РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
16 декабря 2021 года г. Ангарск
Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Черных А.В., при секретаре Габоян К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-6584/2021 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС №21 по Иркутской области к Сафроновой Наталье Олеговне о взыскании обязательных платежей,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по г. Ангарску Иркутской области обратилась с иском к Сафроновой Н.О. о взыскании обязательных платежей, в его обоснование указав, что административный ответчик является собственником недвижимого имущества (квартир). В силу закона ответчик является плательщиком налога на имущество. Налоговым органом исчислен налог на имущество за 2014 год в сумме 592,00 руб., налог на имущество за 2015 год в размере 127,00 руб., налог на имущество за 2016 год в размере 147,00 руб., в адрес ответчика по почте направлены налоговые уведомления. Исчисленная сумма налогов ответчиком не уплачена. В связи с неуплатой налога на имущество в установленный законом срок, налоговым органом начислены пени за неуплату налога на имущество за 2015 год в размере 13,95 руб. за период с ** по **, пени за неуплату налога на имущество за 2016 год в размере 7,45 руб. за период с ** по **, в адрес ответчика направлены требования об уплате налогов и пени. В добровольном порядке налог на имущество за 2014-2016 годы и пени ответчиком не уплачены. ** мировым судьей выдан судебный приказ № о взыскании с Сафроновой Н.О. задолженности по обязательным платежам. Определением мирового судьи от ** указанный приказ отменен. Административный истец просит взыскать с ответчика налог на имущество за 2014 год в размере 592,00 руб., налог на имущество за 2015 год в размере 127,00 руб., налог на имущество за 2016 год в размере 147,00 руб., пени по налогу на имущество за 2015 год в размере 13,95 руб. за период с ** по **, пени по налогу на имущество за 2016 год в размере 7,45 руб. за период с ** по **.
Определением суда произведена замена административного истца на Межрайонную инспекцию ФНС №21 по Иркутской области.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС №21 по Иркутской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Административный ответчик Сафронова Н.О. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, заявлений и ходатайств суду не представила.
Изучив материалы дела, материалы приказного производства, исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с ч.1 ст.3 Налогового Кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Согласно ч.2 ст.44, ст.45 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога и сбора возлагается на налогоплательщика сбора с момента обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Согласно части 1 статьи 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Статьей 400 НК РФ установлено, что налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст.401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В силу ст.403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Налоговым периодом признается календарный год (ст.405 НК РФ).
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в размерах, не превышающих ставок, указанных в ч.2 ст.406 НК РФ.
В соответствии со статьей 409 НК РФ налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно ст. 409 НК РФ в редакции, действовавшей на момент возникновения обязанности по уплате налогов за 2014 год, налог подлежал уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
За уплату налога в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки ст.75 НК РФ предусмотрена уплата пени.
Судом установлено, что в 2014-2016 годы Сафронова Н.О. являлась собственником недвижимого имущества – квартиры, расположенной по адресу: ... ... а также собственником 2/5 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: ... ....
Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из сведений о регистрации прав на недвижимое имущество, представленной Ангарским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Иркутской области.
В соответствии с действующим законодательством Инспекция ФНС по г. Ангарску Иркутской области правомерно произвела начисление ответчику налога на имущество за 2014 год в размере 592,00 руб., налога на имущество за 2015 год в размере 127,00 руб., налога на имущество за 2016 год в размере 147,00 руб., в адрес налогоплательщика по почте направлено налоговое уведомление № от ** о необходимости уплаты налога на имущество за 2015 год не позднее **, налоговое уведомление № от ** о необходимости уплаты налога на имущество за 2016 год не позднее **. Доказательства направления в адрес ответчика налогового уведомления № от ** о необходимости уплаты налога на имущество за 2014 административным истцом не представлены.
В связи с неуплатой налога на имущество за 2015-2016 годы в установленные законом сроки, налоговым органом на основании ст.75 НК РФ начислены пени за неуплату налога на имущество за 2015 год в размере 13,95 руб. за период с ** по **, пени за неуплату налога на имущество за 2016 год в размере 7,45 руб. за период с ** по **, в адрес ответчика по почте направлено требование № от ** об уплате налога на имущество за 2014 год со сроком исполнения до **, требование № от ** об уплате налога на имущество за 2015 год и пени со сроком исполнения до **, требование № от ** об уплате налога на имущество за 2016 год и пени со сроком исполнения до **.
В добровольном порядке ответчиком задолженность по налогам и пени не уплачена.
В соответствии с абзацем 3, 4 пункта 1 статьи 48 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент обращения в заявлением), заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Согласно п.2 ст.48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В связи с неуплатой ответчиком налога на имущество и пени за 2014-2016 годы в добровольном порядке, Инспекцией ФНС по г.Ангарску приняты меры к принудительному взысканию задолженности по обязательным платежам.
Мировым судьей 28 судебного участка г.Ангарска и Ангарского района Иркутской области по заявлению налогового органа ** выдан судебный приказ № о взыскании с Сафроновой Н.О. задолженности по обязательным платежам за 2014- 2016 годы.
Поскольку по истечении трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования № от ** сумма недоимки не превысила 3000 руб., шестимесячный срок, предусмотренный ст.48 НК РФ, надлежит исчислять с момента истечения указанного трехлетнего срока, а именно с ** (12.12.2015+ 3 года + 6 месяцев= **).
При обращении к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа срок для взыскания пропущен не был, поскольку с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился **.
С размером подлежащих уплате налогов ответчик ознакомлена, ** вышеуказанный судебный приказ отменен в связи с подачей должником возражений относительно его исполнения. Однако мер по урегулирования спора о суммах начисленных налогов ответчиком не предпринято. Доказательств своевременной и полной оплаты налогов и пени ответчиком не предоставлено, как и не представлено возражений по порядку расчета налогов и пени.
Проверяя срок обращения налоговой инспекции в суд общей юрисдикции, суд приходит к следующему.
По общему правилу, в силу пункта 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
В то же время, согласно пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Начало течения срока определено законодателем именно днем вынесения определения об отмене судебного приказа (**), следовательно, на день подачи настоящего административного иска ** срок обращения в суд с административным иском не пропущен.
Поскольку судом достоверно установлено наличие задолженности по налогу на имущество за 2015 год в размере 127,00 руб., пени за неуплату налога на имущество за 2015 год в размере 13,95 руб., по налогу на имущество за 2016 год в размере 147,00 руб., пени за неуплату налога на имущество за 2016 год в размере 7,45 руб., следовательно, сумма налога на имущество и пени в указанном размере подлежит взысканию с ответчика.
На момент рассмотрения дела задолженность по налогу и пени не оплачена, порядок расчета налогов и пени ответчиком не оспорен.
Разрешая по существу требования административного истца о взыскании задолженности по налогу на имущество за 2014 в размере 592,00 руб., суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации). Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов, в частности - налога на имущество, транспортного налога налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, такой порядок, являясь существенным элементом налогового обязательства, направлен, прежде всего, на своевременное и безошибочное исполнение конституционной обязанности в отношении налога, имеющего особенности исчисления и уплаты физическими лицами, что не исключает возможности опровержения налогоплательщиком при рассмотрении соответствующего спора в суде (в том числе по иску налогового органа о взыскании недоимки по налогу) факта получения им налогового уведомления (Определения от ** N 468-О-О, от ** N 3059-О).
В соответствии со ст.52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, срок уплаты налога, а также сведения, необходимые для перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Из содержания вышеприведенных норм следует, что обязанность по уплате налога на имущество возникает у физического лица с момента направления ему уведомления налоговым органом. При этом налоговый орган имеет право обратиться с иском о взыскании недоимки по налогу в том случае, если соблюдена процедура направления налогоплательщику уведомления.
В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В силу части 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Как следует из материалов дела, налоговым органом произведен расчет налога на имущество за 2014 год в размере 592,00 руб., сформировано налоговое уведомление № от **. При этом доказательства, подтверждающие направление в адрес налогоплательщика указанного налогового уведомления, административным истцом не представлены.
В административном иске истец указал, что доказательства направления указанного уведомления в адрес ответчика отсутствует в связи с уничтожением за истечением срока хранения. Вместе с тем, при обращении с заявлением о выдаче судебного приказа в июне 2019 года Инспекцией ФНС по г.Ангарска доказательства направления в адрес ответчика налоговое уведомление № от ** также представлены не были.
Из анализа указанных выше норм закона следует, что праву налогового органа на взыскание с налогоплательщика сумм налогов и пеней предшествует обязанность данного органа направить налогоплательщику налоговое уведомление об уплате налога, которое по своей форме и содержанию должно отвечать положениям Налогового Кодекса РФ, а также соответствовать фактической обязанности налогоплательщика по уплате налогов (сборов, пени).
Учитывая, что налоговое уведомление о необходимости уплаты налога на имущество за 2014 год налогоплательщику не направлялось, налоговым органом было допущено нарушение порядка взыскания с налогоплательщика задолженности по указанному налогу, следовательно, налоговый орган не имел права перейти к процедуре принудительного взыскания указанного налога в, в связи с чем требования ИФНС России по г.Ангарску Иркутской области о взыскании с ответчика налога на имущество за 2014 год в размере 592,00 руб. удовлетворению не подлежат.
Учитывая, что срок для обращения с административным иском о взыскании задолженности по налогу на имущество за 2015 год в размере 127,00 руб., пени за неуплату налога на имущество за 2015 год в размере 13,95 руб., по налогу на имущество за 2016 год в размере 147,00 руб., пени за неуплату налога на имущество за 2016 год в размере 7,45 руб. истцом не пропущен, судом установлена обоснованность заявленных исковых требований в указанной части, доказательства оплаты налога и пени ответчиком не представлено, административный иск в указанной части подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст.114 КАС РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход местного бюджета в сумме 400 руб.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 - 294 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №21 по Иркутской области к Сафроновой Наталье Олеговне о взыскании обязательных платежей удовлетворить частично.
Взыскать с Сафроновой Натальи Олеговны, ** года рождения, проживающей по адресу: ... ..., в доход государства:
налог на имущество за 2015 год в размере 127,00 руб.;
налог на имущество за 2016 год в размере 147,00 руб.;
пени по налогу на имущество за 2015 год в размере 13,95 руб. за период с ** по **;
пени по налогу на имущество за 2016 год в размере 7,45 руб. за период с ** по **.
В удовлетворении административного иска Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №21 по Иркутской области к Сафроновой Наталье Олеговне о взыскании налога на имущество за 2014 год в размере 592,00 руб. – отказать.
Взыскать с Сафроновой Натальи Олеговны в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 руб.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.
Судья А.В.Черных
Мотивированное решение изготовлено 30.12.2021.