Дело № 2а-2281/2021
УИД: 22RS0068-01-2021-001747-96
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 апреля 2021 года г.Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула в составе:
судьи Ваншейд А.К.,
при секретаре Белоноговой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Железного А.В. к Управлению имущественных отношений Алтайского края о признании решения незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Железный А.В. обратилась в суд с административным иском к управлению имущественных отношений Алтайского края (далее также - Алтайкрайимущество) о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в утверждении схемы и предварительном согласовании предоставления в собственность без торгов земельного участка общей площадью 1362 кв.м. по адресу: ...., согласно схеме, для индивидуального жилищного строительства; возложении обязанности в течении 30 дней с даты вступления судебного акта в законную силу рассмотреть заявление Железного А.В. от ДД.ММ.ГГГГ № и принять решение об утверждении схемы и о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка общей площадью 1362 кв.м. по вышеуказанному адресу.
В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Алтайкрайимущество с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность без торгов указанного выше земельного участка. Ответом Алтайкрайимущества от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка, однако решением Центрального районного суда г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ по делу № 2а-2557/2020 решение Алтайкрайимущества от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным, на административного ответчика возложена обязанность повторно рассмотреть заявление. При повторном рассмотрении заявления управление имущественных отношений Алтайского края вновь отказало в предоставлении вышеуказанного земельного участка, что оформлено письмом от ДД.ММ.ГГГГ №. Отказ обоснован невозможностью размещения на земельном участке объекта недвижимости в связи с нахождением на участке охранных зон инженерных сетей (электроснабжения) и высокоствольных деревьев (сосна), кроме того, на данной территории предусмотрено размещение дошкольной образовательной организации. Вместе с тем, возможность размещения на испрашиваемом земельном участке объекта недвижимости с учетом нахождения на нем инженерных сетей и деревьев уже установлена решением суда, а размещение дошкольной образовательной организации предусмотрено на ином земельном участке.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечен комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула.
В судебном заседании представитель административного истца Серова В.В. на удовлетворении исковых требованиях настаивала по доводам административного искового заявления. Указала, что административному ответчику представлена схема расположения земельного участка с учетом градостроительных ограничений, имеется возможность размещения объекта капитального строительства, в том числе жилого дома. Участок находится в зоне, предназначенной под индивидуальную жилую застройку. Кроме того, такие основания для отказа как наличие инженерных сетей и высокоствольных деревьев уже были предметом судебного спора, вынесено решение суда, которым указанные основания признаны незаконными. Размещение детского дошкольного учреждения планируется на другом земельном участке, который расположен в другой зоне застройки.
Представитель административного ответчика Управления имущественных отношений Алтайского края Соколова Н.Е. административный иск не признала, пояснила, что оснований для утверждения схемы и предварительного согласования предоставления в собственность указанного земельного участка не имеется, поскольку разработка схемы расположения земельных участков произведена с нарушением пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации. Административный истец обратился, как гражданин, имеющий статус многодетной семьи, имеющей право на предоставление земельного участка для жилищного строительства, однако в отношении земельного участка имеются градостроительные ограничения, препятствующие строительству жилого дома, в связи с чем земельный участок не может быть предоставлен в соответствии с испрашиваемым целевым назначением.
Административный истец Железный А.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Из материалов дела следует, что оспариваемое решение Алтайкрайимущества принято ДД.ММ.ГГГГ. Административный иск подан Железным А.В. ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в установленном законом срок.
В соответствии с пунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 3 Закона Алтайского края от 9 ноября 2015 года № 98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» (далее – Закон «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков») закреплено право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства граждан, имеющих трех и более детей и состоящих на учете в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства.
Указанные граждане имеют право на предоставление в собственность бесплатно самостоятельно выбранного ими земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства независимо от места постоянного проживания таких граждан на территории Алтайского края (пункт 3.3 статьи 3 Закона «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» на момент возникновения спорных правоотношений).
Как установлено в судебном заседании, административный истец относится к категории граждан, имеющих трех и более детей, и состоит на учете в целях бесплатного предоставления в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства, что не оспаривается административным ответчиком.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Железный А.В. обратился в Управление имущественных отношений Алтайского края с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, общей площадью 1362 кв.м., расположенного по адресу: ...., согласно схеме, для индивидуального жилищного строительства в соответствии с пунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, Законом «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков».
Письмом Управления имущественных отношений Алтайского края от 27 декабря 2019 года № 48/13286 Железному А.В. отказано в утверждении схемы и в предварительном согласовании предоставления участка в собственность без проведения торгов в связи с нахождением на участке инженерных сетей (электроснабжения), ценных пород деревьев, наличием нарушений строительных, санитарных, противопожарных норм и правил.
