Дело № 3-83/2015
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
«19» марта 2015 года Воронежский областной суд в составе:
председательствующего судьи Селиверстовой И.В.
при секретаре Козьяковой М.Ю.
с участием представителя заявителя Кудряшова А.В.
представителя заинтересованного лица - филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области - Перфильевой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Воронеже гражданское дело по заявлению Махортов Н.В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной,
у с т а н о в и л:
25 декабря 2014 года Махортов Н.В. обратился в Воронежский областной суд с иском к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице ее филиала по Воронежской области по подсудности, установленной пунктом 8 части 1 статьи 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которому истец просит установить кадастровую стоимость равной рыночной в отношении земельных участков:
- с кадастровым № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственной базы, принадлежащего ему на праве собственности;
- с кадастровым № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственной базы, находящего в пользовании на основании договора аренды.
В обоснование заявленных требований, со ссылкой на положения статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от
29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», представитель истца указал, что кадастровая стоимость земельных участков утверждена постановлением правительства Воронежской области от
17 декабря 2010 года № 1108 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области» (далее – Постановление № 1108) и составляет <данные изъяты> рублей и <данные изъяты> рублей, в то время как в соответствии с отчетом независимого оценщика рыночная стоимость земельных участков на 1 января 2009 года составляет <данные изъяты> рублей и <данные изъяты> рублей соответственно (т. 1, л.д. 5-10).
Определением Воронежского областного суда от 2 февраля 2015 года вид судопроизводства по настоящему делу определен, как по делам, возникающим из публичных правоотношений; к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: правительство Воронежской области, департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее – ДИЗО Воронежской области), Управление «Росреестра» по Воронежской области, администрация Россошанского муниципального района Воронежской области и филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области (т. 1, л.д. 221-222).
Определением суда от 13 марта 2015 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено муниципальное образование в лице администрации городского поселения город Россошь Россошанского муниципального района Воронежской области, на территории которого расположены объекты недвижимости, кадастровая стоимость которых оспаривается заявителем (т. 2, л.д. 67).
В ходе рассмотрения дела представитель заявителя уточнял заявленные требования в части величины рыночной стоимости земельных участков исходя из предоставленных им отчета об оценке рыночной стоимости и заключения эксперта, выполненных по состоянию на 1 января 2009 года (т. 1, л.д. 144-203, 237).
Махортов Н.В. и представители заинтересованных лиц - правительства Воронежской области, ДИЗО Воронежской области, Управления Росреестра по Воронежской области, муниципальных образований - в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом и в установленном порядке; заявитель, представители Управления Росреестра и муниципальных образований письменно просят суд о рассмотрении дела в их отсутствие; иные лица о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного заседания не обращались; возражений относительно заявленных требований, заключения судебной экспертизы, доказательств наличия иной величины рыночной стоимости объекта недвижимости, не представлено (т. 2, л.д. 68-78, 80-87, 89).
В ранее поданных отзывах представители органа кадастрового учета и Управления Росреестра ссылались на отсутствие нарушений прав заявителя действиями названных заинтересованных лиц; представители муниципальных образований полагались при разрешении требований на усмотрение суда; представитель ДИЗО Воронежской области ссылался на несоответствие представленного заявителем отчета № от 9 декабря 2014 года федеральному законодательству в области оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки, считая целесообразным назначить по делу судебную экспертизу, проведение которой просил поручить ФБУ «Воронежский региональный центр судебной экспертизы» (т. 2, л.д. 11-24, 80-87).
Учитывая изложенное, суд в силу части 3 статьи 167 и части 2 статьи 252 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В настоящем судебном заседании представитель заявителя по доверенности от 5 декабря 2014 года Кудряшов А.В. в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования в части величины рыночной стоимости и даты, по состоянию на которую определяется кадастровая стоимость объектов недвижимости, согласно которым он просил установить в отношении названных земельных участков кадастровую стоимость равную их рыночной стоимости: с кадастровым № по состоянию на 1 января 2009 года в размере <данные изъяты> рублей, с кадастровым № – на 18 апреля 2013 года в размере <данные изъяты> рубль согласно заключению судебной экспертизы № от 10 марта 2015 года (т. 2, л.д. 79).
Представитель заинтересованного лица Перфильева И.А. в судебном заседании при разрешении требований полагалась на усмотрение суда, поддержав письменный отзыв, пояснив, что возражений против заключения судебной экспертизы, величины рыночной стоимости, ходатайств о назначении по делу повторной либо дополнительной экспертизы не имеет.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Определяя заинтересованность заявителя в пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, суд учитывает, что в силу пункта 7 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
На основании пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65, пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации формами платы за использование земли является арендная плата, для целей определения которой устанавливается кадастровая стоимость земельного участка путем проведения государственнойкадастровойоценки земель.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области утверждены Постановлением № 1108.
В соответствии с положениями статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
Статьей 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ (в действующей в настоящее время редакции от 21 июля 2014 года) предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи названного заявления может быть, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Установление рыночной стоимости объектов недвижимости относится к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решение о проведении кадастровой оценки земельных участков и впоследствии утвердившие их кадастровую стоимость, а также органы местного самоуправления, устанавливающие земельный налог, которые обладают властными полномочиями по отношению ко второму участнику названных правоотношений, определяют порядок и условия вступления в данные правоотношения.
