11RS0001-01-2023-015065-84 Дело №2-1064/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 февраля 2024 года г.Сыктывкар
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе судьи Автушина Ф.А.,
при секретаре Биглер Н.А.,
с участием представителя истца,
представителя администрации МО ГО «Сыктывкар»,
представителя МУП МО ГО «Сыктывкар» «Жилкомуслуги»,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО ГО «Сыктывкар» об обязании совершить определенные действия,
установил:
Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском (с учетом уточнений) к администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности в срок до 31.12.2025 произвести оценку негативного воздействия сбрасываемых сточных вод в водной объект рыбохозяйственного значения – оз. Выльты, связь с р. Сысола на 10 км от устья, бассейн р. Северная Двина на территории МО ГО «Сыктывкар», на водные биологические ресурсы и среду их обитания в соответствии с требованиями Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 № 380, по результатам оценки разработать план мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания (подпункт «ж» пункта 2 Положения № 380), направить результат оценки и план мероприятий на рассмотрение в Северо-западное Территориальное Управление Федерального агентства по рыболовству в соответствии с действующим законодательством.
В судебном заседании сторона истца требования поддержала.
Представитель ответчика и представитель третьего лица полагали иск не подлежащим удовлетворению.
Иные лица участия в судебном заседании не приняли.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено,
Водный объект рыбохозяйственного значения оз.Выльты расположено на территории МО ГО «Сыктывкар».
Между администрацией МО ГО «Сыктывкар» и МУП МО ГО «Сыктывкар» «Жилкомуслуги» ** ** ** заключен договор №... о передаче в аренду недвижимого имущества, являющегося собственностью МО ГО «Сыктывкар» (канализационных очистных сооружений в пгт. Краснозатонский).
Согласно решению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми о предоставлении водного объекта в пользование от ** ** ** №... оз. Выльты, бассейн р. Северная Двина предоставлен МУП МО ГО «Жилкомуслуги» на срок с ** ** ** по ** ** **. Целью использования водного объекта является сброс сточных вод.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 23.07.2009 по гражданскому делу № 2-349/2009 удовлетворено исковое заявление Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, на Администрацию муниципального образования городского округа «Сыктывкар» возложена обязанность произвести реконструкцию канализационных очистных сооружений в п.Краснозатонский г.Сыктывкара на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов (в соответствии с требованиями ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды»), довести качество сточных вод после канализационных очистных сооружений п.Краснозатонский г.Сыктывкара до нормативных требований, установленных в соответствии с законодательством РФ.
Определением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20.12.2019 изменен способ исполнения решения Сыктывкарского городского суда Республики Коми по гражданскому делу № 2-349/2006 от 23.07.2009: обязать Администрацию МО ГО «Сыктывкар» осуществить строительство трассы напорного канализационного коллектора от КНС-18 (на территории КОС) до КНС по ул.Заводская, 120 (район ЛДК) для перекачки сточных вод от пгт.Краснозатонский в систему канализации г.Сыктывкара.
Определением суда от 14.11.2022 администрации МО ГО «Сыктывкар» предоставлена отсрочка исполнения решения Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 23.07.2009 по гражданскому делу №2-349/2009 на срок до 31 декабря 2023 года.
Сыктывкарским природоохранным межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения администрацией МО ГО «Сыктывкар» требований законодательства об охране водных биологических объектов при осуществлении водопользования.
В рамках указанной проверки, в связи с неоднократным выявлением факта гибели рыбы в оз. Выльтыдор сотрудниками Института биологии ФИЦ Коми НЦ УрО РФН произведен отбор проб воды.
Согласно экспертному заключению Центра лабораторного анализа и технических измерений по Республике Коми от ** ** ** №...-ЛИ-23 по результатам проведенных испытаний уставлено, что концентрация загрязняющих веществ в пробах природной воды, отобранных из озера Выльты, превышают их установленные предельно допустимые концентрации в водах водных объектов рыбохозяйственного значения:
в пробе № 1 (п. Краснозатонский, район выпуска КОС) по показателям: ионы аммония, БПК5. Уровень растворенного кислорода в сравнении с установленным нормативом снижен в 1,46 раз.
в пробе природной воды № 2 (600 м в западном направлении от выпуска КОС п. Краснозатонский) по показателям: ионы аммония, БПК5. Уровень растворенного кислорода в сравнении с установленным нормативом снижен в 1,72 раза.
в пробе природной воды № 3 (северная сторона озера Выльты, в районе дамбы) по показателям: ионы аммония, БПК5.
в пробе природной воды № 4, (северо-западная сторона озера Выльты) по показателям: ионы аммония, БПК5.
в пробе природной воды № 5 (в районе п. Выльтыдор, перед протокой, соединяющей р. Сысола с озером) по показателям: ионы аммония, БПК5. Уровень растворенного кислорода в сравнении с установленным нормативом снижен в 1,4 раза.
По результатам проведения биотестирования проб природной воды с использованием равноресничных инфузорий Paramecium caudatum Ehrenberg установлено отсутствие их острого токсического действия.
Установленное содержание хлорофилла «а» в пробах природной воды оз. Выльты соответствует эвтотрофному водному объекту, для которого характерно наличие большого количества биогенных (питательных) веществ, снижение уровня кислорода ко дну, развитие высокой биомассы фитопланктона в летний период.
В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определены основные принципы, на основе которых должна осуществляться хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, в числе которых соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
Хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды (ч. 1 ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Согласно ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 2 указанной статьи).
Указанный порядок установлен в Постановлении Правительства РФ от 29.04.2013 N 380 "Об утверждении Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания".
В п. 2 Положения перечислены меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, среди которых оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, определение последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания и разработка мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния, по методике, утверждаемой Федеральным агентством по рыболовству, в случае невозможности предотвращения негативного воздействия, проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, в том числе создания новых, расширения или модернизации существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий (п. б,ж,з).
Пункт 4 Положения регламентирует, что при архитектурно-строительном проектировании, а также планировании внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обеспечивают предусмотренную подпунктом "б" пункта 2 настоящего Положения оценку воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, требования к материалам которой устанавливаются в соответствии с пунктом 3 статьи 32 Федерального закона "Об охране окружающей среды".
Исходя из вышеназванных норм, в обязанности администрации МО ГО «Сыктывкар» входит обязанность по оценке воздействия деятельности хозяйствующих предприятий на биоресурсы и среду их обитания.
Материалы дела не содержат сведений о проведении ответчиком необходимых мероприятий по указанной оценке.
Представленное в материалы дела экспертное заключение Центра лабораторного анализа и технических измерений по Республике Коми доказывает наличие вредного воздействия при осуществлении хозяйственной деятельности на состояние вод водного объекта рыбохозяйственного значения, в связи с чем, требования Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора подлежат удовлетворению путем возложения на администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанности в срок до 31.12.2025 произвести оценку негативного воздействия сбрасываемых сточных вод в водной объект рыбохозяйственного значения – оз. Выльты, связь с р. Сысола на 10 км от устья, бассейн р. Северная Двина на территории МО ГО «Сыктывкар», на водные биологические ресурсы и среду их обитания в соответствии с требованиями Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 № 380, по результатам оценки разработать план мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания (подпункт «ж» пункта 2 Положения № 380), направить результат оценки и план мероприятий на рассмотрение в Северо-западное Территориальное Управление Федерального агентства по рыболовству в соответствии с действующим законодательством.
руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ,
у с т а н о в и л:
Исковые требования Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО ГО «Сыктывкар» ОГРН 1021100517140 - удовлетворить.
Обязать администрацию МО ГО «Сыктывкар» в срок до 31 декабря 2025 года:
- произвести оценку негативного воздействия сбрасываемых сточных вод в водный объект рыбохозяйственного значения – оз.Выльты, связь с р.Сысола на 10 км от устья, бассейн р.Северная Двина на территории МО ГО «Сыктывкар», на водные биологические ресурсы и среду их обитания в соответствии с требованиями Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2013 №380;
- по результатам оценки разработать план мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания (пп.ж п.2 Положения №380).
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Ф.А.Автушин
Мотивированное решение составлено 12 февраля 2024 года