Решение по делу № 33-2297/2023 от 09.02.2023

Судья: Белобородова Е.Ю.      Дело № 33-2297/2023 (2-143/2022)

Докладчик: Казачков В.В.              УИД 42RS0013-01-2021-004227-18

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

04 апреля 2023 года г. Кемерово

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:

председательствующего Казачкова В.В.,

судей: Бычковской И.С., Овчаренко О.А.,

при секретаре Крюковой Е.В.,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Казачкова В.В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу на решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 09 июня 2022,

по делу по иску Борисова А.В. к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным,

УСТАНОВИЛА:

Борисов А.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Междуреченске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным.

Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ГУ - УПФР в г. Междуреченске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) приняты решения, которыми истцу отказано во включении в стаж на соответствующих видах работ периодов работы в Республике Казахстан, назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Полагает, что принятие пенсионным органом решения, осуществленным без учета Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, а также без учета ч.3 ст. 2 ФЗ «О страховых пенсиях», без учета оборотов по транзитным счетам, является нарушением его права на реализацию пенсионного обеспечения.

С учетом уточнения требований просит признать незаконным решения Пенсионного фонда от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, включить периоды работы в страховой стаж: с 23.08.2005 по 31.01.2006 в качестве подземного проходчика на шахте ТООУ; с 01.02.2006 по 02.04.2007 в качестве подземного проходчика ТООЗ»; с 26.09.2009 по 21.08.2010 в качестве подземного проходчика ТООШ» Республики Казахстан; с 02.09.2010 по 01.07.2011 в качестве подземного проходчика шахты «САМТ» Республики Казахстан.

Включить в стаж на соответствующих видах работ периоды работы: с 30.11.1992 по 01.03.1993 в качестве подземного горнорабочего ШСУ «КК» Республики Казахстан – календарно;

с 02.03.1993 по 03.04.1995 в качестве подземного проходчика ШСУ «КК» Республики Казахстан – из расчета год за год и три месяца;

с 01.01.1998 по 09.02.2005 в качестве подземного проходчика на шахте им. КАМТ» Республики Казахстан – из расчета год за год и три месяца;

с 21.02.2005 по 11.08.2005 в качестве подземного проходчика ТООМ» - из расчета год за год и три месяца;

с 23.08.2005 по 31.01.2006 в качестве подземного проходчика на шахте ТООУ» Республики Казахстан из расчета год за год и три месяца;

с 01.02.2006 по 02.04.2007 в качестве подземного проходчика ТООЗ» - из расчета год за год и три месяца;

с 26.09.2009 по 18.11.2009, с 28.11.2009 по 17.02.2010, с 18.03.2010 по 21.08.2010 в качестве подземного проходчика ТООШ» Республики Казахстан – из расчета год работы за 9 месяцев;

с 02.09.2010 по 01.07.2011 в качестве подземного проходчика шахты «САМТ» Республики Казахстан – из расчета год за год и три месяца,

назначить досрочную страховую пенсию по старости по п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с даты возникновения права, а также взыскать судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 15000 рублей.

Решением Междуреченского городского суда Кемеровской области от 09 июня 2022 года постановлено:

исковые требования Борисова А.В. к ГУ – ОПФР по Кемеровской области – Кузбассу о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, взыскании судебных расходов, удовлетворить частично.

Признать решения ГУ - УПФР в г. Междуреченске Кемеровской области-Кузбасса (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ незаконными.

Обязать ГУ – ОПФР по Кемеровской области – Кузбассу включить Борисову А. В. в страховой стаж периоды работы: с 23.08.2005 по 31.01.2006 в качестве подземного проходчика на шахте ТООУ» Республики Казахстан; с 01.02.2006 по 02.04.2007 в качестве подземного проходчика ТООЗ»; с 26.09.2009 по 21.08.2010 в качестве подземного проходчика ТООШ» Республики Казахстан; с 02.09.2010 по 01.07.2011 в качестве подземного проходчика шахты «САМТ» Республики Казахстан.