Таким образом, требование подлежит рассмотрению по общим правилам производства по делам, вытекающим из публичных правоотношений в соответствии с абзацем 7 статьи 245 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации применительно к условиям и основаниям, изложенным в положениях Федерального закона № 135-ФЗ, в частности в статье 24.18, включая правила о распределении бремени доказывания, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
Анализ положений главы III.I Федерального закона № 135-ФЗ, пунктов 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 316 от 8 апреля 2000 года, пунктом 10 Федерального стандарта «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года № 255, в их системной связи, позволяет сделать вывод, что действующее законодательство предусматривает установление кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной, если такая определена, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Как следует из материалов гражданского дела, на основании договора аренды земельного участка № от 15 октября 2008 года, договора уступки права аренды от 2 апреля 2013 года Махортов Н.В. является арендатором и в настоящее время фактически пользуется земельным участком с кадастровым № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенным по адресу: <адрес> категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственной базы.
Также Махортову Н.В. на основании договора купли-продажи от 10 ноября 2013 года и свидетельства о государственной регистрации права от 10 декабря 2013 года на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственной базы. Названные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспаривались. Сведения о земельных участках внесены в государственный кадастр недвижимости: с кадастровым № - 26 июня 2008 года, с кадастровым № - 18 апреля 2013 года (т. 1, л.д. 13-21, 138-141, 214-220).
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что кадастровая стоимость земельных участков используется как для целей налогообложения (налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельного участка, признаваемого объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом), так и при расчете арендной платы суд, усматривает наличие у Махортова Н.В. заинтересованности в оспаривании результатов кадастровой оценки принадлежащего ему на праве собственности и находящегося в пользовании земельных участков, поскольку они затрагивают его права и обязанности, как физического лица, уплачивающего земельный налог, отнесенный налоговым законодательством к местному налогу, устанавливаемому Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, обязательному к уплате на территории муниципального образования (пункты 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 387, пункт 1 статьи 388, пункт 1 статьи 390, пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации), а также арендной платы за пользование земельным участком (статья 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Постановлением № 1108 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области, включая <адрес>, по состоянию на 1 января 2009 года. Размер кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым № составляет <данные изъяты> рублей, определен на 1 января 2009 года, сведения о кадастровой стоимости внесены 9 декабря 2011 года (т. 1, л.д. 143, 214; т. 2, л.д. 16).
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона № 135-ФЗ датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случае осуществления государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем изменение их кадастровой стоимости является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
В настоящее время определение кадастровой стоимости вновь образуемых участков осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года № 222 (далее – Методические указания).
Согласно пункта 2.1.3 Методических указаний в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в границах существующего населенного пункта кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Из материалов дела следует, что утвержденный Постановлением № 1108 средний взвешенный по площади УПКСЗ для <данные изъяты> группы видов разрешенного использования – для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок по кадастровому кварталу № - был использован для исчисления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым № при постановке его на кадастровый учет 18 апреля 2013 года, как вновь образованного. Размер кадастровой стоимости земельного участка утвержден актом от той же даты и составляет <данные изъяты> рубля (т. 1, л.д. 142, 218, 242; т. 2, л.д. 16).
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату (часть 4 стать 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ).
Таким образом, поскольку кадастровая стоимость земельных участков была установлена 1 января 2009 года и 18 апреля 2013 года соответственно, постольку датой, по состоянию на которую определяется рыночная стоимость названных земельных участков, следует считать именно эти даты.
В ходе рассмотрения настоящего дела по ходатайству заявителя была проведена судебная экспертиза на предмет определения рыночной стоимости земельных участков на дату, по состоянию на которую была установлена их кадастровая стоимость. Согласно заключению эксперта ФБУ Воронежский РЦСЭ Минюста России от 10 марта 2015 года № рыночная стоимость земельного участка с кадастровым № на заданную дату составляет <данные изъяты> рублей, земельного участка с кадастровым № – <данные изъяты> рубль (т. 2, л.д. 40-62).
Оценивая экспертное заключение, применительно к положениям статей 60, 67 и 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит его соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе, требованиям статьи 11 Федерального закона № 135-ФЗ и требованиям федеральных стандартов оценки действующего законодательства, а также надлежащим доказательством, подтверждающим размердействительной рыночнойстоимостиземельного участка на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Доказательств, свидетельствующих о том, что заключение эксперта не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, не представлено. Участвующие в деле лица заключение эксперта не оспаривали, с ходатайством о проведении повторной, либо дополнительной экспертизы с целью установления иной величины рыночной стоимости земельного участка не обращались.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии иной величины рыночной стоимости объекта недвижимости, участниками процесса в материалы дела не представлено, об их наличии суду не заявлялось.
Таким образом, суд считает установленной действительную рыночную стоимость земельных участков: с кадастровым № в размере <данные изъяты> рублей по состоянию на 1 января 2009 года, с кадастровым № – <данные изъяты> рубль – по состоянию на 18 апреля 2013 года (на даты, по состоянию на которые была установлена их кадастровая стоимость).
Согласно части 5 статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению суда новые сведения применяются с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7, части 3 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» настоящее решение суда со дня вступления в законную силу является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что заявление об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми №, находящихся в пользовании и собственности Махортова Н.В., равной их рыночной стоимости в размере <данные изъяты> рублей и <данные изъяты> рубль, определенной по состоянию на 1 января 2009 года и
18 апреля 2013 года соответственно, поданное в суд 25 декабря 2014 года, подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199, 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ № ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░,░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ № ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░,░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20 ░░░░░ 2015 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░