г.Сыктывкар Дело № 2-60/2020 ( 33-3466/2020 г.)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В.,
судей Агранович Ю.Н., Сироткиной Е.М.,
при секретаре Тырышкиной Н.Н.,
рассмотрела в судебном заседании 27 июля 2020 года дело по апелляционной жалобе Лыткиной Л.В. на решение Усть-Куломского районного суда Республики Коми от 14 февраля 2020 года, которым
в удовлетворении исковых требований Лыткиной Л.В. к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» обязать сделать перерасчет за сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2019 года и произвести возврат суммы компенсации в размере 9613 рублей 76 копеек, обязать возобновить ежемесячную выплату компенсации по ЖКХ в размере 2403 рублей 44 копеек с 01.01.2020 и взыскать денежную компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей, отказано в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Сироткиной Е.М., судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Лыткина Л.В. обратилась в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» (далее - ГБУ РК «ЦСЗН Усть-Куломского района») о перерасчете денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за период с сентября по декабрь 2019 года, возврате суммы компенсации в размере 9613,76 руб.; возложении обязанности возобновить ежемесячную выплату компенсации по ЖКХ в размере 2403,44 руб. с 01.01.2020; взыскании компенсации морального вреда в размере 50000 рублей.
В судебном заседании представитель истца Третьякова Т.А. поддержала заявленные истцом требования.
Представитель ответчика ГБУ РК «ЦСЗН Усть-Куломского района» Рябинина Р.М. с исковыми требованиями не согласилась, представленные письменные возражения поддержала.
Судом принято приведённое выше решение.
В апелляционной жалобе истец и ее представитель ставят вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, применение норм материального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми, руководствуясь статьями 167, 327 ГПК РФ, признала возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о рассмотрении данного дела в суде апелляционной инстанции. О причинах неявки лица, участвующие в деле суду не сообщили, доказательств уважительности причин таковой не представили.
В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что Лыткина Л.В., <Дата обезличена> года рождения, проживающая по адресу: <Адрес обезличен>, является получателем мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг по категории «Одиноко проживающие граждане пожилого возраста, достигшие возраста 80 лет» с 01.05.2018 (протокол решения ГБУ РК «ЦСЗН Усть-Куломского района» № дела 1301035638).
Уведомлением от 20.09.2019 Лыткина Л.В. извещена ГБУ РК «ЦСЗН Усть-Куломского района» о прекращении с 01.09.2019 предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно- коммунальных услуг в связи с наличием задолженности за услугу по обращению с ТКО.
В соответствии со статьей 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии со статьей 13 Закона Республики Коми № 55-РЗ «О мерах социальной поддержки населения в Республике Коми» меры социальной поддержки, в том числе компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (кроме услуг и работ по управлению многоквартирным домом и взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме), предоставляются одиноко проживающему гражданину пожилого возраста, достигшему возраста 80 лет, не имеющему зарегистрированных совместно с ним по месту жительства иных лиц, за исключением зарегистрированных совместно с ним по месту жительства лиц, призванных на военную службу, либо лиц, осужденных к лишению свободы, либо лиц, имеющих регистрацию по месту пребывания по иному адресу, либо лиц, признанных в установленном порядке безвестно отсутствующими, а также в иных случаях, установленных судом.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 статьи 159 ЖК РФ, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3 статьи 159 ЖК РФ).
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 ЖК РФ).
Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 ЖК РФ (часть 4 статьи 159 ЖК РФ).
Согласно части 5 статьи 159 ЖК РФ субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Постановлением Правительства Республики Коми от 05.05.2009 № 115 утверждены Правила и форма предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, Порядок и условия выплаты компенсации стоимости твердого топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива, внесены изменения в постановление Правительства Республики Коми от 31.12.2004 № 280 «О мерах по реализации Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми».
Согласно пункту 3 Правил и форм предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее – Правил №115) для предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг гражданин (лицо, являющееся его представителем в соответствии с законодательством Российской Федерации) представляет в центр или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства или по месту пребывания гражданина соответствующие документы, в том числе и документы об отсутствии (о наличии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, за исключением документа об отсутствии (о наличии) задолженности по оплате капитального ремонта, на день подачи заявления (повторно представляются в случае изменения места жительства или места пребывания гражданина).
К документам об отсутствии задолженности относятся оплаченные платежные документы для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги или справки организаций, управляющих многоквартирным домом. При наличии задолженности представляются соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, заключенные с организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги населению.
В силу пункта 13 Правил №115 меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Компенсация предоставляется при отсутствии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений с организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги населению, по ее погашению.
В соответствии с пунктом 18 Правил №115 перечисление компенсации прекращается при наличии у граждан задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за два и более месяца и (или) невыполнение условий соглашения с организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги населению, по погашению задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.