Обязать ГУ – ОПФР по Кемеровской области – Кузбассу включить Борисову А.В. в стаж на соответствующих видах работ по п.11 ч. 1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы:

с 30.11.1992 по 01.03.1993 в качестве подземного горнорабочего ШСУ «КК» Республики Казахстан – календарно;

с 02.03.1993 по 03.04.1995 в качестве подземного проходчика ШСУ «КК» Республики Казахстан – из расчета год за год и три месяца;

с 01.01.1998 по 09.02.2005 в качестве подземного проходчика на шахте КАМТ» Республики Казахстан – из расчета год за год и три месяца;

с 21.02.2005 по 11.08.2005 в качестве подземного проходчика ТООМ» - из расчета год за год и три месяца;

с 23.08.2005 по 31.01.2006 в качестве подземного проходчика на шахте ТООУ» Республики Казахстан из расчета год за год и три месяца;

с 01.02.2006 по 02.04.2007 в качестве подземного проходчика ТООЗ» - из расчета год за год и три месяца;

с 26.09.2009 по 18.11.2009, с 28.11.2009 по 17.02.2010, с 18.03.2010 по 21.08.2010 в качестве подземного проходчика ТООШ» Республики Казахстан – из расчета год работы за 9 месяцев;

с 02.09.2010 по 01.07.2011 в качестве подземного проходчика шахты «САМТ» Республики Казахстан – из расчета год за год и три месяца.

Обязать ГУ – ОПФР по Кемеровской области – Кузбассу назначить Борисову А. В. страховую пенсию по старости по основанию, предусмотренному п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с ГУ – ОПФР по Кемеровской области – Кузбассу в пользу Борисова А. В. судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 10000 рублей.

В апелляционной жалобе представитель ГУ -ОПФР РФ по Кемеровской области – Кузбассу просит решение суда отменить как незаконное, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требованиях отказать, так как ответы на запросы пенсионного органа о подтверждении стажа и заработной платы, в установленный действующим пенсионным законодательством трехмесячный срок не поступили, то есть страховой стаж, стаж на соответствующих видах работ и заработная плата не подтверждены надлежащим образом.

С 01.01.1998 в Республике Казахстан начал действовать Закон Республики Казахстан от 20.06.1997 № 136 «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» существовавшие ранее льготные (досрочные) пенсии отдельным категориям граждан отменены, в связи с этим работа на территории Республики Казахстан в период с 01.01.1998 не может быть приравнена к стажу на соответствующих видах работ, так как пенсионное законодательство Республики Казахстан не дает право на досрочное назначение пенсии.

Также указывает, что доказательств, подтверждающих, что за период истца с 01.01.2013 по 31.08.2014 начислялись и уплачивались дополнительные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, истцом не представлено.

Относительно доводов апелляционной жалобы Борисовым А.В. принесены возражения.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 8 сентября 2022 года решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 9 июня 2022 года изменено в части, на ответчика возложена обязанность назначить истцу страховую пенсию по старости в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ с 14 мая 2021 года. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Определением Восьмого кассационного суда общей от 19 января 2023 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 8 сентября 2022 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

В заседание судебной коллегии участвующие в деле лица не явились, в нарушение положений ст. 167 ГПК РФ о причинах неявки не сообщили, доказательств уважительности причин неявки не представили, ходатайств об отложении рассмотрения апелляционной жалобы не поступало.

При таких обстоятельствах, с учетом положений ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, ст. 165.1 ГК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело по апелляционной жалобе в отсутствие не явившихся лиц.

В силу ч. 1 ст. 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником.

Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.

Судебной коллегией установлено, что на основании ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 14.07.2022 № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» (вступившей в законную силу с 01.01.2023) в Российской Федерации создан Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации путем реорганизации государственного учреждения - Пенсионного фонда Российской Федерации с одновременным присоединением к нему Фонда социального страхования Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 18 Федерального закона «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» датой создания Фонда считается 1 января 2023 года.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц с 01.01.2023 произошла реорганизация Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу в форме присоединения к нему Государственного учреждения – Кузбасского Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации.

Указанные обстоятельства подтверждаются постановлением Правления ПФР от 09.12.2022 №316п «О переименовании Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу», из которого следует, что Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу переименовано в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу.

Учитывая изложенное, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу является правопреемником Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает необходимым произвести замену ответчика – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ Борисов А.В. обратился в Пенсионный фонд г. Междуреченска с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ГУ – УПФР в г. Междуреченске Кемеровской области - Кузбассу (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ Борисову А.В. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ: на дату обращения – ДД.ММ.ГГГГ стаж на соответствующих видах работ составил 21 год 04 месяца 14 дней – работника неведущих профессий. Не включены в страховой стаж периоды работы: с 01.09.2006 по 30.11.2006, с 01.03.2007 по 02.04.2007 – в качестве подземного проходчика в ТООЗ»; с 26.09.2009 по 30.09.2009, с 01.11.2009 по 30.11.2009, с 01.01.2010 по 31.03.2010, с 01.05.2010 по 31.05.2010, с 01.07.2010 по 21.08.2010 – в качестве подземного проходчика в ТООШ», так как нет факта уплаты страховых взносов за данные периоды в Государственный центр по выплате пенсии Республики Казахстан.