Решением Центрального районного суда г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, решение Управления имущественных отношений Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № признано незаконным, на административного ответчика возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Железного А.В. (дело № 2а-2557/2020).
Во исполнение решения суда административным ответчиком повторно рассмотрено заявление Железного А.В. от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании предоставления в собственность без торгов вышеуказанного земельного участка.
Решением Алтайкрайимущества, оформленным письмом от ДД.ММ.ГГГГ №, Железному А.В. вновь отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, поскольку на нем невозможно разместить объект недвижимости в связи с нахождением на участке охранных зон инженерных сетей (электроснабжения) и высокоствольных деревьев (сосна). Кроме того, в соответствии с картой размещения объекта капитального строительства местного значения Генерального плана городского округа – города Барнаула на данной территории предусмотрено размещение дошкольной образовательной организации.
Согласно статье 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии со статьей 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
В силу статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются: документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия; схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; иные документы, перечисленные в пункте 2 этой же статьи.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа (пункт 7).
Согласно подпункту 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам (подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
На основании подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
В силу статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии, в том числе, хотя бы одного из следующих оснований: испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка (подпункт 14 1).
Отказывая в утверждении схем расположения земельных участков и предварительном согласовании предоставления в собственность испрашиваемых земельных участков, Управление в оспариваемом решении указало на наличие градостроительных ограничений, а именно на необходимость соблюдения нормативных расстояний от сетей электроснабжения, стволов высокорослых деревьев до фундамента объекта капитального строительства.
Аналогичные основания указывались административным ответчиком и в письме от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в утверждении схемы и предварительном согласовании предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка. Перечисленные основания отказа признаны незаконными решением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № 2а-2557/2020.
В соответствии с частью 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Поскольку вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ по делу № 2а-2557/2020 установлено отсутствие градостроительных ограничений на размещение на испрашиваемом земельном участке объекта недвижимости в связи с наличием на нем высокоствольных деревьев, а также охранной зоны инженерных коммуникаций, повторное установление и доказывание данных обстоятельств не требуется.
Кроме того, административный ответчик отказывает в предварительном согласовании предоставления в собственность спорного земельного участка по основанию, предусмотренному п.17 ст.39.16 Земельного кодекса РФ, согласно которому уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.
Ссылаясь на приведенное основание отказа, Алтайкрайимущество указало, что в соответствии с картой размещения объекта капитального строительства местного значения Генерального плана городского округа – города Барнаула на данной территории предусмотрено размещение дошкольной образовательной организации.
Между тем, указанное обстоятельство опровергается представленными в материалы дела фрагментами карт и схемой расположения земельного участка, согласно которым испрашиваемый земельный участок, и земельный участок, планируемый под размещение дошкольной образовательной организации, не пересекаются и находятся в разных функциональных зонах.
При этом испрашиваемый административным истцом земельный участок находится в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-4), градостроительным регламентом которой предусмотрен основной вид разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - для индивидуального жилищного строительства.
На основании изложенного решение Управления об отказе в утверждении схемы и предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ №, не может быть признано обоснованным и законным.
В целях восстановления прав административного истца суд полагает необходимым возложить на Управление имущественных отношений Алтайского края обязанность в установленном законом порядке повторно рассмотреть заявление Железного А.В. от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения земельного участка и о предварительном согласовании предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка.
Требование административного истца о возложении на Управление обязанности принять решение об утверждении схемы и о предварительном согласовании предоставления в собственность без проведения торгов спорного земельного участка удовлетворению не подлежит, поскольку принятие конкретного решения в отношении земельного участка относится к полномочиям Управления, суд в данном случае полномочия Управления подменять не вправе.
В связи с изложенным суд удовлетворяет административный иск Железного А.В. в части, признает незаконным решение Управления имущественных отношений Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в утверждении схемы и предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка общей площадью 1064 кв.м., расположенного по адресу: ...., согласно схеме, для индивидуального жилищного строительства, и возлагает на Управление имущественных отношений Алтайского края обязанность повторно рассмотреть заявление Железного А.В. от ДД.ММ.ГГГГ № в установленном законом порядке.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Железного А.В. - удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Управления имущественных отношений Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе Железному А.В. в утверждении схемы земельного участка и предварительном согласовании предоставления в собственность без торгов земельного участка, общей площадью 1362 кв.м, расположенного по адресу: ...., согласно схеме.
Обязать Управление имущественных отношений Алтайского края повторно рассмотреть заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № в установленном законом порядке.
В удовлетворении остальной части административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г.Барнаула в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья А.К. Ваншейд
Решение в окончательной форме изготовлено 11.05.2021
Копия верна:
Судья А.К.Ваншейд
Секретарь с/з А.В.Белоногова