, поскольку на дату вынесения решения пенсионного фонда ИПК было недостаточно. Периоды работы на территории Республике Казахстан не могут быть зачислены в специальный стаж, поскольку институт досрочного назначения пенсии на территории Казахстана отменен. В случае удовлетворения требований истца просила суд при определении даты наступления права истца на получение досрочной страховой пенсии по старости учесть тот факт, что истец уже получал пенсию на протяжении 5 месяцев незаконно. Просила отложить дату назначения пенсии указанные на 5 месяцев, чтобы компенсировать пенсионному фонду данные выплаты.

    Суд, выслушав пояснения сторон, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.

    Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39). Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 года № 2-П).

    Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

    В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

    Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

    Пунктом 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г., на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.

    Частью 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

    Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

    Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

    В целях реализации ст. 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» Правительство РФ Постановлением от 16.07.2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждения (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установило, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяется:

    а) при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах:

    Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";

    список N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.;

    б) при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда:

    Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";

    Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992г.

    Список № 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.

    В соответствии со Списком № 1 от 26 января 1991 г. в разделе VII «Металлургическое производство (цветные металлы)» в подразделе 3а «Спекание шихты» имеется позиция 1073300а - рабочие, а также в подразделе «Получение металла плавильным и электротермическим способами» 5а-позиция 1070500а-рабочие, занятые полный рабочий день в горячих, вредных условиях.

    Позицией 1030500а-13790 подраздела 5а Раздела VII «Металлургическое производство (цветные металлы)» упомянутого Списка № 1 от 26 января 1991 г. установлено, что правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются «машинисты кранов (крановщики), занятые на горячих участках работ при получении металла плавильным и электротермическим способами», а позицией 1070500а-16613 - плавильщики.

    Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила от 11 июля 2002 г. № 516).

    Абзацем 1 п. 4 Правил от 11 июля 2002 г. № 516 установлено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

     В п. 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

    Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2014 г. № 400-ФЗ предусмотрено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

    Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

    Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

    При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.ст. 11 и 12 этого закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

    При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены ст.ст. 11 и 12 настоящего федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

    В силу ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400- при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные ст. 11 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

    Аналогичные положения содержатся в Правилах подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 (далее - Правила № 1015).

    Пунктом 11 Правил № 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

    Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.

    В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

    13 марта 1992 г. между государствами - участниками СНГ Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее по тексту также Соглашение от 13 марта 1992 г.), денонсировано Федеральным законом от 11 июня 2022 г. № 175-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» и его действие прекращено в отношениях Российской Федерации с другими участниками только с 1 января 2023 г.

    В соответствии со ст. 1 Соглашение от 13 марта 1992 г., пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

    В силу п.п. 2, 3 ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. для установления права на пенсию, в том числе, пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.

    Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (ст. 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).

    20 декабря 2019 г. между Республикой Арменией, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией подписано Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза, которое вступило в силу с 1 января 2021 г.

    Согласно ст. 12 Соглашения, за стаж работы, приобретенный до вступления в силу названного Соглашения, пенсия назначается с применением Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г., а для Республики Беларусь и Российской Федерации - Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 г.; за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы.

    Соглашением предусмотрено, что каждое государство-член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством исходя из стажа работы, приобретенного на его территории после вступления в силу данного Соглашения, то есть после 1 января 2021 г.

    Относительно стажа работы до 1 января 2021 г. Соглашением предусмотрены переходные положения, согласно которым пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г., а для Республики Беларусь и Российской Федерации - Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 г.

    Частью 1 ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.

    В числе этих условий, как следует из содержания ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, возраст (ч. 1 ст. 8 названного закона), страховой стаж (ч. 2 ст. 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (ч. 3 ст. 8 названного закона).

    Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж, индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных или уплаченных в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.

    Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется как сумма индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г., и индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место с 1 января 2015 г., по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, умноженная на коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости (ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

    Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г., определяется в том числе исходя из размера страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленного по состоянию на 31 декабря 2014 г. по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ч. 10 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

    Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2011 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж и наличие определенного законом минимального ИПК.

    В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Закон) страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 65 лет, при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) в размере не менее 30.

    Согласно ч.3 ст.35 указанного закона применяются переходные положения, а именно с 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.

    Судом установлено, что Крысалов А.С. в июне 2021 года обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии. На основании решения ОПФР по Кемеровской области-Кузбассу №... от .. .. ....г. в установлении досрочной страховой пенсии по старости истцу Крысалову Александру Сергеевичу было отказано ввиду отсутствия требуемого специального стажа на дату обращения за назначением пенсии (т. 1 л.д.15-18).

    На основании запроса Крысалова А.С., ему были предоставлены справки, подтверждающие стаж работы на Усть-Каменогорском металлургическом комплексе ОАО «Казцинк» в период с .. .. ....г. по .. .. ....г., с .. .. ....г. по .. .. ....г., с .. .. ....г. по .. .. ....г., с .. .. ....г. по .. .. ....г. и сведения о заработной плате на АО «Усть-Каменогорский титано- магниевый комбинат» с .. .. ....г. до .. .. ....г. по должности машинист крана занятый на горячих участках работ.

    .. .. ....г. истец вновь обратился в пенсионный орган, представив необходимые документы, но ему также было отказано. Считает отказ не обоснованным и не законным.

    В решении №... от .. .. ....г. указано, что страховой стаж истца составляет 08 лет 27 дней, при требуемом 20 лет. Страховой стаж по Списку № 2 составляет 02 года 11 месяцев 26 дней (т. 1 л.д.15-18).