14.05.2021 Борисов А.В. повторно обратился в ГУ – УПФР в г. Междуреченске Кемеровской области - Кузбассу (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ГУ – УПФР в г. Междуреченске Кемеровской области - Кузбассу (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ: имеется 15 лет 04 месяца 11 дней работника неведущих профессий.

Истцу не были включены в подсчёт стажа на соответствующих видах работ периоды: с 30.11.1992 по 03.04.1995 (2 года 4 месяца 4 дня) – в качестве подземного горнорабочего, подземного проходчика ШСУ «КарагандашахтопроходкаКК» Республики Казахстан, так как на запросы по факту проверки документов, направленные в компетентные органы Республики Казахстан, в установленный срок ответы не поступили;

с 01.01.1998 по 09.02.2005 (7 лет 1 месяц 9 дней) в качестве подземного проходчика на шахте КАМТ» Республики Казахстан;

с 21.02.2005 по 11.08.2005 (5 месяцев 19 дней) в качестве подземного проходчика ТООМ»;

с 23.08.2005 по 31.01.2006 (5 месяцев 8 дней) в качестве подземного проходчика на шахте ТООУ» Республики Казахстан;

с 01.02.2006 по 02.04.2007 (1 год 2 месяца 2 дня) в качестве подземного проходчика ТООЗ»;

с 26.09.2009 по 18.11.2009, с 28.11.2009 по 17.02.2010, с 18.03.2010 по 21.08.2010 (10 мес.26 дней) в качестве подземного проходчика ТООШ» Республики Казахстан;

с 02.09.2010 по 01.07.2011 (10 месяцев) в качестве подземного проходчика шахты «САМТ» Республики Казахстан в связи с отменой в Республики Казахстан института досрочных пенсий

с 14.12.2011 по 31.12.2011 (18 дней) – в качестве проходчика ООО «С», так как предприятием не сданы индивидуальные сведения, также имеются отвлечения от основной работы (20 дней), простои (11 дней), отпуск без сохранения заработной платы (2 мес.21 день).

Из записей трудовой книжки усматривается, что Борисов А.В. с ДД.ММ.ГГГГ осуществлял трудовую деятельность в качестве подземного горнорабочего ШСУ «КК», ДД.ММ.ГГГГ переведен подземным проходчиком ШСУ «КК», уволен ДД.ММ.ГГГГ.

В период с 01.01.1998 по 09.02.2005 истец работал в качестве подземного проходчика на шахте им. КАМТ», где неоднократно переводился подземным проходчиком разряда на различные участки, уволен ДД.ММ.ГГГГ.

С 21.02.2005 принят в качестве подземного проходчика ТООМ», уволен ДД.ММ.ГГГГ.

23.08.2005 принят в качестве подземного проходчика на шахте ТООУ», уволен ДД.ММ.ГГГГ.

01.02.2006 принят в качестве подземного проходчика ТООЗ», уволен ДД.ММ.ГГГГ.

С 26.09.2009 трудоустроен в качестве подземного проходчика ТООШ», уволен ДД.ММ.ГГГГ.

02.09.2010 принят в качестве подземного проходчика шахты «САМТ», уволен ДД.ММ.ГГГГ.

Сведения о периоде работе истца с 30.11.1992 по 03.04.1995 в качестве подземного горнорабочего, подземного проходчика ШСУ «КК» Республики Казахстан подтверждаются архивными справками Государственного архива <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

По данным архивной справки «САМТ» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Борисов А.В. действительно работал на шахте имени 50 лет ФИО4 Угольного Департамента «ИК» с 01.07.1996 по 09.02.2005 в качестве подземного проходчика разряда, различных участков. Административными, учебными и отпусками без содержания не пользовался. Справка дана для подтверждения подземного стажа работы с полным рабочим днём под землёй.

Из справки от декабря 2014, уточняющей особый характер работы ТООУ», следует, что Борисов А.В. работал в ТООУ» с 23.08.2005 по 31.01.2006 в качестве подземного проходчика по ремонту стволов полный рабочий день. Работа предусмотрена Списком раздел 1 подраздел 1 пункт , утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10. Основания выдачи справки: личные карточки по учёту кадров, приказы по шахте 2005-2006гг., табеля учёта рабочего времени, лицевые счета начисления заработной платы.

