УИД: 56RS0018-01-2021-005696-40
Дело № 2а-4943/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 июля 2021 года г.Оренбург
Ленинский районный суд города Оренбурга
в составе председательствующего судьи Ермошкиной О.В.,
при секретаре Толкачёвой М.С.,
с участием:
представителя административного истца – старшего помощника прокурора Ленинского района г. Оренбурга Абрамёнок Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ленинского района г.Оренбурга в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «В Контакте» о признании информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Ленинского района г.Оренбурга обратился в суд с административным исковым заявлением указав, что в связи с проведением мониторинга интернет-ресурсов выявлены сайты, расположенные по адресам: ..., где размещена информация о способах обналичивания денежных средств, в том числе с целью ухода от налогообложения, уклонения от установленной законом ответственности, посредством совершения сделок и составления документов, которые обладают признаками мнимости и фиктивности, предоставлению услуг по транзиту денег по территории России, данная информация противоречит интересам общества и государства, правам и законным интересам граждан.
Вход на сайты свободный и не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанных сайтов и скопировать содержащуюся на них информацию в электронном варианте может любой пользователь Интернет-сайта. Информация на сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, ограничения на передачу, копирование и распространение информации отсутствуют.
В нарушение статей 1, 3, 13 Федерального закона Российской Федерации от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма», статей 2, 3 Федерального закона от 6 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму», статьи 13 Федерального закона №395-1 «О банках и банковской деятельности» информация на данных сайтах носит криминогенный характер, может способствовать финансированию террористических организаций, подрывает безопасность государства, основы конституционного строя Российской Федерации и способствует совершению правонарушений и преступлений.
Таким образом, распространение информации о предоставлении услуги по обналичиванию денежных средств на вышеуказанных Интернет-сайтах противоречит требованиям законодательства, нарушает публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц.
Просит суд признать информацию, размещенную на Интернет-сайтах: ..., запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В судебном заседании представитель административного истца – старший помощник прокурора Ленинского района г.Оренбурга Абрамёнок Е.А., заявленные административные исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить.
Представители административного ответчика, заинтересованных лиц Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Оренбургской области, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, будучи надлежащим образом извещенные о дате и времени судебного заседания в судебное заседание не явились. Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Оренбургской области представил письменный отзыв, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, выслушав участника процесса, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 265.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно положениям статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр).
В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности.
Обеспечение доступа к информации, направленной на нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой и религиозной розни, вызывает неприязнь к образу жизни, культуре граждан русской национальности, подрывает основы национальной безопасности Российской Федерации, нарушает конституционные права граждан, которые они могут использовать и защищать вне зависимости от национальной или расовой принадлежности.
Статьей 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности» определен перечень банковских операций.
Под обналичиванием понимается операция по переводу денежных средств из безналичной формы в наличную форму путем их снятия с банковского счета физического или юридического лица. При поступлении денежных средств на банковский счет на основании мнимых сделок и фиктивных документов, их обращение в наличную форму путем получения неучтенных наличных денег, является незаконным.
Квазибанковские операции, которые по существу, а не по юридической форме могут соответствовать предусмотренным статьей 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности» банковским операциям, к которым относятся такие операции: открытие и управление расчетными счетами фирм-однодневок соответствует банковской операции по открытию и ведению банковских счетов физических и юридических лиц; незаконный транзит денежных средств соответствует банковской операции по переводу денежных средств по поручению физических и юридических лиц; незаконное обналичивание денег соответствует банковской операции по кассовому обслуживанию физических и юридических лиц.
В силу статьи 13 Федерального закона от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности» осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России.
Федеральный закон от 7 августа 2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. (статья 1).
Согласно статье 3 Федерального закона от 7 августа 2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем - придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления; финансирование терроризма - предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо для финансирования или иного материального обеспечения лица в целях совершения им хотя бы одного из указанных преступлений, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования или преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" к основным принципам противодействия терроризма относится: приоритет мер предупреждения терроризма; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.
Из подпункта «а» части 2 статьи 3 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" следует, что террористическая деятельность - деятельность, включающая в себя, организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта.
Статьями 172 и 174.1 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконную банковскую деятельность и легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления соответственно.
Пунктом 5.13.1 Правил пользования сайтом "ВКонтакте" предусмотрена возможность создания и использования пользователями сообществ (групп, официальных страниц и встреч) для целей продвижения коммерческих, политических, благотворительных и иных некоммерческих организаций, брендов, товаров, работ и услуг, а также различных мероприятий (объектов продвижения), которые должны соответствовать действующему законодательству Российской Федерации.
Из пунктов 5.13.2, 5.13.3 Правил следует, что пользователь, создавший сообщество, имеет возможность его администрирования, на этого пользователя возлагается обязанность самостоятельно следить и пресекать не соответствующие Правилам размещение информации в сообществе и при необходимости блокировать пользователям, нарушающим настоящие Правила, доступ к сообществу, использую функциональные возможности Сайта.
Пунктом 6.34 Правил предусмотрено, что пользователям запрещено при использовании сайта загружать, хранить, публиковать, распространять и предоставлять доступ или иным образом использовать любую информацию, которая, в частности пропагандирует преступную деятельность или содержит советы, инструкции или руководства по совершению преступных действий; содержит информацию ограниченного доступа; нарушает иные права и интересы граждан и юридических лиц или требования законодательства Российской Федерации.
Информация о предоставлению услуг по обналичиванию денежных средств должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к сайтам, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт.
Судом установлено, что в настоящее время в сети Интернет в открытом доступе находятся сайты: ..., где размещена информация о способах обналичивания денежных средств, в том числе с целью ухода от налогообложения, уклонения от установленной законом ответственности, посредством совершения сделок и составления документов.
Информация на данном Интернет-ресурсе, в соответствии с частью 6 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» фактически является информационным пособничеством к совершению уголовно и административно наказуемых действий, создает опасность для основ конституционного строя, нравственности и законных интересов граждан.
В связи, с чем сведения, размещённые на указанных выше Интернет-сайтах являются информацией, запрещённой к распространению в Российской Федерации.
На день рассмотрения судом административного иска указанные Интернет-сайты не внесены в реестр запрещенных.
Оценив в совокупности изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора Ленинского района г.Оренбурга.
Руководствуясь статьями 175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление прокурора Ленинского района г.Оренбурга в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «В Контакте» о признании информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, - удовлетворить.
Признать информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, информацию, размещенную в сети Интернет на сайтах, расположенных с URL-адресом:
...
...
...
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения через Ленинский районный суд г. Оренбурга.
Судья: подпись О.В. Ермошкина
Решение в окончательной форме составлено: 15 июля 2021 года.
Судья: подпись О.В. Ермошкина
Оригинал подшит в дело №2а-4943/2021
находящегося в производстве
Ленинского районного суда г.Оренбурга