Как следует из детализированного отчета по балансу договора № 228367292, представленного АО «Коми энергосбытовая компания» от 03.02.2020 № 604-102/681, у истца имеется задолженность по оплате услуги - обращение с ТКО за период 01.01.2019 по 31.12.2019 в сумме 764,41 руб.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств, правоотношений сторон, а также норм права, подлежащих применению по данному делу, исходил из того, что у истца имеется задолженность по оплате коммунальной услуги, образовавшаяся по неуважительной причине, истец, получая квитанции, содержащие сведения о начислении платы за услугу по обращению с ТКО, оплату не производила, считая, что вправе отказаться от внесения платы.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда.
В пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» разъяснено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по общему правилу, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 5 статьи 159 ЖК РФ). Вместе с тем само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.
Судом причины образования задолженности проверены и признаны неуважительными.
В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Статьей 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ определено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов. Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом № 89-ФЗ, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами (статья 2 Федерального закона № 89-ФЗ).
Вопросы сбора и утилизации ТКО урегулированы в Постановлении Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641» и в Постановлении Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Доводы жалобы об отсутствии договорных отношений с ООО «Ухтажилфонд» и отсутствии оснований для оплаты услуг несостоятельны.
К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз ТКО применимы правила ГК РФ о публичном договоре.
Согласно пункту 1 статьи 426 ГК РФ, публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Из содержания пункта 8(17) раздела I(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 следует, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы.
В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Таким образом, с учетом приведенных правил, если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора.
Материалами дела подтверждается, что истец получала оформленные в соответствии с вышеназванными Правилами квитанции на услуги по транспортировке и утилизации ТКО и не производила по ним оплату, что стороной истца не оспаривалось в судебном заседании.
Доводы истца и ее представителя о причине не уплаты вследствие того, что АО «КЭК» не является платежным агентом ООО « Ухтажилфонд», соответственно агентский договор № 036/18-Р от 22.10.2018 между ООО « Ухтажилфонд» и АО « КЭК» считается незаключенным, не является уважительной причиной образования задолженности.
В силу пункта 148(39) Правил предоставления коммунальных услуг, собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011, потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами. Плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
ООО «Ухтажилфонд» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Коми.
22.10.2018 между ООО «Ухтажилфонд» (принципал) и АО «Коми энергосбытовая компания» (агент) заключен агентский договор № 036/18-РО, по условиям которого агент принимает на себя обязательства от имени, по поручению, и за счет принципала, за вознаграждение, ежемесячно, в пределах срока действия договора, осуществлять следующие юридические и фактические действия, в том числе: ведение финансово-лицевых счетов потребителей, включающее в себя расчет и начисление платы за услуги в соответствии с требованиями жилищного законодательства Российской Федерации по финансово-лицевому счету каждого из потребителей; изменение платы за услуги по финансово-лицевому счету каждого из потребителей в случаях и в порядке, предусмотренном жилищным законодательством Российской Федерации, по письменным обращениям принципала.
Внесение платы исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту является надлежащим исполнением обязанности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (части 3 - 6.1, 7, 7.1, 8 - 10 статьи 155 ЖК РФ, пункт 1 статьи 408 ГК РФ).
Доводы жалобы о том, что у истца не образуются отходы, подлежащие утилизации, голословны, в связи с чем подлежат отклонению.
Так, ООО «Ухтажилфонд» оказывает жителям Усть-Куломского района Республики Коми, в том числе с. Помоздино, услуги по вывозу отходов на возмездной основе, истец фактически пользуется либо имеет реальную возможность пользоваться этими услугами и обязан их оплачивать. Доказательства тому, что качество услуг не соответствует обычно предъявляемым требованиям, не представлены.
Доводы жалобы о нарушении порядка уведомления истца о прекращении предоставления мер социальной поддержки, отсутствии надлежащих доказательств самого уведомления подлежат отклонению.
Так, уведомление от 20.09.2019 направлено в адрес Лыткиной Л.В. 20.09.2019, что подтверждается реестром простых писем, удостоверенный печатью Почты России.
В пункте 18 Правил №115 указаны основания, по которым перечисление компенсации прекращается либо с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили определенные обстоятельства, либо в месяце, в котором наступили обстоятельства.
Наличие у граждан задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за два и более месяца и (или) невыполнение условий соглашения с организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги населению, по погашению задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги является основанием для прекращения перечисления компенсации в том же месяце.
В силу пункта 15 Правил №115, компенсация перечисляется центрами в финансово-кредитные учреждения или через организации почтовой связи ежемесячно до конца месяца.
Согласно пункту 19 Правил №115 в течение 5 рабочих дней после прекращения перечисления компенсации в случаях, предусмотренных подпунктом 2 пункта 18 настоящих Правил, гражданину направляется уведомление о прекращении предоставления компенсации.
Таким образом, направление ответчиком уведомления 20.09.2019 о прекращении истцу выплат с 01.09.2019 соответствует требованиям вышеуказанных Правил №115.
Выводы суда, изложенные в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом не допущено.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что основания, предусмотренные статьей 330 ГПК РФ, для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы ответчика отсутствуют, поскольку принятое решение их права не нарушает.
Иных доводов, которые могли бы повлиять на существо принятого судом решения, в апелляционной жалобе не содержится.
Руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Усть-Куломского районного суда Республики Коми от 14 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Лыткиной Л.В. - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-