Согласно справке, уточняющей особый характер работы ТООЗ», Борисов А.В. работал на ТООЗ» с 01.02.2006 по 02.04.2007 в качестве проходчика по ремонту вертикальных стволов с полным рабочим днем на подземных работах. Работа предусмотрена Списком раздел 1 подраздел 1 утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10 код профессии . Основания выдачи справки: личные карточки по учёту кадров, приказы по шахте 2006-2007 гг., штатное расписание, табеля учёта рабочего времени, лицевые счета начисления заработной платы, журнал спусков в шахту.

Справками от 13.06.2018, 28.06.2018, 08.04.2022 уточняющей особый характер работы ТООШ», подтверждается, что Борисов А.В. работал в качестве подземного проходчика на участке ГПУ (горнопроходческий) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с полным рабочим днем под землей, которому предоставлялся отпуск без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с архивной справкой «САМТ» от ДД.ММ.ГГГГ, что Борисов А.В. действительно работал на шахте «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подземным проходчиком разряда участка УВП. Административными, учебными и отпусками без содержания не пользовался. Справка дана для подтверждения подземного стажа работы с полным рабочим днём под землёй. Основание: личные карточки по учёту кадров, книги приказов, лицевые счета начисления заработной платы за 2010-2011 гг.

Из данных о стаже, представленных Пенсионным фондом, следует, что спорные периоды работы Борисова А.В. в Республике Казахстан не включены в стаж на соответствующих видах работ и в страховой стаж, за исключением части периода с 01.01.1998 по 31.12.2001 (4 года 1 день), учтённых ответчиком как обычные условия труда.

При этом из данных о стаже, сформированных по состоянию на 2015 год, следует, что в стаж на соответствующих видах работ включен период работы с 1995 по 2005 год в Республике Казахстан - 9 лет 08 месяцев 10 дней.

Согласно информации Центрального филиала НАО «ГКПГ» от ДД.ММ.ГГГГ по координации деятельности социального и пенсионного обеспечения накопительная пенсионная система в Республике Казахстан введена с 01.01.1998 согласно Закону Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», с этого времени Центральный вариант ведёт учёт поступающих взносов.

Уплата работодателем страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение в отношении Борисова А.В. за период с 19.02.1998 по 23.08.2011 гг. подтверждается оборотами по транзитным счетам.

Суд первой инстанции, установив указанные обстоятельства по делу, руководствуясь нормами пенсионного законодательства, регулирующими спорные правоотношения, оценив собранные по делу доказательства, доводы сторон, пришел к выводу о наличии правовых оснований для включения Борисову А.В. спорных периодов как в стаж на соответствующих видах работ в Республике Казахстан, так и в страховой стаж (общий трудовой), исходя из документального подтверждения выполнения Борисовым А.В. работ в качестве подземного горнорабочего, подземного проходчика, которые предусмотрены соответственно Списком работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста при занятости на указанных работах не менее 25 лет, утв. Постановлением Совмина РСФСР от 13.09.1991 N481, Списком N1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N10 с учетом занятости полный рабочий день на подземных работах.

При этом суд посчитал необходимым включить периоды работы с 26.09.2009 по 18.11.2009, с 28.11.2009 по 17.02.2010, с 18.03.2010 по 21.08.2010 в качестве подземного проходчика ТООШ» Республики Казахстан в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, но не учитывать их в подсчет стажа на соответствующих видах работ, исходя из п. 15 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 N516, поскольку у истца отсутствует полный год подземной работы, подлежащий включению в стаж за 9 месяцев.

Разрешая требования в части назначения досрочной страховой пенсии, суд учёл, что по данным Пенсионного фонда стаж Борисова А.В. на дату первоначального обращения - ДД.ММ.ГГГГ на соответствующих видах работ в неведущих профессиях составляет 21 год 04 месяца 14 дней, с учетом включенных спорных периодов в календарном исчислении и в исчислении 1 год работы за 1 год и 3 месяца (без подсчета периода работы в ТООШ») составляет 25 лет на 01.09.2016, в связи с чем возложил на ответчика обязанность по досрочному назначению Борисову А.В. страховой пенсии по старости по п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с даты возникновения права на досрочную страховую пенсию - ДД.ММ.ГГГГ, признав решения Пенсионного фонда от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и незаконными.