    Решением Орджоникидзевского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 3 апреля 2023 г. с учетом определения об исправления описки от 28 апреля 2023 г. и дополнительного решения от 28 апреля 2023 г. исковые требования удовлетворены частично, суд признал незаконным решение Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу от .. .. ....г. № в части не включения периода работы в специальный страховой стаж, возложил на ответчика обязанность включить в специальный стаж истца для назначения досрочной страховой пенсии по старости, в соответствии с п.1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ в календарном исчислении период работы:

    с .. .. ....г. по .. .. ....г. в должности плавильщика плавильного отделения цеха производства свинца в .......

    с .. .. ....г. по .. .. ....г. в должности плавильщика участка плавки свинца отделения спекания шихты и плавки свинца цеха производства свинца в .......

    с .. .. ....г. по .. .. ....г. в должности машиниста крана, занятых на горячих участках в .......,

    с .. .. ....г. по .. .. ....г. в должности машиниста крана (крановщика), занятым на горячих участках работ плавильного цеха свинцового завода в ........

    Суд возложил на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу обязанность включить в общий страховой стаж истца в календарном исчислении периоды работы: с .. .. ....г. по .. .. ....г. в должности машиниста крана (крановщика), занятого на горячих участках работ плавильного цеха свинцового завода в ....... и с .. .. ....г. по .. .. ....г. - машинистом крана (крановщиком) плавильного (цеха свинцового завода в .......

    Оспариваемым решением пенсионного органа от .. .. ....г. в назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости отказано в связи с отсутствием требуемого страхового стажа так и в связи с отсутствием требуемой величины ИПК, который пенсионным органом посчитан в размере 16,415 (подтверждается и сведениями индивидуального пенсионного учета), что менее установленного ИПК, требуемого для назначения пенсии по старости – 23,4.

    Однако, суд приходит к выводу о достижении Крысаловым А.С. всех необходимых условий, необходимых для назначения досрочной пенсии по старости.

    Так, Крысалов А.С. родился .. .. ....г., достиг возраста 50 лет .. .. ....г., с заявлением о назначении пенсии обратился в пенсионный фонд .. .. ....г., общая продолжительность страхового стажа, с учетом периодов, включенных пенсионным фондом (8 лет 27 дней) и решением Орджоникидзевского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 3 апреля 2023 г. с учетом определения об исправления описки от 28 апреля 2023 г. и дополнительного решения от 28 апреля 2023 г., с учетом работы Крысалова А.С. на территории респ. Казахстан с .. .. ....г.. (более 14 лет), составила более требуемых 20 лет, общая продолжительность специального стажа с учетом периодов включенных судом, превышает 10 лет (.......): с .. .. ....г.. – 3 г. 2 мес. 10 дн., с .. .. ....г.. – 6 мес. 5 дней, с .. .. ....г.. – 2 года 2 мес. 18 дн.; .......: с 19.. .. ....г. – 4 года 2 мес. 16 дн., что в совокупности составляет 10 лет 1 мес. 21 дн.).

    Требуемая Крысалову А.С. в .. .. ....г. году величина ИП составляет 23,4.

    С учетом периодов, учтенных Крысалову А.С. решением Орджоникидзевского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 3 апреля 2023 г. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п.1 ч.1 ст.30 Закона № 400-ФЗ: с .. .. ....г., а также на основании документов, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, величина индивидуального пенсионного коэффициента (далее - ИПК) составит:

    - на .. .. ....г.. - 21,432;

    - по состоянию на .. .. ....г.. с учетом осуществления Крысаловым А.С. трудовой деятельности в 1 квартале 2022 года - 22,771 (21,432 + 1,339);

    - по состоянию на .. .. ....г.. - 24,345, в том числе величина ИПК за 2 квартал 2022 года - 1,574 (т. 2 л.д.21).

    В соответствии с п.п. 1,2 ст. 22 ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

    Таким образом, учитывая достижение Крысаловым А.С. .. .. ....г. возраста 50 лет, наличие общей продолжительности страхового стажа более 20 лет, продолжительность специального стажа более 10 лет, а также достижение .. .. ....г.. необходимой величины ИПК, суд приходит к выводу о наличии права истца на досрочное назначение пенсии с .. .. ....г.., и считает необходимым возложить на пенсионный фонд обязанность назначить истцу досрочную страховую пенсию на основании пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с .. .. ....г..

    При этом, доводы представителя ответчика о необходимости отложения даты назначения пенсии суд считает необоснованными, поскольку факт получения пенсионного обеспечения в период с .. .. ....г.. (л.д.24,25), не может являться основанием для изменения даты возникновения права Крысалова А.С. на назначение досрочной страховой пенсии по старости.

        Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

    Р Е Ш И Л:

        Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу назначить Крысалову Александру Сергеевичу, .. .. ....г. года рождения, досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28.12.2013 года с .. .. ....г.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

        Решение в окончательной форме изготовлено 15.01.2024 года.

    Судья                                                                                       Е.А. Фомина

2-123/2024 (2-1575/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Крысалов Александр Сергеевич
Ответчики
ГУ - ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу
Другие
АО "Кузнецкая ТЭЦ"
Суд
Орджоникидзевский районный суд г. Новокузнецк Кемеровской области
Дело на сайте суда
ordzhonikidzevsky.kmr.sudrf.ru
09.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
10.10.2023Передача материалов судье
10.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.11.2023Подготовка дела (собеседование)
09.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.12.2023Судебное заседание
10.01.2024Судебное заседание
15.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее