Дело № 2-20/2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Лахденпохья Республика Карелия 22 января 2019 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Жданкиной И.В., при секретаре Кузьминовой Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Карсаулидзе Александра Николаевича, поданному в его интересах Шуваловым Михаилом Федоровичем, к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов,
у с т а н о в и л:
Карсаулидзе А.Н. обратился в суд с иском, поданным в его интересах Шуваловым М.Ф., к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов.
Заявленные требования мотивированы тем, что истец обращался к ответчику с заявлением о предоставлении без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером (далее по тексту КН) №, расположенного в <адрес> <адрес>, с разрешенным видом использования – под личное подсобное хозяйство. Указанный земельный участок используется истцом в соответствии с заключенным договором аренды от 15.03.2017 и уступки прав по договору аренды от 20.04.2010 № 2655. Решением ответчика от 15.03.2018 истцу было отказано в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок расположен в водоохраной зоне и прибрежной защитной полосе оз. Риткяярви. С принятым решением истец не согласен. Из содержания ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЗК РФ) следует, что земельные участки в пределах водоохраной полосы и прибрежной защитной полосы не изъяты из оборота, а значит, могут находиться в частной собственности. При этом владельцы земельных участков, в границах которых находятся водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы обязаны соблюдать специальный режим осуществления хозяйственной деятельности и иной деятельности. Сам по себе факт нахождения земельного участка в пределах водоохраной зоны не означает, что такой земельный участок не может быть приобретен в собственность. Земельное законодательство содержит значительный перечень оснований для отказа в предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность. Так, п. 8 ст. 27 ЗК РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации (далее по тексту ВК РФ). Однако, ни одного запрета на предоставление спорного земельного участка в собственность законодательство Российской Федерации не содержит.
На основании изложенного, истец просил возложить на ответчика обязанность по заключению договора купли-продажи земельного участка с КН №, взыскать судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины в размере 300 рублей.
В судебном заседании представитель истца, действующий на основании доверенности Шувалов М.Ф., заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
В судебном заседании представитель истца, действующий на основании устного ходатайства Сутягин А.Н., поддержал заявленные требования, пояснив, что действительно спорный земельный участок находится в прибрежной защитной полосе оз. Риткяярви, вместе с тем, истец не намерен на земельном участке осуществлять деятельность, запрещенную водным законодательством. Истец планирует на земельном участке выращивать садовые деревья и использовать земельный участок долгосрочно.
Истец Карсаулидзе А.Н., извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился. В письменном отзыве на исковое заявление заявленные исковые требования не признал по аналогичным основаниям, изложенных в решении об отказе в предоставлении в собственность спорного земельного участка без проведения торгов.
Третьи лица Шустов В.Э., представители администрации Лахденпохского муниципального района, администрации Мийнальского сельского поселения, Управления Росреестра по Республике Карелия и Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Карелия, извещенные надлежащим образом, не явились. Возражений относительно заявленных исковых требований и ходатайств об отложении рассмотрения дела не направили.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле и исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании установлено следующее.
На основании постановления АЛМР от 28.09.2009 № 1252 Шустову В.Э. предоставлено право аренды земельного участка с КН №, расположенного <адрес>, из земель государственной собственности, находящихся в ведении АЛМР, площадью 15 000 кв.м., с разрешенным использованием - под личное подсобное хозяйство, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, сроком на 49 лет.
20.04.2010 между АЛМР и Шустовым В.Э. был заключен договор аренды вышеуказанного земельного участка. 23.07.2010 договор прошел государственную регистрацию. 15.03.2017 между Шустовым В.Э. и Карсаулидзе А.Н. (истец) был заключен договор уступки прав по данному договору аренды. Договор прошел государственную регистрацию 23.03.2017 (л.д. 76-77).
Согласно выписке из ЕГРН сведения о земельном участке с КН № внесены в Государственный кадастр недвижимости 11.06.2009, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, площадь участка – 15 000 +/- 85 кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства. Сведения о земельном участке имеют статус «актуальные». Кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка объектов недвижимости – №, земельный участок образован из земельного участка с КН № На земельный участок зарегистрировано ограничение прав и обременение в виде права аренды Карсаулидзе А.Н. сроком на 49 лет с 23.07.2010 (л.д. 155-170).
Согласно акту выбора и обследования земельного участка под ведение личного подсобного хозяйства от 17.04.2008, территория земельного участка расположена в юго-восточном направлении от <адрес>. Рельеф участка равнинный, территория сухая, зеленых насаждений нет, строений, подлежащих сносу или переносу также не имеется. Земельный участок расположен на землях сельхозназначения, сенокосы, земли фонда перераспределения. В южном направлении граница земельного участка примыкает к проектируемому земельному участку заказчика под строительство дачи, границе проектируемого участка под ПЛХ и подъездной дороге к проектируемым земельным участкам. В восточном направлении на расстоянии 30 метров от участка расположено оз. Риткяярви. В северном и северо-западном направлении граница земельного участка ограничена землями ГЛФ на расстоянии 10-15 метров для проезда и прохода.
16.02.2018 Шувалов М.Ф., действуя в интересах Крсаулидзе А.Н., обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия о предоставлении в собственность земельного участка с КН № без проведения торгов (л.д. 45).
В письме от 15.03.2018 исх.№ 31931/12.4-21 ответчик Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия отказал истцу в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок расположен за границами населенного пункта на землях сельскохозяйственного назначения в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе оз. Риткяярви ((л.д. 14-15).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
В силу ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
На основании Закона Республики Карелия от 25 декабря 2015 г. № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», Постановлений Правительства Республики Карелия от 30 декабря 2015 г. № 446-П, от 26.09.2017 № 326-П и Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, принятие решений по вопросам о предоставлении земельных участков в собственность относится к компетенции административного ответчика. Таким образом, к компетенции ответчика относится принятие решений по вопросам о предоставлении земельных участков в собственность за плату без проведения торгов.
Пунктом 2 ст. 15 ЗК РФ определено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно ст. 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
Без проведения торгов осуществляется продажа, в том числе: земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка (пункт 9 части 2 ст. 39.3 ЗК РФ).
Анализируя представленные доводы и доказательства, суд приходит к следующим выводам.
На основании п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные данным Кодексом, другими федеральными законами.
В силу п.п. 3 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с ч. 1 ст. ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. Частью 2 ст. 65 ВК РФ предусмотрено, что в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. Согласно ч. 13 той же статьи ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.
Из акта выбора земельного участка от 17.04.2008 следует, что спорный земельный участок в восточном направлении расположен на расстоянии 30 метров от оз. Риткяярви.
Согласно сведениям, представленным ФГБУ «Главрыбвод», оз. Риткяярви является озером, имеющим особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула и зимовки рыб и других водных биологических ресурсов).
Таким образом, материалами дела подтверждается факт нахождения испрашиваемого земельного участка в прибрежной защитной полосе оз. Риткяярви.
На основании положений ч. 17 ст. 65 ВК РФ в границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 данной статьи ограничениями запрещаются: распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов; выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельного участка и лица, являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В силу п. 7 ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В соответствии с п. 4 ст. 78 ЗК РФ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, за исключением случаев размещения линейных объектов в соответствии с пунктом 2 данной статьи.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
В силу ст. 4 того же закона для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений (ч. 3).
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, испрашиваемый истцом земельный участок расположен за пределами населенного пункта поселка Микли, который согласно Закону Республики Карелия от 01.11.2004 № 813-ЗРК «О городских, сельских поселениях в Республике Карелия» является сельским населенным пунктом, а сам спорный земельный участок - полевым.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ведение личного подсобного хозяйства в прибрежной защитной полосе оз. Риткяярви, очевидно предполагающее по своему назначению использование земли в сельскохозяйственных целях, не исключает возможности осуществления гражданином, которому предоставлен земельный участок, запрещенных водным законодательством действий, в том числе распашку земли, что может повлечь нарушение установленных законом ограничений по использованию прибрежной защитной полосы водного объекта.
При таких обстоятельствах, не могут быть удовлетворены требования истца о возложении на ответчика обязанности по принятию решения о заключении договора купли-продажи земельного участка под личное подсобное хозяйство в прибрежной защитной полосе оз. Риткяярви.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья И.В.Жданкина
Мотивированное решение изготовлено 28.01.2019.