Удовлетворяя требования о взыскания судебных расходов, суд, руководствуясь ст. 98, 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что заявленный размер судебных расходов в сумме 15000 рублей является завышенным, взыскал с ответчика в пользу истца судебные расходы в размере 10000 рублей, учитывая проделанную представителем работу – составление искового заявления, уточненных исковых заявлений, участия в судебных заседаниях.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в части включения спорных периодов работы в страховой стаж и в стаж на соответствующих видах работ, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, фактических обстоятельствах дела, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со ст. ст. 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

13.03.1992 между государствами - участниками СНГ (Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной) было подписано Соглашение «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (далее по тексту - Соглашение), ст. 1 которого предусматривалось, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Согласно п. п. 2, 3 ст. 6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу указанного Соглашения. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.

В силу ст. 10 Соглашения государства - участники Содружества взяли на себя обязательства принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР, или до 01.12.1991, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации (ст. 11 Соглашения от 13.03.1992).

В соответствии с письмом Минтруда России от 29.01.2003 N203-16, трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ.

Таким образом, периоды работы на территории Республики Казахстан подлежат включению в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с нормами Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при условии, что выполнявшаяся в особых условиях труда работа соответствует условиям (критериям), предусмотренным законодательством РФ, а также при условии, что по законодательству Республики Казахстан приобретенный гражданином на территории данного государства трудовой стаж учитывается при установлении права на пенсию на льготных основаниях.

При назначении пенсии, в том числе, досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами РФ за пределами территории РФ (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

При этом, периоды работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, за пределами Российской Федерации после 01.01.2002 (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Согласно п. 15 Указания Министерства социальной защиты населения РФ от 18.01.1996 N1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию: из государств - бывших Республик Союза ССР», документы о стаже работы и заработке, предоставляемые из указанных государств должны быть оформлены в соответствии с законодательством РФ.

Приказом N258н от 31.03.2011 Министерства здравоохранения и социального развития РФ утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, согласно п. 4 которого в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

С 01.01.1998 в Республике Казахстан назначение льготных пенсий по Списку N 1 и N 2 отменено, а с 01.01.2000 введен Закон Республики Казахстан от 13.07.1999 N4-1 «О государственном специальном пособии лицам, работавшим на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда или на работах с вредными и тяжелыми условиями труда», которым предусмотрено назначение специального государственного пособия в соответствии с перечнем профессий и должностей, поименованных в Списке N 1, 2 утвержденным Постановлением Правительства Республики Казахстан 19.12.1999 N 1930.

Льготный стаж определяется в строгом соответствии со Списком N 1, 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденным Постановлением Правительства РК от 19.12.1999 N 1930. Если условия труда соответствуют условиям, указанным в Списке N 1, 2 имеют право на назначение пособия:

по Списку N 1 - мужчины по достижении 53 лет при общем стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда;

по Списку N 2 - мужчины по достижении 58 лет при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев на указанных работах;

В соответствии с Законом Республики Казахстан от 13.07.1999 N 4-1 «О государственном специальном пособии лицам, работавшим на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда или на работах с вредными и тяжелыми условиями труда», граждане, имевшие по состоянию на 01.01.1998, стаж работы по Списку N 1, N 2 имеют право на назначение пособия.

Законом Республики Казахстан от 17.06.1991 N 675-ХП «О пенсионном обеспечении граждан в Республике Казахстан», утратившим силу с 01.01.1998, в ст. 11 п. 1 предусматривалось, что на льготных условиях имеют право на пенсию по возрасту независимо от места последней работы работники, занятые полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, по Списку N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утверждаемому Правительством Республики Казахстан, и по результатам аттестации рабочих мест: мужчины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах.

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 11.01.1993 N26 при назначении гражданам пенсий на льготных условиях в соответствии с Законом Казахской ССР «О пенсионном обеспечении граждан в Казахской ССР» на территории Республики Казахстан до введения новых Списков применяются Списки N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право льготное пенсионное обеспечение, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 с последующими дополнениями и изменениями.

Судебной коллегией не принимается во внимание довод апелляционной жалобы о том, что спорный период работы истца - с 23.08.2005 по 31.01.2006; с 01.02.2006 по 02.04.2007; с 02.09.2010 по 01.07.2011 не подлежит включению в страховой стаж в связи с отсутствием ответа компетентного органа Республики Казахстан о достоверности и обоснованности выдачи документов о стаже, так как данные периоды работы повреждаются достоверными доказательствами, представленными в материалы дела, - справками работодателя, трудовой книжкой, оснований которым не доверять не имеется.

Также, с учетом вышеизложенного, судебная коллегия полагает, что отмена на территории Республики Казахстан с 01.01.1998 института досрочных пенсий не имеет значения, поскольку вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников СНГ урегулированы Соглашением от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», в ст. 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают, а истец проживает на территории Российской Федерации.

Указанными выше справками работодателей подтверждается особый характер работы и условия труда Борисова А.В. в спорные периоды, необходимые для назначения досрочной трудовой пенсии в условиях полного рабочего дня.

Факт уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование) в спорные периоды подтверждается справкой Центрального филиала некоммерческого акционерного общества «ГКПГ» по координации деятельности социального и пенсионного обеспечения, согласно которой за Борисова А.В. перечислялись обязательные пенсионные взносы, а также непосредственно оборотами на транзитные счета вкладчика с 1998 по 2011 гг. (л.д.26-30).

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно включил в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, спорные периоды работы истца в Республике Казахстан, поскольку иное толкование закона означает нарушение принципа правовой определенности и предсказуемости законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения.

Учитывая вышеизложенное, вопреки доводам апелляционной жалобы о необоснованности включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периодов работы истца в Республике Казахстан после 1998 года в связи с отменой с 01.01.1998 назначения досрочных пенсий за работу с вредными и тяжелыми условиями труда на основании Списков №481, N 1, спорные периоды работы Борисова В.А. подлежат зачету в специальный стаж в соответствии с принятыми на себя Российской Федерацией международными обязательствами.

Доводы жалобы в части отсутствия доказательств начислений и уплаты дополнительных тарифов по страховым взносам за период работы истца с 01.01.2013 по 31.08.2014 являются несостоятельными, поскольку какого-либо правового значения для правильного разрешения заявленных требований не имеют, учитывая, что спорный период охватывается периодом по 01.07.2011.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, вступившим в силу с 01 января 2015 г.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права, и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ).

13 марта 1992 г. государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 г.).

В соответствии со ст. 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пунктом 2 ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (ст. 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).

Частью 1 ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.

В числе этих условий, как следует из содержания ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, возраст (ч. 1 ст. 8 названного закона), страховой стаж (ч. 2 ст. 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (ч. 3 ст. 8 названного закона).

В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Пунктом 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального коэффициента в размере не менее 30 лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий -горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2011 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

С наличием страхового стажа определенной продолжительности связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены ст. 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который вступил в силу с 01 января 2002 г. и действовал до 01 января 2015г. - даты вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

Пунктом 2 ст. 29 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который не применяется с 1 января 2015 г., за исключением норм, регулирующих порядок исчисления размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ в части, ему не противоречащей, было предусмотрено, что уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу данного закона, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила № 1015).

Согласно п. 5 Правил № 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.

Пунктом 6 Правил № 1015 определено, что к уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений (подп. «а» п. 6 Правил № 1015); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и с 1 января 2002г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (подп. «б» п. 6 Правил № 1015); единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. -документами территориальных налоговых органов (подп. «в» п. 6 Правил № 1015); единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами (подп. «г» п. 6 Правил № 1015).

Пунктом 11 Правил №1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Аналогичные положения были предусмотрены п.п. 4, 5, 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. №555 (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015).

Порядок установления страховых пенсий определен ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

Согласно ч. 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч. 6 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. №> 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (ч. 7 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (ч. 8 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (ч. 9 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. № 958н (действовал до 1 января 2022 г.) утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты, к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).

Согласно п. 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» (подп. «а» п. 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подп. «б» п. 6 Перечня).

В соответствии с подпунктом «а» п. 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 30 - 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 этого перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (ч. 1 ст. 30, ч. 1 ст. 31, п. 7 ч. 1 ст. 32, ст. 33 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (п. 51 Перечня).

Документы, необходимые для установления пенсии, могут быть представлены в форме электронного документа в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 553 «О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов» (п. 52 Перечня).

Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 г. № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила № 884н).

Согласно п. 22 Правил № 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил № 884н.

Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (п. 65 Правил № 884н).

Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в специальный стаж лечебной деятельности), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

В частности, согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 9 апреля 2008 г. №ЛЧ-25-25/3283, в Казахстане органом, в компетенцию которого входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование), является Республиканское Государственное Казенное Предприятие «Государственный центр по выплате пенсий».

К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

Как усматривается из протокола заседания Комиссии Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Междуреченске Кемеровской области по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ не включены в страховой стаж истца периоды его работы с 01 сентября 2006 г. по 30 ноября 2006 г., с 01 марта 2007 г. по 02 апреля 2007 г. в качестве подземного проходчика в ТООЗ», с 26 сентября 2009 г. по 30 сентября 2009 г., с 01 ноября 2009 г. по 30 ноября 2009 г., с 01 января 2010 г. по 31 марта 2010 г., с 01 мая 2010 г. по 31 мая 2010 г., с 01 июля 2010 г. по 21 августа 2010 г. - в качестве подземного проходчика в ТООШ», так как нет факта уплаты страховых взносов за эти периоды в ГЦ по выплате пенсий Республики Казахстан.

Между тем, согласно имеющейся в деле информации Центрального филиала НАО «ГКПГ» от ДД.ММ.ГГГГ по координации деятельности социального и пенсионного обеспечения уплата работодателем страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение в отношении Борисова А.В. за период с 19 февраля 1998 г. по 23 августа 2011 г. подтверждается оборотами по транзитным счетам.

Из материалов дела усматривается, что по запросу ГУ -Управления пенсионного фонда Кемеровской области от 16 апреля 2018 г. был получен ответ из Центрального филиала Некоммерческого акционерного общества «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по координации деятельности социального и пенсионного обеспечения, в соответствии с которым ответчику рекомендовано обратиться за уточнением информации по факту уплаты 10% обязательных пенсионных взносов за период до 2006 года необходимо обращаться непосредственно на предприятия, производившие данные отчисления. Также в деле имеются справки, подтверждающие подземный стаж работы датированные 11 мая 2018 г. и 28 июня 2018 г.

Однако материалы гражданского дела не содержат сведений о том, что на момент обращения Борисова А.В. в 04.06.2015 и отказа ему Пенсионным органом в назначении досрочной страховой пенсии 27.08.2015, ему были разъяснены права на получение пенсионного обеспечение, а также необходимость предоставления дополнительных документов для назначения досрочной страховой пенсии.

Частью 3 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ закреплено, что в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 данного федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

В целях проверки осуществления Пенсионным органом мероприятий по проверке представленных истцом документов, судебной коллегией направлены запросы в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области о необходимости предоставления дополнительных доказательств о разъяснении пенсионным органом истцу при рассмотрении его заявления необходимости предоставления дополнительных документов для подтверждения его льготного стажа, а также сведения о направлении и получении запросов из уполномоченных органов Республики Казахстан о подтверждении уплаты в отношении истца страховых взносов.

Однако в ответ на запрос судебной коллегии пенсионным органом такие доказательства представлены не были, в связи с чем судебная коллегии приходит к выводу о том, что пенсионный орган обязанности по разъяснению истцу его прав не произвел, не разъяснил истцу, что в случае возникновения спора по поводу включения в специальный стаж спорных периодов работы в республике Казахстан, истцу необходимо представить те или иные документы, не довел до истца информацию о том, когда у него возникнет право на досрочное пенсионное обеспечение, в том числе и в случае включения спорных периодов в специальный стаж, при условии предоставления необходимых документов.

Таким образом, в отсутствие указанных разъяснений, с учетом того, что истец заблаговременно обращался в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной пенсии, полагая, что необходимый для того стаж у него имеется, допущенные Пенсионным органом нарушения ввели истца в заблуждение относительно момента возникновения права на досрочную пенсию, и, как следствие повторное обращение в пенсионный орган последовало только в 2021 году.

Исходя из положений ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ по общему правилу страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Разрешая требования об обязании ответчика назначить истцу досрочную трудовую пенсию по старости, суд возложил на пенсионный орган обязанность назначить Борисову А.В. в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" досрочную страховую пенсию с 01.09.2016, при этом, не привел соответствующего расчета стажа, ограничившись указанием на то, что требуемый стаж - 25 лет приобретен 01.09.2016.

Судебная коллегия не может согласиться с решением суда в указанной части ввиду следующего.

Как усматривается из протокола заседания комиссии УПФР от 27.08.2015, стаж истца на соответствующих видах работ в неведущих профессиях на дату обращения – 04.06.2015, а также данных о стаже на 28.08.2015 : составляет 21 год 04 месяца 14 дней, при этом в данный стаж включены оспариваемые по настоящему делу периоды работы истца в Республике Казахстан по Списку №1: с 30.11.1992 по 01.03.1993 (3 месяца 2 дня), с 02.03.1993 по 03.04.1995 (2 года 1 месяц 2 дня) – из расчёта 1 год за 9 месяцев; с 30.05.1995 по 09.02.2005 (9 лет 8 месяцев 10 дней) – каждый полный год зачтён за 1 год и 3 месяца как подземные горные работы; с 21.02.2005 по 11.08.2005 ( 5 месяц 21 день) – из расчёта 1 год за 9 месяцев; с 23.08.2005 по 31.01.2006 (5 месяцев 9 дней) – из расчёта 1 год за 9 месяцев; с 01.02.2006 по 31.08.2006 (7 месяцев), с 01.12.2006 по 28.02.2007 (2 месяца 28 дней) – из расчёта 1 год за 9 месяцев; с 15.05.2007 по 01.08.2007 (2 месяца 17 дней) – из расчёта 1 год за 9 месяцев; с 23.11.2007 по 31.08.2008 (9 месяцев 8 дней) – каждый полный год зачтён за 1 год и 3 месяца как подземные горные работы ; с 01.10.2009 по 31.10.2009 (1 месяц), с 01.12.2009 по 31.12.2009 (1 месяц), с 01.04.2010 по 30.04.2010 (29 дней), с 01.06.2010 по 30.06.2010 (1 месяц) – из расчёта 1 год за 9 месяцев, с 02.09.2010 по 01.07.2011 (10 месяцев) – из расчёта 1 год за 1 год 3 месяцев как подземные горные работы.

Следовательно, в льготном исчислении бесспорный стаж истца на соответствующих работах составляет 18 лет 7 месяца 1 день на 04.06.2015 (учитывая период с 15.05.2007 по 01.08.2007 (1 год работы за 9 месяцев).

Принимая во внимание, что бесспорный стаж истца, учтенный Пенсионным фондом на 2015 год, составляет 18 лет 7 месяцев 1 день, с учётом включенных периодов работы по решению суда, подлежащих учёту при подсчёте стажа, исключая периоды бесспорного стажа 01.01.1998 по 09.02.2005 (7 лет 1 месяц 3 дня), 02.09.2010 по 01.07.2011 (10 мес.): с 30.11.1992 по 01.03.1993 календарно – 3 месяца 2 дня; с 02.03.1993 по 03.04.1995 (2 года 1 месяц 2 дня) из расчета год за год и три месяца; с 21.02.2005 по 11.08.2005 (5 месяцев 20 дней) из расчета год за год и три месяца; с 23.08.2005 по 31.01.2006 (5 месяцев 9 дней) из расчета год за год и три месяца; с 01.02.2006 по 02.04.2007 (1 год 2 месяца ) из расчета год за год и три месяца; специальный стаж истца в льготном исчислении составляет 5 лет 5 месяцев 4 дня (календарно 4 года 5 месяцев 4 дня), то на дату первоначального обращения истца в пенсионный орган – 04.06.2015 его специальный стаж составил 24 года 5 дней, т.е. для назначении пенсии истцу не хватало 11 месяцев и 25 дней.

Согласно разъяснениям, содержащимся в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 г., утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 г. (вопрос 29), рассматривая спор, возникший в связи с отказом в назначении трудовой пенсии по старости досрочно, суд проверяет обоснованность решения об отказе пенсионного органа в назначении гражданину трудовой пенсии по старости досрочно, а также выясняет, имеется ли у гражданина право на назначение такой пенсии. Поэтому если у истца возникло право на трудовую пенсию по старости в период рассмотрения дела судом, то суд не лишен возможности указать в решении на право истца на такую пенсию и на дату возникновения этого права.

Как следует из материалов дела, в частности, трудовой книжки, уточняющих справок, данных о стаже, решения пенсионного органа от 13.08.2021, после 04.06.2015 истец продолжил работать в должности, подлежащей зачету в специальный стаж по п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и выработал необходимый стаж продолжительностью 25 лет 02.06.2016 исходя из следующего расчета: на 04.06.2015 специальный стаж составил 24 года 5 дней + 11 месяцев 25 дней – 02 дня (11.09.2015 и 14.04.2016 – дни, зачтенные пенсионным органом общим стажем).

Таким образом, необходимый стаж для назначения досрочной страховой пенсии истец выработал 02.06.2016, в связи с чем решение суда в указанной части подлежит изменению.

Руководствуясь ст. 44, ч.1 ст. 327.1, ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Произвести замену в порядке процессуального правопреемства ответчика – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу.

Решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 09 июня 2022 года в части даты назначения пенсии изменить.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу назначить Борисова А.В. страховую пенсию по старости в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с даты возникновения права, т.е. ДД.ММ.ГГГГ.

В остальной обжалованной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:                      В.В. Казачков

Судьи:                                      И.С. Бычковская

     О.А. Овчаренко

33-2297/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Борисов Александр Вячеславович
Ответчики
ГУ – ОПФ РФ по КО
Суд
Кемеровский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.kmr.sudrf.ru
10.02.2023Передача дела судье
14.03.2023Судебное заседание
04.04.2023Судебное заседание
11.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.04.2023Передано в экспедицию
04.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее